РЕЧЬ К ЗАЩИТЕ
методическая разработка на тему

Фёдорова Лариса Витальевна

Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему «Декоративно-прикладное искусство как средство формирования эстетического отношения к окружающему миру».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_k_zashchite_.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые Председатель и члены государственной итоговой аттестационной комиссии! Уважаемые колллеги студенты!!!

Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему «Декоративно-прикладное искусство как средство формирования эстетического отношения к окружающему миру».

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что декоративно-прикладное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка и связь с окружающей жизнью. Ознакомление с произведениями народного творчества способно пробудить в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, что, несомненно, является основной причиной включения их в образовательный процесс.

Народное декоративно-прикладное искусство служит хорошей основой для художественного развития детей дошкольного возраста. Знакомство дошкольников с народным искусством пробуждает увлеченность детей, повышение их творческой активности, инициативы и самостоятельности, повышение художественного качества декоративных работ, созданных детьми. Решая задачу формирования у дошкольников эстетического отношения к человеку, природе, искусству, следует помнить, что лишь на основе эстетического восприятия могут быть сформированы эстетические представления. И народное декоративно-прикладное искусство с его яркой образностью, выразительностью создает для этого благодатную почву.

Объект исследования – образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования – декоративно-прикладное искусство как средство формирования эстетического отношения к окружающему миру.

Цель исследования – теоретическое рассмотрение и практическое обоснование использования декоративно-прикладного искусства в формировании у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретический материал по теме исследования.

2. Раскрыть содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в рамках ФГОС ДО.

3. Рассмотреть методику ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством.

4. Обобщить опыт работы по теме исследования.

Методы исследования:

- теоретические (изучение и анализ литературы по теме исследования);

- эмпирические (изучение рабочей документации и программ воспитателей ДОО, обобщение опыта работы, представление результатов педагогической диагностики).

База исследования – МБДОУ «Детский сад с….» Э………….… С………….

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.

Во введении доказывается актуальность проблемы, обозначаются, объект, предмет, цель и задачи исследования.

В первом разделе «Теоретические аспекты проблемы ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством» раскрывается содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в условиях ФГОС ДО; рассматривается методика ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством; определяется воспитательное значение народного искусства на основе интеграции.

1.1Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» охватывает весь образовательный процесс в детском саду и направлена на развитие художественно-творческих способностей детей в различных видах продуктивной деятельности, включая и народное искусство.

1.2 Методика ознакомления:- Расписывание глиняной игрушки (орнаментная роспись).

-Рисунки для косынки и фартука, которые сочетают в себе цвет, ритм, композиционное расположение узоров.

-Цветочные мотивы росписи на городецких и хохломских изделиях, на жостовских подносах и северных прялках с золотошвейными вышивками и узорчатыми павловскими платками, с кружевом.

- Выкладывание мозаичных рисунков из отходов цветной облицовочной плитки.

- Роспись бересты. Небольшие прямоугольные берестяные полоски расписываются гуашевыми красками.

-Роспись силуэтного изображения птиц. Здесь дети знакомятся с изображениями фантастических птиц на тканях, в росписях прялок, в резьбе по дереву, с объемными изображениями птиц на вятской глиняной игрушке, в гжельской керамике.

1.3 Интеграция содержания эстетической и художественной деятельности обеспечивает их разностороннее воздействие на детей, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных детским воображением в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфичных для той или иной деятельности.

Во втором разделе «Обобщение опыта работы по теме исследования»  мы обобщили опыт работы педагогов МБДОУ «Детский сад с……» Э……….. С……...

Одним из приоритетных направлений работы МБДОУ является художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. С этой целью в детском саду создана и реализуется дополнительная программа «Народные мастера» по ознакомлению старших дошкольников с народным искусством. Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами народного и декоративно-прикладного искусства. Основные задачи Программы «Народные мастера»:     -расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства; -закреплять умение рисовать декоративные элементы; -знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов; -учить придумывать узоры для бумажных силуэтов;     -закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом; -украшать глиняные изделия способом налепа, процарапывания и росписи.

Программа «Народные мастера» основана на интеграции художественно-эстетической, речевой, познавательной деятельности. В основе Программы – знакомство с классическим и народным искусством. При организации непосредственно образовательной деятельности по Программе наши педагоги практикуют игровые формы обучения, посещение музеев и выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства, организуют театрализованные представления и досуги. Программа рассчитана на два года обучения. В каждой возрастной группе непосредственно образовательная деятельность проводится с сентября по май (всего 68 занятий).

