Диагностика для младшего дошкольного возраста (мелкая моторика рук)
материал (младшая, средняя группа) на тему

Шарифуллина Ирина Владимировна

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_dlya_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика для младшего дошкольного возраста

(мелкая моторика рук)

Диагностику подготовила:

воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №62 «Журавушка»

Шарифуллина Ирина Владимировна


       Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий.

Задание № 1
 Выполнение по зрительному образцу: 
· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо – «O-KEY»;
· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты – «зайчик»;
· 2 и 3 пальцы – «коза-дереза».
То же левой рукой.

Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора: 
· с закрытыми глазами задать своей рукой «зайчика» и «козу»;
· открыть глаза - повтор движений. 

Задание №3
 Перенос позы с выключением зрительного анализатора: 
· взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот
(«зайчик» и «коза»). 
        Оценка результатов с точки зрения психологии.
1) Ребенок не может найти нужный набор движений
(перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается).
Оценка: нарушение  кинестетического  праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная. 
2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально. 
Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.
3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует. 
Оценка: односторонняя пространственная агнозия. 
4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений. 
Оценка: инертность движений (лобные доли). 
5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие).

Оценка: нарушение кинестетической основы движения

Оценка результата воспитателем.

     ( + ) -  0 баллов  – ребенок не справился с заданием.

    ( - ) -  0,5 баллов  - ребенок справился с помощью взрослого.

    ( =) – 1 балл – ребенок справился с заданием.    

   Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.                              

Задания для детей  3 - 4 лет.

1.  Пальчик с носиком здороваются. 
        После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. 
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод.   Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2.  Уложи монеты в коробку.
        На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. 
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод.   Нормой считается правильность и время выполнения: для  ведущей  руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.

3.  Нарисуй пальцами кружочки.
         В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4.  Давай поздороваемся  (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). 
       Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваемся»; 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод.   Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

Задание для детей 4 – 5 лет.

1 блок

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  • «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
  •  «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
  • «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
  • «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

 Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок  можно помогать  ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

2 блок

Упражнения на дорисовывание

  • Дорисуй прямую линию;
  • Дорисуй волнистую линию;
  • Дорисуй ломаную линию (заборчик).

 При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание,  на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

3 блок

Работа с бумагой

  • Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).
  • Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок

Упражнения на координацию движений

  • «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.
  • Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли).
  • Катание шарика.


Методика  проведения обследования  развития мелкой моторики.

(+) – 1 балл – с заданием справился;
       (-) – 0 баллов – с заданием не справился;
       (=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;

2   -  балла и ниже – низкий уровень;
       2-2,5 баллов – средний уровень;
       3-4 баллов – высокий уровень.

2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.


        3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко. 

Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем – врачом  A.M. Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», - пишет A.M. Мустафин.          

  На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий  сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для диагностирования к кружку «Волшебные пальчики» по развитию у детей старшего дошкольного возраста мелкой моторики рук

Игры и упражнения для диагностирования к кружку«Волшебные пальчики»по развитию  у детей  старшего дошкольного   возраста мелкой моторики рук и тонких дефиренцированных движений пал...

Диагностические задания и упражнения для младшего дошкольного возраста (мелкая моторика рук)

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста....

Система работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами пальчикового театра

Консультация для  педагогов ДОУ по системе работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами  пальчикового театра...

Диагностика детей младшего дошкольного возраста

наглядный материал для обследования детей младшего дошкольного возраста...

Проект «Развитие у детей младшего дошкольного возраста мелкой моторики».

laquo;Развитие у детей младшего дошкольного возраста мелкой моторики»....

Рекомендация. Играем и развиваем у детей дошкольного возраста мелкую моторику, сенсорику и речь.

quot;Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им грамотную пользу!" Е.А. Покровский...