Главные вкладки

    Кризис взросления
    статья на тему

    Боговая  Виктория Владимировна

    Кризисы взросления – неотъемлемая часть детского развития и формирования личности, которая отделяет один возрастной этап (критические возрасты) от другого

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл krizis_vzrosleniya.docx20.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кризис взросления

    Кризисы взросления – неотъемлемая часть детского развития и формирования личности, которая отделяет один возрастной этап (критические возрасты) от другого.

    В российской психологии существуют два основных взгляда на природу критических возрастов:

    • критические возрасты – необходимые этапы развития, когда происходит особая психологическая работа (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин);
    • критические возрасты – необходимые качественные трансформации, когда одновременно происходят смена ведущей деятельности и переход в новую систему отношений. Акцент делается на внешних, социальных, условиях, а не психологических механизмах развития (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович).

    Очевидно, без возрастных кризисов развитие невозможно. Детские психологи различают два типа возрастов:

    - критический;

    - стабильный.

    Во время кризиса (период критического возраста) развитие происходит бурно, стремительно, принимая иногда катастрофический характер. Этот период наполнен дисгармонией, противоречием между средой и отношением ребенка к ней.

    В стабильный период развитие способствует формированию новой структуры личности – новообразованию, которое в свою очередь приводит к дисгармонии между ребенком и окружающей его реальностью. Следует отметить, что возникновение нового в психологическом развитии ребенка одновременно сопровождается распадом старого.

    Одним из самых сложных периодов детского развития является кризис 7 лет. Об этом свидетельствует и то внимание к его изучению, которое уделяли ему выдающиеся психологи и педагоги (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Э. Эриксон).

    Кризис 7 лет является психологическим этапом, когда ребенок теряет свою непосредственность и обретает свободу, которую ему дают произвольность и опосредованность его психической жизни: ребенок начинает воспринимать и осознавать свои переживания, появляется "логика чувств". Кроме того, ребенок этого возраста не только способен не только осознавать собственные переживания, но и обобщать их (может осознанно сказать, что ему нравится, а что нет, не ориентируясь на подсказки авторитетного для него взрослого).

    Благодаря началу школьной жизни, расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка, общение со взрослыми и со сверстниками происходит произвольно, в рамках определенных правил.

    Основные проявления этого кризиса - манерность, кривляния, непослушание, отрицание всего, что ему говорят взрослые, что характерно для всех детских кризисов: и для кризиса 3 лет, и для кризиса подросткового. Ребенок становится плохо управляемым, не реагирует на замечания родителей и взрослых, показывая им, что не слышит их или идет на открытый конфликт.

    Результатом каждого возрастного кризиса является психическое новообразование, которое становится основой для дальнейшего развития. В результате этого кризиса происходит важное психическое новообразование - способность и потребность в социальном функционировании: ребенок стремится занять новую социальную позицию - позицию школьника.

    Рассмотрим важные психические особенности детей рассматриваемого возраста и кризис семи лет подробнее.

    Характеристика кризиса семи лет

    Формирующаяся личность ребенка этого возраста обретает внутреннюю позицию, сохраняющуюся на всю жизнь и определяющую его поведение, деятельность, отношение к окружающему социуму и самому себе. Эта позиция формируется в зависимости от различных факторов: психологическое состояние самого ребенка, его место в окружении, само это окружение.

    Главная психологическая сложность для ребенка этого возраста – потребность в занятии нового, более «взрослого» положения в жизни, необходимость в выполнении работы, важной не только для него, но и для окружающих людей – родителей, младших детей, сверстников: в первую очередь, это, конечно, учеба в школе, но также помощь родителям по хозяйству, в их работе, занятия спортом, самостоятельный уход за домашними животными.

    Вследствие этого у ребенка формируется новый уровень самосознания - осознание себя не только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника, то есть понимание своей социальной роли, осознание своего социального «Я», своего места в обществе. Ребенку становится важно общение с окружающими, форма общения, то есть, как он общается и как с ним общаются.

    Начало школьного возраста, как один из самых важных и переломных, сопровождается кризисом, описанным в педагогической и психологической литература как кризис 7 лет. Кризис семи лет характеризуется следующими особенностями: ребенок этого возраста (6-7 лет), в первую очередь, утрачивает свою детскую непосредственность. Главная причина этой непосредственности - недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. Поведение и деятельность ребенка дошкольного возраста (его переживания, потребности, желания, выражение этих желаний) представляют собой еще недостаточно дифференцированное целое. У взрослых же поведение сильно дифференцировано, поэтому не производит впечатления столь непосредственного и по-своему наивного, как поведение ребенка.

    Известно, что семилетний ребенок начинает быстро вытягиваться в длину, у него происходит смена зубов, что является проявлением целого ряда изменений в детском организме, причем изменения носят более глубокий, сложный характер, чем изменения предыдущего кризиса трех лет. Происходит активная психологическая трансформация, проявляющаяся во внешних признаках: ребенок начинает манерничать, капризничать, меняется его походка и манера передвижения. Вертлявость, паясничанье, немотивированность некоторых поступков, нестабильность поведения – все это основные симптомы кризиса семи лет.

    Никого не удивляет, если ребенок дошкольного возраста говорит глупости, шутит, играет, но состояние ребенка раннего школьного возраста, строящего из себя шута, вызывающего своими поступками осуждение взрослых, производит впечатление немотивированного поведения.

    Немаловажная черта кризиса семи лет - начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка.

    Потеря непосредственности у ребенка означает привнесение в его поведение интеллектуального момента, который становится связующим звеном между эмоцией и непосредственным поступком и делающим невозможным наивные и непосредственные действия, свойственные ребенку дошкольного возраста. Кризис семи лет приводит к тому, что в каждом переживании, в каждом его проявлении у ребенка возникает некоторый интеллектуальный момент.

    Существенная черта восприятия человека с началом школьного возраста - структурность, когда восприятие складывается не из отдельных частей, а представляет собой образ, внутри которого существуют различные части. Окружающую действительность взрослый человек воспринимает не только соседство предметов или смежность их, но и как всю действительность со смысловыми связями и отношениями.

    Как в речи существуют не только названия, но и значения предметов, так и ребенок уже в раннем возрасте вынужден выражать в своей речи не только значения предметов, но свои и чужие действия, свои внутренние состояния и ощущения («хочу спать», «хочу есть», «мне больно»). В общении человеку приходится называть, связывать со словами свои внутренние состояния, а значит обобщать.

    В младенчестве у ребенка отсутствует осмысленное восприятие: он воспринимает комнату целиком и не воспринимает отдельно стулья, стол, кровать и т.п., он воспринимает все как нераздельное целое, в отличие от взрослого, рассматривающего отдельные части фона. То же происходит и с восприятием ребенка своих эмоций: он радуется, расстраивается, но не понимает, что он радуется, как младенец, когда он голоден, не понимает, что он голоден. Ребенок раннего возраста не осознает разницы между ощущением голода и знанием того, что он голоден.

    В 7-летнем возрасте, когда наступает кризис, у ребенка формируется структура переживаний, когда он начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я грущу», «я сердит», «я добрый», «я злой», у него возникает осмысленное понимание собственных переживаний, он открывает сам факт своих переживаний.

    Итак, выделим основные особенности кризиса семи лет:

    Эмоции, переживания ребенка приобретают смысл (радующийся ребенок понимает, что он радуется), благодаря чему у ребенка появляется новое отношение к себе, которое было невозможно до обобщения переживаний.

    Этот процесс можно сравнить с игрой в шахматы, когда с каждым ходом на шахматной доске возникают все новые связи между фигурами. Переживания, приобретая смысл, создают новые связи между собой, вследствие чего происходит перестройка всего характера переживаний ребенка к 7 годам.

    К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Ребенок школьного возраста приобретает обобщение чувств: если с ним несколько раз уже случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное обобщение, характер которого так же относится к единичному переживанию или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию.

    Например, у ребенка дошкольного возраста отсутствует настоящая самооценка, самолюбие, амбиции. Ребенок любит себя, но у него отсутствует самолюбие как обобщенное отношение к самому себе, одинаковое в разных ситуациях, отсутствует самооценка как таковая, обобщенное отношение к окружающим и понимание своей ценности.

    Уровень запросов к самому себе, к успеху, к положению в окружающем мире возникает именно после кризиса семи лет. К 7 годам у ребенка происходит ряд сложных психологических образований, вызывающих трудности поведения, которые принципиальным образом отличаются от трудностей дошкольного возраста.

    Благодаря тому, что в ходе кризиса семи лет возникает дифференциация внутреннего и внешнего, впервые появляется смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Ребенок дошкольного возраста, который не может решить, какие взять конфеты - побольше или вкуснее, не ведет внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внутренняя борьба (а именно противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только в этом возрасте.

    Такие новообразования этого возраста, как самолюбие, самооценка остаются с ребенком на всю жизнь, а такие симптомы кризиса как манерничанье, кривляние со временем проходят. Тем не менее, именно в этом возрасте впервые появляются формы трудновоспитуемости (конфликты, противоречивые переживания, неразрешимые противоречия), не характерные для дошкольного возраста.

    По сути дела, когда появляется это внутреннее раздвоение переживаний и возникает внутреннее отношение, когда впервые ребенок осознает свои эмоции, тогда и совершается то изменение переживаний, без которого школьный возраст был бы невозможен.

    У ребенка меняется отношение к среде, следовательно, меняется сама среда, так как возникновение самооценки провоцирует у ребенка желание изменить среду: ребенок начинает сравнивать себя с другими детьми (с ровесниками и детьми старше себя) и требовать к себе равного отношения. Это ярко проявляется на примере каких-то запретов со стороны родителей: если дошкольник мог смириться с каким-то запретом родителей, то ребенок этого возраста уже будет активно отстаивать свои права. Даже если он понимает, что на самом деле, ему совсем не интересно то, что ему запрещают.

    Самый опасный момент в кризисе 7 лет - это смена авторитетов. Если раньше родители были высшим авторитетом для ребенка, и все сказанное ими было истиной, то сейчас родители отходят на второй план. Лидером в глазах ребенка становится учитель – любое его слово для ребенка закон. Поэтому в данном случае особенно важна квалификация педагога, который становится в этот момент царем и богом для начинающего школьника.

    Личностный кризис семи лет как кризис мировоззрения играет немаловажную роль в дальнейшем развитии ребенка. Крайне важно с пониманием и терпением относится к ребенку в этот период:

    - избегать крайностей в общении с ребенком;

    - согласовать стиль поведения и общения с ребенком со всеми членами семьи;

    - не игнорировать поведение ребенка, следить за тем, что с ним происходит, при этом постараться донести до него, что у его родителей и близких есть и другие дела, они не могут круглые сутки заботиться о нем, подтолкнуть ребенка к большей самостоятельности и инициативности: давать ему самостоятельные задания, чтобы он почувствовал свою независимость и автономность от окружающих, не надеялся только на близких, но и рассчитывал на собственные умения и усилия;

    - вместе с этим ребенок должен всегда ощущать поддержку и одобрение авторитетного в его глазах взрослого: игнорирование или запреты – не самые эффективные средства воспитания, по возможности стоит обходиться без них.

    Как уже было сказано выше, лучшее что могут дать родители своему ребенку во время кризиса семи лет - это внимание, любовь, доброжелательность и поддержка. Надо понимать, что этот кризис - не патология, а нормальный этап развития психики ребенка. Поэтому преодолевать этот нелегкий этап легче всего совместными усилиями.

    Список использованной литературы

    • Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз, 1999. - 224 с.
    • Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка. // Вестник Московского университета. Серия 14 "Психология". - 1991, №4. - С. 5-18.
    • Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребенка как процесс усвоения человеческого опыта. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учебное пособие / ред. Г.В. Бурменская. – 2-е издание, расширенное. М.: МПСИ, 2005. – С. 82-91.
    • Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
    • Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: 1960. — 384 с.
    • Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред. А.А. Алексеев. СПб.: Летний сад, 2000. - 416 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Праздник взросления (сценарий)

    В сентябре в каждой возрастной группе проводятся праздники взросления или День рождения группы. Они строятся на знакомом для детей материале, не требуют длительной подготовки. Приветствуется активное ...

    Кто провоцирует раннее сексуальное взросление у наших детей?

     Пышные в пол платья, открытые плечи, фраки, бабочки, высокие прически, профессиональный макияж, локоны, лакированные туфли, туго затянутые корсеты, сверкающая бижутерия…. Вы думаете, что это вручение...

    Праздник взросления 1 сентября – День знаний

    Цель данного мероприятия - доказывать необходимость получения знаний, учебы; развивать навыки совместной деятельности, создать у детей радостное настроение....

    день взросления

    сценарий спортивного праздника...

    Праздник взросления. Выпускной в средней группе.

    Праздник перехода детей из средней в старшую группу. Стихи, песни, танцы. занимательные игры. Можно показывать слайд-шоу....

    Праздник взросления

    Материал для проведения развлечения с детьми подготовительной группы. Проводится в первых числах сентября....

    Сценарий развлечения "Праздник взросления"

    Путешествие дошкольников в страну Взросления...