Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности.
рабочая программа на тему

Никифорова Оксана Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx42.03 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа на тему:

«Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности.»

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

время обучения: 1 сессия: 10.11 – 14.11.2014г.

                             2 сессия: 24.11 – 28.11.2014г.

                                                                           

 Выполнила:

Никифорова Оксана Юрьевна

музыкальный руководитель

 МБДОУ ЦРР детский сад № 463

г.о. Самара

Самара, 2014г.

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
  2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
  3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
  4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
  5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе, в условиях реализации модернизации региональной системы дошкольного образования.

Современное образование находится на новом этапе развития – идёт его модернизация. В связи с этим результатом работы образовательного учреждения любого уровня должна быть творческая,  успешная личность, готовая проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) направлен на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его личностного развития, на развитие его творческих способностей. И одним из направлений является развитие его воображения и творческой активности. Раскрытию внутренних качеств личности и самореализации её творческого потенциала, в наибольшей степени способствует художественно – эстетическое воспитание.

       Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОО является развитие у детей воображения и творческой активности.

      Психологический словарь трактует термин воображение, как способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. Творческая активность – это желание и умение детьми проявлять себя в различных ситуациях, используя полученные знания, накопленный опыт. В нашей работе мы делаем акцент на театрализованной деятельности. В процессе театрализованной деятельности, ребёнок начинает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию и воображение.

 В настоящее время молодые родители не проявляют интереса к высокому искусству (театр оперы, драматические театры, филармония), не понимая, что  театральное искусство близко и понятно, знакомо как детям, так и взрослым, так как театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение.

Стандарт выделяет основные принципы для развития воображения и творческой активности у детей дошкольного возраста:

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;

2) содействие и сотрудничество детей и взрослых;

3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4) сотрудничество Организации с семьёй;

5) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

6) развитие воображения и творческой активности.

Тема «Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности» актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

Анализ результатов профессиональной деятельности показывает, что на лицо противоречия, между требованиями со стороны государства и реальными возможностями дошкольного учреждения.    

При выстраивании системы работы по развитию у дошкольников воображения и творческой активности существуют недостатки.

Недостатки в результатах:

               - дети недостаточно владеют навыками взаимоотношений друг с другом;

              - у многих детей наблюдается задержка речевого развития, что сказывается на общении;

    - у детей недостаточный интерес к познанию;

    - творческие способности не развиваются в полной мере;

    - ребёнок не проявляет интерес к театрализованной деятельности.

Недостатки в процессе:

- недостаточно разработок,  средств, способствующих формированию у детей начальных представлений о театре;

- недостаточное взаимодействие с другими участниками педагогического процесса, с психологом, логопедом, воспитателями и другими педагогами ДОО.

Недостатки в условиях:

- недостаток наглядного материала, на основе которого формируется интерес к театрализованной деятельности;

-  недостаточно разработок, рекомендаций по организации развивающей предметно-пространственной среды и соответствующего методического обеспечения;

- отсутствие или недостаточное количество современных (мультимедийных) методических пособий.

        2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

         Работа по реализации воображения и творчества посредством театрализованной деятельности ведётся, но она не достаточно эффективная, что позволяет выявить противоречия:

- формирование творческой активности требует использования деталей костюмов, декораций, атрибутов, пособий, но ДОУ не располагает финансовыми ресурсами в достаточной для этого мере;

- формирование воображения и творческой активности так же требует совместного участия детей и родителей в НОД, однако эти совместные виды деятельности и формы работы не запланированы в годовом плане.

        Для разрешения данных противоречий необходимо создание в ДОО  условий для развития воображения и творческой активности детей посредством театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества. В основном процессе (в работе) педагог должен желать и уметь работать с детьми. Чтобы достигнуть хороших результатов, надо иметь помощников - необходима система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми, необходимо сотрудничество с родителями, воспитателями и администрацией детского сада.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры

Конкретизация

Проявления

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, участников по совместной деятельности.

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств (словесного, музыкального).

Владеют навыками восприятия и понимания произведений искусств (словесного и музыкального). Проявляют активное участие в инсценировках, музыкальных этюдах.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Старается разрешать конфликты.

Становление дружелюбного отношения к своим товарищам, к педагогам. Формирования позитивных установок к различным видам творчества.

Дети уважают себя и своих сверстников, активно участвуют в совместных постановках со взрослыми. С удовольствием выступают перед детьми других групп и садов.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам.

Формирование элементарных представлений о видах искусств, восприятие музыки, художественной литературы. Овладение основными приёмами передачи художественных образов.

Дети проявляют интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремятся передать образы героев сказок в движении. Активно принимают участие в играх.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,

Владение речью как средством общения и культуры; развитие речевого творчества.

Дети выразительно рассказывают стихи, поют песни, делятся своими впечатлениями со сверстниками.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, знаком с произведениями детской литературы. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Реализация самостоятельной творческой деятельности (восприятия художественной литературы). Понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.

Активно участвуют в театрализованной деятельности. Проявляют желание попробовать себя в разных ролях. Самостоятельно придумывает как можно передать образ того или иного героя.

               4.        Характеристика изменений в образовательном процессе  

                  (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Теперь, когда мы знаем проблему и, желаемый результат, возникает необходимость внесения изменений в образовательный процесс. Необходимо включить театрализованную деятельность в общую систему воспитательно -образовательного процесса, успешность и результативность которого будет зависеть прежде всего от сотрудничества всех педагогов в данном направлении. А. Разработать программу кружковой работы по театрализованной деятельности, целью которой станет развитие творческих способностей, воображения и речевого развития  детей посредством театрализованной  деятельности. Чтобы достичь данную цель необходимо поставить и решить задачи:

  • ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др);
  • приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
  • обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов; 
  • развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
  • воспитывать артистичные качества и формировать умение свободно чувствовать себя на сцене;
  • развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;
  • развивать память, внимание, воображение, фантазию;
  • формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
  • создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр;
  • создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества;
  • Воспитание коммуникативных способностей детей.

Б. Необходимо разработать модель театрального кружка:

1. Речевая разминка:

  • развитие речевого дыхания, формирование умения управлять своим голосом, развитие дикции;
  • упражнения на развитие речевого дыхания;
  • дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки т. д.);
  • дидактические игры.

2. Новая информация. Способы её подачи:

  • Использование театрализованных фрагментов;
  • Беседы – диалоги;

3. Физкультминутка

4. Индивидуальная коррекционная работа в форме «подсказки»;

5. Подведение итогов. Анализ деятельности.

В.  Выделить основные формы работы:

  • Театрализованные игры.
  • Рассказы воспитателя о театре.
  • Индивидуальные творческие задания.
  • Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
  • Ситуация общения.
  • Игровые упражнения на умение высказываться.
  • Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
  •  Театрализация (подготовка этюдов и мини-сказок,спектаклей, с дальнейшим показом зрителям);
  • Чтение литературы.
  • Оформление альбома о театре.

Г. Необходима взаимосвязь работы с родителями по реализации программы театрализованной деятельности.

  • анкетирование «Нужна ли театрализованная деятельность в ДОУ»;
  • памятка для родителей «Как организовать театр дома? Изготовление буклета «Играем дома с родителями.»;
  • совместное участие в постановке сказки;
  • фото стенд «Театральная семья»;
  • конкурс-выставка «Куклы своими руками»;
  • консультация для родителей «Артистами не рождаются, а становятся»;

 Благодаря совместно проведенной работе педагога с родителями и детьми, у детей сформируются системные знания о разнообразии видов театра, актерского мастерства, что будет способствовать развитию театральных способностей.

Д. Мониторинг уровня развития театральных способностей у детей проводится в виде творческих заданий:

  • на обыгрывание ситуаций;
  • на владение приёмов кукловождения;
  • драматизация фрагмента знакомой сказки;
  • сочинение сказки;

Ожидаемые результаты :

1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.

2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.

3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.

5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.

6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.

7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников кружка в самом различном качестве.

Так как программа кружковой работы по театрализованной деятельности является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям, а иногда и детям других ДОУ. В результате таких мероприятий у выступающих детей повышается самооценка, проявляется творческая активность.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Кадровые:

- организовать методические объединения и мастер классы по театрализованной деятельности;

- педагогические советы на данную тему, выступление педагогов с целью обмена опытом в сфере театральной деятельности;

- создание творческих объединений педагогов.

      Научно – методические:

- календарно – тематическое планирование работы;

- разработать план совместной деятельности с психологом, логопедом и другими педагогами;

- кружковая работа;

- пригласить воспитанников других ДОУ на театрализованное представление;

- буклеты для родителей;

- совместное посещение театров.

      Материально-технические:

- Для реализации намеченных задач необходимо: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, фланелеграф, теневой театр, пальчиковый театр, театр би-ба-бо, детские и взрослые костюмы для спектаклей, ширма и декорации, музыкальный центр, ноутбук, проектор, видеоаппаратура, синтезатор, методическая литература;

 - повышение уровня знаний в области развития воображения и творческой активности через обучение на курсах, взаимодействие с другими воспитателями, психологом;

     Нормативно – правовые:

- Конвенция о правах ребёнка;

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Семейный Кодекс;

- ФГОС ДО

       Информационные:

- интернет-ресурсы (www.nsportal.ruwww.maam.ruwww.sipkro.ru) для получения знаний по заданной теме;

- на сайте детского сада регулярно размещать информацию, фотоотчёты о проведённых театрализованных постановках, делиться опытом с другими педагогами.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  2. Чистякова М.И. Психогимнастика
  3. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
  4. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
  5. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
  6. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
  7. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
  8. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  9. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
  10. Сорокина Н.Ф., Миланович  Л.Г.    Театр — творчество — дети. М., 1995.

  1. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

         Тема пособия: «Смешарики в театре»

              Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст

Цель пособия: закрепить знания детей о театре, как об отдельном виде   искусства

          Задачи пособия: 

  • активизировать интерес  к театральному искусству;
  • формировать представления детей о театральных профессиях;
  • закрепить знания детей о театрах нашего города;
  • закрепить с детьми правила поведения в театре;

                 - Алгоритм работы со слайдами:

№ слайда

Действия и возможный вариант пояснений педагога

№1

Педагог настраивает детей на игру.

№ 2

Слайд предназначен для коллег (педагогов).

№ 3

Педагог заинтересовывает детей, предлагает им выполнить задания, для того чтобы затем посмотреть театрализованное представление.

№ 4

Детям предлагается убрать лишние картинки, которые не относятся к театру. С кликом мышки лишние картинки убираются.

№ 5

Педагог предлагает назвать профессии, изображённых на картинке людей, и узнать, в каких помещениях театра они работают (сцена, гримерная, гардероб, оркестровая яма). С кликом мышки люди занимают свои рабочие места.

№ 6

Педагог предлагает детям вспомнить правила поведения в театре.

С кликом мышки появляются картинки с изображением действий детей, которые нельзя делать во время спектакля.

№ 7

Предложить детям выбрать из предложенных фотографий, те на которых изображены театры города Самара.  При клике мышкой по правильному ответу – фото увеличивается,  Лишние фотографии исчезают.

№ 8

Обобщить результаты ответов детей, похвалить всех.

№ 9

Сюрпризный момент для детей, показать детям театрализованную постановку детьми другой группы или их собственное выступление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ»

Итоговая работа на тему:«система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региональной образовате...

«Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»

Оформление по требованиям ФГОС.В современном мире происходят глобальные изменения. В связи с этим в обществе появляется необходимость в изменении сознания людей, возникает  потребность в формиров...

«Система работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Тематическое планирование».

В рамках тематического планирования, в частности «Животные и птицы Кольского Севера»,  целесообразно использовать ведущий вид деятельности дошкольников – игру.  По определению Л. М. Ма...

Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности

    Принятие ФЗ  «Об образовании в РФ» (01.09.2013г.) и введение  ФГОС ДО (14.11.2013г.) диктуют обновление содержания и форм работы с детьми и должны обеспечивать развитие ...

Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – период активного  развития всех сторон речи. Цель речевого развития - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным...

Система работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами пальчикового театра

Консультация для  педагогов ДОУ по системе работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами  пальчикового театра...

Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности

У всех нас есть счастливые воспоминания о детстве, когда у нас не было ограничений, мы могли переместиться куда угодно, приукрасить реальность, воплотить даже самые несбыточные мечты в жизнь. И всё эт...