22-23 Долгосрочный проект "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников"
проект по обж (старшая группа)

Полякова Марина Сергеевна

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №80 «Веснушка»

Долгосрочный проект

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников»

Подготовили:

Полякова М. С.

Ветцель Н.В.

г. Смоленск

Вид проекта: Данный проект долгосрочный, практико – ориентированный.

Продолжительность: Дети старшего дошкольного возраста МБДОУ №80 «Веснушка» за периоды: 2022-2023 г.

Участники проекта: Дети, родители и воспитатели.

Цель проекта: Основной целью педагогической работы является формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

#1048;зучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.

2. Создать предметно-развивающую среду, направленную на формирование основ безопасности.

#1055;одобрать методическую и художественную литературу по данной теме и систематизировать методическое сопровождение проекта.

#1054;пределить методы и формы работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

5. Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.

6. Определить целесообразность данного проекта.

Актуальность проекта:

Основная идея проекта заключается в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность обусловлена необходимостью формирования компетентности у детей старшего дошкольного возраста в соблюдении основ собственной безопасности.

Проект включает в себя работу со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: детьми, родителями и воспитателями.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста направлена на реализацию основных четырех направлений безопасности: «Животные и растения», «Опасности в доме», «Опасности на улице», «Чужой».

Для каждого направления разработан комплекс мероприятий, включающий разнообразные формы работы с воспитанниками. Подобраны эффективные методы и приемы. В проекте представлены материалы по работе с родителями, воспитателями. Отражены основные результаты по его реализации, разработана система мониторинга усвоения знаний о правилах безопасного поведения в окружающей действительности. Указаны основные ресурсы, необходимые для реализации проекта, указаны этапы реализации.

Данный проект является актуальным и направлен на сохранение здоровья детей дошкольного возраста, умения ориентироваться в различных ситуациях окружающей действительности и формирует навык безопасного поведения.

В реальном мире происходят различные изменения (социальные потрясения, стихийные бедствия, экологические катаклизмы, экономическая нестабильность), которые требуют от человека принятия определенных решений в конкретных ситуациях, быстрой ориентировки.

На сегодняшний день люди игнорируют определенные правила собственной безопасности, что влечет за собою неблагоприятные последствия: увечья, травмы, смерть. Поэтому важно обратить внимание людей на ценность человеческой жизни в целом.

В современном дошкольном воспитании все чаще педагоги и психологи обращаются к проблемам сохранения и укрепления здоровья воспитанников, соблюдения ими правил собственной безопасности. Они утверждают, что формировать основы собственной безопасности необходимо уже с дошкольного возраста. В этом периоде происходит активное вхождение ребенка в окружающую действительность и его познание. Доктор педагогических наук профессор С.А. Козлова утверждает, что необходимо не только сообщать детям знания, но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств.

Проблемой формирования собственной безопасности детей занимались многие педагоги. В том числе Р. И. Жуковский, С. А. Козлова, Э. К. Суслова и другие. Исследования показали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.

Очень важно, чтобы формирование безопасного поведения осуществлялось не на основе запретов и насаждений, а на основе убеждений, доказательств необходимости выбора правильного поведения и реакции в конкретной ситуации. Поэтому, это еще раз подтверждает актуальность данного направления и необходимость формирования у детей дошкольного возраста навыков, позволяющих сохранить свое здоровье, жить и развиваться в безопасном мире.

Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируются основные стороны психического и физического развития ребенка, происходит становление личности, укрепление его здоровья. В силу возраста ребенка и развития его познавательной сферы, происходит активное исследование и познание окружающей действительности, вследствие чего, возрастает риск травматизма ребенка. Следовательно, через приобретение опыта, активно познаются окружающие предметы, явления, объекты.

Известно, что опыт, полученный ребенком в детстве, во многом определяет его взрослую жизнь. В дошкольном возрасте, ребенка сопровождают взрослые. Они учат его вести себя в окружающем мире, формируют фундамент знаний об окружающем.

Благодаря любви и заботе взрослых, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям.

В дошкольном детстве помимо приобретенных знаний, формируются практические умения, которые ребенок в дальнейшем использует их в своей жизни. Очень важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок не только приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который позволит ему ориентироваться в окружающей действительности, но и умел его активно использовать.

Реализация проекта:

Введение данных направлений в содержание проекта позволит привить детям навыки адекватного поведения в неординарных ситуациях и будет отражаться в ожидаемых результатах реализации проекта:

У воспитанников:

1. Сформированы представления и навыки безопасного поведения на улице, дома, в природе.

2. Расширен кругозор о правилах безопасного поведения;

3. Сформированы умения работать в команде сверстников, умения сотрудничать, сочувствовать и сопереживать, высказывать свои мысли.

#1056;азвиваты мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение и пр.
У педагога:

#1048;зучена и сформирована база данных методической, психолого-педагогической литературы по данному вопросу.

2. Оснащена предметно-развивающая среда, направленная на формирование основ безопасности у дошкольников.

3. Определены методы и формы работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

4. Разработаны и реализованы в полном объеме перспективные планы работы с детьми старшего дошкольного возраста, родителями, педагогами.


Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

Тема

Формы работы с детьми

Сентябрь

Тема: «Употребление растений, ягод, грибов, найденных продуктов. Игры с найденными предметами»

Беседа «Можно ли заболеть или отравиться?»

Чтение «Вкусныйсуп» Рассматривание плаката, беседа по ним.

Октябрь

Тема: «Лекарства, бытовая химия»

Моделирование ситуации (по двум темам) - Поиск выхода - Выведение правил поведения в нестандартной ситуации.

Показ, беседа на тему «Бытовая химия»

НОД «Опасный предметы»

Пальчиковая игра Свеча»

Рассматривание плакатов. Беседа по ним.

Ноябрь

Тема: «Опасности в доме (острые, колющие, режущие предметы)».

Тема: «Общение с животными».

Моделирование ситуации (по двум темам) - поиск выхода - выведение правил.

Беседа об острых, колющих, режущих предметах. Рассказы детей из личного опыта.

Рассматривание плакатов. Беседа.

Чтение фрагмента рассказа «Как Стобед загадывал загадки».

Декабрь

Тема: «Телефонный звонок»

Тема: «Звонок в дверь».

Беседа «У меня зазвонил телефон...»

Словесная игра «Что ответить на телефонный звонок?»

Игра-тренинг «Один дома»

Январь

Тема: «Звонок в дверь».

Тема: «Вода в доме»

-Моделирование ситуации - поиск выхода - выведение правил.

Тема: «Пожар»

-Моделирование ситуации - поиск выхода - выведение правил.

Чтение «Рассказ милиционера». Обсуждение. Поиск другого выхода.

Д/и «01, 02, 03»

Подвижная игра «Опасно, неопасно»

Пальчиковая игра «Мы- пожарные»

Игра-тренинг «Подкупим»

Февраль

Тема: «Пожар»

Моделирование ситуации - поиск выхода - выведение правил.

Чтение стихотворения «Знает каждый гражданин».

Малоподвижная игра «Огоньки»

Игра-тренинг «Опасные предметы»

Март

Тема: «Незнакомец на улице»

Моделирование ситуации - поиск выхода - выведение правил.

Беседа «Опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми».

Чтение стихотворения «А преступник...»

Физминутка «С человеком незнакомым»

Апрель

Тема: «Балкон, окно, перила»

Тема: «Травмы во дворе»

Чтение «Человек не птица...» Рассматривание картины, беседа.

Чтение «Тот, кто ездит по перилам...» Рассматривание картины, беседа.

Физминутка «Правила общения с опасными предметами"

Рассматривание серии картин «Травмы во дворе». Беседа по ним.

Беседа «Что делать, если...»

Май

Тема: «Ты потерялся…»

Моделирование ситуации (использование макета города, людей) - поиск выхода - выведение правил.

Беседа «Если я потерялся ... (в магазине, на рынке, на улице)»

Рисование дома, записывание информации на своем рисунке (фамилия имя, дом. адрес, телефон, телефоны родных, знакомых)

Д/и «К кому обратиться за помощью?»

Июнь

Тема: «Правила дорожного движения»

Моделирование ситуаций с использованием макета «Город» - выведение правил.

Беседа «Соблюдай правила ПДД» Рассматривание картин «Улицы города, светофор».

Физминутка «Мы по улице идем»

Сюжетно-роливая игра Мы-пассажиры»


Приложение 1

Игра-тренинг «Один дома».
Цель: сформировать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации: никогда и никому не открывать дверь, если он дома один.
Ситуация к проигрыванию:
Ребенок один дома. Звонок в дверь.

Игра-тренинг «Подкуп».
Цель: выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в данной ситуации: ничего не брать у незнакомца. При попытке похищения – «кричать, бежать, рассказывать».
Ситуация к проигрыванию:
Незнакомый человек предлагает ребенку какое-либо угощение, подарок.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации «Подкуп»:
после каждого игрового момента обсуждение возможных последствий (угощение может быть отравлено, является подкупом, поводом для знакомства и т.д.). Предложить детям самим придумать возможные ситуации. Вспомнить аналогичные ситуации из жизни, из сказок. Организовать рассматривание рисунков по теме.

Игра- тренинг «Опасные предметы».
Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с ним.
Ситуация к проигрыванию:
В квартире остаются дети. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды.
Дети повторяют правила безопасности:
- все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;
- нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;
- ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;
- нельзя трогать стиральные порошки, средство для мытья посуды, соду, хлорку;
- опасно одному выходить на балкон.

Сюжетно-ролевая игра «Мы пассажиры».
Описание: Выбирают водителя автобуса и кондуктора. Остальные становятся пассажирами. В группе выбирается место «остановки», из стульев составляется «автобус». Отрабатываются правила посадки в автобус; поведения во время движения; выхода из автобуса.

Подвижная игра «Опасно, не опасно».
Цель: закреплять знания детей о безопасности жизнедеятельности, закреплять умение передавать мяч из рук в руки, развивать быстроту реакции, точность, ловкость.
Материал: мячи разных цветов.
Ход игры: ведущий просит встать детей в круг лицом к центру. Двоим, детям дают по большому резиновому мячу разных цветов. Например, красный цвет обозначает опасные предметы, а зеленый – не опасные. По сигналу ведущего мячи передаются по кругу из рук в руки. Внезапно ведущий произносит одно из названий предметов, например «спички». В этот момент передача мячей прекращается, а игрок, держащий в руках красный мяч, должен поднять его над головой. Затем передача мячей продолжается, и ведущий называет другой предмет. Каждый раз тот, кто перепутает цвет мяча, выходит в центр круга, затем вновь вступает в игру, а его место занимает новый проигравший.

Пальчиковая игра «Мы – пожарные».
На машине ярко – красной (Двумя руками имитируем езду на машине «крутим руль»).
Мчимся мы вперёд. (Ритмично щёлкаем пальцами рук).
Труд тяжёлый и опасный (Энергично потираем ладонь о ладонь вертикально).
Нас, пожарных, ждёт. (Скрещивают руки на груди и ритмично похлопываем по плечам скрещенными руками).
Вой пронзительный сирены (Ритмично покачивают головой).
Может оглушить. (Указательные пальцы обеих рук подносим к ушам, ритмично постукиваем).
Будем и водой, и пеной. (Ритмично «выбрасываем» пальцы из сжатого кулака).
Мы пожар тушить. (Ритмично постукивают кулачками друг о друга).
И в беду попавшим людям (Ритмично потирают ладони).
Сможем мы помочь, (Ритмично похлопывают руками по бокам).
С пламенем бороться будем, (Ритмично потопывают).
Мы и день и ночь! (Ритмично хлопают в ладоши).
Для забавы, для игры (Ритмично щёлкают пальцами рук)
Спичек в руки не бери. (Ритмично покачивают указательным пальцем).
Не шути, дружок, с огнём (Ритмично покачивают головой).
Чтобы не жалеть потом. (Ритмично постукивают кулачками друг о друга).
Сам огня не разжигай, (Ритмично покачивают головой).
И другим не позволяй. (Ритмично покачивают указательным пальцем).
Даже кроха – огонёк (Ритмично похлопывают по ногам).
От пожара не далёк. (Ритмично потирают ладони).
Газ на кухне, пылесос ли, (Поочерёдно загибают пальцы).
Телевизор ли, утюг,
Пусть включает только взрослый, (Постукивают кулачком одной руки о ладонь другой).
Наш надёжный старый друг. (Ритмично щёлкают пальцами).

Пальчиковая игра «Свеча».
На столе свеча большая
Стоит стройная, прямая.
(Ставят локти на стол, прижимают одну ладонь к другой.)
Загорелся огонек,
(Наклоняют ладони вправо-влево.)
Заметался как зверек.
(Оставив основания ладоней соединенными, разводят пальцы.)

Физкультминутка «Мы по улице шагаем»
Мы по улице шагаем,
И ворон мы не считаем.
Смело, мы идем вперед,
Где пешеходный переход!
Когда дорогу перешли,
Можно прыгать – раз, два, три! (Шаги на месте и прыжки под счет)

Физкультминутка «Правила общения с опасными предметами».
Дома острые ножи, (пальцы рук соединяют над головой в форме крыши)
В руки вовсе не бери. (разводят руки в стороны)
Не раскидывай иголки,
Убери их все на полку. (руки поднимают вверх)
Если ножницы достал,
Убери откуда взял. (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
В рот таблетки не бери,
Хоть красивые они. (повороты головой вправо – влево)
Ты игрушками играй,
И беды тогда не знай. (прыжки на месте на двух ногах)

Физкультминутка «С человеком не знакомым».
С человеком не знакомым, (вращение головы в стороны)
Ты в беседу не вступай. (грозят пальцем)
Торопись скорее к дому, (шаг на месте)
1,2,3, и убегай. (бег на месте)

Физкультминутка «Правила общения с опасными предметами».
Дома острые ножи, (пальцы рук соединяют над головой в форме крыши)
В руки вовсе не бери. (разводят руки в стороны)
Не раскидывай иголки,
Убери их все на полку. (руки поднимают вверх)
Если ножницы достал,
Убери откуда взял. (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
В рот таблетки не бери,
Хоть красивые они. (повороты головой вправо – влево)
Ты игрушками играй,
И беды тогда не знай. (прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель: Отдохнули, а теперь Незнайке на память о нашей встрече, давайте нарисуем подарок «Спички детям не игрушка!» Подумайте, что бы каждый из вас, мог изобразить? (Ответы детей)
- Я предлагаю нарисовать спички и огонь, играть с ними нельзя. (Показ приемов работы)
Слежу за работой детей, помогаю советом.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я вижу, все очень старались, рисунки получились замечательные.
Незнайка: Спасибо, вам, за прекрасные подарки, что рассказали мне про опасные предметы. Я не буду ими играть и запомню правила.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним ещё эти правила и запомним вместе с Незнайкой.
Дети: Все колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места; важно уметь правильно обращаться с опасными предметами, чтобы они стали друзьями, а не врагами; и если вдруг случиться беда, себе причинили вред опасным предметом, нужно позвать на помощь.
Воспитатель: Правильно. Незнайка в нашей группе много игрушек, ты вместе с ребятами можешь поиграть с ними. Ребята, покажите, какие у нас есть игрушки.


Беседа «Соблюдайте правила дорожного движения»

Цель: Познакомить детей с основными правилами уличного движения, рассказать к каким непоправимым последствиям приводит нарушение правил дорожного движения.
Ход беседы:
Воспитатель: Как много на улицах машин. И с каждым годом их становится все больше и больше. Для того чтобы на дорогах было безопасно, все автомобили, автобусы подчиняются строгим законам дорожного движения. Знать и выполнять правила поведения на улице должны и все пешеходы: взрослые и дети. Пешеходы должны ходить только по тротуару, но и по тротуару надо идти, придерживаясь правой стороны. За городом тротуаров нет, а машин тоже много. Если вам придется идти по дороге, то идти надо навстречу транспорту. Увидишь машину и уступишь ей дорогу, отойдешь в строну. Где пешеход должен переходить улицу? По подземным и пешеходным переходам. Значит, полосатая дорога и есть пешеходный переход. Её ещё называют «зеброй». Прежде чем перейти дорогу, надо посмотреть влево, а дойдя до середины дороги, посмотреть вправо. Нам помогает ещё переходить дорогу наш друг – светофор. С его помощью дорогу переходить гораздо легче и безопаснее.

Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зелёный говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Жёлтый свет – предупреждение:
Жди сигнала для движенья.
Вы запомнили, как надо переходить? В какую сторону сначала надо посмотреть? А потом в какую?
Молодцы, хорошо запоминаете!
Воспитатель: Закон улиц и дорог, который называется «правила дорожного движения» строгий. Что бы с вами ничего не случилось, дети, выполняйте основные правила поведения. Какие правила вы знаете? (Ответы детей) Да, не переходите улицу перед близко идущим транспортом; не играйте на улице близко к дороге. Катайтесь на коньках только на катках; на лыжах и санках - в парках, в скверах, на стадионах. На велосипеде и самокатах – только в специально отведенных для этого местах. Выезд на велосипедах и на самокатах на улицу строго запрещён.
Играть следует на спортивных площадках и стадионах.
А играть можно у проезжей части? (Ответы детей)
Правильно, нельзя играть в снежки, футбол и другие игры на тротуарах и проезжей части улицы или дороги – это мешает пешеходам и движению транспорта.

Подвижная игра «Пешеходы и автомобили»
Правила: Дети делятся на две – группы (транспорт и пешеходы). Каждому из группы «транспорт» дают табличку с картинкой вида транспорта: велосипед, автомобиль, мотоцикл и так далее. Пешеходам даются таблички – «ребенок», «пешеход». Команда «Движение!» для тех, у кого табличка с названием вида транспорта. Команду «Тротуар!» подают для пешеходов. Дети должны четко реагировать на свою команду. По команде «Движение!» дети поднимают вверх таблички с картинками «автомобиль», «мотоцикл» и т. д. По команде «Тротуар!» то же проделывают пешеходы. Зазевавшиеся получают штрафные очки. Затем игру проводят во дворе на размеченной площадке (повторяют несколько раз). Далее организовывают уличное движение. Автомобили и мотоциклы должны замедлять скорость, чтобы пропустить пешеходов. Пешеходы правильно переходят улицу. Затем дети меняются ролями. Разбираются ошибки, и игра продолжается.

Воспитатель: Легковые машины, автобусы, грузовики мы каждый день видим на улицах. И не просто видим – мы ездим в них. Когда люди едут в транспорте – они называются пассажирами. Запомните основные правила для пассажиров.
Ожидать маршрутный транспорт нужно на специально оборудованных местах остановках.
Когда ждёшь транспорт не стой на самом краю тротуара: можно оступиться и попасть под колесо.
Во время движения двери трогать руками нельзя, пока их не откроет сам водитель.
Войдя, не забывай о тех, кто идёт после тебя, веди себя корректно и спокойно.
Если ты сидишь – уступи место человеку старше тебя.
Мальчики всегда уступают место девочкам.
Не кричи, разговаривая с другом, не хохочи громко, не размахивай руками, не вставай на сиденье ногами, не жуй мороженое или пирожки – ты можешь запачкать окружающих.
Во время движения не вставай с места и не передвигайся по салону автобуса. Не высовывай голову или руку из окна. Проходящий мимо транспорт может задеть тебя, что вызовет серьёзную травму.
Нельзя разговаривать и отвлекать водителя во время движения.
Выйдя из автобуса, нужно дойти до пешеходного перехода и только там переходить улицу.

Малоподвижная игра «Огоньки»
-Давайте представим, что вы маленькие огоньки. (Садятся на корточки). Сначала вы потихонечку горели, потом стали разгораться больше, выше, выше (встали на носочки). Вот какой огонь разгорелся!

-Огонь может принести большие бедствия, если допустить пожар. Он уничтожает дома, постройки, лесные угодья.
От чего происходят пожары?
От молнии, от искры, от костра, от не затушенной сигареты, когда люди о нём забывают, оставляют без присмотра; когда дети играют со спичками; если забывают выключить утюг, чайник и т.д.)
Посмотрите на эту картину. Что вы на ней видите? (Ответы детей)

- Здесь нарисован пожар. Горит дом. А как вы думаете, почему случился пожар? А может, кто-то из детей брал спички и пытался зажигать их?
А вы умеете зажигать спички? (Акцентировать ответы детей на том, что
детям спички брать нельзя)
Правильно, это может привести к пожару.
- Ребята, а что нужно делать, если в комнате все же что-то загорелось?
(Тушить огонь водой, песком, мокрым одеялом).
- Как вы думаете, можно ли от огня прятаться под кровать, под диван, под шкаф? (Нет.)
- Почему? (Спасатели не заметят в дыму).
- Правильно. Наоборот надо стараться выбраться из помещения. А что же главное надо сделать? (Позвонить, вызвать пожарных).
-Кто знает, по какому номеру нужно звонить? (101 или 01)
-Правильно, самому не справиться с пожаром.
Этот труд не для детей.
Не теряя время даром,
«01» звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не всё сгорело.
А теперь, давайте поиграем.



Беседа «Спички не тронь, в спичках огонь!».
Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности. Расширить представления детей о предметах противопожарной безопасности.
Ход беседы:
Воспитатель: Я хочу, начать нашу беседу с загадки, слушайте внимательно.
Из темницы сто сестер,
Выпускают на простор.
Осторожно их берут,
Головой об стенку трут.
Чиркнут ловко раз и два —
Загорится голова.
- Правильно! Молодцы! Это спички.

И сегодня мы поговорим о том, какую пользу они приносят и чем опасны.
- В дальние времена, люди согревались у огня от холода, готовили себе пищу, он давал им свет. Шло время, и люди «приручили» огонь и «поселили» в свои дома. Ребята, а у вас есть дома огонь? А где он живет? Как он нам помогает? (Ответы детей)
- А еще есть заводы, где также в печах живет огонь. В пекарне в печах пекут хлеб. Ест такие печи, в которых «варят» металл. Потом из него делают машины, самолеты. Огонь помогает работать таким заводам.
- Как вы думаете, может такой незаменимый огонь стать врагом человеку? (Может)
-Когда огонь становится врагом для человека?
(Когда люди о нём забывают, оставляют без присмотра; когда дети играют со спичками; если забывают выключить утюг, чайник и т.д.)
-Что случается в этом случае? (Пожар).
-Совершенно верно. От неосторожного обращения с огнём может возникнуть пожар. Огонь очень опасен. Он сначала горит медленно, потом языки пламени становятся выше, сильнее. Разгораются, бушуют, сжигают всё на своём пути. (Показываю иллюстрации).


Беседа «Опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми».

Цель: рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, дома научить правильно вести себя в таких ситуациях.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, скажите, на улице нас могут подстерегать опасности? (Ответы детей). Чтобы их избежать, надо соблюдать правила. Хотите, я их вам расскажу? (Да)
Никогда не ходите гулять без спросу. Родители всегда должны знать, где вы находитесь. И не играйте на улице поздно. Происшествия чаще совершаются в тёмное время. На вас могут напасть хулиганы, собаки. Если вы потеряли родителей в незнакомом месте, стойте там, где вы потерялись. Если их долго нет, обратись за помощью: на улице – к полицейскому, в магазине – к продавцу. Запомнили?
Не соглашайтесь идти с незнакомыми ребятами или взрослыми в чужой подъезд, подвал, в безлюдные места. А почему? (Ответы детей)
Из этого следует, что нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми. Также никогда не разговаривай с пьяными. Не соглашайтесь ни на какие предложения незнакомых взрослых: могут предложить купить конфет, покататься на машине. Если вдруг незнакомые взрослые попытаются увести вас силой, сопротивляйтесь, кричите, зовите на помощь.

Физкультминутка
С человеком не знакомым, (вращение головы в стороны)
Ты в беседу не вступай. (грозят пальцем)
Торопись скорее к дому, (шаг на месте)
1,2,3, и убегай. (бег на месте)

Ребята, а можно домой пригласить незнакомых ребят, если дома нет никого из взрослых? Почему? (Ответы детей). Правильно, могут ограбить, нахулиганить. А хвастаться можно, что у твоих родителей много денег? Почему? (Ответы детей).
Ребята послушайте пословицы, которые подходят к данной ситуации: «По секрету всему свету», «Держи язык за зубами», «Кто много болтает – беду накликает».
- О чем эти пословицы? (Нельзя рассказывать ничего о себе посторонним людям).
А вот ещё самое главное правило: бери угощения лишь у знакомых,
а не у чужих, с виду скромных и добрых. Даже если родители никогда не покупали вам таких вкусных вещей.
И ещё если вы увидите на улице, в автобусе, трамвае какой-нибудь предмет: сумку, коробку, пакет – не трогай его. В нем может оказаться взрывчатое вещество (бомба).
Ребята, а чужих незнакомых людей можно в дом пускать? А почему? (Ответы детей).
К сожалению, есть люди, которые не хотят работать, живут нечестно, воруют. Эти люди очень хитрые. Они могут притворяться, часто переодеваются, изменяют свою внешность (приклеивают усы, бороду, меняют очки) для того, чтобы их не узнавали люди: ведь их обычно ищет полиция.
Мы недавно с вами читали сказку «Волк и семеро козлят».


Вспомните, как волк обманул доверчивых козлят, как он к ним попал в дом? (Ответы детей).


