Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников».
проект (старшая группа) на тему

Салимова Елена Юрьевна

Проект  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников» реализовывался в МБДОУ №90 «Незабудка» с 2015 года.  Данный проект долгосрочный,  практико – ориентированный. Рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5-7лет).

В своей основе способствует повышению качества образовательных услуг и направлен на познавательное и социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, через знакомство с основами безопасности человека в окружающей действительности.

В проекте отражена работа по реализации данного проекта с детьми старшего дошкольного возраста МБДОУ №90 «Незабудка» за периоды: 2015-2016г. и 2016-2017год.

Основная идея проекта заключается в формировании основ безопасности жизнедеятельности  у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность обусловлена необходимостью формирования компетентности у детей старшего дошкольного возраста  в соблюдении основ собственной безопасности.

    Проект включает в себя работу со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: детьми, родителями и воспитателями.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста направлена на реализацию основных четырех направлений безопасности: «Животные и растения», «Опасности в доме», «Опасности на улице», «Чужой».

Для каждого направления разработан комплекс мероприятий, включающий разнообразные формы работы с воспитанниками. Подобраны эффективные методы и приемы. В проекте представлены материалы по работе с родителями, воспитателями. Отражены основные результаты по его реализации, разработана система мониторинга усвоения знаний о правилах безопасного поведения в окружающей действительности. Указаны основные ресурсы, необходимые для реализации проекта, указаны этапы реализации.

Данный проект является актуальным и направлен на сохранение здоровья детей дошкольного возраста, умения ориентироваться в различных ситуациях окружающей действительности и формирует навык безопасного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dou.docx45.22 КБ

Предварительный просмотр:


Проект

 «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников».



Салимова Елена Юрьевна

воспитатель




г. Сургут.

2018

Краткая аннотация проекта

Проект  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников» реализовывался в МБДОУ №90 «Незабудка» с 2015 года.  Данный проект долгосрочный,  практико – ориентированный. Рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5-7лет).

В своей основе способствует повышению качества образовательных услуг и направлен на познавательное и социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, через знакомство с основами безопасности человека в окружающей действительности.

В проекте отражена работа по реализации данного проекта с детьми старшего дошкольного возраста МБДОУ №90 «Незабудка» за периоды: 2015-2016г. и 2016-2017год.

Основная идея проекта заключается в формировании основ безопасности жизнедеятельности  у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность обусловлена необходимостью формирования компетентности у детей старшего дошкольного возраста  в соблюдении основ собственной безопасности.

    Проект включает в себя работу со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: детьми, родителями и воспитателями.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста направлена на реализацию основных четырех направлений безопасности: «Животные и растения», «Опасности в доме», «Опасности на улице», «Чужой».

Для каждого направления разработан комплекс мероприятий, включающий разнообразные формы работы с воспитанниками. Подобраны эффективные методы и приемы. В проекте представлены материалы по работе с родителями, воспитателями. Отражены основные результаты по его реализации, разработана система мониторинга усвоения знаний о правилах безопасного поведения в окружающей действительности. Указаны основные ресурсы, необходимые для реализации проекта, указаны этапы реализации.

Данный проект является актуальным и направлен на сохранение здоровья детей дошкольного возраста, умения ориентироваться в различных ситуациях окружающей действительности и формирует навык безопасного поведения.

Обоснование необходимости проекта

В реальном мире происходят различные изменения (социальные потрясения, стихийные бедствия, экологические катаклизмы, экономическая нестабильность), которые требуют от человека принятия определенных решений в конкретных ситуациях, быстрой ориентировки.

На сегодняшний день люди игнорируют определенные правила собственной безопасности, что влечет за собою неблагоприятные последствия: увечья, травмы, смерть. Поэтому важно обратить внимание людей на ценность человеческой жизни в целом.

В современном дошкольном воспитании все чаще педагоги и психологи обращаются к проблемам сохранения и укрепления здоровья воспитанников, соблюдения ими правил собственной безопасности. Они утверждают, что формировать основы собственной безопасности необходимо уже с дошкольного возраста. В этом периоде происходит активное вхождение ребенка в окружающую действительность и его познание. Доктор педагогических наук профессор С.А. Козлова утверждает, что необходимо не только сообщать детям знания, но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств.

Проблемой формирования собственной безопасности детей занимались многие педагоги. В том числе Р.И.Жуковский, С.А.Козлова, Э.К.Суслова и другие. Исследования показали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.

Очень важно, чтобы формирование безопасного поведения осуществлялось не на основе запретов и насаждений, а на основе убеждений, доказательств необходимости выбора правильного поведения и реакции в конкретной ситуации. Поэтому, это еще раз подтверждает актуальность данного направления и необходимость формирования у детей  дошкольного возраста навыков, позволяющих сохранить свое здоровье, жить и развиваться в безопасном мире.

Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируются основные стороны психического и физического развития ребенка, происходит становление личности, укрепление его здоровья.  В силу возраста ребенка и развития его познавательной сферы, происходит активное исследование и познание окружающей действительности, вследствие чего, возрастает риск травматизма ребенка. Следовательно, через приобретение опыта, активно познаются окружающие предметы, явления, объекты.

Известно, что опыт, полученный ребенком в детстве, во многом определяет его взрослую жизнь. В дошкольном возрасте, ребенка сопровождают взрослые. Они учат его вести себя в окружающем мире, формируют фундамент знаний об окружающем.

Благодаря любви и заботе взрослых, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям.

В дошкольном детстве помимо приобретенных знаний, формируются практические умения, которые ребенок в дальнейшем использует их в своей жизни. Очень важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок не только приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который позволит ему ориентироваться в окружающей действительности, но и умел его активно использовать.

         

Мы согласны с мнением многих педагогов, что необходимо растить детей, умеющими ориентироваться в окружающей жизни. На наш взгляд,  безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение безопасно вести себя в различных ситуациях. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Ответы на эти вопросы мы попытались сформулировать в проекте: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников».

Цели и задачи проекта

Основной целью педагогической работы является формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи педагога, реализующего данный проект:

1.Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.

2. Создать предметно-развивающую среду, направленную на формирование основ безопасности.

3.Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме и систематизировать методическое сопровождение проекта.

 4.Определить методы и формы работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

5. Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.

6. Определить целесообразность данного проекта.

Основное содержание проекта

        Работа по реализации данного проекта осуществляется по  4 тематическим блокам:

I        блок - «Животные и растения»

II        блок - «Чужой»

III        блок - «Опасности в доме»

IV        блок - «Опасности на дороге»

        Задачи по реализации данных направлений:

1. Сформировать у детей дошкольного возраста представления о безопасном поведении на улице, дома, в природе.

2. Расширить знания детей о правилах безопасного поведения;

3. Сформировать у детей практические навыки безопасного поведения в быту, на улице, дома.

4.Развивать мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и причинно-зависимые связи, делать умозаключения и выводы.

        Работа по реализации данных блоков планируется осуществлять в совместной деятельности воспитателя и ребенка, а также в  индивидуальной работе.

        Эффективность работы будет зависеть от выбранных форм и методов работы с детьми.

        Основные формы работы с воспитанниками:

 -виртуальные экскурсии с использованием ИКТ, экскурсии в парковую зону, ГИБДД, пожарную часть и др.;

-индивидуальная работа по углубленному изучению правил безопасного поведения  у дошкольников;

-детская проектная деятельность;

- беседы,

- развлечения.        

        Для реализации задач данного проекта используются методы и приемы, способствующие активизации проявлений у дошкольников осознанного отношения к окружающему миру, поддержке детской любознательности и социализации дошкольника в целом.

Методы работы:

Наглядный

  • Просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;
  • Демонстрационный материал;
  • Наблюдение;
  • Рассматривание схем, иллюстраций, информационных плакатов;

Словесный

  • Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок..
  • Беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение.
  • Исследование предметов, материалов, способов изготовления.

Практический

  • Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения.
  • Экспериментирование – направленно на помощь ребенку приобрести новые знания.
  • Моделирование –  направлено на прогнозирование и моделирование ситуаций и их разнообразных вариантов и способов решения.
  • Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.
  •  Метод проектов – направлен на достижение поставленных целей и задач в воспитательно-образовательном процессе. Выбор методов и приемов зависит от темы деятельности и возрастных особенностей детей.

Ресурсы

Для реализации проекта необходимы определенные ресурсы.

1. Кадровые ресурсы.

Реализация данного проекта предполагает достаточно высокий уровень компетентности у педагога по данной теме. Следовательно, воспитателю необходимо стремиться к самообразованию, изучению передового педагогического опыта среди педагогического сообщества региона и России. Важна курсовая подготовка, которая позволяет изучить современные изменения и узнать об особенностях работы в данном направлении. Большую роль имеет информационная компетентность педагога, владение информационно-компьютерными технологиями, которое позволяет систематизировать полученную информацию по содержанию проекта и транслировать ее воспитанникам, родителям, воспитателям.

2. Материально-техническая база.

Только при наличии полноценной материально – технической базы возможно внедрение работы по проекту.

Для работы с детьми дошкольного возраста по основам безопасности необходимо создание игрового Центра «Безопасность», в котором содержится:

- картотека дидактических игр по ознакомлению детей с основами безопасности;

- альбомы:  «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).

- детские рассказы по данной тематике;

- наглядный дидактический материал,

        Важным в работе по данному направлению является разработка и использование методического материала:

-викторин, кроссвордов, подборка проблемных ситуаций и заданий;

- разработка и использование электронных презентаций (соответствии с темой недели);

 - дидактических игр: «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит – не горит», «Предметы – источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку», игры по профилактике безопасного поведения на дороге «Светофор», «Грамотный пешеход»

 - планов виртуальных экскурсий по безопасным и опасным местам в городе Сургуте, в пожарную часть, больницу, парк, детские игровые площадки ;

- сценарии развлечений.

        Использование материально-технического оснащения позволяет эффективнее решать поставленные задачи. Широко используется: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, цифровой фотоаппарат, камера, электронные носители, диски,

         Использование цифровой камеры и фотоаппарата помогает в течение работы с детьми зафиксировать работу, дает возможность проанализировать ее, сделать выводы, наметить дальнейшие пути работы.  

Правильно организованная  предметно-развивающая среда в группе, будет способствовать успешной реализации данной темы. Она должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям безопасности, возрасту детей и их индивидуальным особенностям и потребностям.

Большая роль отводится методическому сопровождению.

В методическом кабинете в достаточной количестве имеется наглядный материал по основам безопасности. В наличии методическая литература по данной теме.

Заместителем заведующего оказывается консультативная помощь в реализации проекта, определении основных направлений деятельности по проекту, использованию эффективных форм работы  с детьми.

Одним из важных моментов является обмен опытом: изучение передового педагогического опыта из различных источников (периодическая печать, использование ресурсов Интернет), обмен опытом, как внутри МБДОУ, так и за его пределами: организация открытых мероприятий в учреждении, посещение открытых мероприятий педагогов    других детских садов.

Таким образом, наличие ресурсной базы в учреждении позволяет судить о возможности реализации данного проекта в МБДОУ.

Партнеры

        Для полноценного осуществления проекта в образовательном процессе детского сада необходимо сотрудничество педагога с участниками образовательного процесса – родителями и педагогами. Так родители выступают основными партнерами в формировании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающем мире. Осуществляя работу с родителями, мы решаем задачи формирования у них социальной компетентности в вопросах безопасности различных социальных условиях, в незнакомых ситуациях, в  привлечении их  к участию в различных совместных досугах и праздниках. Поэтому особое внимание в проекте мы уделяем выбору форм и методов работы с родителями.

Используемые разнообразные формы работы позволяют эффективнее решать задачи данного проекта.


 



Вышеперечисленные формы  работы позволяют сформировать у родителей умение вести беседы с детьми дома, доносить необходимую информацию, доступную для понимания детям.

Использование разнообразных форм работ с родителями  дает возможность более интересно и разнообразно представить материал и вызвать интерес к важности соблюдения основ собственной безопасности.

Немаловажным в реализации проекта является сотрудничество в педагогами ДОУ.  Применение различных форм работы с воспитателями, способствует повышению компетентности педагогов  в вопросах безопасности и осуществления работы с воспитанниками в данном направлении.


 

        Важное значение имеет сотрудничество с общественными организациями города:

 - Центральная         детская         библиотека – посещение библиотеки позволяет собрать необходимый материал для создания презентаций и электронных игр, организации бесед, открытых мероприятий. Кроме того, совместно с библиотекой организовываются выставки и конкурсы, в которых участвуют наши воспитанники;

- МБОУ ДОД «Станция  юных натуралистов». На экскурсиях воспитанники знакомятся с животными и правилами поведения с ними, знакомятся с материалами о жизни животных. Воспитанники МБДОУ активно участвуют в экологических         акциях.
-ГИБДД по г.Сургуту  -осуществляется работа по формированию у детей дошкольного возраста правил дорожной безопасности.

Целевая  аудитория

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет и реализовывается в группе «Теремок» с 2015г. Целевая аудитория -  26 воспитанников группы и 48 родителей воспитанников.

Социальный статус детей- 92% детей из полных благополучных семей и 8% из неполных  благополучных семей.

План реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на три  этапа:

Первый этап (подготовительный) – май 2015г. – сентябрь-октябрь 2015г. 

-Изучение и рассмотрение теоретических источников, освещающих тему обучения дошкольников безопасному поведению  в социуме.

-Определение  целей и задач исследования.

-Разработка перспективного плана деятельности по обучению детей основам собственной безопасности;

-Разработка методического материала работы по теме (разработка конспектов, обогащение дидактического материала).

 Второй этап (деятельностный ) - сентябрь 2015г. – май 2016г. 

-реализация основных направлений проекта, в соответствии с перспективным планом;

 -разработка диагностического инструментария  мониторинга по  определению уровня знаний, умений и навыков адекватного поведения детей в опасных ситуациях.

-разработка диагностического инструментария по работе с родителями в данном направлении;

-мониторинг  усвоения детьми знаний по основам безопасного поведения в социуме. 

-анализ результатов образовательной деятельности, характеризующий усвоение детьми знаний по основам безопасного поведения в социуме.

-подборка и разработка методического сопровождения  для воспитателей и родителей по различным темам.

Третий этап (итоговый ) - июнь2016. – май2017г.

 - анализ эффективности реализованной работы по проекту;

 -обобщение и распространение опыта работы на уровне учреждения, города и округа;

 - систематизация разработанного методического материала;

-создание авторского сайта педагога и трансляция опыта на страницах сайта;

-создание электронных консультационных циклов для родителей;

 - публикация статей по обмену опытом.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста на 2015-2016г.

Тема

Формы работы с детьми

Сентябрь

Тема: «Употребление растений, ягод, грибов, найденных продуктов. Игры с найденными предметами»

Беседа «Можно ли заболеть или отравиться?»

Беседа с медицинским работником д/с о микробах и правилах личной гигиены.

Чтение «Как Стобед улитку проглотил».)

Чтение «Вкусный суп»

Октябрь

Тема: «Лекарства, бытовая химия»

Моделирование ситуации (по двум темам) - Поиск выхода - Выведение правил поведения в нестандартной ситуации.

Показ, беседа на тему «Бытовая химия»

Чтение «Средство от тараканов»

Чтение фрагмента рассказа «Как Стобед загадывал загадки»

Рассматривание плакатов. Беседа по ним.

Ноябрь

Тема: «Опасности в доме (острые, колющие, режущие предметы)».

Тема: «Общение с животными».

Моделирование ситуации (по двум темам) - поиск выхода - выведение правил.

Беседа об острых, колющих, режущих предметах. Рассказы детей из личного опыта.

Чтение «Кого лечит окулист?»

Рассматривание плакатов. Беседа по ним.

Рассматривание плакатов. Беседа.

Чтение фрагмента рассказа «Как Стобед загадывал загадки».

Декабрь

Тема: «Телефонный звонок»

Тема: «Звонок в дверь».

Беседа «У меня зазвонил телефон...»

Словесная игра «Что ответить на телефонный звонок?»

Чтение стихотворения «Не пускайте дядю в дом». Беседа.

Обыгрывание стихотворения (плоскостные фигуры, театр на фланелеграфе и т.п. на усмотрение педагога).

Январь

Тема: «Звонок в дверь».

Тема: «Вода в доме»

-Моделирование ситуации - поиск выхода - выведение правил.

Тема: «Пожар»

-Моделирование ситуации - поиск выхода - выведение правил.

Чтение «Рассказ милиционера». Обсуждение. Поиск другого выхода.

Д/и «01, 02, 03»

Моделирование ситуации (по двум темам) - поиск выхода –

 выведение правил.

Беседа «Вода тоже бывает опасной».

Чтение «Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел»

Рассматривание плакатов, чтение стихотворений к ним.

Д/и «Как начинаются пожары». Чтение стихотворения «Как начинаются пожары...»

Февраль

Тема: «Пожар»

Моделирование ситуации - поиск выхода - выведение правил.

Беседа о труде пожарных.

Чтение стихотворения «Знает каждый гражданин».

Беседа «Что делать в случае пожара?» (по серии картин «Будь осторожен с огнем»)

Дидактическая игра  «01, 02, 03»

Март

Тема: «Незнакомец на улице»

 

Моделирование ситуации - поиск выхода - выведение правил.

«Вспомним сказки...» Беседа про опасность общения с незнакомцем.

Чтение стихотворения «А преступник...»

Обсуждение ситуаций «Сумей ответить НЕТ», «Поступи правильно», «Как позвать на помощь?»

Чтение стихотворения «Каждый грамотный ребенок...».

Апрель

Тема: «Балкон, окно, перила»

Тема: «Травмы во дворе»

Чтение «Человек не птица...» Рассматривание картины, беседа.

Чтение «Тот, кто ездит по перилам...» Рассматривание картины, беседа.

Рассматривание серии картин «Травмы во дворе». Беседа по ним.

Чтение «Как Стобед качался на качелях»

Беседа «Что делать, если...»

Май

Тема: «Ты потерялся…»

Моделирование ситуации (использование макета города, людей) - поиск выхода - выведение правил.

Беседа «Если я потерялся ... (в магазине, на рынке, на улице)»

Рисование дома, записывание информации на своем рисунке (фамилия имя, дом. адрес, телефон, телефоны родных, знакомых)

Д/и «К кому обратиться за помощью?»

Июнь

Тема: «Правила дорожного движения»

Моделирование ситуаций с использованием макета «Город» - выведение правил.

Целевая прогулка по ознакомлению детей с правилами дорожного движения (использование загадок).

Беседа «Опасные ситуации» (задание№5,6,8 из книги «Безопасность» Н.Н.Авдеевой).

Рассматривание картин «Улицы города, светофор».

Беседа  по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.

Чтение фрагмента рассказа «Как Стобед загадывал загадки»

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Введение данных направлений в содержание проекта  позволит привить детям навыки адекватного поведения в неординарных ситуациях и будет отражаться в ожидаемых результатах реализации проекта:

        У воспитанников:

1. Сформированы  представления и навыки  безопасного поведения на улице, дома, в природе.

2. Расширен  кругозор о правилах безопасного поведения;

3. Сформированы умения работать в команде сверстников, умения сотрудничать, сочувствовать и сопереживать, высказывать свои мысли.

