«Духовно – нравственное воспитание дошкольника через русскую народную культуру»
статья на тему

Федорова Елена Николаевна

Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника нужно развивать у детей через понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 3 г. ДУБОВКИ ДУБОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

(МКДОУ Д/С № 3 г. ДУБОВКИ)

«Духовно – нравственное воспитание дошкольника через русскую народную культуру»

Выполнил: воспитатель

Федорова Елена Николаевна

г. Дубовка

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви

к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,

эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему,

ко всему человечеству»

Д.С. Лихачёв

        Приобщение новых поколений к национальной культуре в настоящее время становится актуальным педагогическим вопросам современности, так как если не уделять ему должного внимания сейчас, то в будущем может произойти утрата исторического наследия и самобытности русского народа. Сегодня происходит подмена многих идеалов, разрушение взглядов предшествующих поколений, навязывание массовой культуры, чужеродного русскому народу мышления, образа жизни, поведения. Стало очевидным, что в обществе необходимо возрождение культуры и духовности, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребёнка до школы. Духовно-нравственное воспитание является важнейшим направлением воспитания, оказывающим определяющее влияние на все другие направления. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живёт ребёнок. Культура – это система ценностей, закреплённая в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей.

        Ребёнок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоциональному-ценностному, духовно-нравственному, гражданскому воспитанию. Приобщение детей дошкольного возраста к духовному потенциалу русской культуры посредством духовно-нравственных и базовых национальных ценностей – это приоритетное направление в воспитание личности дошкольника. Без обращения к истокам православной культуры, вековому опыту народа, его духовному наследию невозможно принятие ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. Возрождение национальных традиций - в народных обрядах, фольклорных произведениях, праздниках – говорит о неоценимом духовном богатстве. Каждая нация в процессе исторического развития создаёт свою культуру, в рамках которой в традициях сохраняется преемственность поколений, в культурных ценностях отражаются определённые мировоззренческие представления и моральные нормы, в особом укладе жизни фиксируется устойчивость связей и отношений между людьми. Выдающийся русский философ Иван Ильин утверждал: «Перед нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру – из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность». Реализация идеи воспитания ребёнка на основе родных культурных традиций связана с глубоким изучением русской культуры, с возрождением семейных, нравственно-этических, духовных - православных традиций, с воспитанием духовно развитой личности, хорошо знающей и понимающей свои православные и общечеловеческие ценности. Сохранение существующих и накопление новых культурных традиций родной культуры от старшего поколения к младшему является главной задачей педагога, общества, государства[1].

        Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника нужно развивать у детей через понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему. Система духовно-нравственного воспитания ребёнка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа. Приобщение детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать, активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой. У нас, воспитателей, великая и почётная миссия – вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа. Тот, кому удаётся это сделать, может с уверенностью сказать: «Я постиг цель воспитателя»[4, с. 34].

       Задача духовно-нравственного воспитания дошкольников – одна из приоритетных. Мы должны начать работу по пробуждению в детских сердцах «веры, надежды, любви». Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Воспитание подрастающего поколения является объективной необходимостью, обусловленной потребностями передачи маленькому дошкольнику ценного опыта старших поколений. Показателем высокого уровня духовно-нравственного развития личности является её духовно-нравственная направленность, выраженная как система устойчивых, духовно-нравственных-ценных мотивов, определяющих отношение личности к труду, к обществу, к окружающему. Духовно-нравственное воспитание носит комплексный характер, участвует во всех видах деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни. Наличие такой деятельности является непременным условием полноценного духовно-нравственного воспитания, которую нужно осуществлять в системе. Работа по развитию духовно-нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается[2, с. 88-90].

        Так как дошкольники очень эмоциональны, именно в таком возрасте можно через чувство восхищения русской народной культурой, природой родного края заронить искру любви к Родине. Воспитание в любви к природе, к своей необъятной и сильной стране – это важный шаг к формированию духовности, нравственных качеств у ребёнка.  Душа народа едина, только проявляется по-разному в разных видах искусства: в песне, сказках, легендах, танцах, изобразительном искусстве. Поэтому и воздействие искусства на ребенка должно быть комплексным. Потешки, сказки, народные песни, удивительные узоры расшитых полотенец, ажурных кружев воспринимаются в единстве, если они с детства окружают ребенка. При комплексном воздействии различных видов искусства красочный мир народного творчества раскрывается по-особому эмоционально и увлекательно. Ребенка нужно воспитывать так, чтобы он понимал, что каждый человек, независимо от возраста — часть своего рода, народа. У каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы   было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано. Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания духовно-нравственной личности.

        Главный вывод можно сформулировать так: только систематическое воздействие на детей, при котором русская народная культура проникала бы в повседневную жизнь дошкольников, сделает русскую народную культуру родной и близкой родителям и детям. Только вызвав положительные эмоции при знакомстве с русской народной культурой в результате различной деятельности совместно с детьми, нам удастся сформировать представление о том, что наша страна – Россия велика и красива, в ней живёт талантливый русский народ. А это повлияет на формирование нравственных чувств, вызовет чувство любви и гордости за свою страну и свой народ[3,с.148-149].

Список литературы:

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: проект /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2009.

2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012 – 248с.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2000. – 304с.

4. Нравственное-духовное воспитание в детском саду. /Под ред. Буре Р.С. М.: 2010. -209с.

5. Нравственное воспитание в детском саду. /Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. -М.: 2010. – 199с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры"

Консультация о формировании духовно-нравственных чувств у детей  старшего дошкольного возраста на традициях народной культуры....

ПРОЕКТ "МАСЛЕНИЦА" в средней группе. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами русской народной культуры.

ПАСПОРТ ПРОЕКТАТема: «Масленица»Образовательные области:• «Познание»;• «Музыка»;• «Коммуникация»;• «Художественное творчество»;Вид проекта: творческийУчастники проекта: дети средней группы, воспитател...

Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции"

Цель: формирование чувства единства, дружбы, равенства у младших дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции....

Взаимодействие с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через традиции народной культуры.

В статье описывается просветительская  работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через традиции народной культуры. Проблема духовно-нравственного воспитания детей актуа...

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей через русскую народную сказку.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения....