Главные вкладки

    содержание и организация эколого-этического образования детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС
    статья на тему

    Клочкова Светлана Васильевна

    содержание и организация эколого-этического образования детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-ЭТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО

    Клочкова Светлана Васильевна

    Нижегородская область, город Арзамас

    Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы эколого-этического образования детей дошкольного возраста. Обозначены содержание и организация процесса эколого-этического воспитания детей в контексте требований ФГОС ДО. В процессе исследования выделены направления совершенствования данного процесса в условиях современного состояния образовательной системы в РФ.

    Современное человечество, к сожалению, находится в условиях обострения экологического и этического кризиса. Особенно осложнились отношения общества и природы, где состояние и судьба каждого взаимосвязаны.

    Отметим, что имеющиеся в стране экологические проблемы угрожают не только окружающей среде, но и здоровью людей. На фоне социально-политических и экономических проблем в России решение экологических проблем рассматривается как второстепенное. Такое небрежное отношение к природе родного края свидетельствует об экологической невоспитанности, отсутствии экологического сознания и экологического мышления у населения. Решение этой проблемы заключается в непрерывном эколого-этическом образовании, экологическом воспитании граждан нашей страны.

    Дошкольный возраст начинает непрерывное эколого-этическое образование, закладывает основу для формирования экологически воспитанной и культурной личности. От рождения перед ребенком природа открывается как живая лаборатория, где можно наблюдать и изучать жизнь ее жителей, общаться, замечать необычное в обычном, радостно воспринимать красоту, учиться оберегать и рационально использовать природные ресурсы.

    Реалии современной жизни подтверждают: одной из главных задач, стоящих перед воспитателями дошкольных учебных заведений, является воспитание экологически компетентного дошкольника, формирование у молодого поколения этически целесообразного поведения, умение взаимодействовать с природой и обществом.

    Проблематику содержания и организации эколого-этического образования изучали такие исследователи как: Ш. Алиева, У. Гасанкадиева, Е. Севостьянова, Л. Финогенова [2, 3, 4, 5].

    Морально-этическое воспитание как процесс охватывает личностные предпосылки к принятию моральных обычаев, реализуется при условии соответствующей целенаправленной среды, в которой определяющим является во-первых - модель этического примера, во-вторых - привлечение детей к моральной деятельности с использованием определенных средств [4, c.138]. Природа является одним из объективных средств морально-этического воспитания, что реализуется на основании экологического подхода, сущность которого заключается в формировании осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве [3, c. 169].

    Приказом от 17 октября 2013 г. N 1155 был утвержден Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [1]. Данный стандарт вступил в силу с 01.01.2014 года.

    Психологи утверждают, что учебно-воспитательный процесс необходимо начинать с раннего возраста [2, c.167]. Поэтому для самых маленьких детей 3-6 лет в соответствии с общими положениями ФГОС ДО необходимо создавать такие условия процесса образования, которые учитывали бы все психологические индивидуальные особенности ребенка.

    Так же Стандартом закреплены положения относительно разнообразия дошкольного образования [1]. Стандарт нацелен на решение задач формирования культуры личности ребенка, которая отчасти заключается в должном эколого-этическом воспитании ребенка.

    Педагогами дошкольного учебного заведения должна систематически проводится четкая работа, направленная на обеспечение гармоничного, всестороннего развития ребенка, развития природных способностей, творческого мышления, а также выражение ребенка в различных видах деятельности [5, c.44]. Но главной задачей в контексте ФГОС ДО является активизация взаимодействия детей с окружающей средой и обучение элементам эколого-целесообразного поведения в природе.

    По моему мнению, воспитатели могут повысить интерес к получению новых знаний, поддержать позитивный настрой детей благодаря интересным, нетрадиционным занятиям с использованием мультимедийных проектов. На занятиях воспитатель может проводить наблюдения за живой и неживой природой, дидактические игры, исследования, игры - загадки, практическую работу в уголке живой природы.

    Способность личности создавать желаемые устройство или порядок в природе обнаруживает соответствующий уровень сформированности экологически мотивированного поведения ребенка [4, c.139]. Экологически мотивированное поведение определяется как система действий и поступков человека, обусловленное осознанием нравственных норм поведения в окружающей среде; ценностным отношением к природе; познавательными, эстетическими потребностями в сфере природы; самоконтролем и адекватной самооценкой [3, c.170].

     Педагогическая деятельность воспитателей дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО должна быть направлена на создание лучшего качества жизни воспитанников на основе принципов самоорганизации, творческих инициатив, научности, гуманизма, сохранения физического и психологического здоровья, духовного единства личности и коллектива в совместной деятельности. Педагоги должны находиться в постоянном поиске новых идей с целью поощрения детей к работе в учреждении, выявления и удовлетворения их потребностей и интересов, углубления знаний по выбранному ими профилю и использования полученных знаний и умений в дальнейшем обучении.

    Эколого-этическое воспитание детей не просто одно из важнейших задач современного общества, это условие его дальнейшего выживания. В контексте ФГОС ДО педагоги должны выступать носителями высокой экологической и этической культуры, использовать все возможности для развития у детей практических умений и навыков, привлечения дошкольников к природоохранной деятельности, воспитания этических, эстетических и патриотических качеств.

    Библиографический список

    1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
    2. Алиева Ш. Г. Ценностные основания нравственного воспитания дошкольников // Теория и практика общественного развития.  2015.  № 6.  С. 167-170
    3. Гасанкадиева У. Ш. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.  2013.  № 30.  С. 168-171
    4. Севостьянова Е. О. Оптимизация усвоения этических понятий в процессе формирования мотивационной направленности личности старшего дошкольника // Вестник Череповецкого государственного университета.  2012.  № 1.  С. 138-141
    5. Финогенова Л. В. Формирование основ экологической культуры у дошкольника в современной парадигме образования // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.  2011.  № 2.  С. 43-49


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО

    1.Процесс социализации- это......2. Влияние семи.3.Игры и социализация....

    Статья по теме "Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО"

    Статья по теме "Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО"...

    Значение игровой деятельности в воспитании детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО.

    Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.Игра организует чувства ребенка и ...

    Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО.

    Задача стандарта - позитивная социализацияи индивидуализация личности...

    Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО

    Дошкольный возраст- это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребёнку гармони...

    Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО

    Дошкольное детсво - это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного....

    Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО.

    Социализция - это усвоение человеком морали,нравственных норм и ценностей,а также правил поведения в обществе,которое его окружает.  Осущевстляется социализация , главным образом,через общение , ...