"Знаете ли вы своего ребенка?»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Улезко Зоя Анатольевна

Конспект круглого стола по теме "Знаете ли вы своего ребенка?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znaete_li_vy_svoego_rebenka.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

Знаете ли вы своего ребенка?»

           (средняя группа)

                                         

Цель:

  • Дать родителям знания об особенностях развития ребенка от 4до 5 лет;
  • Настроить родителей на наблюдение за детьми;
  • Объяснить необходимость учитывать в воспитании характерные,   для этого периода особенностей.

Предварительная работа:

Перед встречей индивидуальная  беседа  с родителями о том, что их радует в развитии малыша, что огорчает, чем любит заниматься малыш, чем не любит и т. д. 

Вопросы

  • Что меня радует в ребенке?
  • Что огорчает?
  • Каков мой ребенок в деятельности (какие игры предпочитает, чем увлекается, как общается со сверстниками, любит ли трудиться и т. д.)?

Подобная работа настроит родителей на дальнейший разговор.

Это важно выяснить, поскольку некоторые родители не видят этих изменений, не замечают, в каком лице говорит о себе их ребенок, не видят его потребностей и т. д.

Ход:

Воспитатель: Родителям очень важно знать об особенностях развития ребенка. Великий русский педагог     К. Д. Ушинской писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях».  

Цитата - слова Н. И. Пирогова: «Исторгая беспрестанно ребенка из его собственного духовного бытия, перенося его все чаще в нашу сферу, заставляя его и смотреть и понимать по-нашему, мы, наконец достигаем одного: он начинает нам казаться не тем, что он есть».

Задержки в развитии также недопустимы, но следует помнить, что возможности маленького ребенка велики, но не безграничны. Поэтому родителям важно знать психофизиологические показатели развития детей.

Что же характерно для ребенка  пятого года жизни?

Прежде всего физическое развитие, бурный физический рост, у детей 4-5 лет велика потребность в движениях, хотя иногда родители сетуют на их излишнюю активность. Детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.

Предлагаемые вопросы: 

  • Заметили ли вы изменения в поведении ребенка?
  • Если да, то в чем это проявляется?
  • Стала ли у ребенка больше проявляться самостоятельность, появились ли трудовые обязанности?

у четырехлетних детей заметно возрастает потребность в движении, наблюдается значительное совершенствование качества основных движений (бег, прыжки, лазанье).  Повышается физическая и умственная работоспособность, в особенности к концу пятого года жизни. Но все эти качества не являются врожденными, успешность их формулирования зависит от воспитания и обучения. Предоставляйте ребенку возможность удовлетворять свои потребность в движении на улице, дома, но не в ущерб окружающим. Чтобы не перевозбуждать детей, следует перемежать их активную деятельность со спокойными занятиями.

Вопросы к родителям:

  • Задают ли дети вопросы?
  • Что их интересует?
  • Как вы на их вопрос отвечаете?

Ребенку нужны впечатления, но их обилие его утомляет.

Уважайте стремление малыша познать окружающее, не оставляйте без внимания вопросы.

Сейчас родителей интересует проблема подготовки к школе. Важно помнить, что здесь главное - всестороннее развитие, а неумение читать, писать, считать. Уделяйте внимание формированию у ребенка общественных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств (организованности, самостоятельности, настойчивости, ответственности).

Создавайте ребенку условия для игры, разнообразных занятий, посильного труда.

Как нами уже отмечалось, дети очень  подражательны, они усваивают не только положительные, но и отрицательные примеры.

Хорошо известно, что ребенок пятого года жизни более самостоятелен, чем четырехлетний. Часто родители жалуются на непослушание, упрямство детей. Послушание - первая и очень важная ступенька дисциплинированности. Его можно начинать воспитывать с того момента, как ребенок станет понимать требования окружающих.

Вопросы:

  • Что вы понимаете под словом  « послушание»?
  • Как вы относитесь к слепому послушанию?

Мы говорим об активном послушании, которое подразумевает сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых. ОНО основано на том, что ребенок признает справедливость предъявляемых ему требований и с желанием их выполняет. Интересно отметить, что особое внимание уделялось воспитанию этого качества в дворянских семьях. Считалось, если ребенок не чтит отца, то он не чтит ни государя, ни Бога.

Вопрос:

  • С какими трудностями вы сталкиваетесь в воспитании послушания у детей?

Обсудим вместе. В чем секрет успеха воспитания послушания? Прежде всего в единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых членов семьи. Когда ребенок постоянно ощущает единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка.

Ситуация для анализа

- Глеб собрался гулять.

- Надень пальто, - говорит отец.

- Не надо, на улице тепло, - возражает мать.

- Надень! - приказывает отец.

- Не надо, - настаивает мать.

Мальчик не знает, кого слушать.

Вопросы:

  • Каковы последствия подобных воздействий на ребенка?
  • Какое важное педагогическое требование не реализовано?

Объясните ребенку, почему необходимо выполнять требования взрослых: мыть руки перед едой, не шуметь, не обижать маленьких и.т. д. Важно помнить, что дети реагируют не только на то, что вы потребовали, но и на то, как вы это сделали. Родителям необходимо предъявлять свои требования спокойно, ласково, контролировать при этом поведение ребенка. Требования должны быть выполнены обязательно. Если ребенок их не выполняет, то требование следует повторить еще раз, но более категорично. Если и в этом случае ребенок не послушается, оставьте его в покое, не упрашивайте ребенка. Можно не общаться с ним до тех пор, пока просьба не будет выполнена. Надо заставить ребенка считаться с вашими требованиями. Важно, чтобы у него не накапливался опыт непослушания.

