Проект«Музейная педагогика в дошкольном учреждении»
проект (старшая группа) на тему

Филиппова Марина Александровна

Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение специфически человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие речи, воображения, формирование начатков произвольного внимания и смысловой памяти. Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания себя и другого, близкого и далекого. Интерес к окружающей действительности пробуждается у ребенка в раннем возрасте, когда рамки этой действительности ограничиваются стенами дома, самыми близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье. Далее этот интерес возрастает и крепнет. Юный исследователь начинает задавать многочисленные вопросы ( «Как появилась жизнь на Земле?», «Всегда ли человек был таким, как сегодня?»), бесстрашно отправляется в путешествие в неведомый мир тайн и открытий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Музейная педагогика в дошкольном учреждении»

Разработчик:

Воспитатель МАДОУ №36 г.Печора

Старшей группы «Воробышек»

Филиппова Марина Александровна

Содержание

Паспорт проекта                                                                                                3

Актуальность                                                                                                     4

Проблемы, которые решает музейная педагогика                                         5

Функции музейной педагогики                                                                       6

Цель и задачи музейной педагогики                                                               6

Ожидаемые результаты                                                                                    7

Этапы проекта                                                                                                   7    

Представление педагогического опыта «Музейная педагогика в ДОУ»    7

Мини-музей «Народные умельцы»                                                                12

Мини-музей «Моя Печора»                                                                            18

Мини-музей спорта                                                                                          23

Результативность проекта «Музейная педагогика в ДОУ».                        27

Заключение                                                                                                       29

Приложения                                                                                                      31

Паспорт проекта

Цель проекта

Создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность музея.

Назначение проекта

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.

Сроки реализации проекта

Октябрь2013г- апрель2014г.

Источники финансирования проекта

          -

Участники проекта

Перечень сведений об участнике проекта:

Ф.И.О.

Должность

Образование

Квалификационная категория

Педагоги, родители, дети старшей группы «Воробышек»

Филиппова Марина Александровна

Воспитатель

Среднее профессиональное

Сыктывкарское высшее педагогическое училище (педагогический колледж) №1 им. И.А.Куратова

1999год

Преподавание в начальных классах

Первая

Результаты реализации проекта

У детей расширился кругозор , активизировалась познавательная деятельность, логика, мышление, желание работать в команде.

Улучшились взаимоотношения между родителями-детьми-педагогами. Повысился престиж  ДОУ в среде родителей. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

Актуальность

 Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение специфически человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие речи, воображения, формирование начатков произвольного внимания и смысловой памяти. Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания себя и другого, близкого и далекого. Интерес к окружающей действительности пробуждается у ребенка в раннем возрасте, когда рамки этой действительности ограничиваются стенами дома, самыми близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье. Далее этот интерес возрастает и крепнет. Юный исследователь начинает задавать многочисленные вопросы ( «Как появилась жизнь на Земле?», «Всегда ли человек был таким, как сегодня?»), бесстрашно отправляется в путешествие в неведомый мир тайн и открытий.

Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, готовые прийти на помощь, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способные поддержать возникший интерес, озадачивая маленького философа вечными вопросами: «Что такое искусство, как и почему оно возникло?», «В чем секрет красоты?», «Почему все люди и народы на планете Земля разные?» и т.п.

На практике эта удачная встреча происходит отнюдь не часто. Обычно крайне мало внимания уделяется постановке и разъяснению подобных проблем. Бытует точка зрения, согласно которой беседовать с детьми дошкольного возраста на такие «взрослые» темы еще рано. Известно, что о сложном говорить простым, доступным, ясным языком трудно. А в результате зародившийся огонек  любопытства гаснет, и неизвестно, разговорится ли он вновь, когда, по мнению взрослых и мудрых, ему настанет пора. Кстати, задача наставника отнюдь не в том, чтобы дать однозначные ответы на подобные вопросы (это невозможно), а в том, чтобы совместно с ребенком искать пути их решения или просто поставить их, чтобы решать потом всю жизнь. Порой важнее поставить вопрос, чем дать на него ответ, подчас весьма субъективный или поверхностный. И тут на помощь взрослым наставникам приходит музейная педагогика со своими методами, средствами, программами. Но, чтобы воспользоваться ее помощью, необходимо следовать неким правилам и постулатам.

      Особых усилий в период дошкольного детства требует процесс активного воспитания путем действенного познания. Белинский В.Г. утверждал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

 

Проблемы, которые решает музейная педагогика

      Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики. С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности - приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

В нашем городе существует только один  историко-краеведческий музей и ориентирован он в основном на школьников. Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети  были в музее, некоторые не знают что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.

   Проблему решает создание мини музеев в ДОУ т.к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогики, создание в ДОУ музейно-образовательного пространства центром которого является мини музей.

Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим  строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Но все же большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини-музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы.

Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Тематика созданных мини-музеев разнообразна, но все они взаимосвязаны и направлены на развитие ребёнка всесторонне.

Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Функции музейной педагогики

Н.А.Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:

  - образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

  - развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

  - просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

  - воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

       Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней.

Цель и задачи музейной педагогики

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики:

-Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире.

 - Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою  неповторимую индивидуальность.

-Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.

-Освоение нового типа  непосредственно образовательной деятельности, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

-Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

-Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

-Формирование у дошкольников представления о музее.

-Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

-Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

-Развитие речи и расширения словарного запаса.

-Воспитание культуры поведения.

Ожидаемые результаты

1. Повышение уровня знаний детей о музее;

2. Повышение познавательной активности детей в познании окружающего мира, в экспериментировании;

3. Развитие креативности детей через создание творческих работ ;

4. Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музеев в группе, в совместной с ребёнком познавательной и творческой деятельности.

5. Улучшение взаимоотношения между родителями-детьми-педагогами;

6. Повышение престижа ДОУ в среде родителей.

Этапы проекта

1 этап - подготовительный

Цель: создание мини-музеев и формирование  условий для успешной реализации поставленных задач; вовлечение родителей в создание мини-музея в группе, в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации.

2 этап – практический

Цель: реализация поставленных задач.

3 этап – заключительный

Цель: защита проекта, подведение итогов, представление опыта работы на педагогическом совете.

Представление педагогического опыта «Музейная педагогика в ДОУ»

  Внедряя музейную педагогику, в нашем дошкольном учреждении были организованы мини-музеи по темам, соответствующим календарно-тематическому планированию в каждой группе младшего и старшего дошкольного возраста. Данная инновационная технология очень заинтересовала не только нас, педагогов, но и детей, родителей, которые  с огромным удовольствием откликнулись на идею создания мини – музеев в группах, для них, так же как и для детей, это было новое и интересное дело. Также в ДОУ проводились конкурс  «Лучший мини-музей по теме «Коми край неповторимый»» и неделя педагогического мастерства по теме «Использование мини-музея в непосредственно образовательной деятельности детей».

  Реализовывая  данный проект, мною также был разработан перспективный план мероприятий на учебный год.

Перечень мероприятий

мероприятия

сроки

ответственные

результат

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Родительское собрание

«Мини- музей в ДОУ».  (приложение 1)

Информация для родителей «Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей». (приложение 2)

Мини-музей «Народные умельцы». (приложение 4)

Мини-музей «Воздух-невидимка». (приложение 5)

Мини-музей спорта.

(приложение 6)

Мини-музей «Символы года».

(приложение 7)

Мини-музей «Дед Мороз в разных странах». (приложение 8)

Мини-музей «Коми орнамент».

(приложение 9)

Мини-музей «Моя Печора».

(приложение 10)

Мини-музей «Наша Армия».

(приложение 11)

Мини-музей «Цветы».

(приложение 12)

Мини-музей театра.

(приложение 13)

Мини-музей «Космос».

(приложение 14)

Презентация для педагогов «Музей- это целый мир».

(приложение 15)

Октябрь 2013г.

2013-2014 учебный год.

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Март

Март

Апрель

Апрель

Воспитатели

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Воспитатели

Родители заинтересовались организацией мини-музеев в группе, изготовлением экспонатов, сбором информации совместно с детьми.

У детей стали формироваться представления об истории происхождения декоративно-прикладного искусства, о его многообразии и видах. Дети научились различать и составлять узоры по мотивам народных росписей.

Дети экспериментальным путем научились определять свойства воздуха, узнали  о разрушительной силе воздуха (ветра) и о его созидательной роли, о том, как человек использует воздух. Дети имеют представление о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Дети имеют представление об истории олимпийских игр, видах спорта, как летних, так и зимних. Могут рассказать о символах Олимпиады 2014. Познакомились со спортивным инвентарём, узнали его предназначение. У некоторых детей появилось желание в будущем заниматься определённым видом спорта и стать спортсменом.

У детей сформировалось представление о символах года по восточному календарю.

Дети научились передавать изображение Лошади символа 2014 года на листе бумаги .

Повышение уровня знаний детей об истории возникновения и празднования Нового года, об образе Деда Мороза и Снегурочки.

У детей сформировалось представление об истории возникновения коми орнамента, о традиции коми народа. Дети научились понимать значение коми узоров и изображать их на листе бумаги.

У детей повысилась заинтересованность к прошлому и настоящему родного города. Дети могут рассказать о достопримечательностях, улицах, предприятиях, известных людях Печоры.

Повысился уровень знаний у детей об истории  нашей страны. Дети проявляют большой интерес к российской армии, уважение к защитникам Родины. Большой интерес проявили к созданию мини-музея папы, которые принесли армейские фотографии и

солдатские формы.

У детей расширилось представление  об окружающем мире цветов. Дети умеют ухаживать за растениями, цветами и отражать в изобразительном творчестве свое отношение к природе и труду. 

Дети познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания. Дошкольники начали больше проявлять инициативу, активность, самостоятельность к драматизации сказок.

Дети получили не просто банальные знания о космосе, но и смогли увидеть в лице родителей помощников и близких друзей.

Повысилась  компетентность и творческий  потенциал педагогов в связи с обновлением  образовательного процесса.

Важное место в работе мини-музеев я отвожу обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяю подготовке юных экскурсоводов из детей моей группы, которые с нашей помощью проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи:

 -выявление творческих способностей детей;

 -расширение представлений о содержании музейной культуры;

 -развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

 -создание условий для творческого общения и сотрудничества.

 Родители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем "погружать" детей в мир культуры и искусства, познакомила их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. С этой целью в ДОУ были организованы встречи с музейными работниками, которые провели беседу с детьми с показом некоторых экспонатов на темы «Моя республика, мой город», «История света», «Новогодние традиции». Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея.

       Традиционные формы деятельности музеев - монологические беседы в мини-музеях   нашей группы  заменила образовательной деятельностью с элементами игры, творческими заданиями: "Найди спрятавшийся предмет", "Восстанови интерьер", "Дорисуй картинку" и т. д.

       Работа в музеях очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей. Все названные особенности делают музей своим для ребёнка.

   

 Мини-музей «Народные умельцы»

Вид проекта:  познавательно-творческий, краткосрочный, групповой.

Основное направление: художественное творчество.

Участники: воспитанники старшего  дошкольного возраста, воспитатели группы «Воробышек», родители воспитанников.

       Срок реализации: один  месяц (октябрь) 2013г.

Актуальность:

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства  близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.

        Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.

Цель проекта: развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности, оформление мини-музея «Народные умельцы».

      Задачи:

     -продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи;

     -учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, учить использовать для украшения оживки;

     -учить ритмично располагать узор, предлагая расписывать силуэты и объемные фигуры;

     -продолжать развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке;

     -развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству;

     -формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности;

     -знакомить со спецификой создания декоративных цветов (оттенков).

Формы реализации:

-беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;

-рассматривание видов росписи;

-выполнение работ по изобразительной деятельности;

-выполнение работ из глины;

-подвижные и малоподвижные народные игры;

-выставка детского творчества;

-работа с родителями;

-совместные работы с детьми;

-консультация для родителей;

-беседы;

-обогащение предметно-развивающей среды;

-оформление мини-музея «Народные умельцы»;

-создание альбома детских работ по народно-декоративному творчеству.

Ожидаемый результат:

-развитие эстетического восприятия, уметь созерцать красоту народного прикладного искусства;

-создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;

-умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции, уметь использовать для украшения оживки;

-создание мини-музея «Народные умельцы».

Планирование и организация деятельности

I этап - подготовительный

Вид деятельности

Цель

Ответственные

1.Анкетирование родителей. (приложение 3)

2.Подбор,систематизация имеющейся литературы по декоративно-прикладному искусству,

подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения. 3.Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.

4.Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, иллюстраций изготовления шаблонов и трафаретов глиняных игрушек и др.

Подбор народных игр.

5.Изготовление экспонатов для мини-музея.

Привлечь внимание родителей к вопросам музейной культуры, выявить интересы и возможности семьи для организации мини-музея в группе детского сада.        

Развивать у детей интерес к художественным произведениям, художественному творчеству

Ознакомить родителей

Создание условий для успешной реализации поставленных задач.

Реализация творческих возможностей воспитателей, родителей и детей, организация мини-музея.

Воспитатели        

Воспитатели, родители

Воспитатели

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

        

 

II этап - основной

Вид деятельности

Цель

Интеграция образовательных областей

1. Коммуникация

Беседа: «В мастерской дымковской игрушки»

2.Художественное творчество

Лепка «Дымковский олешек»

3.Дидактические игры:

«Составь узор», «Продолжи роспись», «Народно- прикладное искусство»

4.Народные игры: «Горелки», «Палочка-выручалочка»        

5. Коммуникация

Беседа «Золотая хохлома»        

6. Художественное творчество

Рисование «Кувшин»

7. Коммуникация

Беседа: «Мастера Гжели»        

8. Художественное творчество

Рисование  «Гжельский чайник»

9. Коммуникация

Беседа «Есть на Волге город древний,

по названью – Городец».        

10.Художественное

творчество

Рисование

«Роспись доски городецким узором»

11. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Воспитывать у детей уважение и интерес к народным

промыслам. Закреплять представления о процессе создания игрушек. Обратить внимание на элементы росписи.        

Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек; лепить фигуру, придавая форму отдельных частей  приемом вытягивания.        

Развивать мыслительную активность и индивидуальные способности детей.        

Развивать интерес к народным играм, приобщать к народной культуре.        

Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров, развивать умение выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи.

Учить создавать декоративный рисунок , расписывая хохломской росписью, уметь расположить роспись, воспитывать самостоятельность и интерес к работе, развить эстетический вкус, раскрыть творческие способности.        

Познакомить с видом народного декоративно- прикладного искусства- гжельской росписью. Учить создавать узоры на листах в формате народного изделия, используя характерные элементы: цветы, завитки, листья, точки. Закрепить умение ритмично располагать элементы узора, помочь освоить специфику гжельской росписи. Развивать декоративное творчество детей, воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.        

Приобщать детей к истокам родного истинного русского народного творчества.

 Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей. Побуждать к использованию для составления узора растительных элементов.

Закрепить представление о гжельской росписи. Учить создавать узоры на листах в форме чайника.

Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями.

Учить выделять основные элементы узора. Развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.        

Упражнять в рисовании Городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, ромашки и розаны, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.

Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, расширяя словарный запас (экспозиция, экспонат, музей, выставка).        

Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве

Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству через  чтение художественной литературы        .

Познание

Коммуникация

Чтение художественной

литературы

Коммуникация

Здоровье

Труд

Чтение художественной литературы        

Социализация, коммуникация

Социализация

Коммуникация

Коммуникация

Познание

Чтение художественной литературы        

Познание

Коммуникация

 Здоровье

Социализация

Коммуникация

Познание

Социализация

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Музыка

Коммуникация

Познание        

Коммуникация

 Здоровье

Познание        

Коммуникация

Познание

        

III этап – заключительный

Вид деятельности

Цель

Ответственные

1. Выставка детских работ «Мир глазами детей»

 

2.Открытие мини-музея  

Вовлечь детей в разнообразную продуктивную деятельность, привлечь родителей к совместной  творческой работе с детьми.

Вызвать эмоциональное удовлетворение от увиденного(экспонатов мини-музея).

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Результат

В результате познавательно-исследовательской деятельности дошкольники получили от родителей и педагогов ответы на интересующие вопросы о декоративно–прикладном искусстве. У детей стали формироваться представления об истории происхождения декоративно-прикладного искусства, о его многообразии и видах. Дети научились различать и составлять узоры по мотивам народных росписей.

Мини-музей «Моя Печора»

Вид проекта:  познавательно-исследовательский, краткосрочный, групповой.

Основное направление: познание.

Участники: воспитанники старшего  дошкольного возраста, воспитатели группы «Воробышек», родители воспитанников.

Срок реализации: один  месяц (январь) 2014г.

Актуальность:

Воспитание патриотизма и гражданственности очень важная задача в работе с детьми. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют содержание психолого- педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Социализация», «Познание», которые и направлены на формирование гендерной, семейной, гражданственной принадлежности, патриотических чувств. Маленький ребёнок очень эмоционален, поэтому его патриотическое чувство проявляется в восхищении родным краем, родным городом, своей улицей, домом.

 Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею, т. к. в ходе реализации проекта, дети знакомятся с понятием музея, узнают о его назначении. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

2014 год – юбилейный год для нашего родного города Печора. Нашему городу исполнилось 65 лет. Из бесед о городе я поняла, что детям интересна эта тема, что они многое знают, но хотели бы узнать о своём городе ещё что- то новое. Дети стали задавать вопросы о том, как возник наш город, почему его построили здесь, почему и как город рос и развивался. Они интересовались, есть ли в нашем городе люди, которые известны всей республике. Так возникла идея проекта.

Цель проекта:  формировать у детей патриотические чувства, ознакомить с историей образования их малой Родины.

Задачи: 

 -закрепить знания детей о родном городе;

- познакомить детей с историей основания города, с его достопримечательностями, с известными людьми Печоры, с улицами города, с предприятиями, с местами отдыха и развлечений;

-разучить стихи о городе Печора и о реке Печора;

 -дать детям понятие о музее, его важной роли в жизни людей;

- воспитывать любовь к родному краю, к своему городу;

- развивать умение отображать имеющиеся знания в рисунках и поделках.

 Формы реализации:

-создание в группе предметно-развивающей среды;

- познавательные беседы, рассказы;

- чтение стихов о городе Печора;

- заучивание песни о Печоре(автор: музыкальный работник детского сада Соловьёва Е.А.) ;

- заучивание стихотворений о городе и реке Печора;

- знакомство с историей образования города;

- творческая продуктивная и игровая деятельность детей;

- посещение детьми и родителями краеведческого музея, выставок;

- музыкальное развлечение;

- самостоятельная художественно-творческая деятельность;

- дидактические игры;

-работа с родителями.

Ожидаемый результат:

Данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами. Дети узнают о важности сохранения исторических памятников для последующих поколений. У детей сформируется чувство гордости за свой город, желание сохранить его чистым и красивым. Дети узнают своё место проживания (республика, город, домашний адрес, столица республики Коми, страна, столица Российской Федерации), герб, флаг города , о предприятиях города и их значимости. Смогут рассказать об истории образования города, его достопримечательностях и улицах, показывая иллюстрации, экспонаты мини-музея. Дети смогут рассказать о значении музея в жизни людей.

Планирование и организация деятельности

I этап - подготовительный

Вид деятельности

Цель

Ответственные

1. Сообщение о начале работы над проектом.

 2. Привлечение родителей к сбору познавательного материала об истории образования города, о родной улице, о месте работы, о любимом месте отдыха в городе, о достопримечательностях и памятниках архитектуры.

 3. Оформление альбома «С Днём рождения, Печора! »

 4. Оформление папки – передвижки «Улицы Печоры».

5.Изготовление экспонатов для мини-музея.

Ознакомить родителей.

Привлечь внимание родителей к вопросам музейной культуры. Вызвать желание организовать мини-музей в группе детского сада.

Реализация творческих возможностей родителей и детей.

Собрать фотографии и информации об улицах города.

Реализация творческих возможностей воспитателей, родителей и детей, организация мини-музея.

Воспитатели.

Воспитатели, родители.

Родители.

Воспитатели.

Воспитатели, родители.

II этап - основной

Вид деятельности

Цель

Интеграция образовательных областей

1.Познание

«65 лет Печоре»

2.Коммуникация

Беседа «Мой город и моя семья».

3.Коммуникация

Беседа «Место работы родителей».

4.Коммуникация

Беседа «Моё любимое место отдыха в городе».

 5. Чтение художественной литературы. Чтение и заучивание стихотворений о Печоре.

6. Художественное творчество

Рисование «Моя Печора»

7. Музыка

Разучивание песни «Печора» (автор Соловьёва Е.А.)

8. Сюжетно-ролевые игры:

«Путешествие по городу», «Улица города»

Дидактические игры: «Найди место по описанию», «Собери картинку» (пазлы)

Развивать познавательный интерес к истории города. Рассказать об известных людях Печоры.

Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.

Закрепить знания детьми родного города, главных улиц, основных

достопримечательностей, названия жителей города; познакомить с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи.

Развивать умение составлять короткие  рассказы о родителях; закрепить знания о предприятиях города.

Расширить и уточнить  словарь по теме «Моя Печора».

Воспитывать любовь к родному краю через  чтение художественной литературы        .

Развивать умение  изображать на листе бумаги памятные места города .

Развивать мыслительную активность и индивидуальные способности детей.

Коммуникация

Познание

Социализация

Познание

Коммуникация

Социализация

Коммуникация

Труд

Познание

Познание

Коммуникация

Социализация

Чтение художественной литературы

Социализация

Здоровье

Коммуникация

Социализация

Коммуникация

Музыка

Социализация

Коммуникация

III этап – заключительный

Вид деятельности

Цель

Ответственные

1.Музыкальное развлечение «Коми край неповторимый».

2.Открытие мини-музея  

Вызвать интерес к родному краю, к родному городу.

Вызвать эмоциональное удовлетворение от увиденного (экспонатов мини-музея).

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Родители

Результаты

 -дети знают название города, его символику, имеют сведения о его возникновении, проявляют интерес к его истории, его традициям;

-знают людей , живущих в Печоре, известных всей республике;

 - знают стихи о городе;

-имеют понятие о деятельности музея и его значении для людей;

-используют имеющиеся знания в самостоятельной деятельности;

 -родители стали более активными, у них появилось желание принимать участие в совместных мероприятиях;

 -родители начали проявлять больше интереса к образовательно -воспитательному процессу;

 -повысилась заинтересованность к прошлому и настоящему родного города.

Вывод.

На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно – эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение. В процессе реализации проекта стало возможным повышение детской и родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой Родины, традиций и современной действительности, что позволяет развивать личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, потому, что только на основе знаний о прошлом можно понять настоящее и предвидеть будущее. Народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. Перспективность этого проекта заключается в возможности его дальнейшего использования с целью нравственно – патриотического воспитания, расширения взаимодействия родителей и детского сада по вопросам воспитания детей, закладывания основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способным к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

 Мини-музей спорта

Вид проекта:  познавательно-исследовательский, краткосрочный, групповой.

Основное направление: нравственное и физическое воспитание.

Участники: воспитанники старшего  дошкольного возраста, воспитатели группы «Воробышек», родители воспитанников.

Срок реализации: один  месяц (ноябрь) 2013г.

Актуальность

     7 февраля 2014 года в г. Сочи стартуют XXII зимние Олимпийские игры. Это главные спортивные состязания на нашей планете и своеобразное свидетельство возросшего авторитета России в мире. Проведение олимпиады в Российской Федерации в немалой степени поможет воспитанию гражданских и патриотических чувств, формированию любви к Родине. Олимпийские принципы проповедуют идеи мира, дружбы, взаимопомощи, командного духа, стремления к достижению поставленной цели, которые созвучны принципам нравственного и физического воспитания. Фактические материалы и примеры подготовки команд к олимпиаде, выступления спортсменов будут способствовать личностному развитию дошкольников, формированию положительных качеств. Уникальность олимпиады в том, что соревнования по зимним видам спорта пройдут в субтропиках, что дает возможность познакомить детей с особенностями и разнообразием  клима-тических зон нашей страны на конкретном материале.

  Если использовать символику, атрибутику олимпиады, познакомить участников проекта с историей олимпийских игр, ходом подготовки к Олимпиаде в нашей стране, то активизируется работа по нравственному и патриотическому воспитанию, участники проекта будут более активно заниматься физической культурой.

Цель проекта: обогатить имеющийся опыт нравственного и физического воспитания современным содержанием. Продолжить формирование привычки ведения здорового образа жизни у всех участников проекта.

