Годовое планирование организации занятий плаванием инструктора по физической культуре (плавание)
рабочая программа на тему

Щелкалина Наталья Владимировна

Годовое планирование организации занятий плаванием инструктора по физической культуре (плавание)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2018.docx219.39 КБ

Предварительный просмотр:

~  ~

ГБОУ Гимназия № 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

СП «Черкизовская, 32»

Годовое планирование организации занятий плаванием инструктора по физической культуре (плавание)

Щелкалиной Н.В.

Москва, 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение………………………………………………………………….…3
  2. Реализация образовательных программ………………………………….5
  3. Мероприятия………………………………………………………………..8
  4. Аналитический материал…………………………...………….………….10

Введение

В бассейне планируется работа по следующим направлениям:

  1. Адаптация детей к водной среде.
  2. Обучение плаванию различными стилями.
  3. Организационно-массовая работа.
  4. Развитие у детей навыков личной гигиены и понимания о ведении ЗОЖ.
  5. Расширение физических и умственных возможностей детей.
  6. Развитие творческого потенциала детей.
  7. Работа с родителями и воспитателями.
  8. Организация соревнований и спортивно-развлекательных мероприятий у детей.
  9. Методическая работа.

В ходе обучения детей плаванию должны быть выполнены следующие задачи:

Задачи:

оздоровительные:

  • сохранять и укреплять здоровье детей;
  • реализовывать потребность детского организма в физической нагрузки и движении;
  • развивать функциональные и адаптационные возможности детей и улучшать их работоспособность, закаливание  организма;
  • совершенствование функциональных возможностей опорно-двигательного, формирование правильной осанки;
  • учить бережному отношению к своему здоровью, личной гигиене;

образовательные:

  • дать воспитанникам представление о ЗОЖ;
  • расширять и углублять представления и знания о пользе занятий плаванием;
  • ознакомить детей с различными способами плавания;
  • развивать психофизические качества и двигательные способности (выносливость, силу, ловкость, гибкость, координацию движений, дыхательные функции)
  • формировать умения и навыки правильного выполнения плавания спортивным способом плавания.

воспитательные:

  • осуществлять первичную социализацию;
  • воспитывать интерес к активной деятельности в воде;
  • воспитывать нравственно-волевые качества: смелость, настойчивость, чувства собственного достоинства, самостоятельность, умение работать в команде, воспитание командного духа.

В качестве современных методик применяются: проектная деятельность; методика одновременного обучения плаванию; методика «сухого плавания», использование ИКТ и информационных технологий и проч.

Обучение основывается на следующих принципах:

  • систематичность. Занятия проводятся в определённой системе, регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические;
  • личностная  ориентация. Учёт разно уровневого развития и состояния здоровья каждого воспитанника, умение адаптировать содержание к категориям разного возраста;
  • доступность. Формирование устойчивого интереса детей, как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;
  • наглядность. Создание у детей полного представления о разучиваемых движениях и способствование лучшему их усвоению;
  • сопровождение. Систематическое наблюдение за развитием ребёнка и оказание ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии.
  • комплексность и интегрированность. Решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса;

Организация занятий в бассейне подчинена строгому календарному плану, который составлен с учетом всех требований, норм и образовательных стандартов, утвержденных на законодательном уровне.

Важное место в образовательном процессе занимает реализация здоровьесберегающих технологий.

Для сбережения и преумножения здоровья детей в бассейне должны проводиться:

1) Профилактика заболеваний детей (закаливание, укрепление иммунитета путем тренировок, общее укрепление организма, насыщение тканей и мышц кислородом).

2) Неукоснительное соблюдение гигиенических и режимных предписаний СанПиН.

3) Воспитания физической культуры и навыков ведения ЗОЖ у дошкольников.

4) Организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья, контроль физического развития.

Важным аспектом здоровьесберегающего процесса является взаимодействие всех участников образовательного процесса с общей целью. В этих целях проводятся беседы, семинары, круглые столы, в которых участвуют воспитатели, тренер по плаванию, родители.

