Проект «Музейное зазеркалье» для детей дошкольного возраста 5-6 лет
проект (старшая группа)

Кривчикова Людмила Алексеевна

Актуальность

  С 1 сентября 2019 года Саратовская область дала старт новому проекту «Культурный дневник дошкольника Саратовской области»Проект позволяет сохранить преемственную линию, ориентированную на выстраивание:

- новых форм сотрудничества семьи и детского сада;

-системы воспитательной работы по приобщению дошкольников к культурному наследию Саратовской области, России, знакомству с некоторыми событиями истории, культуры, традициями, представленными в доступной форме, затрагивающие чувства и вызывающие интерес.

    Культурный дневник дошкольника создан в контексте системно-деятельностного подхода, обозначенного в современных федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Детям предлагаются различные познавательные, занимательные и творческие задания: рассмотри картинки, ответь на вопросы, раскрась, склей, вылепи, сделай и т. д. Ребенок может выполнять эти задания вместе с семьёй или самостоятельно (в этом ему могут помочь условные знаки).

    В рамках проекта «Культурный дневник дошкольника Саратовской области» представлено 6 разделов: «Каменная летопись края»«Музейное зазеркалье»«Театральные встречи»«Наполним музыкой сердца»«Приглашение к чтению»«Памятные даты».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

Проект «Музейное зазеркалье»

для детей дошкольного возраста 5-6 лет

                               

         Авторы проекта: воспитатели

                Кривчикова Людмила Алексеевна

                Гаврилюк Марина Александровна

г. Балашов – 2022г.

 «Музейное зазеркалье»

От старины до наших дней хранит реликвии музей,

А кто музей сей посещает, тот, несомненно, много знает.

Музей - не просто дом, где вещи дышат,

Музей - хранитель тайн, всего святого,

Биенье сердца каждого услышит,

Он - мост в долину самого родного.

Анна Леун

 

Актуальность

        

С 1 сентября 2019 года Саратовская область дала старт новому проекту «Культурный дневник дошкольника Саратовской области»Проект позволяет сохранить преемственную линию, ориентированную на выстраивание:

- новых форм сотрудничества семьи и детского сада;

-системы воспитательной работы по приобщению дошкольников к культурному наследию Саратовской области, России, знакомству с некоторыми событиями истории, культуры, традициями, представленными в доступной форме, затрагивающие чувства и вызывающие интерес.

    Культурный дневник дошкольника создан в контексте системно-деятельностного подхода, обозначенного в современных федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Детям предлагаются различные познавательные, занимательные и творческие задания: рассмотри картинки, ответь на вопросы, раскрась, склей, вылепи, сделай и т. д. Ребенок может выполнять эти задания вместе с семьёй или самостоятельно (в этом ему могут помочь условные знаки).

    В рамках проекта «Культурный дневник дошкольника Саратовской области» представлено 6 разделов: «Каменная летопись края»«Музейное зазеркалье»«Театральные встречи»«Наполним музыкой сердца»«Приглашение к чтению»«Памятные даты».

    Одной из наиболее интереснейших страниц «Культурного дневника дошкольника Саратовской области» является, на наш взгляд, раздел «Музейное зазеркалье». Успеха в воспитании чувства патриотизма у дошкольников можно достигнуть только тогда, когда воспитатель сам будет знать историю своего города, региона, своей страны. Музей — это целый мир! И если только мы сумеем помочь ребенку разгадать, одухотворить и полюбить его, музей способен стать умным наставником взрослеющего человека. В нашем городе тоже есть удивительные места, где можно узнать о его истории, о знаменитостях, погрузиться в то время, когда жили наши предки, узнать об их жизни, достижениях. Это «Балашовский краеведческий музей» и «Дом купца Е.М.Дьякова». Поэтому раздел «Музейное зазеркалье» наиболее актуален и интересен нашим дошкольникам. Формировать представления дошкольников о родном крае, знакомить с его самобытностью, воспитывать любовь к Родине – это задачи не только ДОУ, но и семьи. Родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребёнка.

Цель: создать условия для систематизации у дошкольников представлений об истории и культуре родного края.

Задачи (для детей):

Образовательные: 

- закреплять представление у дошкольников о музее.

Развивающие:

- Развивать творческие и коммуникативные способности воспитанников;

- Расширять словарный запас.