Конспект НОД по безопасности «Опасные предметы».
Цель: Формирование знаний детей об опасных предметах, встречающихся в окружающем пространстве.
Задачи:
- закреплять у детей представление о предметах, с которыми они встречаются в быту, об их назначении;
- учить классифицировать предметы: на опасные и безопасные;
- развивать речь, мышление, интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать самостоятельность, ответственность.
Ход НОД
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! А вы знаете, что слово «здравствуйте» волшебное? Когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья.
Ребята, давайте встанем вкруг и друг друга поприветствуем.
Слышится звук за дверью.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, у нас за дверью, кто-то ходит? Как вы думаете, кто это может быть? (Ответы детей).
Если в дверь звонит звонок –
Посмотри сперва в глазок,
Кто пришел к тебе, узнай,
Сразу дверь не открывай!
Если нет глазка, тогда
«Кто там?» спрашивай всегда.
Воспитатель: У нас с вами глазка нет, давайте спросим «Кто там?» (Дети хором спрашивают. Из-за двери слышится голос.)
Незнайка: Ребята, это я Незнайка, пришел к вам поиграть.
Воспитатель: Пустим его к нам? (Ответы детей)
(Входит Незнайка)
Воспитатель: Мы очень рады тебя видеть. Правда, ребята? (Да).
А что ты за коробку принес с собой?
Незнайка: Игрушки. Прихватил немного предметов, которые нашёл у себя дома.
Воспитатель: А ты покажешь нам?
Незнайка: Конечно, покажу.
Воспитатель с детьми, Незнайка подходят к столу, из коробки достают предметы и называют их.(Спички, скрепка, булавка, нож, вилки, ножницы, фен, утюг, молоток, гвозди, иголка, чайник).
Воспитатель: Незнайка, а зачем тебе все эти предметы?
Незнайка: Поиграть хочу ими.
Воспитатель: Ребята, а разве этими предметами играют? (Нет).
Незнайка: Подумаешь, чего тут такого опасного?
Воспитатель: Отгадай наши Незнайка загадки и узнаешь, почему они опасны.
Он и острый, и опасный,
Но на кухне нужен он –
Им легко намажешь масло,
Сыр нарежешь и батон. (Нож)


Инструмент бывалый -
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижёт. (Ножницы)


Воспитатель: Как вы думаете, для чего нам они необходимы нож и ножницы? Можно ли назвать их игрушкой? А почему? (Ответы детей)
- Ими можно порезаться, у них острые лезвия.

Чтоб сосиску съесть, котлету.
Мы берем «железку» эту. (Вилку)


Воспитатель: Ребята, а какая она? А кто может пользоваться вилкой?
А вы помните правила, которые надо соблюдать? Можно ли вилку, считать опасным предметом? (Ответы детей)

Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него … (Утюг)


Сушит ветер-суховей,
Кудри мамочки моей. (Фен)


Воспитатель: Как можно, назвать одним словом эти предметы? Почему их так называют? (Ответы детей)
- Да, это электроприборы, они помогают людям, без них было бы плохо. А вот для чего нужны такие электроприборы, мы узнаем с вами, поиграв в игру.


Приложение 2

Мониторинг усвоения знаний о правилах безопасного поведения в окружающей действительности.

Диагностический инструментарий

на определение уровня знаний, умений и навыков

адекватного поведения детей в неординарных ситуациях

Целенаправленное педагогическое воздействие, эффективная работа, своевременная коррекция развития ребенка возможны только в случае периодического отслеживания достигнутых результатов. Для этого на начало учебного года проводилась вводная диагностика с целью выявления у детей исходного уровня знаний, умений и навыков адекватного поведения в неординарных ситуациях.

Контрольная диагностика проведена в конце учебного года с целью выявления достигнутого уровня знаний, умений и навыков безопасного поведения в неординарных ситуациях.

Основой диагностирования стало решение детьми неординарных жизненных ситуаций, которые мы условно разбили на блоки:

I блок «Животные и растения»

Методика проведения:

Ребенку предлагается ситуация. Задается вопрос: «Как ты поступишь?».

- (реальная) Во дворе бегают собаки, так хочется погладить одну... Ты сделаешь это?

-дидактическая игра) Сбор грибов и ягод в лесу. «Собери в корзинку съедобные грибы и ягоды». Почему?

II блок «Чужой»

-(реальная) Незнакомая женщина угощает тебя конфетой. Ребенку предлагается ситуация. Задается вопрос: «Как ты поступишь?».

- (реальная) Один взрослый мужчина приглашает тебя покататься на «Мерседесе», а другой - на «Вольво». На чем поедешь? Почему?

- (сюжетно-ролевая игра) Детям предлагается разыграть сюжет, где один ребёнок – незнакомая женщина, которой нужна помощь, а другой ребенок, который остался один дома.

III блок «Опасности в доме»

-Ребёнку предлагается ситуация и задаётся вопрос: «Как ты поступишь в данной ситуации?»:

-В ящике лежит коробок со спичками и папина зажигалка. Ты будешь с ними играть и почему?

-После приготовления ужина мама оставила нож на столе. Ты будешь с ним играть или нет, почему?

- В комнате включен бытовой прибор. Выходя из комнаты, что ты сделаешь и как?

-Ты пошел мыть руки и увидел включенный фен. Твои действия?

-У бабушки много красивых флаконов с лекарствами. Ты будешь их пробовать?

-На даче папа оставил средство от комаров. Что ты будешь с ними делать?

-Ты один дома. В дверь звонит незнакомый человек, например полицейский. Что ты будешь делать?

-В комнате окно приоткрыто. Друзья позвали тебя на улицу. Что ты будешь делать?

-Ты один дома. Незнакомый человек по телефону спрашивает, есть ли кто-нибудь дома? И просит позвать к телефону. Что ты ответишь?

IV блок «Опасности на дороге»

-Ты – пешеход или водитель (разыгрывается игровая ситуация) ...

-Тебе нужно перейти улицу на другую сторону, как ты это будешь делать?

-Ты едешь на велосипеде, тебе нужно перейти дорогу. Что ты будешь делать?

-Ты играешь с ребятами в мяч. Он выкатился на проезжую часть дороги. Что ты будешь делать с друзьями?

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. - СПб: «Детство - Пресс», 2002. - 144 с.
  2. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
  3. Козлова С.А. Коррекционно - развивающие занятия с дошкольниками. - М: «Линка - пресс», 2000. - 224 с: ил..
  4. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. - М.: «Линка - пресс», 2000. - 224 с: ил.
  5. Лункевич Л.В. Безопасность. Для детей старшего дошкольного возраста: альбом. - М.: издательство ACT _ЛТД, 1997, 32 с: ил..
  6. Мельникова Н.,Захарова Л., Шакурова Г. Один дома. Обучение старших дошкольников правилам поведения./ «Д.В.» № 9, 1999.
  7. Психологический словарь /под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова/. 2-е изд., перераб и доп.- М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 440 с: ил..
  8. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. - 544 с, с.412.
  9. Словарь социально-гуманитарных терминов / А.Л. Айзенштадт, В.М. Галкин, Н.А. Котова и др.; Под общ. ред. А.Л. Айзенштадта. -Мн.: «Тесей», 1999. - 320 с, с. 179.

Детская литература

  1. Бабина Р.П. Уроки Светофорика. М: Российское педагогическое агентство, 1979г.
  2. Баскетс К. Пожарные. Тула: Издательство " Лев Толстой ", 2000г.
  3. Дружинина М.В. Куда бегут колеса? М: Издательство "Дрофа", 2002г.
  4. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. СПБ: Издательство "Детство - Пресс", 2001г.
  5. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПБ: Издательство "Детство - Пресс ", 2001г.
  6. Кривицкая #1059; кого на кухне газ. Каменск - Уральский: Издательство "КАЛАН ", 1997г.
  7. Лункевич Л.В. Безопасность. Для детей старшего дошкольного возраста: альбом - М. издательство "ACT", 1997г.
  8. Мальсопова Г. Малышам о пожарной безопасности. Каменск - Уральский: Издательство "КАЛАН ", 1997г.
  9. Орлова Д. Приключения Стобеда. "Здоровье ",№ 1-12, 1995г.
  10. Остер Г.Б. Квартироведение : Уникальный учебник. М: "РОСМЭН ", 1999г.
  11. Остер Г.Б. Папамамалогия. М: "РОСМЭН ", 1998г.
  12. Правила движения. Для детей дошкольного возраста. М: Издательство "Малыш ", 2001г.
  13. Сибирцев В.П 01 - пароль отважных. Екатеринбург: Издательство" Башкортостан ", 1999г.
  14. Степаненкова Э.Я. Филенко М.Ф.Дошкольником о правилах дорожного движения . М: Издательство " Просвещение " , 1979г.
  15. Федорова Т.В. Чтоб не ссориться с огнем. Каменск- Уральский: Издательство "КАЛАН ", 1997г.
  16. Этин Ю.С. Загадки про машину. М: Издательство " Ангел - М ", 1996г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе "Безопасность прежде всего!".

Данное занятие было представлено на суд жюри на первом этапе конкурса Воспитатель года 2016....

Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников».

Проект  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников» реализовывался в МБДОУ №90 «Незабудка» с 2015 года.  Данный проект долгосрочный,...

Использование игровых технологий для формирования основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников

Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, наблюдение, чтение худ литературы, экскурсии и т.д....

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников

Проект  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников» долгосрочный,  практико – ориентированный. Рассчитан на работу с детьми старшего до...

Из опыта работы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников в ДОУ"

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта безопасности жизнедеятельности. данный материал освещает систему работы в данном направлени...

Опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников в группе.

Опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников в группе опирается на презентацию, которая состоит из 10 слайдов. (Слайд №1). Заголовок презентации.(Слайд ...