Задачи:

- Познакомить дошкольников, их родителей, педагогов со сведениями об истории олимпийского движения как достижения общечеловеческой культуры.

         - Формировать представления об Олимпийских играх как мирных соревнованиях, в которых участвуют команды разных стран.

         - Формировать потребность каждого дошкольника в двигательной активности и физическом совершенствовании, в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

          - Развивать у дошкольников способность к творчеству, формировать эстетический вкус, фантазию и образное мышление.

          - Прививать уважение и любовь у всех участников проекта не только к спорту, но и к олимпийскому движению как культурному наследию человечества.

           - Развивать внимание, логическое мышление детей; активизировать словарь: символ, факел, клятва, девиз, эмблема, пьедестал, названия олимпийских видов спорта.

Формы реализации:

- познавательные беседы с детьми о спорте, о здоровом образе жизни;

-рассматривание спортивного оборудования ;

-подвижные и малоподвижные игры;

-выставка детских работ;

-работа с родителями;

-совместные работы с детьми;

-консультация для родителей;

-обогащение предметно-развивающей среды;

-  оформление мини-музея «Олимпиада».

Ожидаемый результат.

       Участники проекта познакомятся с историей олимпийского движения как достижения общечеловеческой культуры. У них сформируется представление об Олимпийских играх как мирных соревнованиях, в которых участвуют различные страны и народы. Возрастет потребность каждого до-школьника в двигательной активности и физическом совершенствовании, в регулярных занятиях физической культурой и спортом, в заботе о своем здоровье (правильное питание, режим дня, занятия физической культурой, соблюдение гигиенических правил). Каждый участник проекта получит возможность проявить личностные способности в каком-либо деле.

Планирование и организация деятельности

I этап – подготовительный

Вид деятельности

Цель

Ответственные

1.Анкетирование родителей на тему

«Спорт в вашей жизни».

2.Подбор, систематизация имеющейся литературы о спорте и спортивной олимпиаде,

подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.

3.Привлечение родителей к сбору познавательного материала и экспонатов для мини- музея.

4.Папка- передвижка «Движение- основа здоровья».

5.Подбор экспонатов для мини-музея.

Привлечь внимание родителей к организации мини- музея по данной теме.

Развивать у детей интерес к художественным произведениям, художественному творчеству

Вызвать желание организовать мини-музей в группе детского сада.

Ознакомить родителей.

Организация мини- музея.

Родители

Воспитатели

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

II этап - основной

Вид деятельности

Цель

Интеграция образовательных областей

1.Познание «Олимпиада 2014».

2.Коммуникация

Беседа «Чтобы быть здоровыми».

3.Коммуникация

Беседа «Летние и зимние виды спорта».

4.Художественное творчество

Рисование «Мы болеем за Россию», «Мы будущие спортсмены».

Лепка «Лыжники».

5.Сюжетно- ролевые игры «На катке», «Лыжники», «Мы олимпийцы».

6.Здоровьесберегающие технологии

Комплекс упражнений «Виды спорта».

7.Дидактические игры: «Узнай вид спорта»,

«Чей спортивный инвентарь», «Снаряди спортсмена», «Подбери пиктограмму», «Найди лишнее».

8.Подвижные игры

««Спортивные забавы матушки Зимы»(на улице).

9. Чтение художественной литературы на тему:

«Спорт, ты - мир!»

Разучивание стихотворений о зимних олимпийских видах спорта.

Развивать познавательный интерес к истории спортивной олимпиады.

Вызвать у детей желание заботиться о своём здоровье.

Развивать связную речь по данной теме.

Закреплять умение детей рисовать человека в движении.

Учить лепить фигуру человека в движении.

Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания об окружающем мире. Закрепить умение планировать и обсуждать свои действия в игре.

Развивать и совершенствовать двигательные умения.

Развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание.

Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту.

Обогащать знания детей о спорте и его важности в жизни человека через произведения художественной литературы, используя выразительные средства речи.

Социализация

Здоровье

Коммуникация

Здоровье

Познание

Познание

Здоровье

Социализация

Здоровье

Физкультура

Социализация

Коммуникация

Познание

Здоровье

Коммуникация

Социализация

Физкультура

Познание

Коммуникация

Познание

Здоровье

III этап – заключительный

Вид деятельности

Цель

Ответственные

1.Открытие мини-музея спорта.

Вызвать эмоциональное удовлетворение от увиденного (экспонатов мини-музея).

Родители

Воспитатели

Результаты

Дети имеют представление об истории олимпийских игр, видах спорта, как летних, так и зимних. Могут рассказать о символах Олимпиады 2014. Познакомились со спортивным инвентарём, узнали его предназначение. У некоторых детей появилось желание в будущем заниматься определённым видом спорта и стать спортсменами. У детей и некоторых родителей активизировалось желание заботиться о своём здоровье.

Результативность проекта «Музейная педагогика в ДОУ».

- Уровень  представлений воспитанников о музее и музейной культуре :  начало проекта- 12%,  конец проекта-75%.

- Отображение в игре  событий общественной жизни:  начало - 15%,  конец-54%.

- Заинтересованность детей тематикой игр в «Музей» -  начало- 10%,  конец -42%.

- Развитие у детей социальных и коммуникативных навыков – начало проекта - 46%, конец проекта-76%

- Объем знаний  детей о музее, его назначении, правилах поведения  в музее и пр.:

1.  Высокий уровень- дети знают, что такое музей, имеют представления о  его назначении, им знакомы правила поведения в музее, а также они вполне осознанно выбирают предметы для рассмотрения.

2. Достаточный уровень – дети имеют представление о музее т правилах поведения в нем, могут назвать некоторые из них, чаще всего внимание  привлекают предметы  яркие, необычные .

3. Допустимый уровень – дети могут объяснить, что такое музей, с помощью взрослого могут назвать 1-2 правила поведения в музее, с трудом могут вспомнить музейные предметы, с которыми знакомились при посещении музея.

4. Низкий уровень – дети не знают, что такое музей, не могут рассказать о правилах поведения в музее, к музейным предметам равнодушны.

      У детей расширился кругозор , активизировалась познавательная деятельность, логика, мышление, желание работать в команде. Дети  экспериментируют  в создании образа, расширился опыт детей в применении и сочетании разнообразных изобразительных материалов и инструментов. Создание мини- музеев в нашей группе позволило сделать слово «музей» привычным  и привлекательным для детей. Экспонаты музея используются для развития речи, воображения,  интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.  Дошкольники  активно выступают в музее в роли экскурсоводов.

Многие родители начали посещать с детьми настоящие музеи, о чем потом дошкольники с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям.

Заключение

   

      Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом. Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей. В последнее десятилетие в развивающей среде детских садов появились новые элементы: комнаты, залы, музеи, изостудии и так далее, то есть обогащается развивающая среда.

    У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею.

    Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

    У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.

   Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру.

   Музейная педагогика служит комплексному развитию, воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

   Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.  И эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи в нашей группе продолжают обновлять свои экспозиции. Мы продолжаем искать новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатываем дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.

       Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители заинтересовались нашим проектом и по мере возможности посещали и собираются в летний период посетить с детьми «настоящие» музеи. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект «Музейная педагогика в этнокультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста на материалах краеведения»

Новизна проекта в том, что это не только приобщение к национальной культуре коренных народов Кузбасса – шорцев и телеутов. В процессе знакомства с этнокультурой шорцев и телеутов, мы сопоставляе...

«Методы интерактивной педагогики в дошкольном учреждении в условиях ФГОС ДО»

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую о...

Статья "Особенности применения лечебной педагогики в дошкольном учреждении"

Здоровье ребенка зависит не только от внешних условий, но и от его психического состояния. Все жизненные трудности, психологическое перенапряжение, отрицательные эмоции ведут к заболеваниям.В общей пе...

Проект в старшей группе «Музейная педагогика в дошкольном учреждении»

Проект в старшей группе «Музейная педагогика в дошкольном учреждении»...

Проект "Музейная педагогика в дошкольном учреждении"

Проект "Музейная педагогика в дошкольном учреждении"...

Проект «Музейное зазеркалье» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Актуальность  С 1 сентября 2019 года Саратовская область дала старт новому проекту «Культурный дневник дошкольника Саратовской области». Проект позволяет сохранить...