Рабочая программа по дополнительному образованию. Мнемотехника. для детей 3-7 лет «Запоминайка»
рабочая программа по теме

Бельская Светлана Ивановна

Мнемотехника способствует формированию у детей  целостного восприятия окружающего мира; развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;содействует развитию интереса, мотивации к изучению нового, активному участию детей в образовательном процессе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modifitsirovannaya_rabochaya_programma_po_mnemotehnike.docx54.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Детский сад №57»

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Мнемотехника.

для детей 3-7 лет

«Запоминайка»

Срок реализации 4 года

Автор: Бельская Светлана Ивановна,

воспитатель высшей квалификационной категории

2015г.

Информационная карта.

Тип - дополнительная образовательная программа.

Вид–модифицированная.

Направленность –социально - педагогическая.

Форма проведения совместной деятельности: подгрупповая (10-12 человек).

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» «Художественно-эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное».

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.)

• Закон РФ «Об образовании»

• Типовое положение о ДОУ

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• ООП ДОУ

• ФГОС ДОУ

  1. Пояснительная записка.

Актуальность.

 К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

 он будет долго и напрасно мучиться,

 но свяжите двадцать таких слов с картинками,

 и он усвоит на лету».

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Как показали психологические исследования Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Один из видов способности к опосредованию  – это способность к наглядному моделированию.
В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей. 
Одной из них является мнемотехника  - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Мнемотехника способствует формированию целостного восприятия окружающего мира; развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;содействует развитию интереса, мотивации к изучению нового, активному участию в образовательном процессе.
Мнемотехника предполагает решение задач по речевому развитию,  развитию мелкой моторики рук, развитию основных психических процессов: памяти, внимания, мышления и воображения. Кроме того, у детей формируются навыки перекодирования информации, то есть преобразование ее из символов в образы, чтооблегчает запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Цель программы:

Сформировать у детей навыкизапоминания любой информации. 

.

Задачи программы:

- учить методам и приемам запоминания и их осознанному применению

- формировать ассоциативное мышление

- развивать зрительную, тактильную и слуховую память

- развивать зрительное и слуховое внимание

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 4 года

 Количество занятий: 1 раз  в неделю

Время проведения занятия соответствует нормам СанПин, федеральным государственным требованиям в соответствии с возрастной группой:

-вторая младшая группа – 15 минут,

- средняя группа – 20 минут,

- старшая группа – 25 минут,

- подготовительная к школе группа – 30 минут.

 Количество занятий в год –36  занятий (включая диагностику в сентябре и мае, творческие недели)

Содержание программы

Iгод реализации программы

Блок «От сказки к сказке»

2 младшая группа

Технология использования мнемотаблиц

задачи

- Введение элементов схем, символов (обозначение цвета, формы, величины, действия)

- Использование элементов опорных схем, символов в различных видах деятельности, т.к. у ребенка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области. Символ универсален.

- Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

- Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.

- После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме с помощью воспитателя.

 - Познакомить с некоторыми графическими обозначениями животных и природных явлений.


- Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.

- Продолжать  знакомить детей с характерными особенностями времён года и животными и рассказывать о них с помощью воспитателя опираясь на условные обозначения на мнемодорожке или коллаж.

- Развивать логическое и образное мышление, внимание, слуховую, зрительную, тактильную, обонятельную память.

-
 Развивать умение связно и последовательно пересказывать сказки и рассказы с помощью воспитателя.

-  Развивать мелкую моторику руки.

2 год реализации программы

Блок «От сказки к сказке»

средняя  группа

Технология использования мнемотаблиц

задачи

- Введение отрицаний (не большой, не круглый, не съедобный и т.д.)

Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

-Введение метода ассоциативных цепочек

-Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

-Осуществление  перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.

- После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме с помощью воспитателя.

- Обучать приемам концентрации внимания.

-  Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать сказки по мнемотаблице и коллажу.

- Развивать логическое и образное мышление, внимание, слуховую, зрительную, тактильную, обонятельную память. Тренировать долговременную память детей.

- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать.

-  Развивать умение связно и последовательно пересказывать сказки и рассказы с помощью метода опор.

- Развивать мелкую моторику руки.

3год реализации программы

Блок «Мнемотехника»

старшая  группа

Технология использования мнемотаблиц

задачи

- Введение отрицаний (не большой, не круглый, не съедобный и т.д.)

Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

-Введение метода ассоциативных цепочек

-Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

-Осуществление  перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.