Воспитательные: 

- Воспитывать гражданские качества личности через осознание культурных и исторических ценностей страны и родного края.

Задачи (для родителей):

- Расширять представления родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;

-Развивать отношения родителей и детей, реализуя технологию сотрудничества.

         Предварительная работа: изучение и подбор методической литературы, видеоматериалов для ознакомления детей с музейным искусством, дидактических игр, анкет для родителей, оформление альбомов «Саратовский областной музей краеведения», «Парк Победы г. Саратова».

        Вид/тип проекта: краткосрочный, познавательный, творческий.

        Участники проекта: педагоги, дети, родители.

        Аннотация:

          Чтобы помочь родителям в реализации «Культурного дневника дошкольника Саратовской области» раздела «Музейное зазеркалье», нами воспитателями, была проведена большая работа. Ее мы начали с подбора методической литературы (познавательной, художественной, материалов для консультаций и бесед), видеоматериалов для ознакомления детей с музейным искусством, изготовление наглядных пособий, дидактических игр в соответствии с реализуемым проектом, анкет для родителей, оформление альбомов «Саратовский областной музей краеведения», «Парк Победы г. Саратова». В проект были включены различные виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная, изобразительная, а также восприятие художественной литературы. Реализация проекта осуществлялась в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.  Прежде чем "погружать" детей в мир культуры и искусства, мы познакомили их с профессиями музейных работников, значением экскурсий. С этой целью в ДОУ были организованы встречи с «Саратовским областным музеем краеведения» на платформе ZOOM, работники которого провели беседу с детьми с показом некоторых экспонатов музея на тему «О том, кто приближал Победу!». Дети узнали о саратовцах, участниках Великой Отечественной войны, о тех людях, кто помогал в тылу врага.

        Итогом данного проекта явилась выставка работ детского творчества «Парк Победы города Саратова», создание мини – музея в группе «Музей боевой славы». В рамках реализации проекта «Культурный дневник дошкольника Саратовской области» раздела «Музейное зазеркалье» у дошкольников сформировались представления об истории и культуре родного края, дети познакомились с музеями Саратовской области. Сегодня можно сказать, что этот проект позволяет достичь цели и реализовать полностью поставленные задачи. Мы считаем, что данный проект вызывает интерес у коллег, демонстрирует ценность взаимодействия детей и их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива ДОУ.

                Ожидаемые результаты:

  • формирование у детей духовно – нравственных ценностей;
  • развитие творческого, логического и креативного мышления;
  • развитие коммуникативно – языковой компетенции;
  • развитие социальной компетенции;
  • обогащение развивающей предметно – пространственной среды.

        Продуктом проекта является выставка работ детского творчества «Парк Победы города Саратова»; мини - музей с экспонатами «Музей боевой славы» - совместная работа воспитателей, детей и их родителей. 

        Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительные результаты в развитии детей. В процессе работы мы увидели активную заинтересованность родителей к данному проекту, повысилась музейная культура родителей, установились теплые, партнерские отношения детского сада и семьи.

Литература:

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ д/с «Юбилейный», разработанная в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол № 2/15 от 20 мая 2015 года) и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
  2. Kнязева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2019 г.
  3. https://soiro.ru/content/o-proekte

Этапы проекта

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)

Взаимодействие с родителями

Подготовительный (мотивационный)

Беседа «Что такое музей?»; «Как создаются коллекции музеев, их разнообразии и особенностях?»

 

Чтение художественной литературы

 С. Михалков «Я поведу тебя в музей».

Беседа-рассуждение

«Правила поведения в музее»

Просмотр презентаций

 «Мы идем в музей»


Анкетирование родителей «Вы любите музей?»

Консультации для родителей «В музей вместе с ребенком»;

 «Посещение музеев как одно из эффективных средств воспитания культурного человека».

Основной (проблемно – деятельностный)

 Экскурсия - презентация «Путешествие по родному городу»; 

 Сюжетно – ролевая игра

 «Мы идем в музей»

Беседы 

 «Музейные профессии»

Чтение художественной литературы:

А.Зайцева «Музей»,

В. Демешко «Русские музеи»,

Н. Мамаев

«Музей не любит...»

Видеоэкскурсия по

«Саратовскому областному музею краеведения»,

на тему «О тех, кто приближал Победу!»

КМД

«Мой Музей».

