Рабочая программа по дополнительному образованию по ознакомлению детей с художественной литературой во второй моадшей группе
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа)

Басова Елена Вячеславовна

 Формирование у детей интерес к книге, формирование навыка слушания художественных произведений,  обогащение активного словаря детей,  воспитание интереса и бережного отношения к книге = задачи  приобщения детей к художественной литературе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 402» городского округа Самара

443115, г. Самара, ул. Демократическая,31,  тел.952-49-93  факс 925-62-07

e-mail: mdo-svetlyachok@yandex.ru

Утверждаю:

Принято:

на педагогическом совете

Заведующий

 МБДОУ «ЦРР – детский сад № 402» г.о. Самара

Протокол №   

______________ А.В. Бачурова

«  » августа   2021 г.

приказ №

«    » августа  2021 г.

Рабочая программа  углубленной работы по приобщению детей к художественной литературе

в __________________ группе  № __9__

 «__________________________»

Составила

Воспитатель:

Басова Е. В.

Самара, 2021 г.

Раздел 1. Целевой

1.1.Пяснительная записка (актуальность, режим организации занятий: общее количество часов и занятий в неделю, периодичность и продолжительность, форма занятий, наполняемость)

-  Цели и задачи реализации рабочей программы

- Принципы формирования  рабочей программы

- Значимые для разработки  и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности

1.2. Планируемые результаты

Раздел 2. Содержательный

2.1. Содержание рабочей программы

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства

2.3. Способы поддержки детской инициативы

2.4 Взаимодействие с семьями

Раздел 3. Организационный

3.1.Комплексно-тематический план

3.2. Традиционные праздники и события

3.3. Описание материально-технического обеспечения программы

3.4. Список литературы

Раздел 1. Целевой

1.1.Пяснительная записка 

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т.д. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет чувства и мысли, воздействует, возбуждает и воспитывает.

В младшем возрасте важным источником развития коммуникативных навыков и речевого творчества является художественная литература и фольклорные произведения.

В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Рабочая программа по приобщению дошкольников к книге разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010года;
  • Закон «Об образовании Российской Федерации»;
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Чтение художественной литературы» Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».

Дополнительным компонентом содержания данной программы является методика Л.Б.Фесюковой «Воспитание сказкой».

Цель: повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.  

Задачи:

- Формировать у детей интерес к книге;

- Формировать навык слушания художественного произведения;

- Обогащать активный словарь детей;

- Способствовать развитию связной речи детей;

- Воспитывать бережное отношение к книге.   

Принципы формирования  рабочей программы

  • Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;
  • Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
  • Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;

Возрастная характеристика детей 3-4 лет.

В 3 – 4  года ребенок начинает складываться первичный круг детского чтения, в него чаще входят поэтические  и прозаические жанры фольклорных и литературных произведений. Восприятие художественного текста ребёнком этого возраста характеризуется наивностью и яркой эмоциональностью. В центре внимания ребёнка находится главный герой, его внешность, действия, а понимание переживаний и мотивов поступков героя затруднены.  

1.2. Планируемые результаты

  • Сформирован  интерес к книге;
  • Сформирован  навык слушания художественного произведения;
  • Знает содержание прослушанных произведений, узнаёт их по иллюстрациям обложкам знакомых книг;
  • Активно используют новые слова;
  • Выслушивают произведение до конца, легко включаются в процесс восприятия, охотно обсуждают произведение, отвечают на вопросы по содержанию.
  • Содержание программы рассчитано на детей 3 – 4 лет.
  • Срок реализации программы: 9 месяцев.  
  • Форма и режим организации образовательного процесса:
  • Форма занятий – групповой, всем составом.
  • Количество учебных недель – 36 недель
  • Количество учебных дней – 4 раза в месяц /36 занятий в год/
  • Продолжительность – 15 минут
  • Время проведения – 1 раз в неделю, во второй половине дня
  • Учебный период: с сентября по май включительно, каникулы: новогодние с 01.01.2021 по 10.01.2022г.г.

Раздел 2. Содержательный

2.1. Содержание рабочей программы

Учебный план

П№

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Творчество А. Барто

7

3

4

декламация

2

Творчество В.Сутеева

8

4

4

игра-инсценировка

3

Творчество К.Чуковского

15

6

9

        игра-викторина

5

Обучающие игры и проблемные ситуации

6

3

3

педагогическое наблюдение

Итого

      36

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства

                   Формы работы с детьми:

игра

рассказы  детей

чтение воспитателя

беседы

просмотр видеофильмов

разучивание произведений устного народного творчества

обсуждение

наблюдения

словесные, настольные и подвижные игры.

2.3 Взаимодействие с семьями

       Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.

Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.

Для проведения эффективной работы с родителями используются следующие формы:

- Анкетирование

- Беседа

- Рекомендации

- Консультации

- Родительские собрания

- Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы)

В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы о проведенных мероприятиях.

Для эффективной работы с литературными текстами в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций:

«Знакомство ребенка с художественной литературой».

«Роль сказки в развитии речи детей».

«Организация бесед по сказкам».

«Значение игр – драматизаций в развитии речи детей» и т. п.

Таким образом, при совместной работе педагогов и родителей у детей формируется представления об особенностях художественной литературы, развивается поэтический слух, способность целостного восприятия произведений разных жанров.

Раздел 3. Организационный

3.1. Комплексно-тематический план

Комплексно-тематический  план

П№

Наименование раздела, темы

Задачи

Сентябрь

1

Знакомство с книгой «Чего не любят книжки»

Вырабатывать навыки, необходимые для правильного обращения ребёнка с книгой

- рассказ о книге;

- правила пользования книгой

2

Знакомство с творчеством А.Барто

Развивать интерес к поэтическим произведениям, умение формировать умение отвечать на вопросы по содержанию;

 воспитывать дружеские взаимоотношения, привычку сообща играть, трудиться, заниматься, понимать прочитанный текст;

- рассказ об авторе с показом портрета;

- чтение отрывков из стихов;

- рассматривание иллюстраций.

3

Слушаем  стихи А.Л. Барто из цикла «Игрушки»: «Самолет», «Лошадка», «Грузовик»

Вызвать у детей желание выразительно читать стихи А. Барто;

Формировать положительное отношение к поэзии

- беседа о стихотворении;

- показ иллюстраций;

- заучивание стихотворения.

4

Заучивание стихотворения: А.Л. Барто «Самолет»

Повторение стихотворения:

Учить  детей выразительно читать стихи А. Барто;

Формировать положительное отношение к поэзии

-рассматривание иллюстраций;

- повторение заученного стихотворения

Октябрь

1

По стихам А. Барто «В магазине игрушек»

Вызвать у детей желание выразительно читать стихи А. Барто;

Формировать положительное отношение к поэзии

- игра «магазин игрушек»;

= Чтение наизусть стихов об игрушках

2

«Да здравствует мыло душистое!»  А. Барто «Девочка чумазая»

Продолжать знакомить детей с произведениями А. Барто. Подвести детей к пониманию, что чистота - залог здоровья. Желание всегда быть чистыми.

- чтение произведения;

- беседа о прочитанном;

- игра-инсценировка

3

Проблемная ситуация «Книжка заболела»

Продолжать расширять знания, необходимые для правильного обращения ребёнка с книгой

- выявление дефектов на книгах в библиотеке и их устранение;

- беседа «Правила обращения с книгами».

4

Осень в стихах А. Барто

Развивать у детей интерес к художественной литературе, к поэзии; учить внимательно слушать, отвечать на вопросы.

- рассматривание осенних иллюстраций;

- чтение отрывков из стихов об осени.

Ноябрь

1

«В тесноте, да не в обиде» Чтение сказки В. Сутеева «Под грибком»

Развивать у детей способность слушать литературные произведения; побуждать их эмоционально реагировать на содержание сказки.

- чтение сказки;

- беседа по содержанию сказки

2

«В тесноте, да не в обиде» Рассказывание  сказки В. Сутеева «Под грибком»

Привлекать к частичной инсценировке прочитанного;

создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.

- беседа по сказке;

- игра- инсценировка сказки

3

«Хорошо ли быть капризным»

Чтение сказки В. Сутеева «Капризная кошка»

Учить детей внимательно слушать литературное произведение; продолжать учить детей точно отвечать на вопросы; закрепить представления детей о жанре сказки

- чтение сказки;

- беседа по содержанию сказки;

4

Игра – драматизация по сказке В. Сутеева «Капризная кошка»

Учить детей эмоционально  инсценировать прочитанное;

создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.

- повторить содержание сказки;

- игра- инсценировка сказки

Декабрь

1

«Вот так фрукт!» Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко»

Развивать у детей интерес к художественной литературе, к сказкам; учить внимательно слушать, отвечать на вопросы.

- чтение сказки;

- обсуждение прочитанного

2

Рассказывание  сказки В. Сутеева «Яблоко»

Совершенствовать умение отвечать на вопросы по прослушанной сказке.

- рассказывание сказки детьми по вопросам.

3

«Знакомство с произведениями К.И. Чуковского»

Расширить представления детей о произведениях К. И. Чуковского.

 Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского;

Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов

- рассказ о писателе с показом портрета;

- чтение отрывков из произведений с показом иллюстраций.

4

«Да здравствует мыло душистое!» Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»

Побуждать детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему и  содержание; вызвать желание запомнить и выразительно прочесть стихи.

- чтение сказки;

- беседа по содержанию сказки.

Январь

1

Чтение сказки К.Чуковского «Айболит»

Учить детей внимательно слушать произведение; учить понимать характеры сказочных героев, ситуации, воспринимать образное содержание.

- чтение сказки;

- беседа по содержанию сказки.

2

«Всех излечит, исцелит…»

Инсценировка отрывка из произведения К.Чуковского «Айболит»

Побуждать детей эмоционально воспринимать стихотворение, понимать содержание поэтического текста, чувствовать ритм стихотворной речи; учить передавать характер героев

- чтение стихотворения;

- беседа по содержанию стихотворения;

- заучивание стихотворения.

Февраль

1

Проблемная ситуация «Потерянная книжка»

Побуждать детей выразительно читать наизусть потешку

- беседа «Книжкина семья»

- научить детей сортировать книги по размеру и расставлять на места.

2

Чтение сказки К.Чуковского «Краденое солнце»

Побуждать детей эмоционально воспринимать стихотворение, понимать содержание поэтического текста, чувствовать ритм стихотворной речи

- чтение сказки;

- беседа по содержанию сказки.

3

Проблемная ситуация «Чего не любят книжки»

Вырабатывать навыки, необходимые для правильного обращения ребёнка с книгой

- беседа о книгах;

- правила пользования книгой;

4

Чтение сказки К.Чуковского «Тараканище»

Учить детей внимательно слушать произведение; учить понимать характеры сказочных героев, ситуации, воспринимать образное содержание.

- чтение произведения;

- беседа по содержанию стихотворения;

- заучивание отрывка из произведения.

Март

1

Чтение сказки К.Чуковского «Путанница»

Привлекать детей к прослушиванию стихотворения, учить понимать содержание поэтического текста, чувствовать ритм стихотворной речи

- повторение стихотворения;

- беседа по содержанию стихотворения;

 - заучивание отрывка из стихотворения;

-инсценировка отрывка из стихотворения 

2

Инсценировка отрывка из произведения К.Чуковского «Путанница»

Побуждать детей эмоционально воспринимать стихотворение; учить передавать характер героев

- повторение стихотворения;

- беседа по содержанию стихотворения;

 - заучивание отрывка из стихотворения;

-инсценировка отрывка из стихотворения

3

Инсценировка отрывка из произведения К.Чуковского «Путанница»

Побуждать детей эмоционально воспринимать и передавать характер героев

- игра-инсценироввка

4

Чтение сказки К.Чуковского «Чудо - дерево»

Побуждать детей эмоционально воспринимать стихотворение, понимать содержание поэтического текста, чувствовать ритм стихотворной речи

- чтение стихотворения;

- беседа по содержанию стихотворения;

Апрель

1

Чтение сказки К.Чуковского «Бармалей»

Учить внимательно слушать стихотворение, понимать содержание поэтического текста, эмоционально воспринимать характер героев.

- чтение стихотворения;

- беседа по содержанию стихотворения

2

Инсценировка отрывка из произведения К.Чуковского «Бармалей»

Побуждать детей эмоционально воспринимать стихотворение; учить передавать характер героев

- беседа по содержанию стихотворения

 -инсценировка отрывка из стихотворения

3

Инсценировка отрывка из произведения К.Чуковского «Бармалей»

Побуждать детей эмоционально воспринимать стихотворение, понимать содержание поэтического текста, чувствовать ритм стихотворной речи; учить передавать характер героев

-инсценировка отрывка из стихотворения

4

Чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе»

Побуждать детей эмоционально воспринимать стихотворение, понимать содержание поэтического текста, чувствовать ритм стихотворной речи

- чтение стихотворения;

- беседа по содержанию стихотворения.

Май

1

Путешествие  по сказкам К. Чуковского

Закрепить знания детей о литературном творчестве писателя;

Оживить в памяти детей события, знакомых сказок

Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из сказок. 

Продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.

- чтение отрывков из стихотворений;

2

Путешествие по  стихотворениям А. Барто

        Закрепить знания детей о литературном творчестве писателя;

Воспитывать любовь к художественной литературе,   интерес к творчеству А. Барто

- чтение стихотворения;

- беседа по содержанию стихотворения;

- заучивание стихотворения.

3

Путешествие  по сказкам В. Сутеева

Закрепить знания детей о литературном творчестве писателя;

Оживить в памяти детей события, знакомых сказок
Создать условия для развития речевой активности детей;
Развивать устную речь детей, зрительную память;
Воспитывать у детей чувство доброты, готовности прийти на помощь любому кто попал в беду, умение дружить

- чтение сказки;

- беседа по содержанию сказки;

- обыгрывание сказки.

4

Встреча с любимыми книгами

Закреплять  навыки, необходимые для правильного обращения ребёнка с книгой

3.2. Традиционные праздники и события

             В организации работы с детьми учитывается принцип сезонности, календарь знаменательных и праздничных дат. Это – традиционные сезонные праздники (Осенний бал, новый Год, Весна-красна, Мамин праздник), праздники ко Дню Игры, Дню Театра и т.д.

3.3. Описание материально-технического обеспечения программы

 1 Книжный уголок:

  книги с иллюстрациями,
 иллюстрации,
 книжная больница
2. Маски, шапочки, атрибуты для инсценировки сказок.
3. Некоторые виды кукольного театра:

 театр картинок,
 пальчиковый,
 фигурки для настольного театра
4. Технические средства обучения: 
 аудиозаписи произведений,
видео-фонотеки литературных произведений.

3.4. Список литературы

      При составлении программы использовалась литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
2. Гурович Д.М. Ребенок и книга / Под ред. В.И. Логиновой.- М.
3. Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду.
4. Карпинская Н. Художественное слово в воспитании детей.
5. Панкратова З.Л. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детям.
6. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М.М. Алексеева, В.И. Яшина.

7. Хрестоматия для детей младшего возраста

8. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу: Программа. Тематическое планирование. –   М.: школьная пресса, 2004.

9. Стихи и загадки малышам. – Издательский дом «Проф – Пресс», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ СКАЗКА «РЕПКА»

Технология: икт-прослушивание аудиозаписи, игра - драматизацияЗадачи:  Обогащение знаний детей о русских народных сказках...

Рабочая программа по дополнительному образованию по вокалу детей младшего дошкольного возраста.

Рабочая программа расчитана на один год. Возраст детей 3-4 года. Дети с большим удовольствием занимаются пением, играют в игры на дыхание и выполняют упражнения на артикуляцию. Очень стараются пропева...

Рабочая программа по дополнительному образованию. Мнемотехника. для детей 3-7 лет «Запоминайка»

Мнемотехника способствует формированию у детей  целостного восприятия окружающего мира; развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы ...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»

Рабочая образовательная программа обеспечивает художественно- эстетическое развитие детей в возрасте 3 - 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по тематическому модулю «Изобр...

Рабочая программа по дополнительному образованию по подготовке детей к школе

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе разработана на основе  авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Всезнайки» для детей средней группы «Капитошка»

Рабочая программа составлена для детей 4-5 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 5 – 6 лет «ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у ...