- После перекодирования пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

- Введение метода "Крокирования" –(от французского) - чертеж, схема, набросок. Прием зарисовки и запоминания слов и стихов

.


-  Учить выделять у предметов различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, назначение).

- Учить создавать образы на основе схематического изображения. Тренировать детей в быстрой зарисовке слов.

-  Формировать у детей навыки запоминания любой информации методом «крокирования» (чертёж, схема, набросок), «ассоциативных цепочек» (метод чепухи).

- Формировать фразовую и связную речь детей при составлении описательного рассказа.

- Развивать мелкую мускулатуру и моторику руки.

- Развивать логическое и образное мышление, внимание, слуховую, зрительную, тактильную, обонятельную память. Тренировать долговременную память детей.

-Развивать умение связно и последовательно пересказывать текст с помощью опор.

- Развивать умение находить выход из проблемной ситуации..

4год реализации программы

Блок «Мнемотехника»

Подготовительная  группа

Технология использования мнемотаблиц

задачи

- Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

-Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

-Осуществление  перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.

- После перекодирования пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

- Закрепление навыка запоминания информации методом "крокирования".

- Введение метода трансформации(превращения)

и метода Цицерона (для запоминания большого объема информации)


-  Учить выделять у предметов различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, назначение).

- Учить создавать образы на основе схематического изображения. Тренировать детей в быстрой зарисовке слов.

-  Формировать у детей навыки запоминания любой информации методом «крокирования» (чертёж, схема, набросок), «ассоциативных цепочек» (метод чепухи), трансформации, методом Цицерона.

- Формировать фразовую и связную речь детей при составлении описательного рассказа.

- Развивать мелкую мускулатуру и моторику руки.

- Развивать логическое и образное мышление, внимание, слуховую, зрительную, тактильную, обонятельную память. Тренировать долговременную память детей.

-Развивать умение связно и последовательно пересказывать текст с помощью опор.

- Развивать умение находить выход из проблемной ситуации..

Учебно – тематическое планирование

В основу блока «От сказки к сказке» программы легло методическое пособие Большевой Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники». Каждая сказка рассматривается один месяц. В тематические рамки сказки включено несколько занятий. Каждое занятие, в свою очередь, содержит несколько игровых заданий.

.месяц

Темы занятий

Количество занятий

1 год реализации программы – 2 младшая группа

 Блок «От сказки к сказке»

1 неделя сентября

Диагностика

1

2-4 неделя сентября, 1 неделя октября

Сказка «Аленушка и лиса»

4

2-5 неделя октября,

«Петушок и бобовое зернышко».

4

ноябрь

«У страха глаза велики»

4

декабрь

«Маша и медведь»

4

3-5 неделя января

«Рукавичка»

3

февраль

«У солнышка в гостях»

4

март

«Заюшкина избушка»

4

апрель

«Коза - дереза»

4

1-3 неделя мая

«Теремок»

3

4 неделя мая

Диагностика

1

Итого

36

В основу блока «От сказки к сказке» легло методическое пособие О.А. Новицкой «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет». Как и в предыдущем блоке,каждая сказка рассматривается один месяц. В тематические рамки сказки включено несколько занятий. Каждое занятие, в свою очередь, содержит несколько игровых заданий и заданий на развитие мелкой моторики руки.

.месяц

Темы занятий

Количество занятий

2 год реализации программы – средняя  группа

 Блок «От сказки к сказке»

1 неделя сентября

Диагностика

1

2-4 неделя сентября, 1 неделя октября

«Лиса и кувшин»

4

2-5 неделя октября

 «Мужик и медведь».

4

ноябрь

«Гуси - лебеди»

4

декабрь

«По щучьему велению»

4

3-5 неделя января

«Заяц - хваста»

3

февраль

«Лисичка сестричка и серый волк»

4

март

«Снегурочка»

4

апрель

«Смоляной бычок»

4

1-3 неделя мая

«Пузырь, соломинка и лапоть»

3

4 неделя мая

Диагностика

1

Итого

36

В основу блока «Мнемотехника»легли методические рекомендации Т.Б. Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». В тематические рамки включено несколько занятий. Занятие включает в себя несколько этапов:

-рассматривание мнемотаблиц;

-перекодирование информации;

-пересказ с опорой на символы;

-графическая зарисовка мнемотаблицы.