Зная, что эстетическая развивающая среда активизирует художественно-творческую деятельность детей и формирует эстетическое отношение к окружающей действительности, педагоги МБДОУ создали все необходимые условия для ее обеспечения. Так, занятия разнообразными видами художественно-продуктивной деятельности мы проводим в специально оборудованном помещении – «Студии изобразительного искусства». Специальное оборудование и мебель в студии отвечают всем требованиям, предъявляемым к детскому оборудованию. В студии имеется также музыкальный центр, аудио проигрыватель, DVD-проигрыватель с видеоматериалами, демонстрационный материал, атрибуты к различным играм, подлинные образцы изделий народного декоративно-прикладного искусства, книги и методические пособия. Интерьер детского сада украшен репродукциями картин, произведениями народного искусства, игрушками, выставкой художественных работ детей, родителей и педагогов, предметами детского творчества. В изобразительной студии и групповых комнатах в доступном месте находятся  карандаши, краски и другие материалы для художественной деятельности.

Дополнительная программа «Народные мастера» по ознакомлению старших дошкольников с народным искусством предполагает диагностическое обследование детей по ее усвоению. Так, педагогами МБДОУ в мае 2016 года по завершении курса обучения по Программе была проведена диагностика, в обследовании которой приняли участие 28 детей старшего дошкольного возраста.

Результаты обследования по завершении обучения по программе «Народные мастера» показали, что дошкольники характеризуются устойчивым интересом к народному искусству. Практически все дети правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства, знают характерные особенности того или иного промысла. В декоративном рисовании дошкольники используют яркие цвета, которые соответствуют народному характеру росписи. Дети также самостоятельно выбирают художественный материал, технические и изобразительные приемы. Старшие дошкольники умеют самостоятельно украшать предметы орнаментами и узорами, используя ритм и симметрию в композиционном построении. Наблюдается также положительное эмоциональное отношение к процессу создания изображения.

Итак, реализация программы «Народные мастера» показывает положительные результаты в освоение детьми народного декоративно-прикладного искусства и искусства вообще.

Также нами был разработан, внедрен в образовательный процесс и реализован в 2016-2017 учебном году проект для старшего дошкольного возраста, направленный на ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством и развитие эстетического отношения к окружающему миру «Декоративно-прикладное искусство вокруг нас». Участниками проекта явились дети подготовительной к школе группы. Проект реализовывался с сентября по декабрь 2016 года. Цель проекта – обобщение знаний детей о декоративно-прикладном искусстве; развитие у детей познавательного интереса к русскому народному декоративно-прикладному искусству и творчеству; обобщение результатов коллективной творческой деятельности детей, родителей и педагогов в ходе реализации проекта.

Продуктом совместной деятельности по проекту «Декоративно-прикладное искусство вокруг нас» стали выставка детских рисунков и создание альбома «Декоративно-прикладное искусство».Проект помог реализовать задачи воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста, а именно: наши дети показывают высокие знания о видах декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи;  дети умеют ориентироваться в различных видах росписи и определять их специфические особенности (цвет, колорит, формы, текстура и т.д.);дети также умеют составлять различные узоры по мотивам народных росписей.

В заключении приводятся выводы, сделанные в ходе работы.

Список использованных источников включает 30 наименований книг, учебной, методической литературы, нормативные документы, периодические издания, а также Интернет-источники.

В приложении представлены цикл занятий со старшими дошкольниками по программе «Народные мастера» на тему «Волшебная Дымка», план-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Копирование матрешек, сделанных в городе Семенове», копии грамот и наград педагога и воспитанников, а также выставка детских рисунков.

Таким образом цель исследования, теоретическое рассмотрение и практическое обоснование использования декоративно-прикладного искусства в формировании у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру достигнута, задачи решены.

Но мы не останавливаемся на достигнутом и уже наметили перспективы дальнейшей работы. Мы планируем разработку программы, направленной на ознакомление старших дошкольников с искусством и творчеством народов мира.

Спасибо за внимание!

Спасибо, Уважаемые члены аттестационной комиссии за то, что выслушали нашу защиту!!!

Спасибо коллеги – студенты, за вопросы, которые вы задавали!!!

Отдельную благодарность хочется выразить Марии Павловне за положительную в целом рецензию нашей работы!!!

Спасибо научному руководителю Ирине Владимировне за помощь в написании дипломного исследования!!!

Спасибо всем!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по защите прав и достоинств ребёнка в семье

В уголок для родителей:"Памятка для родителей по защите прав и достоинств ребёнка в семье"...

кОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ДОСТОИНСТВ РЕБЕНКА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕГРУППЕ

кОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НАПРАВЛЕН НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБОВ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ, НА ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА САМОУВАЖЕНИЯ И УВАЖЕНИЯ К РОДНЫМ....

Консультация – сообщение для педагогов «Документы по защите прав детей в Российской Федерации»

Изучив данный материал, педагоги дошкольных образовательных учреждений  будут свободно ориентироваться в законодательной базе по защите прав детей  в РФ....

Инструктор по защите прав детства в дошкольном образовательном учреждении

Инспектор обязан:1.   Иметь и вести журнал со списками:а) подопечных;б) «трудных» подростков;в) многодетных семей;г) неблагополучных семей, в них детей;д) неполных семей;е) одиноких ро...

Доклад «Система работы детского сада по защите прав детей»

Сообщение  на  тему:«Нормативно-  правое обеспечение  по  защите  прав  детей»в  рамках  городского  семинара на  тему:«Система  работы...