Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности
статья по развитию речи на тему
Принятие ФЗ «Об образовании в РФ» (01.09.2013г.) и введение ФГОС ДО (14.11.2013г.) диктуют обновление содержания и форм работы с детьми и должны обеспечивать развитие личности и способностей детей в различных видах деятельности. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская, очень рано начинает стремиться самыми разнообразными способами, выразить полученные им впечатления: движение, словами, мимикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 620.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конькова Ольга Александровна
воспитатель первой квалификационной категории
МКДОУ Краснозёрский детский сад № 2 комбинированного вида
Краснозерского района Новосибирской области
Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности
Принятие ФЗ «Об образовании в РФ» (01.09.2013г.) и введение ФГОС ДО (14.11.2013г.) диктуют обновление содержания и форм работы с детьми и должны обеспечивать развитие личности и способностей детей в различных видах деятельности. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская, очень рано начинает стремиться самыми разнообразными способами, выразить полученные им впечатления: движение, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: пластилин для лепки, карандаши и бумагу, материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. А. Н. Леонтьев, автор теории деятельности, отмечал, что хотя языку (речи) принадлежит огромная, решающая роль в развитии ребенка, но все-таки творцом человека выступает конкретная практически-предметная деятельность, в том числе и продуктивная, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.
Развитие речевой активности детей не может происходить само по себе, вне деятельности, поэтому значение рисования и конструирования велико и многогранно. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами — это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Дети с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятыми только зрительно. Когда детям дают предмет в руки и предлагают действовать с ним, при этом называют также действия и признаки, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются.
Продуктивные виды деятельности являются благодатной почвой для реализации принципа активности, который заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит и 90% из того, что делает. Занятия аппликацией, рисованием, лепкой, художественным трудом - отражают и углубляют представления детей об окружающих предметах, способствуют проявлению умственной и речевой активности. Для детей лепка, аппликация, рисование - малоизведанный и привлекательный мир. Дети очень любят свои работы, рисунки, гордятся ими, хвастаются, узнают свои "произведения искусства" среди множества других, даже через длительное время. В продуктивной деятельности значительно быстрее формируется восприятие и осознание речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также положительно влияет на речь. А слово помогает осмыслить процесс изображения. В процессе продуктивной деятельности активизируются сенсомоторное развитие ребенка, его пространственное восприятие, которые положительно воздействуют на развитие речи, а в целом помогают сформировать у детей предпосылки к учебной деятельности.
Организуя деятельность по данному направлению, я опиралась на ряд вариативных программ, методик и технологий, не противоречащих концепции программы «От рождения – до школы». Это программа И.А.Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду», пособия З. А. Богатеевой, О. В. Дыбиной и др. При более углублённом изучении программного материала и методических пособий выяснила, что авторы дают рекомендации по работе с детьми в данном направлении, но чёткой системы работы нет. Поэтому и возникла необходимость разработки системы работы по данной теме. В процессе разработки основывалась:
1. На утверждении педагогов-практиков о том, что уровень развития речи прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.
2. Общение с окружающим и разнообразный практический опыт дошкольника с самого начала опосредован языком. Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу.
3. Процесс изготовления продукта – поделки способствует развитию воображения, интеллектуальной активности, экспериментированию, возникновению ярких эмоций.
Система работы строится на принципе «от простого к сложному». Чтобы знакомство детей с новыми словами, с произведениями художественной литературы (заучивание потешек, стихотворений и т. д.) сопровождалось продуктивными видами деятельности, придерживалась и принципов постепенности, систематичности, связи с жизнью. Материал для работы с детьми по развитию речи был подобран и разработан в соответствии с комплексно- тематическим планированием: для каждой темы выбран определённый вид продуктивной деятельности. Основополагающим моментом является то, что продукт деятельности детей будет использоваться в качестве важного педагогического средства, направленного на развитие связной речи, а также будет стимулом к их свободному общению. В процессе непосредственной образовательной деятельности у детей вызывается интерес к изучаемому содержанию, последующей продуктивной деятельности, для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. В процессе самостоятельной деятельности мы учим детей осваивать приёмы и способы изготовления поделок самостоятельно, обыгрывать и давать «вторую жизнь» своим поделкам.
А затем в совместной деятельности – закрепляем полученные ранее навыки, оставляем больше времени для усложнения и стимулируем к игровому и деловому общению детей друг с другом.
Для развития речи детей на занятиях продуктивной деятельностью применялись различные приемы: показ предмета, рисование или лепка предмета с натуры, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование действий, использование речи взрослого в качестве образца и т. д. Прежде всего, мы должны обращать внимание на свою речь, в связи с тем, что речь взрослого следует рассматривать как образец для подражания, т. е. она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и содержать паузы для осмысления прослушанного. Целесообразно использование одних и тех же слов в различных сочетаниях и предложениях, это позволяет решать не только задачи развития речи, но и задачи обучения продуктивной деятельности.
Наиболее эффективные методы, способствующие активизации речи детей и развитию свободного общения, используемые мною на данных занятиях – это:
-сравнительный анализ, поиск, беседы познавательного характера;
- проблемные вопросы, стимулирующие детей к высказываниям, объяснениям, доказательствам;
-речевые дидактические игры.
Речевые дидактические игры я использовала как часть занятия, как предварительная работа к занятиям и на закрепление полученного опыта. В основу данной системы работы с детьми был положен и проектный метод, который предполагает постановку проблемы, её обсуждение, совместный поиск информации и презентацию. Я убедилась на практике, что разработанная мною система работы по развитию речи дошкольников средствами продуктивной деятельности способствовала успешному формированию правильной речи дошкольников с элементами творчества. Оценку деятельности своей работы я, прежде всего, видела в радостных лицах детей, которые меня окружают, они мои главные вдохновители. Для них мне хочется творить, создавать новое, делать их жизнь интересной и радостной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/13/picture-247110-1397374226.jpg)
Обобщение опыта работы:"Развитие речи посредством театрализованной деятельности"
Обобщение опыта работы:"Развитие речи посредством театрализованной деятельности"...
Система работы по организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми в детском саду
Цель системного подхода: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а так же развивать эстетические чувства, отражать их в творческой деятельности...
Статья: "Система работы педагога по реализации проектной деятельности в ДОУ, и пути её совершенствования."
В основе метода проектов лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у детей целостную, научную картину мира и данная интеграция служит средство...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/17/picture-1047026-1531842722.jpg)
Описание системы работы по развитию музыкально-ритмической деятельности дошкольников
Материал описывает продукт опыта моей педагогической деятельности по оптимизации музыкально-ритмического развития дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/22/picture-629379-1445516799.jpg)
Система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности.
ФГОС дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/31/picture-348122-1477907084.jpg)
Система работы по формированию навыков экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
задачи. методы и приемы....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/08/picture-39152-1612795161.jpg)
Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...