Реализация образовательных программ

Обучение детей плаванию проводится по двум программам: «Водолей» и «Учусь плавать» (автор: Щелкалина Н.В.). Программы имеют сходные цели, дидактическое, методическое обеспечение и прочие характеристики, применяемые для анализа рабочей программы. Различия состоят лишь в конкретных целях и требованиях к умениям воспитанников, что объясняется реализацией данных программ среди детей различного возраста.

В рамках занятий реализовываются следующие образовательные программы:

  1. Программа «Водолей»

Возраст: дети от 3х до 6ти лет.

Цели:

  1. Сохранять здоровье детей и формировать привычку здорового образа жизни.
  2. Обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей.
  3. Обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание периода дошкольного детства.
  4. Обучить детей дошкольного возраста плаванию;
  5. Создать основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем):обеспечить закаливание и укреплению детского организма; обучить каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями;
  6. Расширить спектр здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Дидактическое и методическое обеспечение:

  • стенд: «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне»;
  • иллюстрации с изображением водных видов спорта;
  • картинки с изображением морских животных;
  • картинки, схемы, модели, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания и т.д.

Материально-техническое обеспечение:

  • плавательные доски;
  • ласты;
  • нудлы;
  • игрушки и предметы (плавающие), разных форм и размеров;
  • тонущие игрушки разных форм и размеров;
  • нарукавники и т.д.

Литература:

1. Осокина Т. И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет. сада – М. : Просвещение, 1985.-80 с.

2. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада и родителей-М. : Просвещение, 1991.-159 с.

3. Программы начального обучения плаванию/Под ред. С. И. Ежиковой – Москва, 1983.- 70 с. 4. Яковлева С. А. Игры и обучение плаванию младших дошкольников. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 96.

В качестве современных методик применяются: проектная деятельность; методика одновременного обучения плаванию; методика «сухого плавания», использование ИКТ и информационных технологий и проч.

  1. Программа «Учусь плавать»

Возраст: дети от 1,5 до 3х лет.

Цели:

Обучение детей раннего дошкольного возраста плаванию; закаливанию и укреплению детского организма; обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем).

Основное содержание программы составляют методические рекомендации и материалы по обучению детей плаванию.

  • организация занятий в воде различной формы и содержания;
  • плавание с предметами (нарукавниками, досками, игрушками).

Литература:

1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.;

2. Воронова Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду.

Наряду с реализацией комплексных программ образовательный процесс реализуется с помощью методических разработок – парциальных программ Щелкалиной Н. В:

  • «Лечение сколиоза у детей с помощью занятий плаванием»

Подробная разработка, содержащая информацию о сколиотических заболеваниях и методах борьбы с ними при помощи лечебного плавания. Программа содержит не только теоретический, но и практический информационный материал: комплекс упражнений для коррекции осанки, выполняемый в бассейне. Данная разработка может быть применена для работы с детьми как раннего, так и дошкольного и младшего возраста.

  • «Сухое плавание»

Данная разработка посвящена важному аспекту обучения плаванию – отработке техники основных стилей на суше. Содержит комплекс упражнений, направленных на выработку навыков и физических качеств ребенка – ловкости, быстроты, силы. Упражнения предназначены для обучения следующим стилям:  кроль (живот, спина), брасс, баттерфляй (дельфин).

  • «Прикладное плавание»

Многосторонняя проектная работа, направленная на выработку у детей знаний и умений по поведению на воде в экстремальных ситуациях. Дети учатся основам спасения утопающих, поведения в нестандартных ситуациях, ныряния, преодоления водных преград. Любой человек должен обладать данными знаниями и умениями для сохранения собственной жизни и жизни товарищей. Теоретическая база проекта –авторская программа и специальная литература (например, В. С. Васильев Обучение детей плаванию. –М.: Физкультура и спорт, 1989г.)

В рамках данного проекта реализуются следующие мероприятия:

а) Практические занятия с детьми, соревнования (старшая и подготовительная группы).

б) Беседы-консультации с родителями на различные темы.

в) Показательные мастер-классы.

г) Оформление стенда.

Мероприятия, которые должны быть проведены в течение учебного года:

  • Спортивный праздник на воде  «День Нептуна»

День Нептуна – досуг, который проводится по составленному педагогом сценарию.

