Гендерное воспитание
методическая разработка (старшая группа) на тему

Готчанина Галина Юрьевна

ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

 СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

(из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

 СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

(из опыта работы)

                                                                                                 Готчанина Галина Юрьевна

                                                                                            МДОУ детский сад № 7 г.Пудожа

                                                                                            март 2010год

     Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Если ребёнок не научится великолепно рисовать, петь или танцевать – это не беда. Плохо, если он не научится культуре поведения и общения, не будет искренен в своих чувствах и поступках, не научится любить, понимать и принимать другого человека, сочувствовать людям, радоваться их успехам, с уважением и вниманием относиться к представителям своего и противоположного пола.

     «Бесполость» воспитания приводит к тому, что в дальнейшем немало молодых людей, вступая в брак, не способны построить нормальные семейные отношения. Мужчины не готовы взять на себя ответственность за семью, а воспитание детей часто перекладывают на плечи жены. У женщин же не сформированы умения устранять конфликты, поддерживать тепло семейного очага, быть хорошей хозяйкой. С каждым годом растёт число мужчин и женщин, для которых семья не является важной частью их жизни. Главным становится карьера, материальное благополучие, а некоторые даже считают, что детей иметь «не модно».

     Эта тема взволновала меня и моих коллег, и мы решили этой теме уделить особое внимание. Так как у меня дети старшего дошкольного возраста, у меня эта тема вызвала очень большой интерес.

      Вы знаете, оказывается, мальчики и девочки – это два разных мира. В центре внимания девочек находится человек, его внутренний мир. Их больше, чем мальчиков, привлекает внешняя эстетика, волнуют переживания человека, для них характерна склонность опекать младших и слабых, ухаживать за ними, они постоянны в своих привязанностях. Мальчиков в большей мере интересует окружающий мир (компьютеры, автомашины, спортивные состязания и др.), у них чаще проявляется стремление к риску, к преодолению опасностей.

     Нельзя одинаково воспитывать мальчиков и девочек, нельзя предлагать девочкам быть похожими на мальчиков, ни в чём не уступать им, соревноваться с ними. Но дифференцированное воспитание дошкольников – это не раздельное воспитание. Дифференциация мужских и женских социальных ролей всегда должна предполагать их взаимодополняемость. Только тесно общаясь, дети разного пола могут научиться уважительному отношению к чувствам и поступкам друг друга.

     И дошкольный возраст наиболее синзитивен для усвоения половых отношений. В этот период формируется представление о себе, своём «Я».

     За основу своей работы я взяла метод проектов.

Тема проекта: «Девочки и мальчики – два разных мира».

Выдвинула проблему – повышать интерес детей к роли мужчины и женщины в обществе, сформировать адекватную полу модель поведения.

Поставила цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста; формированию начал мужественности и женственности; воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

Задачи:

  1. Разработка содержания процесса полоролевого воспитания детей на основе гуманистических традиций народной педагогики.
  2. Организация социокультурной пространственно-предметной среды, стимулирующей ребёнка к овладению разнообразным полоролевым репертуаром, культурой взаимоотношения полов, самосовершенствованию мужской (женской) индивидуальности.
  3. Использование полоразвивающих технологий, представленных интеграцией средств, методов, форм организации деятельности.

     Пространственно-предметная развивающая среда выступает условием полоролевого воспитания ребёнка, стимулирует  выражение дошкольником в жизнедеятельности своего мужского (женского) образа. Элементами пространственно-предметной социокультурной среды выступают:

  • игровая жилая комната, атрибуты для игр «Парикмахерский салон», «Больница»;
  • «Уголок мужской доблести» (Воспитание мальчиков в любой стране – краеугольный камень педагогики, и от того, какие воспитываются у нас нынче мальчики, «будет зависеть вся судьба державы нашей». Главное в понятии мужественности – это «долг мужчины, ответственность мужчины и достоинство», считал В.А.Сухомлинский.)
  • уголок мальчиков, наполненный предметами «мужского мира» (машинки, конструкторы, строительный материал и т.д.);
  • атрибуты мужских и женских профессий (портреты с изображением людей разных специальностей, книги с рассказами о людях разных профессий.);
  • куклы-мальчики и куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами;
  • уголок красоты, позволяющий ребёнку навести порядок во внешнем виде;
  • мини-среда светского этикета, где сосредоточены костюмы, шапки, «бабочки», галстуки, цветы, книги и т.п., помогающие детям самостоятельно проигрывать ситуации, требующие выполнения правил хорошего тона, этикета;
  • схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола;
  • карточки-символы: добра, красоты, честности, смелости, силы и т.п., которые обозначают ценности, определяющие и направляющие поведения мальчика и девочки.  

Методами полоролевого воспитания дошкольников выступают следующие:

  • познавательно-развивающие (этические беседы, специально-организованные проблемные ситуации, прогнозирование ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые игры и т.д.);
  • диалогово-рефлексивные (игровые диалоги, диалоги персонажей литературных произведений,, реальные диалоги: взрослые-дети, мальчик-девочка, девочка-девочка и др., диалог с самим собой и т.д.)
  • театрально-игровые (имитационные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры с элементами ритуалов, театральной педагогики и др.)
  • сюжетно-образные (символические игры, моделирование жизненно значимых ситуаций, схемы, эксперименты и др.)
  • состязательные (игры-состязания, конкурсы, турниры-викторины, брейн-ринги и т.д.)

     В работе по физическому воспитанию также необходимо учитывать половую принадлежность дошкольников. Наряду с обычными физкультурными занятиями мы проводим комбинированные (часть занятия мальчики и девочки выполняют разные упражнения) При разработке комплексов упражнений учитываем двигательные предпочтения мальчиков (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазание) и девочек (упражнения с мячом, скакалкой, танцевальные движения). Дифференцированные занятия (занимаются отдельно),когда детям предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений у нас нет возможности проводить.

     Разница в предпочтениях мальчиков и девочек особенно ярко проявляется в сюжетно-ролевых играх. Дошкольники очень рано и достаточно чётко дифференцируют «мужские» и «женские» роли в игре и предпочитают те, которые соответствуют их полу. Мальчиков привлекают в первую очередь  роли, требующие мужества, героизма (моряки, лётчики, космонавты и т.п.), девочек – роли, требующие внимания, чуткости (мама, воспитательница, врач, парикмахер, продавец и т.п.)

     Мальчики и девочки рисуют по разному. Девочки более уверенно выбирают тему и сюжет: чаще рисуют цветы, деревья, бабочек, животных, людей, сказочных персонажей. Большое значение придают украшательству, прорисовке деталей. Предпочитают яркие, сочные оттенки, как правило, заполняют цветом весь лист. Быстрее и увереннее в своих действиях, завершают работу самостоятельно. Мальчики колеблются, сомневаются при выборе темы, придумывают необычные сюжеты (подводный мир, город будущего, замки, дворцы), любят изображать технику, архитектурные сооружения, космические объекты. Чаще выбирают тёмную цветовую гамму, заполняют лист цветом частично, цветовыми пятнами. Часто незаконченную работу считают уже завершённой, медленны, неуверенны в работе.

     На занятиях дети сидят так: мальчик – девочка. Это побуждает мальчиков, глядя на то, как работают девочки, использовать различные приёмы в работе, расширять цветовую палитру и делать рисунки более многопредметными. Большое внимание мы уделяем индивидуальной словесной помощи детям. С мальчиками оговариваем композицию рисунка, обсуждаем цветовую палитру, на заключительном этапе предлагаем рассмотреть деталировку предметов, объектов. С девочками обсуждаем сюжет, количество объектов, характер деталировки. Практикуем анализ работ, опираясь на принцип «Каждый имеет право на ошибку!».

     Различия в интересах  проявляются не только в тематике игр, рисунков, но и в выборе книг, музыкальных произведений, в отношении окружающей действительности и даже в мечтах детей, обращённых в будущее.

     На первом этапе подборка художественных произведений нацелена была на воспитание представлений о стойкости, смелости, готовности оказать помощь слабым и старым людям, готовности и желания защищать Родину. Это сказки героического содержания, отрывки из былин, рассказы о защитниках Отечества. О представителях героических профессий и их мужественных поступках в мирное время, но в необычайных обстоятельствах. Они давали возможность показать детям, что всю опасную и трудную работу обычно выполняют мужчины, вызвать чувство восхищения их мужественностью, желание подражать им. В беседах с детьми подчёркивала, что защитники Отечества во все времена применяли силу только для защиты своей страны, проявляя при этом мужество, смелость, терпеливость в преодолении трудностей, великодушие к побеждённому врагу.

     Использовала и литературные произведения о мальчиках, проявляющих мужественность и смелость : «Сам» (К.Мурзалиев), «Вот когда я взрослым стану» (В.Приходько), «Неумейка», «Мужчина в доме», «Мой конь» (Я.Аким), «Добрый великан» (Е.Серова), «Я один у мамы сын» (А.Усанова), «Серёжа и гвозди» (В.Берестов), «Храбрец» (А.Сидоров), «Невидимка» (З.Александрова), «Жадных нет» (Э.Мошковская), «Я слышал» (И.Токмакова), «мастер» (Б.Заходер). Обращала внимание детей на то, как дошкольники преодолевают собственный страх, стеснительность, когда видят, что слабый нуждается в помощи.

     С помощью сказок, стихов и рассказов формировались представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.

     В работе использовала и старые советские мультфильмы («Вовка в тридесятом царстве», «Три толстяка», «Летучий корабль», «Самый маленький гном», «Малыш и Карлсон», «Конёк-Горбунок» , и современные русские («Добрыня Никитич», «Незнайка на Луне» и др.) и зарубежные («Шрек», «Король Лев», «В поисках Немо»).