4.Развиваты  мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение и пр.
У педагога,  реализующего данный проект:

1.Изучена и сформирована база данных  методической, психолого-педагогической литературы по данному вопросу.

2. Оснащена предметно-развивающая среда, направленная на формирование основ безопасности у дошкольников.

3. Определены  методы и формы работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

4. Разработаны  и реализованы в полном объеме перспективные  планы работы с детьми старшего дошкольного возраста, родителями, педагогами.

Перспективы дальнейшего         развития проекта

        Реализуя данный проект, можно отметить, что работа в данном направлении оказывает положительное влияние на развитие детей дошкольного возраста:

  • расширяет кругозор детей о правилах безопасного поведения,
  • формирует  навыки безопасного поведения на улице, дома, в природе и др.,
  • развивает  мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать,
  • формирует умение сотрудничать, сочувствовать и сопереживать, умение высказывать свои мысли.
  • формирует умение общаться, обращаться за помощью, отражать в речи свои выводы.

Проделанная работа по реализации данного проекта позволяет определить задачи на перспективу:

По работе с воспитателями

  • познакомить педагогическую общественность с особенностями работы с детьми в данном направлении;
  • познакомить с созданием собственных презентаций для детей дошкольного возраста по реализации определенных тем основ безопасности;

По работе с детьми:

  • использовать в работе с детьми проектную деятельность, затрагивающие определенные темы, наиболее актуальные на сегодняшний день;
  • вызвать желание детей участвовать в совместной проектной деятельности со взрослыми или сверстниками;
  • расширить представления детей о последствиях общения с незнакомыми людьми;
  • расширить блок «Безопасность на дороге» методическими и дидактическими материалами, разработать мини-проекты для дошкольников;
  • разработать планы и методическое сопровождение по работе с детьми младшего дошкольного возраста;

По распространению собственного педагогического опыта:

  • продолжить публикацию материалов по данной теме на сайте педагогических работников, на сайте ДОУ, на областном и всероссийском уровне, участвовать в сетевом взаимодействии;
  • продолжить участвовать в различных конкурсах и выставках разного уровня;
  • представление опыта работы по данной теме на городских методических объединениях воспитателей, педагогов дополнительного образования.

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. - СПб: «Детство - Пресс», 2002. - 144 с.
  2. Козлова   С.А.    Теория    и    методика    ознакомления   дошкольников    с социальной действительностью: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
  3. Козлова С.А. Коррекционно - развивающие занятия с дошкольниками. - М: «Линка - пресс», 2000. - 224 с: ил..
  4. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. - М.: «Линка - пресс», 2000. - 224 с: ил.
  5. Лункевич Л.В.  Безопасность. Для детей старшего дошкольного возраста: альбом. - М.: издательство ACT _ЛТД, 1997, 32 с: ил..
  6. Мельникова Н., Захарова Л., Шакурова Г. Один дома. Обучение старших дошкольников правилам поведения./ «Д.В.» № 9, 1999.
  7. Психологический словарь /под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова/. 2-е изд., перераб и доп.- М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 440 с: ил..
  8. Психолого-педагогический    словарь    для    учителей    и    руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. - 544 с, с.412.
  9. Словарь   социально-гуманитарных  терминов  /  А.Л.   Айзенштадт,   В.М. Галкин, Н.А. Котова и др.; Под общ. ред. А.Л. Айзенштадта. -Мн.: «Тесей», 1999. - 320 с, с. 179.

Детская литература

  1. Бабина Р.П. Уроки Светофорика. М: Российское педагогическое агентство, 1979г.
  2. Баскетс К. Пожарные. Тула: Издательство " Лев Толстой ", 2000г.
  3. Дружинина М.В. Куда бегут колеса? М: Издательство "Дрофа", 2002г.
  4. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. СПБ: Издательство "Детство - Пресс", 2001г.
  5. Зайцев Г.К.        Уроки Мойдодыра. СПБ: Издательство "Детство - Пресс ", 2001г.
  6. Кривицкая A.M.    У кого на кухне газ. Каменск - Уральский: Издательство "КАЛАН ", 1997г.
  7. Лункевич Л.В. Безопасность. Для детей старшего дошкольного возраста: альбом - М. издательство "ACT", 1997г.
  8. Мальсопова Г. Малышам о пожарной безопасности. Каменск - Уральский: Издательство "КАЛАН ", 1997г.
  9. Орлова Д.        Приключения Стобеда. "Здоровье ",№ 1-12, 1995г.
  10. Остер Г.Б. Квартироведение : Уникальный учебник. М: "РОСМЭН ", 1999г.
  11. Остер Г.Б. Папамамалогия. М: "РОСМЭН ", 1998г.
  12. Правила движения. Для детей дошкольного возраста. М: Издательство "Малыш ", 2001г.
  13. Сибирцев В.П.     01 - пароль отважных. Екатеринбург: Издательство" Башкортостан ", 1999г.
  14. Степаненкова Э.Я. Филенко М.Ф.       Дошкольником о правилах дорожного движения . М: Издательство " Просвещение " , 1979г.
  15. Федорова Т.В. Чтоб не ссориться с огнем. Каменск- Уральский: Издательство "КАЛАН ", 1997г.
  16. Этин Ю.С. Загадки про машину. М: Издательство " Ангел - М " , 1996г.

приложение 1.

План работы с родителями на 2015-2016 учебный год

Форма работы

тема

сроки

1

Консультации

 

«Цветы в детской»

«Что делать, если ребенок отравился ...»

«Опасные забавы»

«Естественный игрушечный отбор»

сентябрь

2

Консультации

Беседа

«Как остановить кровотечение».

«ЧП в детской»

 «Закрепите с ребенком эти правила пожарной безопасности».

Октябрь

3

Консультация

Беседы

«Один дома»

«Кому может открывать дверь ваш ребенок»

«Какие номера телефонов вы повесите рядом с аппаратом?»

 «Закрепите эти правила»

ноябрь

4

Консультация

Беседа

«Когда огонь бывает злым».

«Закрепите эти правила»

декабрь

5

Родительское собрание

«Личная безопасность дома и на улице. Как знакомить с ней ребёнка»

январь

6

Консультация

Беседа

-«Дети и сексуальная агрессия»

- «Закрепите эти правила»

февраль

7

Консультации

Беседа

-«Опасные ситуации в жизни детей» (1 и 2 части).

-«Приземлился на пятую точку…»

-«Как остановить кровотечение»

-«Первая помощь при несчастных случаях»

-«Закрепите эти правила»

март

8

Консультация

Беседа

-«Научить не бояться взрослых»

-«Закрепите эти правила»

апрель

9

Консультации

-«О правилах дорожного движения»

-«Памятка для родителей»

май

приложение 2.

План взаимодействия с педагогами на 2015-2016 учебный год

Форма работы

тема

сроки

1

Консультации

Методическая копилка

-«Что делать если ребёнок отравился?»

-«Ядовитые растения и грибы»

сентябрь

2

консультация

-«Детские травмы»

октябрь

3

Встреча с инспектором ГБДД

-«Опасные ситупции на дорогах»

ноябрь

4

презентация

-«Зимние забавы во дворе»

декабрь

5

Родительское собрание

-«Личная безопасность дома и на улице. Как знакомить с ней ребёнка»

январь

6

Проектная деятельность

-«Чужой…» правила поведения с незнакомыми людьми.

Февраль

7

консультация

-«Опасности во дворе»

март

8

Проектная деятельность

-«Огонь- друг, огонь – враг»

апрель

9

Семинар-практикум

-«Первая помощь при несчастных случаях

май

 

приложение 3.

Мониторинг усвоения знаний о правилах безопасного поведения в окружающей действительности.

Диагностический инструментарий 

на определение уровня знаний, умений и навыков

адекватного поведения детей в неординарных ситуациях

 Целенаправленное педагогическое воздействие, эффективная работа, своевременная коррекция развития ребенка возможны только в случае периодического отслеживания достигнутых результатов. Для этого на начало учебного года проводилась вводная диагностика с целью выявления у детей исходного уровня знаний, умений и навыков адекватного поведения в неординарных ситуациях.

Контрольная диагностика проведена в конце учебного года с целью выявления достигнутого уровня знаний, умений и навыков безопасного поведения в неординарных ситуациях.

Основой диагностирования стало решение детьми неординарных жизненных ситуаций, которые мы условно разбили на блоки:

I        блок «Животные и растения»

Методика проведения:

Ребенку предлагается ситуация. Задается вопрос: «Как ты поступишь?».

- (реальная) Во дворе бегают собаки, так хочется погладить одну...  Ты сделаешь это?

-дидактическая игра)   Сбор грибов и ягод в лесу. «Собери в корзинку съедобные грибы и ягоды». Почему?

II        блок «Чужой»

-(реальная) Незнакомая женщина угощает тебя конфетой. Ребенку предлагается ситуация. Задается вопрос: «Как ты поступишь?».

- (реальная) Один взрослый мужчина приглашает тебя покататься на «Мерседесе», а другой - на «Вольво». На чем поедешь? Почему?

-(сюжетно-ролевая игра) Детям предлагается разыграть сюжет, где один ребёнок – незнакомая женщина, которой нужна помощь, а другой ребенок, который остался один дома.

III        блок «Опасности в доме»

Ребёнку предлагается ситуация и задаётся вопрос: «Как ты поступишь в данной ситуации?»:

-В ящике лежит коробок со спичками и папина зажигалка. Ты будешь с ними играть и почему?

-После приготовления ужина мама оставила нож на столе. Ты будешь с ним играть или нет, почему?

- В комнате включен бытовой прибор. Выходя из комнаты, что ты сделаешь и как?

-Ты пошел мыть руки и увидел включенный фен. Твои действия?

-У бабушки много красивых флаконов с лекарствами. Ты будешь их пробовать?

-На даче папа оставил средство от комаров. Что ты будешь с ними делать?

-Ты один дома. В дверь звонит незнакомый человек, например полицейский. Что ты будешь делать?

-В комнате окно приоткрыто. Друзья позвали тебя на улицу. Что ты будешь делать?

-Ты один дома. Незнакомый человек по телефону спрашивает, есть ли кто-нибудь дома? И просит позвать к телефону. Что ты ответишь?

IV        блок «Опасности на дороге»

-Ты – пешеход или водитель (разыгрывается игровая ситуация) ...

-Тебе нужно перейти улицу на другую сторону, как ты это будешь делать?

-Ты едешь на велосипеде, тебе нужно перейти дорогу. Что ты будешь делать?

-Ты играешь с ребятами в мяч. Он выкатился на проезжую часть дороги. Что ты будешь делать с друзьями?

Ответы и действия детей оценивались по 4-х бальной шкале:

  1. балл         - неадекватно себя ведет;
  2. балла         - действует безопасно, но объяснить не может;
  3. балла         - действует адекватно, может объяснить;
  4. балла         -  действует адекватно и предупреждает сверстников об опасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Одной из основ общей подготовленности детей к школе является обучение основам безопасности жизни и здоровья. На мой взгляд, представление о безопасности жизни сродни представлению о ценности жизни. Эт...

Использование игровых технологий для формирования основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников

Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, наблюдение, чтение худ литературы, экскурсии и т.д....

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников

Проект  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников» долгосрочный,  практико – ориентированный. Рассчитан на работу с детьми старшего до...

Из опыта работы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников в ДОУ"

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта безопасности жизнедеятельности. данный материал освещает систему работы в данном направлени...

Опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников в группе.

Опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников в группе опирается на презентацию, которая состоит из 10 слайдов. (Слайд №1). Заголовок презентации.(Слайд ...