Консультация для воспитателей " Воспитание ребёнка в непосредственной связи с природой"
консультация на тему

Притворова Елена Викторовна

Ребёнок с ранннего детства открывает и исследует окружающий мир, тянется к миру природы и испытывает радость общения с ней. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Ребёнок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, тянется к миру природы и испытывает радость общения с ней.

Ознакомление с окружающим миром – источник конкретных знаний и радостных переживаний.       Явления природы привлекают детей красотой, яркостью красок , разнообразием.

Природа развёртывает и для детей и для педагога все условия , благоприятствующие обогащению языка новыми понятиями, сравнительными оборотами.

Различны и виды деятельности , способствующие полноценному знакомству детей с миром природы: наблюдения, экспериментирование, чтение художественной литературы, экскурсии. Каждый из них имеет огромное значение в развитии психических процессов, внимания, памяти, мышления, воображения , речи.

Необходимо развивать способность к наблюдению у детей любого возраста. Наблюдение окружающей действительности оказывает воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка и даёт возможность не только воспринимать красоту природы, но и узнавать о животных и растениях, об явлениях неживой природы. Наблюдения могут быть кратковременными, в течение нескольких минут, и более длительными, на протяжении многих дней. В процессе различных наблюдений , взрослый направляет внимание детей на характерные особенности обьекта или явления, задаёт вопросы, сообщает что то новое, предлагает по возможности потрогать или рассмотреть , познать на ощупь.

       При проведении экскурсий и прогулок , наблюдения являются основной составляющей. Наблюдения  обогащают опыт детей новыми знаниями, представлениями , формируют лексический запас.

       Разнообразный наглядный материал- природный и иллюстративный, способствуют конкретизации представлений детей в мире природы, создаёт эмоциональный настрой.

      Природный материал можно подготовить самим. При изготовлении поделок дети рассматривают материал, исследуют его. Происходит обогащение сенсорного опыта, развивается мелкая моторика рук, что связано с речевым и умственным развитием.

      Большое значение для умственного развития дошкольника имеет экспериментирование с природным материалом. .

      Перед детьми стоит определённая задача ( познавательная), требующая самостоятельного решения- выяснения причины явления , поиск нужного способа проведения исследования.

      Проведение опытов- увлекательное занятие для детей. Они активно высказывают свои предположения , используют различные способы проверки , делают выводы. Например, с помощью элементарных опытов , ребёнок сам может выделить четыре элемента окружающей среды, влияющих на жизнь растений: вода, земля, свет и тепло.

      Природоведческие беседы развивают мыслительные и речевые способности детей.  Чтобы беседа прошла успешно, педагогу необходимо заранее подготовиться к ней: продумать вопросы, проблемные ситуации и возможные ответы.  Содержание беседы должно быть интересным и доступным пониманию ребёнка. Привлечь внимание ребёнка к беседе можно ярким кратким рассказом о каком либо явлении природы или обьекте природы, загадкой или стихотворением на соответствующую тему. Можно ввести элемент игры или игровое упражнение.

Беседы с детьми могут носить и итоговый характер. Они проводятся на основе уже имеющихся знаний и направлены на систематизацию и обобщение полученных знаний . Надо заботиться о том, чтобы дети сами обобщали, формулировали выводы, доказывали свою точку зрения. Это основа грамотной диалогической речи.