Беседы проводила с использованием иллюстративного и мультимедийного материала, отрывков литературных и музыкальных произведений. Для активизации мыслительной деятельности, детям задавались ситуации поискового, проблемного характера.

     Средства и методы, сопровождающиеся рассматриванием иллюстраций и репродукций картин художников, использовались для развития у детей представлений о счастливых семьях, о добрых взаимоотношениях между родителями, сёстрами и братьями, их взаимной помощи.

     На музыкальных занятиях тоже предъявляем разные требования к детям. Добиваемся  чёткости, ритмичности, затраты дополнительных усилий – у мальчиков; пластичности, выразительности, грациозности – у девочек. А также вовлекали их в знакомые нам с детства русские народные игры. детям очень нравятся игры с поцелуями.

     Всё чаще учёные отмечают инфантильность современных мужчин и нежелание женщин заниматься уютом и красотой собственного дома. Поэтому важным мы считаем кружковую работу. Один день с мальчиками, один день с девочками.

     Выделена такая возрастная особенность детей старшего дошкольного возраста: к пяти годам у детей возникает потребность признания другими своей деятельности, компетентности, ребёнок хочет показать окружающим ЧТО он умеет.

     Девочкам было предложено заниматься вышиванием. Этот вид рукоделия достаточно прост и уже доступен детям старшего дошкольного возраста. А мальчики работали с картоном, природным материалом, киндер-сюрпризами. Дети готовили подарки для мам и бабушек. Заинтересованность родителей позволила детям увидеть значимость изготовленных предметов для окружающих взрослых, сверстников. Кроме того, мальчики убеждаются в своей «мужской» силе, а девочки – в «женской» умелости.

     Одно и тоже трудовое задание, например, привести участок в порядок, мы дифференцировали для мальчиков и для девочек, чтобы оно стало привлекательным и для тех и для других: девочки сгребают упавшие листья, укладывают их на тачку, а мальчики отвозят её в установленное место, разгружают.

     Для ознакомления с особенностями трудового воспитания мальчиков и девочек, принятыми в русской культуре, с народной мудростью, накопленным жизненным опытом поколений много занятий проводили в русской горнице. Говорили о роли мужчины и женщины в семье. И с этой же целью проводим народные праздники.

     Девочки – это красота, плавность движений, платье, причёски; а мальчики – сила, ловкость, стать. А где они могут это показать? Только на празднике! Праздники мы проводим разные: и календарные, и сезонные и просто праздник ради праздника – если праздников не хватает, их нужно выдумать.

    Важную роль в процессе формирования полоролевого поведения ребёнка играет семья. Слова В.А.Сухомлинского «Главная школа воспитания детей – взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» стали девизом при проведении работы с родителями воспитанников.

     Педагоги нашего детского сада проводят большую работу с семьями воспитанников по вопросам полоролевой социализации детей: это групповые родительские собрания,  индивидуальные беседы, психологические практикумы, тестирование и анкетирование родителей, выпуск стенных газет и оформление папок-передвижек, участие родителей в совместных с детьми творческих и спортивных конкурсах, выставках, соревнованиях и др.

     Интересны детям были встречи с родителями, где они рассказывали о своей работе и  своих увлечениях.

    На праздниках мы стараемся брать как можно больше конкурсов с участием родителей, чтобы мамы показали свои умения, а папы силу, сноровку, ловкость.

     В повседневной жизни мальчиков приучаем оказывать знаки внимания, в частности дарить сувениры, говорить девочкам и женщинам комплименты, замечать «проблемы» девочек, предлагать им свою помощь, уступать дорогу, открывать перед ними дверь; девочек – воспринимать внимание с благодарностью – тогда у «молодых людей» не пропадёт желание заботиться о них.

     Мальчика и девочку нельзя воспитывать одинаково! Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять их такими, какими их создала природа, разными и по-разному прекрасными! Удастся ли раскрыть и развить эти задатки, не навредить, не сломать – зависит только от нас. Мы действительно разные, но наша задача найти путь друг к другу, путь понимания другого человека, не похожего на нас.

     Проведение полоролевого воспитания в детском саду обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Именно полоролевое воспитание может показать подрастающему поколению, какие осложнения, последствия, трагедии, болезни бывают при безнравственном подходе к будущему.

      В результате проведённой работы мальчики стали внимательнее относиться к проблемам девочек, помогать им, приглашать их в свои «мужские игры», научились видеть хорошие поступки и ценить их. (Олег Москалев, пожар, успокаивал бабушку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"

Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Гендерное воспитание. ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале

Агибалова (Лазарева) Е.А. студент  группА ЗДО-5-12,  факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...

Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе

Цель проекта:  Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...