Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ»
материал на тему

Рыжова Татьяна Викторовна

Итоговая работа на тему:

«система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики

 в контексте модернизации российского образования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа на тему:

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ»

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики

 в контексте модернизации российского образования»

время обучения: 1 сессия 20.01. – 24.01.2014г.

                                  2 сессия:03.02 – 07.02.2014 г.

Выполнила:

Рыжова Татьяна Викторовна

Воспитатель СПГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с.Большая Глушица д\с №3 «Красная шапочка»

Самара, 2014г.

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе, в условиях реализации модернизации региональной системы дошкольного образования

Прежде чем приступить к анализу недостатков, нужно разобраться в основных ключевых понятиях: результаты, основной процесс, условия.

Важным условием для формирования национальной экономики РФ является модернизация системы образования, которая является основой развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Модернизация системы образования началась уже давно. Но пока это не очень заметно из-за ряда причин. Просмотрев литературу по данному вопросу можно отметить ряд типичных проблем, мешающих успешной реализации государственной политики в сфере дошкольного образования:

- уплотненность групп в дошкольных образовательных учреждениях;

- несогласованность требований организаций, участвующих в образовательном процессе;

- отсутствие единой информационной системы, объединяющей сведения о различных образовательных услугах для детей дошкольного возраста;

Попытки решить каждую из названных проблем по отдельности не приводят к желаемым результатам. Современная ситуация требует комплексного подхода к решению данных проблем в достаточно короткие сроки. 

В данной работе не будут рассматриваться, и решаться глобальные проблемы. Каждый должен решать, поставленные перед ним конкретные задачи в своей профессиональной деятельности (в данном случае, воспитатель).

К результатам деятельности воспитателя можно отнести:

- Наличие у детей интереса к познанию;

- Проявление инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности;

- умение взаимодействовать с игрушками и друг другом в качестве партнёров;

- принятие роли в с\р игре;

- Наличие у детей творческих способностей;

- умение находить решения в вопросах поискового характера.

Творческая активность ребенка характеризуется исследователями в тесной взаимосвязи с его познавательными возможностями, с уровнем мышления и умственным развитием. Продуктивное воображение, составляющее основу творческой деятельности, рассматривается как центральное психическое новообразование дошкольного возраста (Л.С. Выготский), как важный показатель личностной готовности ребенка к обучению в школе.

Познавательный интерес, воображение и творческую активность ребенка необходимо поддерживать и развивать. Для того чтобы углублять представления детей, пробуждать у них интерес к художественной игре, к рисованию, музыке, танцу, вызывать определенные эмоции, наблюдения жизни необходимо дополнять художественными образами. В дошкольном возрасте книга, картина, музыкальное произведение становятся важным источником творчества. От того, насколько эмоционально воспримут дети эти литературные, музыкальные, художественные образы, как глубоко осознают идею, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения.

Поэтому, можно говорить о недостатках в результатах профессиональной деятельности:

- Дети недостаточно владеют навыками взаимоотношений друг с другом;

- у многих детей наблюдается задержка речевого развития, что сказывается на общении;

- у детей недостаточный интерес к познанию;

- творческие способности не развиваются в полной мере;

- очень часто самостоятельность подавляется (пример, приход в сад – родители торопятся на работу и сами раздевают ребенка, вечером – родители торопятся домой и сами одевают ребенка).

Чтобы достигнуть хороших результатов, надо иметь помощников - необходима система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми, необходимо сотрудничество с родителями.

И в этом процессе можно увидеть недостатки. В целом это может быть:

- не всегда соблюдается непрерывность воспитательного процесса;

- неумение строить субъектные отношения с воспитанниками и их родителями,

-недостаточное взаимодействие с другими участниками педагогического процесса (психолог, музыкальный работник и др.);

- преобладание в работе воспитателя учебной модели (отсутствие новых форм и методов воспитания, обучения, развития дошкольников в соответствии с ФГОС);

- отсутствие прогнозирования и корректировки результатов своей деятельности;

Творческая активность ребенка характеризуется исследователями в тесной взаимосвязи с его познавательными возможностями, с уровнем мышления и умственным развитием. Продуктивное воображение, составляющее основу творческой деятельности, рассматривается как центральное психическое новообразование дошкольного возраста (Л.С. Выготский), как важный показатель личностной готовности ребенка к обучению в школе.

При выстраивании системы работы по развитию у дошкольников воображения и творческой активности существуют следующие недостатки в условиях: 

- в ДО недостаточно дидактического материала, на основе которого бы создавались условия для развития у детей воображения

- несоответствие по нормативам рекомендуемых СанПиНом групповых комнат по метражу, что затрудняет игровую деятельность детей;

- отсутствие или недостаточное количество современных (мультимедийных) методических пособий.

  1. Формулировка проблемы на основе проведенного анализа.

Воображение является важнейшей стороной нашей жизни. А развивается оно особенно интенсивно в возрасте от 3 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать. В последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Зачастую вся работа по развитию воображения у детей возлагается на педагогов. Однако необходимо помнить, что существующая в настоящее время система образовательного воздействия, построенная репродуктивной учебной деятельности детей, фактически полностью исключает общее развитие воображения.

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Зная проблему, можно искать пути ее решения. Если посмотреть ФГОС, то можно увидеть, что развитие воображения и творческой активности относятся к области познавательного развития; в результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования у ребенка будет 

- развита речь, память, внимание, воображение

- совершенствованы познавательные и художественно-конструктивные способности.

- сформированы способности ставить перед собой цель и самостоятельно находить способы её решения.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Теперь, когда мы знаем проблему и, желаемый результат, будем говорить о том, какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему.

Физическое развитие: в развитие творческих способностей в физическом воспитании ребёнка нужно включение двигательного воображения, подражание животным, сказочным героям. Подражая животным, дети очень любят перевоплощаться в знакомые образы.

