Главные вкладки

    Система работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами пальчикового театра
    консультация

    Плотникова Нина Михайловна

    Консультация для  педагогов ДОУ по системе работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами  пальчикового театра

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Система работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами  пальчикового театра

    Плотникова Нина Михайловна, воспитатель МБДОУ г.Иркутска детский сад №177

    Для организации пальчикового театра в группе сначала нужно сделать вместе с детьми сцену, занавес из любого бросового материала и объяснить им, что театр ваш необычный — пальчиковый: «Пальчики — актеры, а мы с вами — режиссеры». Декорации, шапочки для пальчиков можно сделать из бумаги, ткани или другого безопасного материала, включив в эту работу и родителей. C:\Users\Лилька\Desktop\Пальчики\Лиля (3).jpg

    Как в настоящем театре, проводится подготовка к спектаклю: оформляется сцена, распределяются роли, изготовляются костюмы, проводятся репетиции. Когда будет все готово, можно приступать к обучению — игре. Старайтесь больше уделять внимания своим детям, не забывайте хвалить их, и они порадуют вас своими достижениями.

    "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д. Малыши для своих представлений с удовольствием используют кукол на пальчик. В этом возрасте моторика ребенка уже позволяет ему справляться с непростой задачей. Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки или песенки, стихотворения или потешки [1].         C:\Users\Лилька\Desktop\Пальчики\Лиля (2).jpg

    Начинать знакомить детей можно с группы раннего возраста. Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениям и собственных пальцев. Играя вместе с взрослыми, ребенок овладевает ценными навыками общения, разыгрывает различные ситуации с куклами которые, ведут себя как люди, развивая воображение ребенка.САМОДЕЛЬНЫЙ ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР ИЗ БУМАГИ; © Яранова Анна

    Малыши в этом возрасте больше «созерцают» театрализованные действия, они учатся внимательно следить за фигурками, сосредотачиваться. Постепенно, приобретя определенный опыт, они пытаются самостоятельно участвовать в театрализованной игре, используя,    пальчики. Важно поддержать и укрепить это стремление, здесь нам может помочь обращение к фольклору. Разыгрывание потешек, русских народных песенок, являются эффективным средством для развития речи [4].

    Работа с пальчиковым театром включает в себя следующие этапы:

    1 этап: Знакомство детей с художественным произведением (сказкой, потешкой, стихотворением, которое будет обыгрываться.

    Знакомство осуществляется в активной деятельности, в режимных моментах, на занятиях. Есть определенные требования к литературным произведениям, которые будут использоваться для драматизации: это сказки с однотипным эпизодом, повторяющимся сюжетом, стихи с ярко выраженной формой диалога, произведения народного фольклора (пестушки, потешки). Существуют также требования к прочтению сказки педагогом. Оно должно быть неспешным, выразительным, что доставляет детям удовольствие от восприятия литературного произведения, а так же формирует механизмы внутренней речи ребенка.

    2 этап: Показ иллюстраций, картинок, игрушек по данному литературному произведению, когда мы определяем характер героя, его внешний вид.

    На данном этапе словарь ребят обогащается словами, выражающими эмоциональное состояние героя, словами, дающими нравственную оценку поступков. Пополняется также глагольный словарь.

    3 этап: Подбор совместно с детьми театральных кукол к данному произведению.

    4 этап: Показ способов управления куколками. 

    Здесь важно показать малышам простейшие упражнения с куклами: наклон - здороваются, приподнять - опустить - куколка пляшет, покачать из стороны в сторону - куколка сердится и т. д. Хорошо, когда действие с куколками сопровождается речью, вокализацией, эмоциональными реакциями ребенка.

    5 этап: Разыгрывание отдельных эпизодов по литературному произведению, где отрабатываются реплики, фразы[2].

    В группе наряду с театральным уголком должна функционировать и театральная мастерская, где имеются шаблоны и изобразительный материал, необходимый для изготовления простейших пальчиковых кукол. Все атрибуты ребята могут использовать в своей самостоятельной творческой деятельности. В ходе работы над спектаклями, словарь детей обогащается и театральными терминами: «сцена», «актеры», «зрители».    Таким образом, интеграция детской игры и театрального искусства позволяет расширять кругозор детей  дошкольного возраста, развивать их ручную умелость и речевую активность [3].C:\Users\Лилька\Desktop\Пальчики\Лиля (4).jpg

    Список литературы:

    1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – Изд-во Сфера, 2015-64с.
    2. Лыкова И.А. Театр на пальчиках. – Изд-во: Цветной мир, 2013-154с.
    3. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – Изд-во: Эксмо,2014-80 с.
    4. Шевченко И.Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников. – Логопед.-2011.-№1.-с.30-33.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ»

    Итоговая работа на тему:«система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региональной образовате...

    «Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»

    Оформление по требованиям ФГОС.В современном мире происходят глобальные изменения. В связи с этим в обществе появляется необходимость в изменении сознания людей, возникает  потребность в формиров...

    «Система работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Тематическое планирование».

    В рамках тематического планирования, в частности «Животные и птицы Кольского Севера»,  целесообразно использовать ведущий вид деятельности дошкольников – игру.  По определению Л. М. Ма...

    «Использование игровых панно и пособий для развития у детей раннего возраста мелкой моторики». (Из опыта моей работы)

    Я,Сулейманова Альбина Ибрагимовна, работаю воспитателем в детском саду  «Золушка» в  младшей группе. Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с ФГОС ДО, который устанавл...

    Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности

        Принятие ФЗ  «Об образовании в РФ» (01.09.2013г.) и введение  ФГОС ДО (14.11.2013г.) диктуют обновление содержания и форм работы с детьми и должны обеспечивать развитие ...

    Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

    Дошкольный возраст – период активного  развития всех сторон речи. Цель речевого развития - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным...