«Методическое сопровождение по организации образовательной деятельности в летний период»
материал на тему

Козловская Ольга Васильевна

 помощь педагогам в работе в летний период

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 89 «Крепыш»

Сообщение «Методическое сопровождение по организации образовательной деятельности в летний период»

                                          Подготовила: Козловская О.В., воспитатель

Сургут

Методическое сопровождение по организации образовательной деятельности в летний период

       Народная мудрость гласит: «Человек отдыхает не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда обогащает свой ум и душу». Лето пора отпусков – но может ли детская любознательность «уходить в отпуск»? Напротив,  летом отпущенное на волю детское любопытство,  многократно усиливается, подогреваемое новыми впечатлениями. Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении, охватывающая всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья воспитанников,    развития у них познавательного интереса, а также повышения компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.

        Основная цель работы педагогического коллектива в летний оздоровительный период - это создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы и развития познавательного интереса, творческих способностей

воспитанников.

Документы, регламентирующие деятельность ДОУ в летний период

        Проведение профилактических, закаливающих, оздоровительных и воспитательных мероприятий с детьми в летний период регламентируют:

нормативные документы:

  • Конвенция о правах ребенка
  • Конституция РФ от 12.12.93 (ст. 38,41,42,43);
  • Федеральный закон от 24.07.98 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобразования России от 16.07.02 № 2715, Минздрава России № 227, Госкомспорта России № 166, Российской академии образования № 19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26);
  • ФГОС ДО;
  • Программа развития ДОО;
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
  • 10 дневное меню на летний период;
  • Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках
  • Локальные акты ДОО.

инструктажи сотрудников ДОО:

1. «Инструктаж по технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников

на прогулочных площадках, во время труда в цветнике, на участке»;

2. «Инструктаж по оказанию первой помощи детям при отравлениях ядовитыми  растениями и грибами, укусах насекомых, тепловом или солнечном ударах»;

3. «Инструктаж по оказанию первой доврачебной помощи»;

4. «Инструктаж по предупреждению детского дорожного травматизма».

Обязательная документация по организации воспитательно-образовательного процесса в летний период включает в себя:

  • Календарно-тематический  план,
  • табель посещаемости детей.
  • Журнал утреннего фильтра

1.Информационно-нормативная документация:

  • Должностная инструкция воспитателя
  • Инструкция по охране жизни и здоровья детей
  • Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.
  • Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке.

2.Документация по организации работы воспитателя:

  • Основная образовательная программа дошкольного образования
  • Рабочая программа группы
  • Перспективное и календарное планирование в соответствии с положением о планировании.
  • Расписание НОД.
  • Журнал учета времени, затрачиваемого на реализацию образовательной программы (в непрерывно-образовательной деятельности) на летний период

3.Документация по организации работы с воспитанниками:

  • Табель посещаемости.
  • Сведения о детях и родителях.
  • Лист здоровья на воспитанников группы.
  • Журнал здоровья
  • Лист адаптации.
  • Режим группы (теплый, адаптационный).
  • Перспективный план развлечений
  • Информационный журнал
  • Комплексы упражнений утренней гимнастики
  • Комплексы упражнения для бодрящей гимнастики

4.Документация по организации взаимодействия с родителями и семьями воспитанников:

  • Социальный паспорт семей воспитанников группы.
  • Карта информирования родителей о деятельности ДОУ
  • План взаимодействия (работы) с родителями воспитанников группы.

Предлагаю единую форму оформления планирования:

План взаимодействия (работы) с родителями воспитанников группы.

Июнь

Формы проведения

Тема мероприятия

Сроки

Ответственные

Перспективный план развлечений группы младшего

дошкольного возраста №4 на летний период

№ и тема  недели

          Мероприятие

                                  Цель

                                      июнь

1 неделя

«Детский сад»

Развлечение «Петрушка в гостях у ребят»

 Доставить детям радость, развивать их внимание; «зажечь» ребёнка интересом к предложенной деятельности. Вызвать положительные эмоции у детей. Развивать умение слушать.

         Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.

        Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:

  • включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
  • открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);
  • интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).

