«Одежда, обувь, головные уборы (краткосрочный, познавательный)
проект по логопедии (подготовительная группа)

Лихтнер Любовь Николаевна

У детей с речевыми недостатками наблюдается снижение познавательной активности.

Решая в ходе проектирования различные  познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать(декламировать стихи, рассказывать о новых фактах),адекватно общаться с окружающими.

Основная цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребенка, что подразумевает:

-обеспечение психологического благополучия и здоровья,

-развитие познавательных способностей,

-творческого воображения и мышления,

Коммуникативных навыков.

Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог мотивирует деятельность и вовлечет в нее не только воспитанников, но и их родителей.       

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_odezhda_obuv_2015word.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад   № 80 «Василёк»

Проект

«Одежда, обувь, головные уборы

(краткосрочный, познавательный)

                                                Составители: воспитатели группы                                 компенсирующей

 направленности № 5

                                                                           М.А.Чигринь

                                                                                                   Л.Н. Лихтнер

г. Новосибирск

2015 г.

1 блок

1. Введение

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В данном возрасте у детей в интеллектуальном плане выделяется и оформляется внутреннее умственное действие и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоциональной- мотивационной сфере. Развитие в том и в другом направлениях происходит свои этапы, от образности до символизма. Под образностью понимается способность ребенка создавать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а символизмом называется умение пользоваться знаковыми системами(символическая функция), совершать знаковые операции и действия: математические, лингвистические, логические и другие.

2. Актуальность проекта

У детей с речевыми недостатками наблюдается снижение познавательной активности.

Решая в ходе проектирования различные  познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать(декламировать стихи, рассказывать о новых фактах),адекватно общаться с окружающими.

Основная цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребенка, что подразумевает:

-обеспечение психологического благополучия и здоровья,

-развитие познавательных способностей,

-творческого воображения и мышления,

Коммуникативных навыков.

Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог мотивирует деятельность и вовлечет в нее не только воспитанников, но и их родителей.       

3. Тема проекта: «Одежда, обувь, головные уборы»

4. Авторы проекта: воспитатель первой категории Чигринь М.А.;

                                  воспитатель первой категории Лихтнер Л.Н..

5. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

6. Образовательная область:

 социально – коммуникативное развитие,  познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

7. Вид проекта: познавательно- творческий.

8. Социальные партнеры:  дети среднего, старшего возраста, родители, педагоги группы, специалисты ДОУ.

9. Срок реализации: краткосрочный (неделя)

2 блок

1. Цель проекта: систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы».

2. Задачи:

Воспитательные:

Воспитание у детей отзывчивости на музыку разного характера, желание слушать, двигаться и петь под нее (Музыка).

Воспитание разнообразных двигательных навыков, ловкости и красоты движений (Здоровье).

Воспитание у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании (Физическая культура).

Воспитание у ребят умения взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом посредством речи (Коммуникация).

Воспитывать у детей самостоятельность в поиске различных способов достижения цели. (Социализация)

Воспитывать бережное, аккуратное отношение  к своей одежде и одежде других.

Развивающие:

Развитие игровой деятельности детей (Социализация).

Расширение представлений детей о предметном мире, о мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными  предметами (Безопасность).

Совершенствование умения детей слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснение поступков персонажей и последствий этих поступков (Чтение художественной литературы).

Расширение интереса детей к изобразительной деятельности: учить в рисовании, лепке, аппликации.

Побуждение детей к самостоятельной выполнению элементарных поручений: готовить материалы к изо деятельности. (Труд).

 Образовательные:

Познакомить детей  с разными видами одежды, деталями одежды, обуви и головных уборов.

Закрепить знания о назначении одежды.

Провести связь одежды с временами года.

Закрепить представления о профессиях, связанных  с производством  одежды, обуви,  головных уборов.

Дать детям представления об истории одежды.

3. Формы и методы работы по проекту:

- практические:  дидактические игры, настольно печатные игры, сюжетно – ролевые игры, творческие игры, подвижные игры

- наглядные:  рассматривание иллюстраций, предметов, наблюдение.

 - словесные: дидактические игры,   беседы , составление рассказа по картине, по мнемотаблице.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Пальчиковая гимнастика –«Помощники» Н.В. Нищева.

Подвижные игры - «Летающие слова»,

                                  «Чайная, столовая, кухонная»,

                                  «Рывок за мячом»

                                 

Мимические упражнения:  

«Огорчение» - (разбили чашку)

 «Радость» - (купили новую посуду),

 «Неудовольствие» - (много грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского).

Игровая

Сюжетные игры: «Семья»,

                               «В гостях у куклы Маши»,

                               «Автобус»,

                               « Магазин посуды».

Игры с правилами:

                                 «Посмотри, подумай, назови»,

                                   «Что изменилось».

Дидактические игры: «Чего не стало»,

                                      «Назови, какая посуда»,

                                      «Найди лишний предмет».  

        

        Продуктивная

Лепка: «Чашка для мишутки»

Рисование – «Тарелка для куклы Наташи»,

 Аппликация - «Красивая чашка»

Книжка -малышка  « посуда»

Познавательно – исследовательская

Игры – ситуации «У прилавка»

«Варя – повариха»

«Пора обедать»

«Пришли гости»

«Мама пришла с работы»

«Завтрак для всех»

Коммуникативная

Ответы на вопросы воспитателя

 Беседы по содержанию художественной литературы.

Музыкально-художественная

Слушание музыки: «Ладушки» русская народная мелодия

«Праздничная» муз. Л. Сидельникова, И.Михайлова

Пение: «Пирожки» А.Филипенко,  Н.Кукловская

 

Чтение

Чтение художественной литературы – «Танин пирожок» Л.Воронкова

 «Горшок каши» бр. Грим

«Федорино горе» К. Чуковский

Сказки: «Лиса и журавль»

Чтение  загадок, пословиц, поговорок.

        

        Трудовая

Сбор картинок для раздаточного материала

Индивидуальные поручения

Сюжетно - ролевые игры

4. Ожидаемые результаты: 

- дети будут знать историю создания одежды, обуви и головных уборов, их значение, виды, составные части и способы изготовления.

- дети будут уметь рассказывать об отдельных видах одежды, обуви и головных уборах, составлять рассказы с опорой на предметные картинки и схемы.

- дети научатся дифференцировать понятия: одежда, головные уборы, обувь.

- дети научится рисовать, конструировать, вырезывать различные детали одежды, обуви и головных уборов.

5. Продукт проекта:

Выставка поделок - туфелька для золушки, раздаточный материал, выставка поделок, итоговое мероприятие «Праздник посуды»

3 блок

Предварительная работа:

- Сбор информации.

- Отбор художественной и познавательной литературы.

- Подбор иллюстративного материала.

        - Домашнее задание для родителей – изготовление совместно с детьми          книжки малышки.

4 блок

Этапы реализации проекта:

I этап

Обозначение детской цели.

  1. Формулирование проблемы
  2. Введение в проблему:

        

Загадка:

У меня для вас, ребятки,

Приготовлена загадка:

«Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!

Здесь такой переполох.

Все бегут, несутся, скачут.

Им кричат: -Куда, куда?

Ну, а кто-то горько плачет

От досады и стыда».

Все виновные прощают

Без хозяйки плохо быть!

А она им обещает

Их не пачкать и не бить.

Вопросы по содержанию:

- Из какой сказки эта загадка?

- А почему посуда убежала от бабушки Федоры?

- Сможет ли посуда прожить без хозяйки?

- А человек сможет жить без посуды? и т.д.

  1. Составление плана движения к цели
  2. Организация работы над проектом.

II этап

Работа с детьми

Работа со специалистами

Работа с родителями

1. Предварительная работа:

Рассматривание предметов посуды, иллюстративного материала. иллюстраций старинной, декоративной посуды (гжель, хохлома).

  1. 2.Чтение художественной литературы
  2. Чтение сказок:
  3. К. Чуковского «Федорино горе». «Горшок каши», «Лиса и журавль»

- Загадывание загадок, составление загадок описательного характера;

3.Развитие речи: Составление рассказов о предметах посуды по мнемотаблице;

 Дидактические игры «Что из чего», «Что разбилось» (чашка, чайники,  т.д.), «Назови ласково», «Назови части чайника» «Расставь по полочкам».

-игры «Накрой стол», «Назови какая посуда», «Чего не стало?», «Посмотри, подумай, назови», «Найди пять отличий», «лото»

4. Познание: Счет посуды (по одному, парами); «Какой по счёту кувшин и.т.д.»

- Составление задач с использованием посуды;

- Веселые задачки, задания по теме проекта.

5.Социализация:

Беседа: «Зачем нужна посуда»,

 Сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды», «Накроем стол для кукол», «Пора обедать», «Пришли гости», «Мама пришла с работы» и т. д.

6. Художественное творчество:

-Лепка посуды из пластилина, «Чашка с блюдцем»,

-Аппликация «Тарелочка для куклы Наташки».

-Рисование «Красивая чашка для куклы»

-Изготовление атрибутов к итоговому мероприятию по проекту

7.Экскурсия на кухню в детском саду.

8.Театрализованное представление «Праздник посуды».

1. Учитель-логопед

 Артикулиционная гимнастика (комплекс №1, №2)

Речевые игры:

Развитие связной речи «Сказка о чайнике»

Упражнение «Расскажи - ка»

Координация речи с движением «Посуда», «Отхлопай-ка», «Поймай звук Т»,  игра «На каждый пальчик словечко на Т»

Развитие психических процессов «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Скажи наоборот»

 Дидактически игры

«Скажи ласково», «Один - много», «Посчитай - ка»

Развитие мелкой моторики: Рисование, лепка, конструирование.