  • Традиционные соревнования «Быстрее! Выше! Сильнее!»; Соревнования «Командный дух» - эстафеты

  • Серия мастер-классов «Учусь плавать» для детей; Мастер-класс «Стили плавания» для средней и старшей группы; Практические занятия по прикладному плаванию

     Мастер-классы – это наглядная демонстрация техники плавания самим педагогом.

  • Открытое занятие по теме «ЗОЖ начинается с семьи» для детей и их родителей; Дни открытых дверей для родителей детей всех групп; Беседа-семинар с родителями «Безопасность на воде в летний период» - вопросы безопасности, особенностей физической культуры и воспитания;

  • Консультации с родителями по вопросам ЗОЖ, безопасного поведения на воде, самостоятельной работы с детьми; по индивидуальным вопросам, касающимся обучения плаванию.

  • Теоретическое занятие «Безопасность на воде» для воспитанников;Теоретическое занятие «Олимпиада» - об истории и правилах Олимпийских игр;

Оценка результатов обучения: диагностическая карта

Для оценки освоения плавательных умений и навыков разработана диагностическая карта с контрольными упражнениями, в которой фиксируются результаты исследования. Для выявления прогресса в умениях детей должен быть проведен мониторинг, результаты которого будут представлены в таблице. Представлено число детей, способных выполнить данное задание (показатель сравнения), в процентном соотношении.

А) Младшая группа (3-4 года)

       Показатель

Месяц

Выполнять выдохи в воду

«Звездочка» на спине и на груде с нарукавниками

Доставать игрушки со дна

Плавать любыми способами со вспомогательными средствами (5-7 метров)

Плавать без вспомогательных средств (3-5 метров)

Ноябрь

Февраль

Май

Б) Средняя группа (4-5 лет)

      Показатель

Месяц

«Отдых на воде» 5-10сек.

Выполнять спад в воду из любого положения

Плавать неспортивными и спортивными способами на 10 и более метров.

Плавать любым удобным способом с привольным дыханием без вспомогательных средств 5-7-9 м.

Ноябрь

Февраль

Май

В) Старшая группа (5-6 лет)

     Показатель

Месяц

Скольжение на груди и спине 3-4-5.

Выполнять 9-15 выдохов в оду

«Отдых на воде» 10-15 сек.

Плавать со сменой способов, не касаясь дна и стенок бассейна

Плавать любым способом со вспомогательными средствами более 15 метров.

Плавать без вспомогательных средств 7-9-12 м.

ноябрь

февраль

май

Г) Подготовительная группа (6-7 лет)

      Показатель

Месяц

«Отдых на воде» 15-20 сек.

Выполнять скольжение на груди и спине на 5-7 м.

При нырянии в длину (3-5 м) доставать со дна игрушки

Плавать со сменой способов 10-15 м.

Плавать в одежде 5- 7 м.

Плавать без вспомогате-льных средств 10-15 м.

ноябрь

февраль

май

Материалы для реализации данного планирования можно найти на авторском мини-сайте в пространстве nsportal.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио инструктора по физической культуре (плавание)

Содержит информациию о работе проведённой за межаттестационный период 2008-2012год. В разделе научно-педагогических и методических публикаций можно найти ссылки публикаций на других сайтах....

Консультация инструктора по физической культуре "Плавание - самый щадящий вид спорта."

Влияние занятий по плавание на физическое развитие детей....

Доклад «Аквааэробика как средство оздоровления, развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста» Неничас Виктория Ивановна, инструктор по физической культуре (плавание) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения город

Доклад «Аквааэробика как средство оздоровления, развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста» Неничас Виктория Ивановна, инструктор по физической культуре (плавание) муниципаль...

годовой план работы инструктора по физической культуре (плавание) в ДОУ

Уважаемые коллеги.  Хочу поделиться с вами годовым планом работы инстректора по плаванию в детском саду....

Рабочая программа инструктора по физической культуре (плавание)

Рабочая программа инструктора по физической культуре (плаванию) разработана для создания у детей дошкольного возраста предпосылок для обучения их плаванию, сохранению здоровья и воспитания здорового о...

Программа по самообразованию инструктора по физической культуре (плавание)

Программа по самообразованию раскрывает способы решения проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников...

Годовой план инструктора по физической культуре (плавание)

Создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошколь...