Игры для развития чувства ритма
картотека (старшая группа) на тему

Приемы развития музыкальных способностей детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_chuvstva_ritma.docx15.37 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития чувства ритма

Составитель:  Гавриленко Ольга Петровна.

Музыкальный руководитель ГБДОУ д/сад №18 Красносельского района С-Пб.

 

Прогулка

 

Игровой материал.

Музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и  долгие звуки.

 

Ход игры.

Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдём с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», - педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу,- продолжает воспитатель, - светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» - частыми ударами передаёт бег, Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,- воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать». Скок, скок,- быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошёл дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень», - воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад», - быстро и ритмично ударяет молоточком.

 

Кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок – выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие – частым. Например: «Таня взяла мяч, - говорит воспитатель, - и стала медленно ударять им о землю». Ребёнок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.

 

«Пошёл частый, сильный дождь», продолжает воспитатель. Ребёнок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.

 

 

Учитесь танцевать

 

Игровой материал.

Большая матрёшка и маленькие (по числу играющих).

 

Ход игры.

Дети сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрёшка, у детей маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких»,- говорит воспитатель и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрёшками.

 

При повторении игры ведущим может стать ребёнок, правильно выполнивший задание.

 

 

Выполни задание

 

Игровой материал.  

Фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков, детские музыкальные инструменты (металлофон, арфа, баян, триола).

 

Ход игры.

Воспитатель-ведущий проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребёнок должен выложить его карточками на фланелеграфе.

 

 

Игра для развития тембрового слуха

 

Музыкальные загадки

 

Игровой материал.

Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

 

Ход игры.

Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

 

 

 

Игра для развития детского творчества

 

Музыкальная шкатулка

 

Игровой материал. Красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте картинки для контроля указывается название песни и композитор).

 

Ход игры.   В шкатулке помещаются 5-6 карточек. Дети по очереди вынимают карточки и передают их ведущему, называя музыкальное произведение и композитора. Песни исполняются без музыкального сопровождения всей группой детей или индивидуально.

В дальнейшем игра  проводится как концерт.

 

 

Игра для развития памяти и слуха

 

Наши песни

 

Игровой материал.  

Карточки-картинки (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, фишки.

 

Ход игры.  

Детям раздают по 2-3 карточки. Исполняется мелодия песни  на металлофоне или в грамзаписи. Дети узнают песню и закрывают фишками нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.

 

 

Игры для развития диатонического слуха

 

Громко - тихо запоём

 

Игровой материал.  

Любая игрушка.

 

Ход игры.

Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

 

 

Найди щенка

 

Игровой материал.

Игровое поле, щенок, 2-3 небольших бочонка, молоточек.

 

Ход игры.

Дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, в какую из бочек они спрячут щенка, и зовут водящего:

 

«Вот щенок наш убежал, спрятался за бочку,

Во дворе их много так, не найти его никак.

Ну-ка, Саша, поспеши и щенка нам отыщи,

Мы не будем помогать, будем песню запевать».

 

Все поют любую знакомую песню. Водящий берёт молоточек и водит им по дорожкам от бочонка к бочонку, Если молоточек находится далеко от того бочонка, в котором спрятан щенок, то дети поют тихо, если близко – громко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые упражнения и игры на развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка речевых упражнений и игр предназначена педагогам старшей и подготовительной групп для использования в образовательной области "Речевое развитие", а также в театрализованной дея...

Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма (старший дошкольный возраст)

Музыкально-дидактические игры  для развития чувства ритмав дошкольном образовательном учреждении (старший дошкольный возраст), собраны в небольшой сборник для помощи музыкальным руководителям ДОУ...

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма "Страна музыкальных цветов"

Данное видео-пособие поможет в развитии чувства ритма детей старшего дошкольного возраста...

Игры на развитие чувства ритма

Данный материал содержит описания и цели игр для развития чувства ритма. Подходит для использования на музыкальных занятиях с элементами логоритмики в детских садах....

«Занимательный ритм» Дидактические игры для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих приро...