Родительское собрание "Знаете ли вы своего ребенка?"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Царенко Елена Владимировна

Родителям предлагаются вопросы для обсуждения о том, чем любит заниматься ребёнок дома, в какие игры играть, какие слушать сказки.Родители рассказывают о характере своего ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Речевое развитие детей 5 лет»

         Здравствуйте, дорогие родители, мы рады видеть вас на нашем родительском собрании. Тема нашего собрания: «Речевое развитие детей 5 лет».

        На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии.

        Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Словарь возрастает от 2500 до 3000 слов. В речи детей появляются притяжательные прилагательные (лисий хвост…), наречия и личные местоимения, сложные предлоги. В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие все еще не могут самостоятельно, без помощи взрослого, связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

        В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие, сонорные звуки, отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру, правильно употребляют ударение. Дети уже умеют не только говорить достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих. Возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Дети начинают пользоваться интонационными средствами выразительности.

        Что же нужно делать родителям, чтобы речь их ребенка успешно развивалась? Сейчас мы попробуем в этом разобраться.

  1. Часто родители с гордостью говорят о том, что ребенок предпочитает играть сам, один, с игрушками. Это не доставляет никаких хлопот, позволяет маме и папе иметь свободное время. Конечно, хорошо, что малыш может себя занять, но не стоит слишком уж увлекаться этим. Ничто не заменит ребенку общения с родными. Малыш пятого года жизни тянется к взрослым, ему интересно поговорить с ними, поделиться своими мыслями, наблюдениями, тревогами, радостью. Ему уже под силу терпеливо, до конца выслушать ваш ответ на вопрос, ваши объяснения. Нужно больше разговаривать с ребенком, удовлетворять его любознательность, отвечать на все его «почему».
  2. Чтение художественной литературы и разучивание стихов. Читать намного проще, чем рассказывать, верно? Вот вы сели вечером с хорошей книжкой, почитали. Ребенок послушал. Но ни о чем не спросил. Все понял? Может быть и так. Но все же лучше было бы обсудить с ребенком прочитанное, а то и рассказать что-нибудь в тему. Кроме того, потихонечку учите ребенка пересказывать прочитанное, иначе у него не будет развиваться умение высказывать свои впечатления и мысли свободно. Малыш обладает сейчас хорошей памятью, как правило, легко запоминает даже довольно длинные стихи. Больше разучивайте с ребенком стихов, считалок, скороговорок.
  3. Развивайте мелкую моторику рук, это ведет  к развитию речи. Ребенку уже приходилось держать в руке карандаш и использовать его по назначению, но задания, которые вы ему предложите теперь, выводят малыша на новый этап. Ведь до школы уже рукой подать! Вас ждут письменные задания, ни с чем не сравнимая прелесть шатающихся палочек и разнобойных крючочков. Подготовимся к встрече с ними. Попробуйте предложить ребенку вот такие задания:

- Продолжи узор.
- Прокатись.
- Учимся штриховать.
- Дорисуй.
- Раскрась.
- Обведи.

Пусть малыш штрихует и обводит, продолжает линии ровные и волнистые, дорисовывает и рисует. Такие занятия не должны быть слишком длительными, заштриховал несколько фигурок, и достаточно на сегодня, обвел несколько рисунков, и хватит. Подумайте и о столике для малыша, и о его позе при выполнении таких заданий, и об освещении рабочего места ребенка. На полу хорошо играть, но писать лучше за столом.

  1. Играйте в пальчиковые игры. О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно, начиная со II в.до н.э. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, развивают психику, речь. Игра с родителями.
  2. Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Игра с родителями:

Угадай по описанию

Пушистый, хвостатый, любит молочко, на мышей охотится. (Кот)
Зубастая, в озере живет, всем рыбам гроза. (Щука)
Хозяин лесной, медком увлекается, а на зиму спать ложится. (Медведь)
Всех в лесу боится, а шубку несколько раз в год меняет. (Заяц)
На цветы садится, угощается, сама на цветок похожа. (Бабочка)
Без него не порисуешь, не попишешь, сломается - точить надо. (Карандаш)
Чтобы чаю попить, во что нужно его налить? (Чашка)
Деревянный, высокий, вместительный, без него не обойдешься -- некуда будет вещи положить. (Шкаф)
Острый, железный, режет все, что можно, будь с ним осторожней. (Нож)

 Чей хвост?

Корова- коровий, Заяц – заячий, овца – овечий, лошадь – лошадиный, кошка – кошачий, кошка – кошачий, белка – беличий, лиса – лисий, волк - волчий.