месяц

Тема

Количество занятий

3 год реализации программы – старшая группа

Блок «Мнемотехника»

1 неделя сентября

Диагностика

1

2 неделя сентября

Расскажи о себе

1

3 -4 неделя сентября, 1-2 неделя октября

Играем в художника (зарисовки на фразы)

4

3-4неделя октября,

Мои любимые игрушки

2

5 неделя октября, 1 неделя ноября

Фрукты, овощи — описательный рассказ

2

2-3 неделя ноября,

Домашние животные

2

4 неделя ноября, 1неделя декабря

Дикие животные Карелии

2

2-4 неделя декабря,

Зарисовки к стихотворению

3

3-5 неделя января

Фольклор

3

1-3 неделя февраля

Зарисовки на тему праздников.

3

4 неделя февраля, 1-3 неделя марта

По дорогам сказок

4

4 неделя марта, 1-3 неделя апреля

Отгадывание загадок

4

4 неделя апреля, 1-3 неделя мая

Времена года

4

4 неделя мая

Диагностика

1

Итого

36

В основу блока «Мнемотехника» легли методические рекомендации Т.А. Ткаченко  «Использование схем в составлении описательных рассказов». В рамки тематических недель включено несколько занятий. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.Первая часть занятия отведена на знакомство слитературным произведением, а вторая часть занятия практическая (составление коллажей, мнемотаблиц, мнемодорожек, выполнение творческих заданий, игры на развитие речи и мышления, подготовка к конкурсам и др.).

Месяц

Тема

Количество занятий

4 год реализации программы – старшая группа

Блок «Мнемотехника»

1 неделя сентября

Диагностика

1

2-4 неделя сентября, 1 неделя октября

«Лес  точно терем расписной» Заучивание стихов об осени.

4

2 -5 неделя октября

«Пословицы и поговорки русского языка»

4

ноябрь

Творческое рассказывание на тему скороговорок

4

декабрь

«Спряталась загадка»

4

3-5 неделя января

«Ребусы, ребусы, ох уж эти ребусы»

3

февраль

«Скоро в школу» - заучивание стихов о школе.

4

март

По закодированным дорогам

4

апрель

Творческое рассказывание на тему скороговорок

4

1-3 неделя мая

Скоро лето

3

4 неделя мая

Диагностика

1

Итого

36

Обеспеченность материально-техническими и

информационно- техническими ресурсами.

  1. Столы , стулья для занятий;
  2. Картотека мнемотаблиц; коллажи к сказкам
  3. Набор букв на магнитах, магнитная доска
  4. Набор тактильных дощечек
  5. Альбомы и карандаши
  6. Сборники сказок
  7. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок;
  8. Компьютер, принтер, мультимедиа презентации по различным темам;
  9. Магнитофон, диски с аудиозаписями
  10. Электронные картотеки с гимнастиками, подборками песен;
  11.  «Алгоритм» описания игрушки.
  12. «Лото» (для маленьких) по изучаемым темам.
  13. Книжки-игрушки издательств «ОЛМА-ПРЕСС» и «Белфакс» (сказки «Репка», «Ку-рочка Ряба», «Волк и козлята»).
  14.  «Играйка 3» (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012) для уточнения математического словаря.
  15. Альбом «Круглый год» (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012).
  16. Альбом «Мир природы. Животные» (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012).
  17. Альбом «Наш детский сад» (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012)
  18. Деревянная доска и цветные мелки.
  19. Мольберт.
  20. Различные виды театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный).
  21. Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята»
  22. Информационные стенды и папки-передвижки  с информацией для родителей.

Обеспеченность учебно-методическими комплектами и методическими пособиями.

1. Пособие Н. В. Нищевой «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возрас- та. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок».

2. Большова,Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

3.  Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

4. Полянская Т.Б.Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64

5. О.А. Новицкая «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» С-П «Паритет», 2007 г.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний.

Периодичность мониторинга 2 раза в год: в сентябре и мае.  Для мониторинга используется «Модифицированная диагностика по методуКоломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.»

По окончании реализации программы воспитанник должен:

- активно вступать в контакт с собеседником

-  хорошо владеть повседневным речевым этикетом, употреблять различные его формы в  зависимости от ситуации.

- воспринимать и перерабатывать зрительную информацию,

- сохранять её в памяти и воспроизводить,

- правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя,

- самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы,

- прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ,

 -расшифровывать и самостоятельно составлять  ребусы без помощи взрослого.

Уровни усвоения программы.

Блок «От сказки к сказке»

Младшая группа.

Низкий уровень.

 Не называет особенности времени года закодированные в таблице. Не называет ни одного признака диких и домашних животных закодированных в таблице, не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой. Затрудняется рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу. Не узнает потешки и сказки по коллажам. Затрудняется провести аналогию между символом и образом.  Не выражает свои ощущения словами.  Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках.

Средний уровень.

Узнает и называет 50% особенностей времен года и характерных признаков диких и домашних животных закодированных в таблице. Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Узнает, но затрудняется назвать и рассказать сказку или потешку, закодированную в таблице, не все символы в таблице преобразовывает в образ. Затрудняется замещать образы геометрическими фигурами. Затрудняется комментировать все предложенные ощущения. Рассматривает иллюстрации, узнает сказки, не проявляет желания рассказать сказку.

Высокий уровень.

 Узнает и называет все особенности времен года и все характерные признаки диких и домашних животных закодированные в таблице. Составляет последовательный пересказ сказки, узнает и называет название сказки закодированной в таблице. Преобразовывает символы в таблице в образы. Умеет замещать образы геометрическими фигурами (медведь – коричневый круг, лиса – оранжевый треугольник и т.д.) Прикасаясь к тактильным дощечкам комментирует «колючая – похожа на ежика, пушистая – как зайчик и т.д.».  Узнает и рассказывает знакомые потешки и сказки. Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации.

Блок «От сказки к сказке»

Средняя группа.

Низкий уровень.

 Не называет особенности времени года закодированные в мнемотаблице. Затрудняется рассказать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Не узнает сказку по мнемотаблице и коллажу. Затрудняется провести аналогию между символом и образом, не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой. Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках. Ошибается при определении количества слогов в словах. Не образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. При произношении воспитателем четырехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука беспорядочно хлопает в ладоши (ловит звук). Категорически отказывается от участия в инсценировки знакомой сказки. Не участвует в коллективном пересказе сказки. Не называет персонажей сказки на графическом рисунке. Не отвечает на поставленные вопросы. Не слушает ответы сверстников. Не определяет направления на листе бумаги.

Средний уровень.

 Узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице. Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную в таблице. Не все символы в таблице преобразовывает в образы, затрудняется замещать образы геометрическими фигурами. Узнает, но затрудняется рассказать сказку. Рассматривает иллюстрации, узнает сказку, не проявляет желания рассказать ее. Правильно определяет количество слогов только в двух слоговых и однослоговых словах, и определяет количество слогов цифрой. Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным) по 1 варианту. При произношении воспитателем четырехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после 2 – 3 раза произношения слова. Не проявляет инициативу при выборе роли для инсценировки сказки, но от предложенных ролей не отказывается. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - 3 предложения, не соблюдая хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать сначала. Ошибается в определении 2-х направлений при ориентировке на листе бумаги. При помощи воспитателя называет персонажей сказки на графическом рисунке, после того как подбирает пару из изображенных на листе героев сказок. Ошибается при ответах на вопросы по содержанию произведения. Выкрикивает, перебивает сверстников, но отвечает правильно.

Высокий уровень.

Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице. Составляет последовательный пересказ сказки. Узнает и называет название сказки закодированной в таблице. Преобразовывает символы в таблице в образы. Умеет замещать образы геометрическими фигурами. Узнает и рассказывает знакомую сказку по коллажу.  Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации. Правильно определяет количество слогов в трех слоговых словах. Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным) по 2-3 варианта. При произношении воспитателем четырехбуквенных и более слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после первого произношения слова. Проявляет инициативу при выборе роли при инсценировке сказки. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - 3 предложения, соблюдая хронологический порядок событий сказки, продолжает пересказ сказки с момента, на котором закончил предыдущий ребенок. Безошибочно определяет центр листа, правую и левую стороны, верх и низ листа. Безошибочно называет персонажей сказки на графическом рисунке и подбирает пару из изображенных на листе героев сказок. Правильно отвечает на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Не перебивает сверстников во время ответов на вопросы.

Блок «Мнемотехника»

Старшая группа.

Низкий уровень.

 Ребенок не называет особенности времени года, закодированные в таблице, затрудняется рассказать сказку, опираясь на мнемотаблицу и провести аналогию между символом и образом. Испытывает затруднения при пересказе произведения даже при помощи наводящих вопросов. Затрудняется работать с мнемотаблицами к загадкам. Не способен закодировать информацию без помощи взрослого, не участвует в коллективном пересказе сказки. Узнает и называет до 10 букв алфавита. Не отгадывает ни одного элемента ребуса.  Составляет простое предложение, распространяя его только при наводящих вопросах. Затрудняется образовывать однокоренные слова. Затрудняется подбирать рифмы к словам.