        В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

  • утреннюю гимнастику;
  • физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
  • подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
  • активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
  • самостоятельную двигательную деятельность;
  • закаливание:
  • ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
  • многократное умывание в течение дня;
  • полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
  • дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
  • ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.

Художественно-эстетическая работа включает:

  • изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);

 В летний оздоровительный период важным является:

  • рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
  • проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
  • экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
  • включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
  • освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
  • лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
  • аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
  • конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
  • детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).
  • музыкальную деятельность воспитанников;
  • ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

          При организации деятельности очень важно предусматривать занимательность, новизну подаваемого материала.

           Как итог работы организуются выставки продуктивных видов деятельности. Организуются различные конкурсы и праздники: «Минута славы» (на лучшее исполнение стихов, песен, танцев), конкурс рисунков на асфальте, на лучший букет из полевых цветов, на лучшую поделку на тему «В стране Светофории», праздники «Песочные фантазии», «В царстве Водяного», «Бумажные фантазии», «Бал цветов», викторины «От Мойдодыра», «Сказки дедушки Корнея», фестиваль народных игр. Со старшими дошкольниками можно организовать такую интересную форму работы, как проведение плэнера (рисование с натуры на природе). А затем организовать вернисаж.

     Для того чтобы охватить все формы работы с детьми предлагаю примерную циклограмму планирования по областям:

Примерная циклограмма календарного планирования на летний период

 (на неделю)

Социально-коммуникативное развитие

  • Беседы, общение
  • Игровые ситуации, игры-путешествия
  • Рассматривание и обсуждение иллюстраций, картин, фотографий
  • Сочинение и разгадывание загадок, составление рассказов
  • Ситуативные беседы
  • Социально-коммуникативные игры
  • Трудовая деятельность
  • Сюжетно – ролевые игры
  • Режиссерские игры
  • Театрализованная деятельность

Познавательное развитие

  • Рассматривание, обследование, наблюдения
  • Опыты, экспериментирование
  • Творческие задания
  • Проблемные ситуации
  • Тематические выставки
  • Дидактические игры
  • Интеллектуальные игры

Речевое развитие

  • Ситуативные разговоры, беседы,

общение

  • Чтение и обсуждение литературных

произведений

  • Разучивание стихов,

чистоговорок,

              скороговорок                                                          

  • Сочинение и отгадывание загадок
  • Пересказ, составление описательных

рассказов,

речевое творчество

Художественно-эстетическое развитие

  • Рисование
  • Аппликация
  • Лепка
  • Конструирование
  • Музыкальные занятия, прослушивание музыки

Физическое развитие

  • Утренняя и ритмическая гимнастика, упражнения под музыку
  • Подвижные игры
  • Игры – соревнования
  • Игры с элементами спорта
  • Народные игры
  • Хороводные игры
  • Физкультурные занятия
  • Физкультурные досуги и праздники

            В заключении хочется сказать, что грамотный подход к организации образовательного процесса в летний период позволит обеспечить эмоционально насыщенную жизнь всем участникам процесса. Удачи, творческого вдохновения! Нескучного всем лета!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект организации детской деятельности в летний период. "В родном краю"

В летний период родители уделяют меньше внимания творческо-познавательному развитию детей. Проект направлен на развитие взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. В программу проекта включены зада...

организация музыкальной деятельности в летний период.

организовать работу в  летний  период, как  правильно  построить работу и музыкальные  занятия....

Методическая разработка «Планирование и организация опытнической деятельности в летний период»

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований....

организация образовательной работы в летний период

организация образовательной работы в летний период...

"Организация образовательной деятельности в летний период"

quot;День радуги" в старшей группе.Задачи: узнать,что такое радуга, выяснить условия появления радуги в природе, рассмотреть разные виды радуг....

План оформления участка для прогулок и организации образовательной деятельности в летний оздоровительный период.

ООформление участка  к летнему оздоровительному сезону группы "Капельки":- Песочница;- Беседка;- Игровой домик.Основные зоны участка: игровая, эстетическая, спортивная и зона для отдыха...