Скажи коротко

Остаться на зиму…(зимовать), остаться на ночь… (заночевать), маленькая лошадка…(пони), место, где проводят зиму… (зимовье).

Скажи наоборот

Зима- лето, грязь – чистота, свет – темнота, радость – грусть, правдивый – лживый, трудный – легкий, друг – враг, говорить – молчать, мерзнуть – согреваться.

Сравни

Береза высока, но сосна еще … (выше). Волк хитер, но лиса еще… (хитрее). Малина сладка, но мед еще …(слаще). Озеро глубоко, а море еще… (глубже).

Кем был?

Кем (чем) был раньше: цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), бабочка (гусеницей), дом (кирпичом), сильный (слабым).

Доскажи словечко

У норы добычи ждет,
Притаившись, серый
кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от
кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к
коту.

Крыса старая - и та,
Видя грозного
кота,
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретиться с
котом,
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о
коте.
(А. Грачев)


Путешествие

Один говорит "Наш корабль отправляется в...( например, ) в Италию. Что с собой возьмем? " Остальные участники должны назвать существительные на ту же букву: Иголки, инжир, изюм, индюка. Можно называть другую букву. К примеру, берем все, что начинается со звука [л]. Если все слова на эту букву закончились, можно сменить "пункт назначения" или продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, со звука  [р].

  1. Выполняйте с ребенком артикуляционную гимнастику - специальные упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Только проводить эту работу нужно легко, без напряжения, небольшими порциями, не утомляя маленького ученика.

    Приведем примеры таких упражнений:

    "трубочка" - сделать губы трубочкой;
    "улыбочка" - растянуть губы в улыбке;
    "причесать" верхними зубами нижнюю губу;
    "причесать" нижними зубами верхнюю губу;
    "воронка" - втянуть губы в рот;
    "полоскание" - надуть щеки и "полоскать" рот воздухом;
    "пробка" - надуть щеки, резко разомкнуть губы;
    "уколы" - колоть щеки изнутри кончиком языка;
    "лопатка" - открыть рот, выложить широкий язык на нижнюю губу;
    "иголка" - открыть рот, выдвинуть узкий язык вперед;
    "столбик" - открыть рот, кончик языка упереть в область за верхними зубами и подержать несколько секунд;
    "маятник" - рот приоткрыть, улыбнуться и передвигать кончик языка из одного угла рта в другой
    "варенье" - рот полуоткрыть, облизывать кончиком языка губы по очереди;
    "лошадка" - открыть рот, присосать язык к небу, пощелкать несколько раз.
  2. Если ваш малыш нечетко произносит какой-то звук, учите с ним скороговорки, чистоговорки и упражняйтесь в их произношении, например:

[с]

Сеня с Саней на весу
Ели сыр и колбасу.
Саня с Соней сено косят,
Ася с Настей в сени носят.
Носят, носят сено в сени,
Спать на сене будет Сеня.

[ш]

Мышка мышонку шепнула:
"Тише, кошка уснула".

  1. Сочинение сказок и историй. Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: «Не ходи далеко, заблудишься». Не послушал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес…» (продолжение сочиняют родители)

     Мы рассказали вам лишь некоторые, самые распространенные и широко используемые упражнения, практический эффект от которых - дело доказанное. Дополнительную информацию по данной теме вы можете прочитать в родительском уголке.
          Общайтесь с ребенком чаще! Тогда малыш не только усвоит те или иные знания, но и испытает радость от общения с Вами, почувствует тепло родительской любви!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Дети о своих правах"

Родительское собрание посвящено профилактике нарушения прав ребенка дома и в детском саду. Участниками собрания яаляются дети подготовительной группы, их  родители, педагоги....

Положение о детском - родительском творческом конкурсе «Книжка своими руками»

Настоящее Положение о проведении детского родительского творческого конкурса «Книжкасвоими руками» (далее - Конкурс) определяет порядок организации и проведенияконкурса, условия участия и категории уч...

Оформление родительского уголка в ДОУ своими руками

Наша цель – оптимально отразить всю самую важную информацию для родителей на стендах и создать атмосферу доброжелательности и уюта в раздевалке группы....

Презентация к родительскому собранию "Я знаю свой поселок"

Презентация к родительскому собранию...

детско-родительский тренинг "Я понимаю своего ребенка"

Целью этого тренинга является обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми и гармонизация детско-родительских отношений....