Подвижные сюжетно-образные игры со словами, диалогом между ведущим и остальными игроками помогают застенчивому ребенку раскрыться, перебороть свой страх (игра «Волк и зайцы») и наоборот шумные, гиперактивные дети, изображая зайцев, учатся приемам самообладания. Использование сюжетных занятий дает возможность каждому ребенку на короткое время побывать в сказке, в Космосе или подводном царстве, ощутить себя сказочным персонажем, выполняющим важные и ответственные задания. Разнообразие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширить кругозор детей, развивает воображение («шагаем по сугробам», «летим в Космос», «попали на необитаемый остров» и др.). Используя музыку, способствуем более эффективному перевоплощению детей и вхождению в сюжет

Социально – коммуникативное развитие:  игры – драматизации, Игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры. Сохраняет типичные признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие воображения ребёнка. Эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощь движений, жестов, мимики и других средств выразительности.

Игра – драматизация может быть представлена схематично – цепочкой последовательных действий:

  • Сюжет игры – выбор сказки. Пересказ, её обсуждение.
  • Организация игры – распределение ролей. Обустройство игрового пространства.
  • Непосредственная игра детей

 сюжетно – ролевые игры: Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы, вступает в разнообразные отношения с другими играющими. В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих друзей и свои собственные.

Речевое развитие: дидактические игры на развитие речи: Игра «Укрась слово». Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение.  Эта словесная игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла

Придумывание сказки , рассказа, небылицы – этот метод развивает воображение и творческую речь. Модели составления сказок

Метод каталога. Детям предлагается сочинить сказку с помощью какой-либо книги. Ведущий задает детям вопрос, ответ на который ребенок находит, указав слово на  открытой странице выбранного текста. Ответы, найденные в книге, собираются в единую сюжетную линию.

 «Волшебная дорожка».В основе сюжета многих сказок- действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.

Метод снежного кома. Основан на применение системного оператора для синтеза фантастических ситуаций.

Художественно эстетическое развитие: Изобразительное творчество  Методика: «Дорисовывание фигур»  Цель: определение уровня развития творческого воображения, способности создавать новые образы.

- создание творческих работ с элементами ТРИЗ, (рисунки, коллажи, аппликации, поделки и т.п.)

Музыкальное творчество- проведение праздников, утренников.

Познавательное развитие: Метод «Мозговой штурм». (автор -  морской офицер Алекс Осборн)  Предлагаем  детям проблемы, которые имеют множество решений. Поощряем детей за высказывание всех мыслей и идей, воздерживаемся от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать.

Творческие задачи. При решении изобретательских задач основное место занимает работа с противоречиями.

консультации: «Творчество ваших детей находится на кончиках их пальцев»;

«Как понимать и ценить детские рисунки»; «Сочиняем сказку. Уроки творчества» и т.д.

Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику. Контролировать качество и характер изменений у детей. Диагностика воображения дошкольника может проводится по нескольким методикам авторами которых являются В. Синельников, В. Кудрявцев. Методики предназначены для детей 4-6 лет.

Методика «Дощечка»

Данная диагностика воображения дошкольника строится на экспериментировании.

Методика» Солнце в комнате»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации.

Методика «Складная картинка»

Данная диагностика воображения строится на умении ребенка видеть целое раньше части.

Методика «Как спасти зайку»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Автор — Мария Даниленко. 

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Изменений только в образовательном процессе недостаточно. Далее рассмотрим ряд изменений в условиях, которые обеспечивают новый образовательный результат. Значимым фактором развития воображения у ребенка является личность воспитателя. Поэтому необходимо, чтобы воспитатель обладал рядом качеств: умением придать личностную окраску преподаванию, иметь позитивный жизненный настрой, уметь управлять своими эмоциями, быть уверенным в себе, владеть разными стилями общения с детьми, уважительно относится к окружающим и творчески мыслить.

Предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

К кадровым изменениям относится: привлечение к работе психолога, логопеда, музыкального руководителя.

Научно-методические изменения:

- повышение уровня знаний в области развития воображения и творческой активности через обучение на курсах, взаимодействие с другими воспитателями, психологом;

- интернет-ресурсы (www.nsportal.ruwww.maaam.ruwww.sipkro.ru) для получения знаний по заданной теме;

Методические пособия по развитию речи, художественному творчеству, физическому воспитанию.

- разработать серию консультаций для родителей;

Материально-техническая часть обеспечивается из разных источников (администрация, управление образования). От материально-технического обеспечения зависит результат в реализации цели. В группе должны быть в достаточном количестве дидактические игры по изучаемым темам, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия; сюжетные картинки; развивающие тетради (например, из серии «Школа семи гномов»); раскраски, игрушки (набор доктора, парикмахера, машины специального назначения), буклеты для родителей, раздаточный и демонстрационный материал.

Нормативно-правовое обеспечение  — это учет при разработке деятельности учащихся и педагогов Конституции РФ, профессионального стандарта «Педагог».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»

Оформление по требованиям ФГОС.В современном мире происходят глобальные изменения. В связи с этим в обществе появляется необходимость в изменении сознания людей, возникает  потребность в формиров...

Проектирование системы методической работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

В данном проекте представлена система методической работы, направленная на формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....

Итоговая работа по теме: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Содержание программы, направления работы, организация работы с детьми, методические приёмы, календарно- тематическое планирование, конспекты занятий....

Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности

У всех нас есть счастливые воспоминания о детстве, когда у нас не было ограничений, мы могли переместиться куда угодно, приукрасить реальность, воплотить даже самые несбыточные мечты в жизнь. И всё эт...

Доклад на тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» подготовительная группа

Докладна тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» Дошкольный возраст – важный пе...