2.Физическое развитие

Дыхательное упражнение «Самовар».

Двигательные упражнения и пальчиковая гимнастика «Помощники»

Физкультминутка «Вот большой стеклянный чайник».

  1. Привлечь родителей к организации выставки поделок по проекту.

  1. Домашнее задание: изготовление книжки – малышки о посуде.

3.развитие речи:

-рассматривание вместе с ребёнком предметы посуды, попросить назвать посуду и её части.

-Д/игра «Один - много», «Посчитай - ка», «Что лишнее и почему?»,

«Скажем ласково»

-вырезать картинки с изображением посуды и вклеить их в тетрадь.

III (заключительный) этап

Итоговое мероприятие: «Праздник посуды»

Выставка поделок, выставка книжек – малышек изготовленных совместно с родителями и детьми.

Срок проведения проекта – 1 неделя.

Проведение проекта осуществлялось в рамках изучения детьми лексической темы «Посуда».

5 блок

  1. План мероприятий

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

 «Зачем нужна посуда?»

 

Этапы проекта

Действия

педагогов

Действия

детей

Действия

членов семьи

Подготовительный

(формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта)

Заинтересовать детей. Актуализация темы для родителей. Создание проблемной ситуации.

Разработка содержания образовательно–воспитательного процесса по направлениям.

Привлечение к сотрудничеству членов семьи

Активное слушание литературных произведений по теме проекта.

Просмотр мультфильмов.

Предложение решений проблемной ситуации («мозговой штурм»).

Обсуждение возможных решений ситуации, выбор приоритетных решений

Вхождение родителей в тему проекта.

Ознакомление родителей с содержанием проекта.

Внесение родителями предложений по реализации проекта

Основной этап

(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Оформление выставки детских работ.

Разработка сценария праздника.

Создание декораций для театрализованной сценки театра.

Репетиционная деятельность.

Оформление информационных стендов для родителей, консультации для родителей по изготовлению книжки – малышки о посуде.

Подбор, разработка и проведение коммуникатив-ных игр, дидактических игр, речевых игр.

Художественно-продуктивная деятельность: рисунки, поделки.

Участие в изготовлении атрибутов к итоговому мероприятию.

Заучивание и повторение стихов к театрализованному представлению «Праздник посуды»

Участие в коммуникативных играх, дидактических и речевых играх.

Прослушивание художественной литературы по теме проекта.

Участие в беседах по теме проекта.

Просматривание презентаций о посуде.

Изготовление книжек – малышек по проекту вместе с детьми.

Рассматривание вместе с ребёнком предметы посуды, попросить назвать посуду и её части.

-Д/игра «Один - много», «Посчитай - ка», «Что лишнее и почему?»,

«Скажем ласково»

-вырезать картинки с изображением посуды и вклеить их в тетрадь.

Заключительный этап

(презентация продуктов проекта и рефлексия- размышление над новым знанием или опытом)

Проведение итогового мероприятия «Праздник посуды».

Подведение итогов работы над проектом.

Оформление презентации и выставки работ.

Размещение презентационного отчета о проекте на сайте ДОУ

Активное участие в празднике посуды.

Вернисаж детских рисунков, поделок.

Организация вернисажа детских рисунков и выставки работ.

                                                           

2. Привлечь родителей к  изготовлению совместно с детьми  книжки малышки о посуде

6 блок

            МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

7 блок

Рефлексия:

Познавательная ценность:

Углубление и систематизация знаний о посуде;

Формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать и анализировать, экспериментировать; использовать полученные знания в различных видах деятельности.

Воспитательная ценность:

Формирование морально-волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, организованности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно – речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей старшей группы.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей старшей группы.Цели и задачи: Формировать обобщающее понятие «одежда...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей старшей группы

Цели и задачи: Формировать обобщающее понятие «одежда», «головные уборы», «обувь»; уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его, познакомить с назначением одежды, головных уборов и обуви; ...

Краткосрочный проект для средней группы по теме: «Одежда, обувь, головные уборы

Цель: формировать представления об одежде, обуви, головных уборах, их назначении, использовании и уходе за ними....

Конспект по познавательно – речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей старшей группы.

Конспект по познавательно – речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей старшей группы....

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Познавательное занятие во 2 младшей группе на тему: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

обобщение  понятия  «одежда», «головные уборы», «обувь»....

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Одежда, обувь, головные уборы» (средняя группа)

В наше время ребенку приходиться часто встречаться в быту огромное разнообразие предметов. для чего они нужны и как использовать их правильно по назначению....