Средний уровень.

Не все символы в таблице преобразовывает в образы. Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Прочитывает загадку, но затрудняется дать ответ.  Затрудняется пересказать текст литературного произведения после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения, составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке при помощи взрослого. Составляет мнемотаблицы при незначительной помощи взрослого.  Узнает и называет 15-20 букв алфавита. Не расшифровывает ребусы без помощи взрослого. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - 3 предложения, не соблюдая хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать сначала. Образовывает недостаточное количество однокоренных слов. Подбирает рифму к любому предложенному слову, но срифмованные слова не имеют смыслового значения.

Высокий уровень.

 Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице.  Составляет последовательный пересказ сказки.  Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ.  Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, волк – зубы и т.д.). Пересказывает текст рассказа после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения, ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - 3 предложения, соблюдая хронологический порядок событий сказки. Продолжает пересказ сказки с момента, на котором закончил предыдущий ребенок. Отгадывает элементы, но не составляет целое слово, при разгадывании ребусов. Самостоятельно составляет мнемотаблицы к коротким рассказам. Узнает и называет до 20 букв алфавита. Составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке без помощи взрослого, с удовольствием образовывает достаточное количество однокоренных слов. Подбирает рифму к любому предложенному слову, все срифмованные слова имеют смысл.

Блок «Мнемотехника»

Подготовительная к школе группа.

Низкий уровень.

Дети не узнают и не проговаривают скороговорки по мнемотаблице, не называют пословицы, затрудняются работать с мнемотаблицами к загадкам. Не способны закодировать информацию заложенную в загадке в стихотворение без помощи взрослого. Не отгадывает ни одного элемента ребуса, не проявляет интереса к составлению ребусов.

 Средний уровень.

 Проговаривают 3-4 скороговорок при ускоренном темпе речи, называют и понимают смысл 3-4 пословиц. Составляют мнемотаблицы и придумывает загадки при незначительной помощи взрослого, прочитывает загадку по мнемотаблице, но затрудняется дать ответ. Составляют мнемотаблицы к литературным произведениям, при незначительной помощи взрослого. Проявляют интерес к составлению ребусов, но самостоятельно не предпринимают попытки составить ребус, отгадывают элементы, но не составляет целое слово.

Высокий уровень.

 Проговаривают 5-6 скороговорок при ускоренном темпе речи, называют и понимают смысл 5-6 пословиц. Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ Самостоятельно составляет мнемотаблицы к загадкам к стихам и другим литературным произведениям и проявляет желание самостоятельно придумывать загадки. Расшифровывает ребусы без помощи взрослого, проявляет попытки самостоятельно составлять ребусы.

Список литературы:

1. Большова,Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

2. Вахрушев,А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000.

3. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.

4. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005.

5. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.

6. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.

7. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

8. Новицкая О.Н.  «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» С-П «Паритет», 2007

9. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

10. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей  направленности «От рождения до школы»  под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2014г.)

11. Полянская Т.Б.Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64

12. Пособие Н. В. Нищевой «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возрас- та. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок».

13.  Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

14. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005.

15. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.

16. Шорыгина,Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию по вокалу детей младшего дошкольного возраста.

Рабочая программа расчитана на один год. Возраст детей 3-4 года. Дети с большим удовольствием занимаются пением, играют в игры на дыхание и выполняют упражнения на артикуляцию. Очень стараются пропева...

Рабочая программа по дополнительному образованию по подготовке детей к школе

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе разработана на основе  авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Всезнайки» для детей средней группы «Капитошка»

Рабочая программа составлена для детей 4-5 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ с ЗПР 5 – 6 лет «ВЕСЁЛЫЙ КАРАНДАШ»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ с ЗПР 6 – 7 лет «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ»

                         Изобразительная деятельность: лепка, аппликация, рисование, в процессе которых ребёнок осуществляет дей...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога дополнительного образования «Барбарики» для детей от 4 до 7 лет

Программа дополнительного образования «Барбарики » представляет собой вариант разноуровневого планирования образовательной деятельности в области хореографической культуры, разработана в с...

Рабочая программа по дополнительному образованию по ознакомлению детей с художественной литературой во второй моадшей группе

Формирование у детей интерес к книге, формирование навыка слушания художественных произведений,  обогащение активного словаря детей,  воспитание интереса и бережного отношения к к...