Анализ программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программы начального образования «Школа России» с точки зрения преемственности
методическая разработка на тему
В данной статье рассмотрен сравнительный анализ программы дошкольного образования "От рождения до школы" и программы начального образования "Школа России" с точки зрения преемственности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №43 «Теремок»
Анализ программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программы начального образования «Школа России»
с точки зрения преемственности
Выполнил
воспитатель первой квалификационной категории
Маляренко Елена Андреевна
п.Красногорняцкий, 2018 г.
Введение
Вопрос преемственности между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Принятие ФГОС дошкольного и начального образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы.
Актуальность. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности учащихся.
4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Чтобы проследить преемственность между дошкольным и начальным образованием, мной были проанализированы программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программа начального образования «Школа России»
Элемент преемственности | Программа дошкольного образования «От рождения до школы» | Программа начального образования «Школа России» | ||
Авторы, разработчики программы | Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 304 с. | - Обучение грамоте и чтению. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. - Русский язык (2 линии). Авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. - Литературное чтениe. Автор Климанова Л.Ф. - Математика. Авторы: Моро М.И. и др. - Окружающий мир. Автор Плешаков А.А. | ||
Цели |
обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника |
| ||
Задачи |
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. |
Достижение метапредметных результатов обучающихся:
Достижение предметных результатов:
| ||
Ведущий вид деятельности | Игра | Универсальные учебные действия (УУД) - совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности. | ||
Содержание программ | 1. Целевой раздел (Пояснительная записка, планируемые результаты) 2. Содержательный раздел (возрастные особенности, организация жизни детей, содержание психолого-педагогической работы, Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы, Коррекционная и инклюзивная педагогика) 3. Организационный раздел (распорядок дня, Культурно-досуговая деятельность, Условия реализации Программы, даны Рекомендации по написанию основной программы ДО) 4. Приложения 5. Глоссарий 6. Список нормативных документов и научно-методической литературы |
| ||
Содержание областей | Образовательные области: 1.Социально-коммуникативная. 2. Познавательная. 3. Речевая. 4.Художественно-эстетическая. 5. Физическая. | Предметные области: филология, математика, естествознание (окружающий мир) технология, искусство, физическая культура; Направления внеурочной деятельности: познавательное, духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное | ||
Формы работы | - совместная деятельность детей - совместная деятельность взрослого и детей - самостоятельная деятельность детей | - совместная деятельность детей (работа в парах, группах на уроках и во внеурочной деятельности) - совместная деятельность взрослого и детей (фронтальная работа на уроках; совместная проектно- - исследовательская работа) - самостоятельная деятельность детей (выполнение самостоятельных заданий на уроках и во внеурочной деятельности); | ||
Методы и технологии | Здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности технология исследовательской деятельности информационно-коммуникационные технологии личностно-ориентированные технологии технология портфолио дошкольника технологии ТРИЗ | Здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности технология исследовательской деятельности информационно-коммуникационные технологии личностно-ориентированные технологии технология портфолио дошкольника технологии ТРИЗ | ||
Преемственность результатов В соответствии с концепцией ФГОС, развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы). В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют 4 блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный (по А.Г. Асмолову). Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. (Смотри таблицу). Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Сформированность универсальных учебных действий – и есть тот результат, которого необходимо достичь обучающимся при освоении ООП. Работа по формированию у учащихся УУД строится педагогами поэтапно, учитывая возрастные возможности учащихся: от преобладающей совместной деятельности в 1 классе к увеличению доли самостоятельности в последующих классах. (Пример на слайде). Также каждый возрастной период имеет свои приоритетные задачи. Так, в 1 классе образовательной потребностью возраста является – быть принятым в новом образовательном пространстве, следовательно, на первый план выходит формирование коммуникативных и личностных УУД. А вот предпосылки учебной деятельности формируются у детей на этапе завершения ими дошкольного образования и представляют собой ряд социальных и психологических характеристик, являющихся целевыми ориентирами освоения Программы, которые и являются основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. | ||||
Целевые ориентиры ДОО | УУД в начальной школе (к концу 1 класса) | |||
|
| Личностные | ||
| Регулятивные | |||
| Познавательные | |||
| Коммуникативные | |||
Проведя сравнительный анализ программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программы начального школьного образования «Школа России»можно сказать, что в вопросе преемственности оба эти документа имеют точки соприкосновения.
И пришли к выводу, что основная задача дошкольного образовательного учреждения заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий.
(В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.)
Также нельзя забывать, что основным принципом преемственности является игра – деятельность, которая в дошкольном воспитании является ведущей. Игру необходимо использовать на уроках, игра должна пронизывать всю внеклассную деятельность младших школьников.
Практическим обеспечением преемственных связей по нашему мнению может стать создание системы технологической преемственности, а именно выбор тех педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития ребенка.
Такими едиными технологиями на наш взгляд являются: здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, технологии ТРИЗ, технология портфолио дошкольника
Механизм осуществления преемственности функционирует с помощью форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности.
Данная работа может строится в трех основных направлениях:
1. Это взаимодействие педагогов двух уровней. где формами взаимодействия могут быть:
-совместные педагогические советы, дни методического взаимодействия, семинары-практикумы, мастер-классы, технологические мастерские, взаимодействие педагогов-психологов.
2.Работа с родителями может включать проведение совместных родительских встреч, дискуссий, круглых столов, родительских конференций, вечеров вопросов и ответов.
Имеют место быть такие формы как консультации специалистов, Дни открытых дверей, творческие мастерские, анкетирование, тестирование и мониторинг для родителей будущих первоклассников, семейные вечера и тематические досуги.
3.Так же необходимо планировать работу с детьми в форме участия в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности, в форме минуток общения дошкольников и первоклассников, совместных Акций, ознакомительных экскурсий в класс, в школьную библиотеку, в школьную столовую, в спортивный зал, игровые программы, совместные спортивные мероприятия, мастерские и выставки творчества.
Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
И наконец, можно предположить, что две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.
Закончить свой реферат хочу словами В.А. Сухомлинского
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…»
Список используемой литературы
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.— 304 с.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования //http://do.isiorao.ru.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Избр. пед. соч.: В 3-х Т. — М.: Педагогика, 1979. — 267с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "от рождения до школы" программа воспитания и обучения в детском саду
программа "от рождения до школы" является инновационным общеобразовательным документом для дошкольных учреждений, подготовленным в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре...

Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы в соответствии с ФГОС
Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы в соответствии с ФГОСПримерная Программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государст...

Рабочая программа по физическому развитию в подготовительной к школе группе разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Разработана по методическим рекомендациям Л. И. Пензулаевой в соответствии с ФГОС....

Анализ текста примерной общеобразовательной Программы дошкольного образования « От рождения до школы».
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По музыке муниципального дошкольного образовательного учреждения д/с «Ромашка» (из примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)
Настоящая Рабочая программа (Далее - Программа) разработана на основе:*«Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в де...

Рабочая программа воспитателей старшей группы ГБОУ Школа № 851 группы № 7 «Теремок» с учетом ФГОС ДО на 2016-2017 учебный год составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Верак
СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел Рабочей программы………………………………………………&hell...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста «Б» 5-6 лет на 2018-2019 учебный год
Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ г.Нижневартовыска ДС №86 «Былинушка» на 2018 – 2019 учебный год, разработанная в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерной о...
