Сотрудничество с семьей в успешной социализации дошкольников с ОВЗ.
материал на тему

Астапчук Любовь Сергеевна

Сотрудничество с семьей в успешной социализации дошкольников с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополёк»

Региональный семинар «Открыть в ребенке человека» 20 апреля 2017 г.

Стендовый доклад

Сотрудничество с семьей в успешной социализации дошкольников с ОВЗ.

http://www.art.ioso.ru/wiki/images/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.jpg

Круглый стол «психология социальных эмоций»

                                                                                                                                                                                       Воспитатель Астапчук Л.С.

г. Бердск

«От  того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую

 ступеньку лестницы познания, что он будет переживать,

зависит весь дальнейший путь к знаниям»

(В.А.Сухомлинский)

http://socpolit.ispn.urfu.ru/fileadmin/user_upload/site_75_6402/imp/socwork.jpg

Социализация детей с ОВЗ

  • В чем состоит суть социализации?

Социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество.

  • Для чего нужна социализация?

Социализация нужна для того чтобы дети могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.

  • В чем состоит задача образовательной организации и семьи для успешной социализации?

Задача: создать адекватные условия для развития и обучения детей с ОВЗ.

В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и коммуникации в коллективе, что в дальнейшем напрямую влияет на обучение в школе. Эти дети нуждаются в особом коррекционно-развивающем процессе, который должен быть непрерывен, и организован в тесном сотрудничестве специалистов, воспитателей и родителей. Многие исследования подтверждают, что весьма важным аспектом для качественного развития и обучения детей является сотрудничество педагогов с семьей воспитанников. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является один из институтов социализации – семья.

Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Функциональный потенциал семьи в рамках общества огромен. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере, неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.

Сотрудничество личности, семьи, образовательного учреждения и общества всегда представляло собой, поли аспектную, многоуровневую проблему. Снижение роли семьи, и в ряде случаев объективная невозможность выполнения ею своих функций - неоспоримый факт. На сегодняшний день семья не готова взять на себя всю нагрузку по развитию и воспитанию детей.  И родители все больше надеются на дидактическую, воспитательную  роль образовательных учреждений. Единственный выход из сложившейся ситуации - организация систематической социокультурной и психолого-педагогической помощи родителям в социализации детей. Необходим поиск новых подходов в организации полноценного сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.

 Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности образовательного учреждения. Она включает в себя следующие функции:

•        Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса детского сада.

•        Психолого-педагогическое просвещение родителей.

•        Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

•        Помощь отдельным семьям в воспитании.

•        Взаимодействие с общественными организациями родителей.

Социализация дошкольника, прежде всего, начинается с социально-нравственного воспитания. Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

Анализируя данную проблему, можно сделать вывод, что отсутствие единого образовательного пространства: «семья и дошкольное учреждение», вызывает значительные трудности в процессе коррекционно-педагогической работы. Такие трудности могут выражаться в отставании освоения учебного материала, неумении использовать новые знания, в низком уровне автоматизации новых возможностей, особенностях адаптации и т. д. Поэтому организация успешного сотрудничества с родителями детей с ОВЗ занимает одно из приоритетных направлений в построении педагогического процесса.

Как показывает опыт работы многих специалистов, всем родителям, имеющим ребенка с ОВЗ, требуется социально-психологическая поддержка. Она необходима, чтобы семьи не оставались один на один со своими проблемами, чтобы специфика развития и поведения ребенка с ОВЗ не становились личным делом семьи. Исходя из этого, на первичном этапе работы (при поступлении ребенка в дошкольное учреждение или в начале учебного года) проводится анкетирование или беседа. Анализ информации показывает, что обычно многие родители не знают все подробности имеющегося диагноза, другие не знают, как выстраивать домашнюю систему ребенка, третьи считают, что всю работу должны проводить специалисты. А воспитания такого ведь семья играет центральную роль в сознании ребенка, то, что обязана дать малышу семья (эмоциональный контакт, образцы семейного поведения и т. д.), никто кроме нее не даст в полной мере, и, именно, родители ответственны за воспитание, обучение и будущее своих детей.

Таким образом, на последующих этапах работы с семьями мы стараемся создавать такие условия, при которых взаимодействие с родителями по всем вопросам коррекционно-воспитательного процесса будет обоюдно конструктивным. На практике мы убедились, что у родителей возникает интерес к какой-либо деятельности или общению тогда, когда это касается лично его или его ребенка. Поэтому в ходе работы с семьями, активно используются индивидуальные консультации. Здесь специалисты представляют родителям информацию о реальных возможностях ребенка, помогают принять данную ситуацию, определить направления и особенности совместной деятельности и т. д. Такое консультирование проводится очень деликатно, так как часто родители категорично отрицают диагноз, завышают или, наоборот, занижают требования к ребенку, в итоге результат не соответствует ожиданиям родителей, и на этой почве возникают конфликтные ситуации. Главной целью данных консультаций является формирование правильного понимания индивидуальных особенностей развития ребенка и способов помощи ему в дошкольном учреждении и дома.

Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания. В педагогической литературе под родительским собранием подразумевается передача информации родителям и главной задачей таких собраний является поиск совместных путей решения возникающих проблем в воспитании и обучении. Введены в процесс работы с семьей такие инновационные методы, как совместная продуктивная деятельность, совместные прогулки, субботники, проектная деятельность, родительские субботы, проводимые в детском саду, вызывают положительный эмоциональный отклик среди родителей. Участвуя в таких мероприятиях, родители незаметно для себя учатся общению с ребенком и на практике осваивают элементы воспитательной работы. Например, проведения прогулки, выполнение творческих работ, ознакомление с окружающим миром, соблюдение режимных моментов и т. д. Цель вышеперечисленных видов деятельности – создание условий для взаимодействия «родитель» – «ребенок» – «дошкольное учреждение». Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья – это сложная и разнообразная группа. Данные методы являются уникальными средствами обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Они способствуют созданию комфортной социальной среды, предусматривающей определенный стиль общения родителей и ребенка (доброжелательность, взаимопонимание, уважение личности, учет интересов и желаний ребенка).

Рассмотрим содержание данных технологий:

- совместная продуктивная деятельность. Она включает в себя создание какой-либо творческой работы. Это может быть мастер-класс под руководством педагога, например, «Веселая картина» или под руководством одного из родителей, например, «Семейный сервиз». Возможно проведение выставки или конкурса, например, «Игрушка на елку»;

- совместные прогулки. Проведение прогулки вместе с родителями на детской площадке группы вместе с воспитателем, например, «Веселое путешествие» и т. д. В данный вид деятельности может быть подключен воспитатель по физической культуре и музыкальный руководитель;

- субботники. Привлечение семьи к трудовой деятельности по организации благоустроенной территории. Например, «На субботник приходи и порядок наведи»;

- проектная деятельность. Под руководством педагога или по своей инициативе родители с детьми выполняют какие-либо задания по поиску информации, организуют целевые прогулки, экскурсии, создают альбомы и творческие папки. Затем совместно защищают проекты личные или групповые. Примеры проектов «История семьи», «Будь здоровым!», «Витамины» и т. д.;

- родительские субботы. Могут быть организованы в виде досуга, выступления детей, открытого занятия, мастер-класса, презентации проектов. Задачи такого мероприятия это: привлечение всей семьи (папы, мамы, возможно бабушки, дедушки) к вопросам организации совместной деятельности; закрепление у детей дома новых полученных знаний и навыков; создание положительного эмоционального фона между членами семьи и педагогами.

C:\Users\Андрей\Desktop\hello_html_m4d45bfb0.jpg

http://pandia.ru/text/77/164/images/image003_16.jpg

Также пропаганда педагогических знаний о социально-нравственном воспитании ведется через систему наглядной агитации. Через информационные стенды происходит ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей. Просветительская информация направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. В группах оформлены "Уголки для родителей", где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей.

Единство в воспитании обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Залогом полноценной и успешной социализации ребенка дошкольного возраста является следующее:

  • положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
  • учет индивидуальности ребенка со стороны педагога, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
  •  выбор и формирование направления в развитии и воспитании ребенка родителями. Тем самым родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка;
  • укрепление внутрисемейных связей, возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений;
  • возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

В заключении важно еще раз отметить, что развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в жизни и становленииличности ребенка, правильности воспитательных воздействий. Продуктивное сотрудничество семьи и дошкольного учреждение значительно повышают эффективностькоррекционно-развивающего процесса с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

C:\Users\Андрей\Desktop\image001.jpg

C:\Users\Андрей\Desktop\социализация\19.jpg

Список литературы:

  1. Абраменко В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж. 2000.
  2. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей / (Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.) – М.: Посвящение, 2005.
  3. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ТОО “ИнтелТех”, 2004.
  4. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М., АРКТИ ,2006 .
  5. Халимов Д.Н. Комплексный метод повышения ответственности участников образовательного процесса. М., ИОО МО РФ. 2004. с.
  6. Астапов В.М., Лебединская О.И, Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями.// Детский практический психолог.2005№ 7.

7.Выготский Л.С Основы дефектологии/ Л.С.Выготский. – Спб.,2003.

8. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Спб., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с семьей как условие успешной социализации дошкольника

Воспитание личности - всегда было сложной задачей. Перед педагогами и психологами, кроме традиционных вопросов - чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема:...

Сотрудничество с семьей - залог успешного развития ребенка с ОВЗ.

Одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является работа с семьей. Анализируя данную проблему, мы пришли к выводу, что нельзя добиться больших успехов в воспитании детей с огранич...

Опыт работы «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА»

Успешное взаимодействие родителей и педагогов - залог  успешной социлизации детей дошкольников....

СЕКЦИЯ -2 «УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ»

СЕКЦИЯ -2 «УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ» Заиченко Мария ВладимировнаВоспитатель ГБДОУ детский сад № 5 комбинированного вид...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...

Доклад «Сотрудничество с семьей – залог успешности в развитии и воспитании дошкольников»

Актуальность Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные изменения. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе перви...