Главные вкладки

    Нестерова Н.В. Организация совместной работы с родителями как условие формирования диалогической речи детей дошкольного возраста
    статья (младшая группа)

    Нестерова Наталья Владимировна
    Дата публикации: 10.06.2018

    Организация совместной работы с родителями как условие формирования диалогической речи детей дошкольного возраста

    Нестерова Н.В.
    Аннотация: В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. Установка на развитие – современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста.
    Ключевые слова: фольклор, речь, дошкольный возраст, дети, родители, психология

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Статья67.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    УДК 373

    Нестерова Н.В. Организация совместной работы с родителями как условие формирования диалогической речи детей дошкольного возраста


    Organization of joint work with parents as a condition for the formation of a dialogical speech of children of preschool age

    Нестерова Наталья Владимировна

    студентка 4 курса, Института психологии и педагогики

    ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет»

    Nesterova Natalia Vladimirovna

    4-year student, Institute of Psychology and Pedagogy

    FGBOU V Sakhalin State University

    Аннотация: В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. Установка на развитие – современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста.

    Ключевые слова: фольклор, речь, дошкольный возраст, дети, родители, психология

    Abstract: In accordance with GEF preschool education, today the first priority is the development of the child, which will make it possible to make the process of education and upbringing more effective. Installation for development is a modern strategy for teaching the mother tongue of pre-school children.

    Key words: folklore, speech, preschool age, children, parents, psychology

    Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Одной из задач ФГОС дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования.

    Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. В условиях реализации ФГОС ДО задача детского сада «повернуться лицом» к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

    Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».

    В отечественной психологии общепринятым является подход, к исследованию речи в контексте общения, так как речь возникает в процессе общения, выступает как средство общения. Этот подход связан с такими именами как: Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн и др.

    Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. При этом отмечается в целом роль коммуникативного фактора в становлении и развитии речи (Н.М. Аксарина, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Н.М. Щелованов и др.). Особое место в этих исследованиях занимают работы М.И. Лисиной, где изучалась роль коммуникативного фактора в процессе развития детей дошкольного возраста, в котором был выделен ряд аспектов, влияющих на становление речи. В результате этих работ установлена связь развития речи с содержанием потребности в общении, а именно подчеркивается роль эмоционального общения и делового сотрудничества.

    Отношение ребенка с миром взрослых, является ведущим на протяжении всего этапа взросления. Оно может выступать как фактор реальной полноценной адаптации ребенка в его взаимоотношениях с окружающим миром, увеличения его активности, самостоятельности в межличностных контактах с окружающими, а может быть и источником психической травмы личности, уменьшения его активности в субъект-субъектных взаимоотношениях.

    В психологии детского возраста существует немало работ, подчеркивающих принципиальную важность связей и отношений между ребенком и взрослым (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Е.О. Смирнова, и др.) и признающих, что именно взаимодействие между ребенком и взрослым является стержневым в психическом развитии ребенка. Педагогическая и социальная психология располагает значительным количеством исследований, изучающих влияние и взаимосвязь педагогического общения с разными стилевыми особенностями в системе межличностных отношений «Учитель-Ученик» (Б.А. Вяткин, Н.С. Зубарев, В.А. Кан-Калик и др.). В системе дошкольного воспитания данный аспект частично рассматривается в работах А.Г. Исмагиловой, Т.А. Репиной, Т.И. Чирковой и др., где показано, что характер стиля общения с дошкольниками во многом определяют развитие личностных качеств ребенка.

    Значимость вопроса для современных условий обусловили выбор темы и позволили определить параметры настоящего исследования.

    Цель исследования состояла в выявлении форм, методов работы с родителями в образовательном процессе ДОУ; исследовании уровня развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

    В основу исследования была положена гипотеза: использование различных форм и методов взаимодействия с родителями может  повысить  уровень развития диалогической речи дошкольников, при соблюдении следующих условий: учёт возрастных и индивидуальных особенностей; развитие умения стоить диалог; вовлекать в диалогическое общение родителей.

    Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования психолого-педагогического исследования:

    1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
    2. Диагностика уровня диалогической речи (автор О. С. Ушаковой).
    3. Метод математической статистики.

    Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад «Золушка» города Холмска Сахалинской области. В нем приняли участие 32 испытуемых в возрасте от 3 до 4 лет. Для проведения эксперимента были определены 2 группы испытуемых: контрольная «Веснушки» – 16 человек и экспериментальная «Подсолнухи» - 16 человек.

    Исследование проходило в три этапа. На констатирующем этапе (октябрь-ноябрь 2017 г.) определены тема, параметры исследования, проведен «первый срез» с помощью наблюдения. На формирующем этапе исследования шел процесс развития диалогической речи младших дошкольников на основе взаимодействия с родителями. В работу с детьми (декабрь 2017 – февраль 2018 г.)  была разработана и внедрена авторская программа по развитию диалогической речи детей с использованием малых форм фольклора. На заключительном этапе (февраль – март 2018 г.) использовались те же методы диагностики, что и на констатирующем этапе исследования. Проанализированы полученные результаты и обработаны при помощи метода математической статистики: Манна-Уитни, критерий Вилкоксона, t- критерий Стьюдента.

    Для реализации цели исследования в экспериментальной и контрольной группах проводилось наблюдение. Согласно программе наблюдения были определены следующие критерии:

    1) отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослыми;

    2) воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;

    3) составлять рассказ из личного опыта ребенка;

    4) пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).

    Наше наблюдение показало, что у многих детей из контрольной и из экспериментальной групп диалогическая речь сформирована не на достаточном уровне, присутствуют жесты, артикуляционный аппарат не сформирован, соотношение картинки со словом нет.

    При определении уровня развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста использовалась диагностика О.С. Ушаковой, Е.М. Струнинай.  Данный метод основывается на собственном наблюдении за детьми в течении всего дня.

    Для определения уровня развития диалогической речи было выделено три уровня развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.

    Таким образом, анализ результатов, подведённых экспериментами показал.

    •  высокий уровень развития диалогической речи имеют 2 детей из экспериментальной (12%) и у 2 детей из контрольной 12%.
    • средний уровень развития диалогической речи - у 6 детей из экспериментальной (38%) и у 7 детей из контрольной 44%.
    • низкий уровень развития дилогической речи - у 8 детей из экспериментальной (50%)и 7 детей из контрольной 44%.

    Представим результаты в виде диаграммы (рис.1, 2).

    Рисунок 1. Диаграмма уровня развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста в экспериментальной группе на констатирующем этапе

    Рисунок 2. Диаграмма уровня развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста в контрольной группе на констатирующем этапе

    После проведения наблюдения, диагностических методик и обобщения результатов, в течении трёх месяцев реализовывалась программа по развитию уровня диалогической речи детей младшего возраста в рамках малого фольклора. Данные занятия проводились в период с декабрь 2017 года, 2 раза в неделю в рамках учебной деятельности.

    Результаты повторно проведенной методики показали, что у 4 человек из экспериментальной (25%) и 5 (31%) из контрольной групп низкий уровень диалогической речи отстаёт от возрастной норм, дети не отвечают на вопросы по содержанию картины и не составляют короткий рассказ совместно со взрослым, не воспроизводят текст хорошо знакомой сказки, не составляют рассказ из личного опыта ребенка, не пользуются словами, обозначающими речевой этикет.

    У большинства детей, 9 человек (56%) из экспериментальной и (50%) из контрольной групп средний уровень развития диалогической речи, т.е. у этих детей возникли трудности в ответах на вопросы по содержанию картины и составлению коротких рассказов совместно со взрослым, не всегда воспроизводят текст хорошо знакомой сказки, составляют рассказ из личного опыта ребенка, иногда пользуются словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).

    У 3 человек (19%) из экспериментальной и 3 (19%) из контрольной групп высокий уровень развития диалогической речи, всегда отвечают на вопросы по содержанию картины и составляют короткий рассказ совместно со взрослым, воспроизводят текст хорошо знакомой сказки, составляют рассказ из личного опыта ребенка, всегда пользуются словами, обозначающими речевой этикет.

    Для наглядности представим результаты в виде диаграммы (рис 10).

    Рисунок 3. Диаграмма уровня развития диалогической речи по результатам методики в экспериментальной и контрольной группах на заключительном этапе

    Для проверки эффективности реализованной программы на экспериментальной группе, мы воспользовались методом математической статистики Т-критерием Вилкоксона. После внедрения программы результаты в экспериментальной группе значительно улучшились: у детей повысился интерес к произведениям малого фольклора, они стали использовать в своей речи пословицы, поговорки, потешки, и т.д., замечен интерес к слушанию колыбельных песен, сказок.

    Следует отметить, что качественное развитие диалогической речи детей младшего возраста невозможно в одностороннем порядке. Помимо групповых занятий в детском саду, необходима систематическая индивидуальная речевая работа с ребёнком дома. В связи с этим крайне важно тесное сотрудничество между родителями и воспитателями детского сада. Учитывая индивидуальные способности детей, так как это крайне важно. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в развитии диалогической речи детей дома. Такое взаимодействие окажет положительное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к произведениям малого фольклора, как средству развития диалогической речи. Таким образом, использование малых форм фольклора в развитии диалогической речи детей вполне оправдывает нашу гипотезу.

    На основе после полученных результатов педагогам были даны следующие методические рекомендации по теме исследования;

    1. На третьем году жизни для малыша характерна ситуативная, непроизвольная речь. Следовательно, организуя игры с детьми, необходимо предоставлять им свободу волеизъявления, выражения чувств. Нужно давать детям возможность действовать новыми предметами, игрушками, картинками по своему усмотрению: обследовать их, непроизвольно высказываться, выражать свои чувства, впечатления.
    2. В воспитательно-образовательной работе с детьми использовать интегрированную форму работы, как на НОД так и в процессе совместной и самостоятельной деятельности (игра, досуг, отдельные режимные моменты).
    3. На занятиях необходимо конкретизировать и уточнять знания об окружающем, вносить в ближайшее окружение элементы новизны чрез потешки, поговорки, сказки ит.
    4. Необходимо делать режимные моменты и все виды самостоятельной деятельности детей содержательными, развивающими, а следовательно, результативными для развития активной речи. (показывая детям, какие-либо объекты во время режимных моментов, воспитатель называет их, а иногда, эмоционально обыгрывая ситуацию потешками, поговорками, зазывалочками).
    5. Целесообразно переводить эмоциональные, двигательные, мимические и речевые реакции. Иногда имеет смысл разыграть ситуацию через пальчиковые гимнастики, чтобы ребёнок повторял действия с ними.
    6. Необходимо использовать приём активизации речи ребёнка – приём поручений. Например, спрашивать: «Что ты принёс? Куда положил? Что у тебя в руках? Где ты взял?»
    7. На этапе 3-4-го года жизни крайне важно организовывать деятельность детей так, чтобы она отличалась ритмичностью. Речь идёт об играх организованных объединяющих всю группу, подгруппу, или индивидуальных. 
    8. Следует побуждать детей к участию в совместных играх со взрослым, вызывать желание подражать, повторять. 
    9. В ходе знакомства с потешками использовать пальчиковые гимнастики, что способствует развитию речи как средство общения, что является наиболее лучшему развитию мелкой моторики, а в последствии речи, и приобщении к малым формам фольклора.
    10. Через дидактические игры развивать умение пользоваться диалогической речью.
    11. В процессе разучивания колыбельных песен, формировать развитие артикуляционного и голосового аппарата, отчётливого произношения изолированных гласных и согласных звуков.
    12. С помощью театрализованных представлений развивать умение следить за действием игрушек, сказочных героев, способствовать навыкам перевоплощения в образы сказочных героев, звукоподражание.
    13. Расширять словарный запас через русские народные сказки, сопровождая показом картинок тем самым способствовать запоминанию текста произведений и персонажей сказок.

    И так, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладевать первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой работы, можно сделать вывод, что необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, дать реплику, поддержать) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Самое главное, что все навыки и умения, которые формировались в процессе диалогической речи, необходимы ребенку и для развития монологической речи.

    Таким образом, с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития диалогической речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал.

    Библиографический список

    1. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание.  – 2001. – №5. –  С. 51-61.
    2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
    3. Гербова В. Занятия по развитию речи в младшей группе // Дошкольное воспитание. – 2000. – №3. – С. 78-80.
    4. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Современность. 1999. – 363 с.
    5. Программа и методика развития диалогической речи детей дошкольного возраста в детском саду Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений Автор-составитель Ушакова О. С. Струнина Е.М. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
    6. Ушакова О. Развитие речи детей 3-4 лет //Дошк. воспитание. 1995. №1. с. 59-66.
    7. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей дошкольного возраста // Дошк. воспитание. 1998. №9. с.7178.
    8. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение педагогического опыта на тему "Дидактическая игра как средство формирования выразительности речи детей дошкольного возраста"

    В данной методической разработке представлена авторская методика диагностики средств речевой выразительности удетей дошкольного возраста, этапы работы в данном направлении. Авторская разработка серий ...

    Культурно-образовательный парк "Чемчуук саас туоната" как условие формирования ключевых компетенций детей дошкольного возраста

    1.      Общие сведения о проектеОбщая информация об образовательном учрежденииНазвание (по Уставу)Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития...

    Семинар-практикум Тема: «Методы и приемы по формированию диалогической речи детей дошкольного возраста»

    Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми по развитию диалогической  речи.Задачи:1.       Освежить знания педагогов о методах и при...

    Необходимые условия формирования правильной речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

    Консультация для педагогов ДОУ на тему "Необходимые условия формирования правильной речидетей дошкольногот возраста в условиях реализации ФГОС ДО"...

    «Организация творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»

    Цель проекта: организация работы по созданию условий взаимодействия специалистов МАДОУ с родителями воспитанников посредством выставочной деятельности. Повысить интерес детей к предмету выставки, а че...

    Проект на тему: «Организация творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»

    Тип проекта:коллективный - по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги) ; - по целевой установке – информационно – практико - ориентированный, исследовательский,...

    Консультация для родителей «Художественная литература как источник развития диалогической речи детей дошкольного возраста

    Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благо...