Диагностика для младшего дошкольного возраста (мелкая моторика рук)
материал (младшая, средняя группа) на тему
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_dlya_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика для младшего дошкольного возраста
(мелкая моторика рук)
Диагностику подготовила:
воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №62 «Журавушка»
Шарифуллина Ирина Владимировна
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий.
Задание № 1
Выполнение по зрительному образцу:
· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо – «O-KEY»;
· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты – «зайчик»;
· 2 и 3 пальцы – «коза-дереза».
То же левой рукой.
Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:
· с закрытыми глазами задать своей рукой «зайчика» и «козу»;
· открыть глаза - повтор движений.
Задание №3
Перенос позы с выключением зрительного анализатора:
· взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот («зайчик» и «коза»).
Оценка результатов с точки зрения психологии.
1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается).
Оценка: нарушение кинестетического праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная.
2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально.
Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.
3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует.
Оценка: односторонняя пространственная агнозия.
4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.
Оценка: инертность движений (лобные доли).
5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие).
Оценка: нарушение кинестетической основы движения
Оценка результата воспитателем.
( + ) - 0 баллов – ребенок не справился с заданием.
( - ) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.
( =) – 1 балл – ребенок справился с заданием.
Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.
Задания для детей 3 - 4 лет.
1. Пальчик с носиком здороваются.
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.
Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.
2. Уложи монеты в коробку.
На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.
Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.
3. Нарисуй пальцами кружочки.
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).
Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.
4. Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваемся»; 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.
Оценка-вывод. Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.
Задание для детей 4 – 5 лет.
1 блок
Упражнения на повторение фигур из пальцев
- «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
- «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
- «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
- «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.
2 блок
Упражнения на дорисовывание
- Дорисуй прямую линию;
- Дорисуй волнистую линию;
- Дорисуй ломаную линию (заборчик).
При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.
3 блок
Работа с бумагой
- Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).
- Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
4 блок
Упражнения на координацию движений
- «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.
- Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли).
- Катание шарика.
Методика проведения обследования развития мелкой моторики.
(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;
2 - балла и ниже – низкий уровень;
2-2,5 баллов – средний уровень;
3-4 баллов – высокий уровень.
2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем – врачом A.M. Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», - пишет A.M. Мустафин.
На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для диагностирования к кружку «Волшебные пальчики» по развитию у детей старшего дошкольного возраста мелкой моторики рук
Игры и упражнения для диагностирования к кружку«Волшебные пальчики»по развитию у детей старшего дошкольного возраста мелкой моторики рук и тонких дефиренцированных движений пал...
Диагностические задания и упражнения для младшего дошкольного возраста (мелкая моторика рук)
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста....
Диагностика для детей младшего дошкольного возраста (мелкая моторика рук)
Уровень развития мелкой моторики...
Система работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами пальчикового театра
Консультация для педагогов ДОУ по системе работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами пальчикового театра...
Диагностика детей младшего дошкольного возраста
наглядный материал для обследования детей младшего дошкольного возраста...
Проект «Развитие у детей младшего дошкольного возраста мелкой моторики».
laquo;Развитие у детей младшего дошкольного возраста мелкой моторики»....
Рекомендация. Играем и развиваем у детей дошкольного возраста мелкую моторику, сенсорику и речь.
quot;Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им грамотную пользу!" Е.А. Покровский...