НОД по ОО «Художественно – эстетическое развитие» (Рисование)

 «Что мне больше всего понравилось в музее?»

Беседа

 "Музеи города Саратова.

Залы и выставки в музее.

Экспонаты музея".

НОД по ОО «Познавательное развитие» «Частица Родины моей»

НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие»

(Рисование) «Парк Победы г. Саратова»

Раскраски

«Парк Победы г. Саратова.»

Дидактические игры

 «Угадай, что в мешочке»; «Путешествие по музеям»;

 «Узнай музей по экспонату»; 

«Что перепутал художник»; 

"Дорисуй картинку".

Разрезные картинки «Собери музей»

Рассматривание альбомов

«Парк Победы», «Саратовский художественный музей имени Радищева», «Саратовский областной музей краеведения» 

Рассматривание альбома «Музей им. Радищева»

Вовлечение родителей в создание мини-музея в группе (подбор коллекций, экспонатов)

Выполнение задания по культурному дневнику

 «Нарисуй то, что тебе больше всего понравилось в музее»;

«Отгадай ребус».

Оформление мини-музея «Музей боевой славы»

Заключительный (творческий)

Выставка работ детского творчества

«Парк Победы г. Саратова»

Экскурсия в мини – музей группы 

«Музей боевой славы»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор-проекта : воспитатель Кривчикова Людмила Алексеевна Проект «Музейное зазеркалье» с детьми дошкольного возраста 5-6 лет Муниципальное автономное дошкольного образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Юбилейный» города Балашова Саратовской области»

Слайд 2

От старины до наших дней хранит реликвии музей, А кто музей сей посещает, тот, несомненно, много знает. Музей - не просто дом, где вещи дышат, Музей - хранитель тайн, всего святого, Биенье сердца каждого услышит, Он - мост в долину самого родного. Анна Леун

Слайд 3

Цель: создать условия для систематизации у дошкольников представлений об истории и культуре родного края. Задачи (для детей): Образовательные: - Закреплять представление у дошкольников о музее. Развивающие: - Развивать творческие и коммуникативные способности воспитанников; - Расширять словарный запас. Воспитательные: - Воспитывать гражданские качества личности через осознание культурных и исторических ценностей страны и родного края. Задачи (для родителей): - Расширять представления родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности; -Развивать отношения родителей и детей, реализуя технологию сотрудничества. Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Слайд 4

Этапы реализации проекта: 1. Подготовительный этап

Слайд 5

2. Основной этап Беседа «Музеи города Саратова»

Слайд 6

Чтение художественной литературы

Слайд 7

Рассматривание альбомов «Парк Победы г.Саратова », Саратовский художественный музей имени Радищева», «Саратовский областной музей краеведения»

Слайд 8

Дидактические игры

Слайд 9

Видеоэкскурсия по «Саратовскому областному музею краеведения» на тему «О тех, кто приближал Победу!»

Слайд 10

Рассматривание альбома «Музей им.Радищева »

Слайд 11

Задания по культурному дневнику

Слайд 15

3. Заключительный этап Выставка работ детского творчества «Парк Победы г. Саратова»

Слайд 16

Экскурсия в мини-музей группы «Музей боевой славы»

Слайд 18

Список испрользованной литературы 1. Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ д/с «Юбилейный», разработанная в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол № 2/15 от 20 мая 2015 года) и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. 2. Kнязева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2019 г. 3. https://soiro.ru/content/o-proekte

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Елочка -красавица"(для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта)

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервы.  Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие е...

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры".

Целенаправленная разработка проекта по воспитанию нравственно- патриотических чувств  у детей в старшем и в подготовительном к школе возрасте....

Инновационный проект: «Использование технологии метод проектов для индивидуализации образования детей дошкольного возраста по математическому развитию по теме: «Мир волшебных линий»»

Инновационнай проект с использованием технологии "метод проектов" для индивидуализации образования детей дошкольного возраста по математическому развитию по теме "Мир волшебных линий&qu...

Проект "Креативное мышление у детей дошкольного возраста через дивергентный подход в многофункциональных зонах дошкольных образовательных учреждениях Шурышкарского района"

Дошкольное отделение Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Шурышкарская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» Педагогическое совещание...

Проект по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Детям о профессиях лесного хозяйства»

Проект по ранней профориентации   «Детям о профессиях лесного хозяйства»  предназначен для работы с детьми....