Программа танцевального кружка "Бусинки" для детей 5-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Арутюнян Ольга Федоровна

Программа танцевального кружка "Бусинки" для детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx68.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16» г. Шимановска

ПРИНЯТА:                                                                                                                                            УТВЕРЖДАЮ:    Протокол педагогического совета                                                                         заведующий  МАДОУ №16

1 от 28.08.2017г.                                                                                                                          г.Шимановска

                                                                                                                                                      _____М.А. Спасская      

 

ПРОГРАММА  ТАНЦЕВАЛЬНОГО   КРУЖКА    

 «БУСИНКИ»

НАПРАВЛЕНИЕ:  художественно-эстетическое

СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ:  дошкольное

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:  2 года

ВОЗРАСТ:  дети дошкольного возраста  5 -7 лет

СОСТАВИТЕЛЬ: АРУТЮНЯН ОЛЬГА ФЕДОРОВНА 

                                                                                                                        музыкальный руководитель МАДОУ № 16

                                                                                                                                           1 квалификационной категории                                                                       

 

 

 Пояснительная записка

       Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет танцевальная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по танцевальной деятельности, которые проводит музыкальный руководитель.

     Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют  его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

      Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности,  заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

      Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 5-7 лет.

     Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. 

      Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.

     Учебная программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/, технологией  по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной,

     Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленных с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 21.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05.2013г. №26).
  • Положение об организации работы кружков в муниципальном бюджетном   дошкольном    образовательном учреждении детского сада  № 16  г.Шимановска.
  • Письмо Минобразования Р.Ф. от 02.06.98. № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий».

   Цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством  хореографического искусства.

Задачи:

Образовательные:

  • Обучить детей танцевальным движениям.
  • Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
  • Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
  • Формировать умение ориентироваться в пространстве.
  • Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные:

  • Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
  • Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
  • Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
  • Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности детей.
  • Развить музыкальный слух и чувство ритма.
  • Развить воображение, фантазию.

Оздоровительные:

  • укрепление здоровья детей.

 

       Программа рассчитана на два года обучения и рекомендуется для занятий детей с 5 до 7 лет.          Рабочая программа танцевального кружка предлагает проведение занятий 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий танцевального кружка 36 ч.

 

Группа

Продолжительность

Количество в неделю

Количество

в год

Старшая группа

 

25 мин

.

1

36

Подготовительная

к школе группа

30 мин.

1

36

 

      Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май). 

ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5 – 7 лет

     Дети 5 -7 лет нуждаются в двигательной активности больше, чем дети младшего или среднего дошкольного возраста. Этот возраст врачи и физиологи называют «возрастом двигательной расточительности». Именно занятия танцевального кружка помогают творчески реализовать эту потребность, ведь разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, но и мускулатуру, стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребёнка.

К 6 годам дети умеют самостоятельно определить на слух характер музыки и передать его в движении, слышать вступление, легко различать 2-х частную форму произведения. Отмечают в движении изменение темпа, динамики, чувствуют чередование музыкальных фраз, выделяют акценты, с желанием откликаются на творческие задания, проявляя творческую активность.

У детей 6-7 лет достаточно развиты двигательные навыки: они ритмично ходят, легко и энергично бегают, умеют скакать с ноги на ногу. В этом возрасте они способны самостоятельно определить музыку танца, подобрать соответствующий характер движения (польки, вальса, пляски.); использовать элементы народного танца в своих импровизациях.

В возрасте до 7 лет наблюдается незавершенность строения стопы, важно предупредить появление плоскостопия. Именно движения ног, правильно подобранные упражнения могут решить проблему плоскостопия. Важно давать детям правильные нагрузки, не навредить, не перетрудить стопу.

К 6 годам у ребёнка хорошо развиты мышцы туловища, надо развивать и мелкие мышцы, чтобы они не остались по-прежнему слабыми. Ребёнок 6 лет может выполнять движения с различной амплитудой: от медленных переходить к более быстрым движениям. Именно в хореографии много движений для пальцев рук, что является стимулирующим фактором развития и совершенствования речи в дошкольном возрасте.