Вопрос:

  • Каков ваш круг запретов?

Важно объяснять причину запрета и запрещать то, действительно нельзя делать.

Рекомендации для родителей

Замените угрозу обещанием - невыполняемые угрозы подрывают доверие к родителям. Ребенку часто говорят: «Если ты не уберешь игрушки, то я сейчас все выкину ... » Или: «Перестань реветь, а то я уйду». Лучше делать упор на положительное, например, сказать: «Если ты сейчас быстро уберешь игрушки, то мы успеем еще и почитать с тобой сказку,). Так можно предупреждать детское непослушание, но не следует заявлять, что ребенок непослушный, «пока сто раз не скажешь ему, он ничего не сделает». Дети верят в то, что им говорят родители, они убеждены, что действительно такие упрямые, непослушные и т. д. Однажды мальчик сказал: «А моя мама меня зовет неудачником, все равно из меня ничего не получится». Понятно, каковы последствия такого воздействия. Мы уже отмечали, что важно оценивать не личность, а проступок ребенка. Не говорите ему: «Ты грязнуля». Избегайте прозвищ,  насмешек, обидных высказываний.

Лучше не использовать в общении с ребенком выражений типа: «Ты бы лучше ... ) Обсуждайте только, как исправить положение.

Дети охотнее откликаются на те слова и поступки, которые воспринимаются как ободряющие, и хуже реагируют на те, что унижают их, на замечания, приводящие к неверию в собственные силы. Помните, что одобрение воодушевляет, а порицание подавляет.

Воспитатель. Ребенок не желает подчиняться требованиям взрослых, перестраиваются отношения между ним и взрослыми. Он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Осознание ребенком себя происходит обычно к концу третьего года жизни, когда он практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания. Внешне эти изменения выражаются в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице. Кстати, не все родители замечают появление этой особенности и затрудняются ответить на вопрос, в каком лице говорит о себе ребенок. Ребенок хочет быть взрослым. Это явление получило название кризиса трех лет, когда ребенку свойственно проявление негативизма, капризов и упрямства.

Давайте разберемся в понятиях. Негативизм - это желание ребенка делать наоборот, не подчиниться ни в коем случае' воле взрослого. При этом перед сверстниками и «посторонними» взрослыми ребенок не демонстрирует свою независимость. 

Ситуация для анализа

Мальчик очень любит кататься на велосипеде.

Ему не всегда

разрешают, но сегодня говорят:

- Иди катайся.

На что он отвечает:

- Не пойду.

Дело в том, что в голосе матери он уловил повелительные нотки.

 Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но и специально делают то, что им запрещено.

Иногда взрослые путают понятия «упрямство» И «капризы».

Вопрос:

• Кто может развести эти понятия?

Ситуации для анализа

 Вова решил строить мост.

- Не бери кубики, я только что их аккуратно сложила, - говорит мама.

- Ну, тогда я возьму самосвал, - решает мальчик. Но мама снова недовольна.

-  Я только что пол вымыла, лучше книжку посмотри. Однако книжка сына не интересует.

- Пойду, погуляю.

Но мама напоминает, что сын недавно болел, а на улице сыро.

вопросы:

  • Каковы могут быть последствия такой «организации» деятельности мальчика .
  • Что можно посоветовать маме?
  • Можете ли вы назвать допущенные вами ошибки в воспитании?
  • Каковы их причины?
  • Как ребенок реагирует на неоправданные наказания?
  • Похожи ли ваши методы воспитания на те, что использовали ваши родители?

Завершение встречи словами  П. Ф. Лесгафта:

 «Большинство родителей в случае неудачи своих педагогических мероприятий охотно сваливают все на пресловутую насдедственность  или, в утешение себе и другим, ссылаются на какие-то неуловимые влияния, которые нельзя ни предусмотреть, ни избежать»

Вывод. Для воспитания послушания важно единство требований со стороны взрослых, проявление со стороны родителей такта, терпения. Следует предоставлять ребенку возможность заниматься полезной деятельностью, осторожно подходить к  использованию запретов и наказаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаете ли вы своего ребенка?

Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребёнка?» Для родителей детей младшего дошкольного возраста Встречу начать с вопросов: • Наблюдаются ли какие-то изменения в развитии ребёнка? • Стал...

Занятие в старшей группе "Знаете ли вы свой город?"

Занятие направлено на закрепление знаний детей о своем родном городе, его достопримечательностях....

Собрание " Знаете ли вы своего ребенка?"

Для родителей детей младшего дошкольного возрастаВстречу начать с вопросов:Наблюдаются ли какие-то изменения в развитии ребёнка?Стал он другим за год?Что нового появилось?Это важно выяснить, по...

Родительское собрание "Знаете ли вы своего ребенка?"

Родителям предлагаются вопросы для обсуждения о том, чем любит заниматься ребёнок дома, в какие игры играть, какие слушать сказки.Родители рассказывают о характере своего ребёнка....

Конспект родительского собрания в средней группе. Тему: «Знаете ли вы своего ребенка»

Цель: вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребенка. Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность....

родительское собрание "Знаете ли вы своего ребёнка"

Встречу начать с вопросов:Заметили ли вы изменения в поведении ребёнка? Если да, то в чём это проявляется?Стала ли у ребёнка больше проявляться самостоятельность, появились ли трудовые обязанности?У ч...