Главные вкладки

    Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности
    статья по развитию речи на тему

    Конькова Ольга Александровна

          Принятие ФЗ  «Об образовании в РФ» (01.09.2013г.) и введение  ФГОС ДО (14.11.2013г.) диктуют обновление содержания и форм работы с детьми и должны обеспечивать развитие личности и способностей детей в различных видах деятельности. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.   Не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская, очень рано начинает стремиться самыми разнообразными способами,  выразить полученные им впечатления: движение, словами, мимикой. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_konkova_o.a_.docx620.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конькова Ольга Александровна

    воспитатель первой квалификационной категории

    МКДОУ Краснозёрский детский сад № 2 комбинированного видаhttps://previews.123rf.com/images/elnur/elnur1201/elnur120100498/12108973-Frame-made-of-paint-hand-prints-Stock-Photo-hands-frame-painted.jpg

     Краснозерского района  Новосибирской области

    Система работы по  развитию   речи   детей  дошкольного возраста  средствами  продуктивной деятельности  

          Принятие ФЗ  «Об образовании в РФ» (01.09.2013г.) и введение  ФГОС ДО (14.11.2013г.) диктуют обновление содержания и форм работы с детьми и должны обеспечивать развитие личности и способностей детей в различных видах деятельности. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.   Не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская, очень рано начинает стремиться самыми разнообразными способами,  выразить полученные им впечатления: движение, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: пластилин для лепки, карандаши и бумагу, материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом.  А. Н. Леонтьев, автор теории деятельности, отмечал, что хотя языку (речи) принадлежит огромная, решающая роль в развитии ребенка, но все-таки творцом человека выступает конкретная практически-предметная деятельность, в том числе и продуктивная, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.

          Развитие речевой активности детей не может происходить само по себе, вне деятельности, поэтому значение рисования и конструирования велико и многогранно. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами — это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Дети с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятыми только зрительно. Когда детям дают предмет в руки и предлагают действовать с ним, при этом называют также действия и признаки, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются.  

         Продуктивные виды деятельности являются благодатной почвой для реализации принципа активности, который заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит и 90% из того, что делает. Занятия аппликацией, рисованием, лепкой, художественным трудом - отражают и углубляют представления детей об окружающих предметах, способствуют проявлению умственной и речевой активности.   Для детей лепка, аппликация, рисование - малоизведанный и привлекательный мир. Дети очень любят свои работы, рисунки, гордятся ими, хвастаются, узнают свои "произведения искусства" среди множества других, даже через длительное время. В продуктивной деятельности значительно быстрее формируется восприятие и осознание речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также положительно влияет на речь. А слово помогает осмыслить процесс изображения. В процессе продуктивной деятельности активизируются сенсомоторное развитие ребенка, его пространственное восприятие, которые положительно воздействуют на развитие речи, а в целом помогают сформировать у детей предпосылки к учебной деятельности.     https://previews.123rf.com/images/elnur/elnur1201/elnur120100498/12108973-Frame-made-of-paint-hand-prints-Stock-Photo-hands-frame-painted.jpg

      Организуя деятельность по данному направлению, я опиралась на ряд вариативных программ, методик и технологий, не противоречащих концепции   программы «От рождения – до школы».  Это программа И.А.Лыковой       «Изобразительная деятельность в детском саду», пособия    З. А. Богатеевой, О. В. Дыбиной  и др. При более углублённом изучении программного материала и методических пособий выяснила, что авторы дают рекомендации по работе с детьми в данном направлении, но чёткой системы работы нет. Поэтому и возникла необходимость разработки системы работы по  данной теме. В процессе разработки основывалась:

    1. На утверждении педагогов-практиков о том, что уровень развития речи прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.https://previews.123rf.com/images/elnur/elnur1201/elnur120100498/12108973-Frame-made-of-paint-hand-prints-Stock-Photo-hands-frame-painted.jpg

    2. Общение с окружающим и разнообразный практический опыт дошкольника с самого начала опосредован языком. Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу.

    3. Процесс изготовления продукта – поделки способствует развитию воображения, интеллектуальной активности, экспериментированию, возникновению ярких эмоций.

        Система работы строится на принципе «от простого к сложному». Чтобы знакомство детей с новыми словами, с произведениями художественной литературы (заучивание потешек, стихотворений и т. д.) сопровождалось продуктивными видами деятельности, придерживалась и принципов постепенности, систематичности, связи с жизнью. Материал для работы с детьми по развитию речи  был подобран и разработан в соответствии с комплексно- тематическим планированием: для каждой темы выбран определённый вид продуктивной деятельности. Основополагающим моментом   является то, что продукт деятельности детей будет использоваться в качестве важного педагогического средства, направленного на развитие связной речи, а также  будет стимулом к их свободному общению. В процессе  непосредственной образовательной деятельности у детей вызывается интерес к изучаемому содержанию, последующей продуктивной деятельности, для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.  В процессе самостоятельной деятельности мы учим детей осваивать приёмы и способы изготовления поделок самостоятельно, обыгрывать и давать «вторую жизнь» своим поделкам.

    А затем в совместной деятельности – закрепляем полученные ранее навыки, оставляем больше времени для усложнения и стимулируем к игровому и деловому общению детей друг с другом.https://previews.123rf.com/images/elnur/elnur1201/elnur120100498/12108973-Frame-made-of-paint-hand-prints-Stock-Photo-hands-frame-painted.jpg

          Для развития речи детей на занятиях продуктивной деятельностью применялись различные приемы: показ предмета, рисование или лепка предмета с натуры, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование действий, использование речи взрослого в качестве образца и т. д. Прежде всего, мы должны обращать внимание на свою речь,  в связи с тем,  что речь взрослого следует рассматривать как образец для подражания, т. е. она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и содержать паузы для осмысления прослушанного. Целесообразно использование одних и тех же слов в различных сочетаниях и предложениях, это позволяет решать не только задачи развития речи, но и задачи обучения продуктивной деятельности.      

         Наиболее эффективные методы,  способствующие активизации речи детей и развитию свободного общения, используемые мною на данных занятиях – это:

    -сравнительный анализ, поиск, беседы познавательного характера;

    - проблемные вопросы, стимулирующие детей к высказываниям, объяснениям, доказательствам;

    -речевые дидактические игры.

        Речевые дидактические игры я использовала как часть занятия, как предварительная работа к занятиям и на закрепление полученного опыта. В основу данной системы работы с детьми  был положен  и  проектный метод, который предполагает постановку проблемы, её обсуждение, совместный поиск информации и презентацию. Я убедилась на практике, что разработанная мною система работы по  развитию речи дошкольников средствами продуктивной деятельности способствовала успешному формированию  правильной речи  дошкольников с элементами творчества. Оценку деятельности своей работы я, прежде всего, видела в радостных лицах детей, которые меня окружают, они мои главные вдохновители.  Для них  мне хочется творить, создавать новое, делать их жизнь интересной и радостной.  

    https://previews.123rf.com/images/elnur/elnur1201/elnur120100498/12108973-Frame-made-of-paint-hand-prints-Stock-Photo-hands-frame-painted.jpghttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/114/605/114605166_3185107_chto_risyut_deti.jpghttp://i59.fastpic.ru/big/2013/1021/db/9303c5aa8575e77b18fb666d39399fdb.jpghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e64ace09bac6eeaa2166d7e32ccc43f2-l&n=13http://2.bp.blogspot.com/-_CEnEerLKno/VlX8eXAxaOI/AAAAAAAAFj8/PQj8ItDWFIc/s1600/gr3paint.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы:"Развитие речи посредством театрализованной деятельности"

    Обобщение опыта работы:"Развитие речи посредством театрализованной деятельности"...

    Система работы по организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми в детском саду

    Цель системного подхода: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а так же развивать эстетические чувства, отражать их в творческой деятельности...

    Статья: "Система работы педагога по реализации проектной деятельности в ДОУ, и пути её совершенствования."

      В основе метода проектов лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет   формировать у детей целостную, научную картину мира и данная интеграция служит средство...

    Описание системы работы по развитию музыкально-ритмической деятельности дошкольников

    Материал описывает продукт опыта моей педагогической деятельности по оптимизации музыкально-ритмического развития дошкольников...

    Система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности.

    ФГОС дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития ...

    Система работы «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством дидактической игры»

    Приложение №4Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждениекомбинированного вида №8  «Сказка» Карасукского района, Новосибирской области...