Благодаря целенаправленным занятиям улучшается координация движений детей, им становится доступно выполнение разнообразных упражнений на равновесие.

Размеры дыхательных путей ребенка значительно уже, чем у взрослых, поэтому важна правильная организация двигательной активности, если её недостаточно, чаще случаются заболевания органов дыхания. При выполнении танцевальных движений вентиляция легких увеличивается в 2-7 раз, при беге и прыжках – ещё больше.

В этом возрасте созревают лобные доли мозга, благодаря чему ребенку удаётся управлять своими движениями, действием, поведением. Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью в достижении желаемого, способны ставить перед собой определенные цели. При правильной физической нагрузке старший дошкольник в состоянии без особого напряжения заниматься в течение 30-35 минут.

                         

 Методическое обеспечение программы.

       С первых минут занятий очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого автор тщательно продумывает методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. В занятие включаются простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения.  Обучение движению начинается с его названия, показа, объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. Все новые движения изучаются в «чистом» виде. Если движение трудное и достичь его правильного исполнения сразу нельзя, то изучаются сначала элементы, подготовительные упражнения. Систематическое повторение одного упражнения значительное число раз позволяет добиться лучшей техники исполнения.  Обязательно учитывается следующий фактор, нельзя долго задерживать внимание детей на одном упражнении. Нужно разнообразить задания, чтобы они всегда оставались занимательными для воспитанников. Кроме танцевальных элементов на занятии кружка дети знакомятся с различными упражнениями, связанными с отчетом ритма, что дает ребенку возможность безошибочно начать движение на указанную долю музыкального такта и развивает чувство музыкального ритма. Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии включаю в занятия музыкальные этюды и игры. Целесообразно включать в занятие импровизацию. В качестве музыкального оформления выбираю доступные для восприятия детей произведения.  Музыка подбирается к каждой части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, очень важно следить за формированием правильной осанки детей. С этой целью использую задания на укрепление мышц спины.

Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.

Основное содержание

 

  1. Развитие музыкальности:
  • воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
  • обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
  • развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
  • развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3 частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
  • развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня ( песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
  1.  Развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

     Основные:

  • ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, « с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением замедлением;
  • бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
  • прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.;

общеразвивающие упражнения -  на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;

имитационные движения -  различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.);

плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

  1. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).
  2. Развитие творческих способностей:
  • Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
  • формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
  • развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
  1. Развитие и тренировка психических процессов:
  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам;
  • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.;
  • развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде».
  1. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
  • воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам;
  • воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
  • воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр);
  • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять вес правила без подсказки взрослого: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извинится, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

     Показатели уровня развития детей:

  • выразительность исполнения движений под музыку;
  • умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
  • освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
  • умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
  • способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
  • точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

            В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы  танцевального коллектива «Бусинки» после освоения  содержания программы ожидаются следующие результаты.

-воспитанники легко и свободно используют в импровизации разнообразные движения, тонко передавая музыкальный образ.

-процесс разучивания нового репертуара занимает немного времени –  2-3 занятия.

- воспитанники владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлении.

Итоговое занятие проводится в форме концерта. Концерт является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации учащихся.

Учебно- тематический план

СТАРШАЯ ГРУППА

 

                                                                Общее количество часов – 36

Количество в неделю – 1

 

Период прохождения

материала

Перечисление тем теория

Количество

часов

 

Перечисление тем практика

Количество

часов

 

    Итоговые

мероприятия

Кол-во

  часов

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь

Тема1.«Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.

 Тема 2. «Культура поведения

на занятиях хореографии»

 

 

 

 

 

2

Тема 1.

«Волшебная осень»

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

«Путешествие в

осенний лес»

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Октябрь

 

 

Тема 3. «Культура

поведения

в театре»

 

1

 

3

 

Ноябрь

Тема 4.

«Танцевальное искусство»

 

1

 

1

 

 

Декабрь

Тема 5.

«Виды

хореографии»

 

 

1

 

 

 

 

 

Тема 2.

«Здравствуй,

гостья-зима!»

 

 

2

 

 

 

 

 

 

«Новогодняя

сказка»

 

 

 

 

 

 

1

 

Январь

Тема 6.

«Сюжетный танец»

 

 

1

 

2

 

Февраль

Тема 7.

«Народный танец»

 

 

1

 

3

 

Март

Тема 8.

«Бальный танец»

 

 

 

1

 

 

Тема 4.

«В гости

к весне»

 

4

 

 

«Весенняя капель»

 

 

 

1

 

Апрель

Тема 9.

«Историко  – бытовой танец»

 

                

                 1

 

                2

 

        Май

Тема 10.

«Танцевальный

Воскресенск»

 

 

 

 

                 1

 

 

 

Тема 5.

«Здравствуй,

лето!»

 

 

               2

 

«День

города»

 

 

      1

 

Содержание программы

 

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

 

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Занятие 1.

Вводное занятие.

Тема «Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года».

Занятие 2.

Тема «Культура поведения на занятиях хореографии»:

- познакомить детей с правилами и манерой поведения;

- с формой одежды и прической;

- с отношениями между мальчиками и девочками.

«Танец с осенними листьями и зонтиками»

М. Ленграна.

Занятие 3.

Упражнения на ориентировку в пространстве:положение прямо (анфас), полуоборот, профиль.

Положения и движения ног: позиции ног (выворотные); relleve  по 1,2,3 позициям.

«Танец с осенними листьями и зонтиками»

М. Ленграна.

Занятие 4.

Упражнения на ориентировку в пространстве: квадрат.

Положения и движения ног: sotte по 1,2.6, sotte в повороте (по точкам зала).

«Танец с осенними листьями и зонтиками»

М. Ленграна.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Занятие 5.

Тема 3. «Культура

поведения в театре».

- Познакомить детей с культурой и правилами поведения при посещении театров.

Положения и движения ног: demi – plie по 1,2,3 позициям; сочетание маленького приседания и подъема на полупальцы, шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад.

Танцевальная композиция «Осенний парк» Е. Доги.

Занятие 6.

Упражнения на ориентировку в пространстве: свободное размещение по залу, пары, тройки.

Положения и движения ног: шаги с высоким подниманием ноги согнутой в колене вперед и назад на полупальцах; demi-plie  с одновременной работой рук.

Танцевальная композиция «Осенний парк» Е. Доги.

Занятие 7.

Танцевальная комбинация, основанная на элементах классического танца.

Танцевальная композиция «Осенний парк» Е. Доги.

Занятие 8.

Итоговое занятие «Путешествие в осенний лес»

 

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Занятие 9.

Тема «Танцевальное искусство».

- Познакомить детей с понятиями «танцевальное искусство», «хореографический образ», «пластика», «жест», «выразительность».

 

Занятие 10.

Положения и движения рук: положение рук на поясе – кулачком; смена ладошки на кулачок.

Движения ног: шаг с каблука в народном характере; простой шаг с притопом.

Занятие 11.

Положения и движения рук: переводы рук из одного положения в другое (в характере русского танца).

«Танец Солдатиков и Куколок»

Занятие 12.

Движения ног: простой переменный шаг с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального такта); простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одновременной открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию).

«Танец Солдатиков и Куколок».

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Занятие 13.

Тема «Виды хореографии».

- Познакомить детей с видами хореографии:

классический, народный, бальный, историко-бытовой и современные танцы.

Движения ног: battement tendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной позиции, в сочетании с demi-plie; притоп простой, двойной, тройной.

Занятие 14.

Положения и движения рук: «приглашение».

Движения ног: простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу; хлопки в ладоши – двойные, тройные;

руки перед грудью – «полочка».

«Танец Солдатиков и Куколок»

Занятие 15.

Положения рук в паре:

«лодочка» (поворот под руку).

Движения ног:

Простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад; простой бытовой шаг по парам под ручку вперед, назад; танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга).

«Танец Солдатиков и Куколок»

Занятие 16.

Итоговое занятие «Новогодняя сказка».

 

Я

Н

В

А

Р

Ь

Занятие 17.

Тема «Сюжетный танец».

Положение рук в паре: «под ручки» (лицом друг к другу).

Движения ног: простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под ручку противоположными руками. Упражнения на ориентировку в пространстве: колонна по одному, по парам, тройкам, по четыре.

Занятие 18.

Положения рук в паре:

сзади за талию (по парам, тройкам).

Движения ног:

танцевальный шаг по парам, тройкам ( с положением  рук сзади за талию).

Упражнения на ориентировку в пространстве: диагональ.

Танец «Птичка польку танцевала»

А. Рыбникова.

Занятие 19.

Упражнения на ориентировку в пространстве: «змейка»;

«ручеек».

Танцевальная комбинация, построенная на шагах народного танца.

Танец «Птичка польку танцевала»

А. Рыбникова.

Занятие 20.

Танцевальная комбинация, построенная на шагах народного танца.

Движения ног: прыжки с поджатыми ногами.

Танец «Птичка польку танцевала»

А. Рыбникова.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Занятие 21.

Тема «Народный танец».

- Познакомить детей с костюмами музыкой и культурными особенностями русского народа.

Движения ног: «шаркающий шаг», «елочка»; (мальчики)

подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свободной позиции).

Занятие 22.

Движения ног: «гармошка»; (девочки)

простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию (вверху, между 2 и 3 позициями).

Движения ног: «ковырялочка» с двойным и тройным притопом; (девочки) маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью «полочка».Танцевальная композиция «Калинка».

Занятие 23.

Движения ног: поклон на месте с руками;

поклон с продвижением вперед и отходом назад; (мальчики) подскоки на двух ногах (1 прямая, свободная позиция);

(девочки) бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка».

Танцевальная композиция «Калинка».

Занятие 24.

Упражнения на ориентировку в пространстве:«звездочка» «корзиночка».

Танцевальная композиция «Калинка».

М

А

Р

Т

Занятие 25.

Тема «Бальный танец».

- Познакомить детей с понятием «бальный танец» - вальс, полька.

Занятие 26.

Тема « В гости к весне». Танцевальная комбинация, построенная на элементах бального танца.

Занятие 27.

Постановка корпуса, головы, рук и ног.

Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский.

Занятие 28.

Движения ног: шаги: бытовой и танцевальный; поклон, реверанс.

Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский.

А

П

Р

Е

Л

Ь

Занятие 29.

Тема «Историко-бытовой танец».

- Познакомить детей с понятием историко-бытовой танец»:менуэт, полонез.

Движения ног:

«боковой галоп» простой (по кругу). «боковой галоп» с притопом (по линиям).

Занятие 30.

Движения ног: «пике» (одинарный) в прыжке.

Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский.

Занятие 31.

Положения рук в паре:

основная позиция.

Движения ног: легкий бег на полупальцах по кругу по парам лицом и спиной вперед.

Движения в паре: (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий бег вокруг мальчика. Танец «Колхозная полька»

М. Дунаевский.

Занятие 32.

Движения в паре: «боковой галоп» вправо, влево; легкое покачивание лицом друг к другу; поворот по парам.

Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский.

М

А

Й

Занятие 33.

Тема «Танцевальный Шимановск».

-  Рассказать детям о танцевальных коллективах города.

Движения ног: боковой подъемный шаг.

Положения рук в паре: «корзиночка».

Занятие 34.

Подготовка к итоговому занятию.

Занятие 35.

Итоговое занятие «День города»

Занятие 36.

Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей.

Итого: 36 часов

 

Учебно- тематический план

 

       ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

 

                                                                Общее количество часов – 36

Количество в неделю – 1

Период прохождения

материала

Перечисление тем теория

Количество

часов

 

Перечисление тем практика

Количество

часов

 

    Итоговые

мероприятия

Кол-во

  часов

 

 

 

 

 

Сентябрь

Тема1.«Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.

 Тема 2.

«Бальный танец»

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Тема 1.

«Волшебная осень»

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

«Золотая осень»

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Октябрь

 

 

Тема 3.

«Классический танец»

 

1

 

3

 

Ноябрь

Тема 4.

«Историко – бытовой танец»

 

1

 

1

 

 

Декабрь

Тема 5.

«Современный танец»

 

 

1

 

 

 

 

 

Тема 2.

«Здравствуй,

гостья-зима!»

 

 

2

 

 

 

 

«Новогодний карнавал»

 

 

 

 

 

 

1

 

Январь

Тема 6.

«Танцы народов мира»

 

 

1

 

2

 

Февраль

Тема 7.

«Русский народный танец»

 

 

1

 

3

 

Март

Тема 8.

«Испанский танец»

 

 

 

1

 

 

Тема 4.

«В гости

к весне»

 

4

 

 

«Весна стучится в окна»

 

 

 

1

 

Апрель

Тема 9.

«Цыганский танец»

 

                

                 1

 

                2

 

        Май

Тема 10.

«Путешествие по странам»

 

 

 

 

                 1

 

 

 

Тема 5.

«Здравствуй,

лето!»

 

 

               2

 

«Выпуск детей в школу»

 

 

      1

 

 

 

Содержание программы

 

 

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Занятие 1.

Вводное занятие. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.

Занятие 2.

Тема «Бальный танец»

- Рассказать о современных бальных танцах – румба, танго, фокстрот, квик-степ, ча-ча-ча, самба.

Танец «Вальс» Е. Доги.

 

Занятие 3.

Движения рук: port de bras.

Движения ног: relleve; demi – plie.

Танец «Вальс» Е. Доги.

Занятие 4.

Движения ног:

Вальс: par вальса (по одному, по парам); par balance (на месте, с продвижением вперед, назад.

Танец «Вальс» Е. Доги.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Занятие 5.

Тема «Классический танец».

- Познакомить детей с понятием «классический танец». –Раскрыть содержание термина «балет», показать фото и видеоматериалы из балетного спектакля. Движения ног: battement tendu, passé.

Музыкально-ритмическая композиция под музыку Вивальди»

С. Никитин.      

Занятие 6. 

Движения рук: port de bras.

Движения ног: releve.

Музыкально-ритмическая композиция под музыку Вивальди»

С. Никитин.

Занятие 7.

Движения ног:

demi-plie.

Движение рук: port de bras.

Музыкально-ритмическая композиция под музыку Вивальди»

С. Никитин.

Занятие 8.

Итоговое занятие «Золотая осень».

 

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Занятие 9.

Тема «Историко-бытовой танец»

- Рассказать о разнообразии историко-бытовых танцев: гавот, мазурка.

 

Занятие 10.

Движение ног: pas eleve.

Движение рук: port de bras.

«Танец Придворных»

Л. Боккерини.

 

Занятие 11.

Движение ног: pas degage.

Движение рук: port de bras.

«Танец Придворных»

Л. Боккерини.

Занятие 12.

Движение ног: pas balance.

Движение рук: port de bras.

«Танец Придворных»

Л. Боккерини.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Занятие 13.

Тема «Современный танец».

- Познакомить детей с различными направлениями в современной хореографии: хип-хоп, брейк, диско, рок-н-ролл, фристайл.

«Новогодний карнавал» Ассоль.

 

Занятие 14.

«Новогодний карнавал» Ассоль.

Занятие 15.

«Новогодний карнавал» Ассоль.

Занятие 16.

Итоговое занятие «Новогодний карнавал».

 

Я

Н

В

А

Р

Ь

Занятие 17.

Тема «Танцы народов мира».

- Познакомить детей с особенностями национальных культур.

Занятие 18.

Движения ног: поочередное выбрасывание ног перед собой или крест на крест на носок или ребро каблука на месте и с отходом назад, «веревочка».

Занятие 19.

Движения ног:

прыжок с поджатыми;

(мальчики): присядка «мячик» (руки на поясе – кулачком).

Движения в паре:

соскок на две ноги лицом друг другу.

«Кадриль» В. Теплов.

Занятие 20.

Движения ног:

пружинящий шаг под ручку по кругу;

(мальчики):

присядка по 6 позиции с выносом ноги вперед на всю стопу.

«Кадриль» В. Теплов.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Занятие 21.

Тема «Русский народный танец».

- Рассказать о разнообразии характерных образов в русских народных танцах.

 

Занятие 22.

Упражнения на ориентировку в пространстве:«карусель»,

«воротца».

«Кадриль» В. Теплов.

Занятие 23.

Движения ног:

 (мальчики): одинарные удары ладонями по внутренней или внешней стороне голени с продвижением вперед и назад.

Движения ног:

(девочки): вращение на полупальцах;

(мальчики): «гусиный шаг».

Занятие 24.

Движения ног: кадрильный шаг с каблука,«ковырялочка» (с притопом, с приседанием, с открыванием рук).

«Кадриль» В. Теплов.

М

А

Р

Т

Занятие 25.

Тема «Испанский танец»

- Рассказать детям об особенностях испанской культуры, характере и манере исполнения народных танцев.

- Показать фотоматериалы костюмов и видеоматериал с испанским народным танцем.

Занятие 26.

Разучивание элементов испанского танца.

Занятие 27.

Разучивание элементов испанского танца.

Занятие 28.

Разучивание элементов испанского танца.

А

П

Р

Е

Л

Ь

Занятие 29.

Тема «Цыганский танец».

- Рассказать детям об особенностях цыганской культуры, характере и манере исполнения народных танцев.

Занятие 30.

Разучивание элементов цыганского танца.

Занятие 31.

Разучивание элементов цыганского танца.

Занятие 32.

Итоговое занятие

«Весна стучится в окна»

М

А

Й

Занятие 33.

Тема «Путешествие по странам».

Занятие 34.

Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей.

Занятие 35.

Подготовка к итоговому занятию.

Занятие 36.

Праздник «Выпуск детей в школу».

Итого: 36 часов

Материально – техническое обеспечение:

  1. Музыкальный зал.
  2. Нотно-методическая литература.
  3. Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности:

а) Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.

б) Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.

в) Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.

г) Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.

д) Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.

е) Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.

ж) Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.

з) Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.

  1. Аудиокассеты, СД – диски, видеодиски.
  2. Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр.
  3. Фортепиано.Иллюстрации с изображением танцев различных эпох и стилей, фотографии с изображением танцевальных коллективов.

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА,

(РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ МЕТОДИК А.Н. ЗИМИНОЙ И  А.И. БУРЕНИНОЙ).

Цель: выявление уровня  развития чувства ритма.

Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально

                       подобранных заданий.

Критерии уровня развития чувства ритма:

  1. Движение.

  1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения  (3-х частная форма):

      высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения       

                         соответствуют характеру музыки;

      средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения  

                        соответствуют характеру музыки;

      низкий –  смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру      

                        музыки.

 

  2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения  (фрагмента) после предварительного прослушивания:

      высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений;

      средний -  движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при  

                        выполнении движений;

      низкий  –  движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.

 

  3) соответствие ритма движений ритму музыки:

       высокий – чёткое выполнение движений;

       средний – выполнение движений с ошибками;

       низкий  – движение выполняется не ритмично.

 

  4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими жестами»):

      высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;

      средний – допускает 1-2 ошибки;

      низкий  –  не справляется с заданием.

 

2. Воспроизведение ритма.

  1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:

      высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;

      средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;

      низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

 2) воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:

      высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;

      средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;

      низкий  – неверно воспроизводит ритм песни.

 3) воспроизведение ритма песни шагами:

      высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;

      средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;

      низкий –  допускает много ошибок или не справляется с заданием.

 4) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных инструментах («ритмическое эхо»):

      высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;

      средний – допускает 2-3 ошибки;

      низкий  – не верно воспроизводит ритмический рисунок.

  1. Творчество.

  1) сочинение ритмических рисунков:

      высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;

      средний – использует стандартные ритмические рисунки;

      низкий – не справляется с заданием.

 2)  танцевальное:

      высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно  

                         использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны;

      средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения         

                        соответствуют характеру музыки;

      низкий –   не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке

 

Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка

 

Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений. Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания:

Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот.

Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).

Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.

3 балла - правильное одновременное выполнение движений.

2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа.

1 балл - неверное выполнение движений.

Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные  «па».

Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям предлагается под музыку (после предварительного прослушивания)      изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п.

3 балл - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова характеризующие музыку и пластический образ.

2 балл - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения.

1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации;

 

Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус свободно наклоняется.

Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед).

Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами.

3см и меньше – низкий уровень (1 балл).

4-7см – средний уровень (2 балла)

8-11см – высокий уровень (3 балла).

 

Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад).

Исходное положение, лёжа на животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол), одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки.

3 балл – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад.

2 балл – средняя подвижность позвоночника.

1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения.


Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога).

Упражнение «Кто из лесу вышел?»

После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать кто вышел из лесу, но и показать движением. Закончить движение с остановкой музыки. (отражение в движении характера музыки).

Упражнение «Заведи мотор».

 Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под медленную музыку - медленно, под быструю – быстро (переключение с одного темпа на другой).

Упражнение «Страусы».

Под тихую музыку дети двигаются, как «страусы». Под громкую музыку «прячут голову в песок» (отражение в движении динамических оттенков).

3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику)

2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда.

1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.

 

Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э-3).

Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису»,  «девочку, которая удивляется», «сердитого волка».

Развитие чувства ритма.

Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит примитивно используя короткие отрывочные высказывания.

Упражнения с ладошками.

Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки.

Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой.

  1. 4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза).
  2. 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).
  3. 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.
  4. 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением).

 

1 балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок.

2 балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим рисунком.

3 балла – точно передает ритмический рисунок.

 

Уровни развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности.

 

Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. Хлопками передает ритмический рисунок.

Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая  творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаёт только общий характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых движениях легко передает  характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений.

 

Третьему уровню  (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие характеристики детей: они повторяют несложные упражнения   за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа танцевального кружка для детей старшего дошкольного возраста.

Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе танцевального творчества является одной из программных задач воспитания в детском саду. ...

Рабочая программа танцевального кружка «Задоринки» для детей 5-7 лет на 2014-2015 учебный год

Рабочая программатанцевального кружка «Задоринки»для детей 5-7 летна 2014-2015 учебный год...

Программа "Танцевально - игровая гимнастика для детей "Са-Фи-Дансе"

Физкультура для дошкольников в весёлой, игровой форме....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТАНЦЕВАЛЬНО - ИГРОВОЙ ГИМНАСТИКЕ «Карусель»

Дополнительное образование: танцевально-игровая гимнастика "Карусель"  возраст от 2 до 3 лет...

Программа дополнительного образования детей по хореографии на 2015-2016г. танцевальный кружок «Малинки»

Предмет «Хореография» является дополнительной дисциплиной в цикле предметов введенных в дошкольном образовательном учреждении.Цель программы: формирование знаний в области хореографической культу...

Рабочая программа "Танцевальная студия "Детская танцевальная ритмика" дополнительное образование

Цель программы: - обучение детей творческому исполнению танцевальных движений и передаче образов через движения, формирование социально значимых личностных качеств и развитие творческих способностей п...