Проект "Взаимодействие семьи, ДОУ и начальной школы в современном образовательном пространстве".
проект (подготовительная группа) на тему

Анна Игоревна Макарова

В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной: придя в школу, первоклассник должен иметь навыки чтения, письма и счета. Но это не имеет, на мой взгляд, первостепенной значимости. Самое главное для любого человека, и для ребенка в частности, умение общаться, приспосабливаться, слушать, слышать и понимать.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученной в ходе изысканий информации, определить роль и место важнейшего института воспитания – семьи – в подготовке ребенка к школе и ее влияние на эту готовность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                

Практико-значимый проект

на тему:

«Взаимодействие семьи, ДОУ и начальной школы в современном образовательном пространстве»

Выполнила

Макарова Анна Игоревна

МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга»

Город Подольск

2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………….....................………….………………………………3

Информационная карта...………...……………………….................…………..….5

Основная часть………..…………………………………………............................12

Заключение…………………………………………………………………………19

Приложения ….....………………..…………………………...................................23

Приложение 1.Пальчиковая гимнастика………………………………………….23

Приложение 2.Памятка родителям будущих первоклассников…………………25

Приложение 3.Консультация..Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе?....................................................................................27

Список   используемой литературы………………………………………………30

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной: придя в школу, первоклассник должен иметь навыки чтения, письма и счета. Но это не имеет, на мой взгляд, первостепенной значимости. Самое главное для любого человека, и для ребенка в частности, умение общаться, приспосабливаться, слушать, слышать и понимать.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученной в ходе изысканий информации, определить роль и место важнейшего института воспитания – семьи – в подготовке ребенка к школе и ее влияние на эту готовность.

В соответствии с целью данной работы, определяются ее основные задачи:

  1. Познавательная: изучить возможности семьи в формировании готовности к школьному обучению; влияние семьи на форсированность этой готовности.
  2. Разработать рекомендации родителям, способствующие максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке к обучению.
  3. Изучения опыта конкретных семей в решении поставленной проблемы.

В данной работе использованы следующие методы:

1.Анализ научно-педагогической и методической литературы;

    2.Педагогический эксперимент (наблюдения, беседы с родителями и детьми).

Подготовка детей к школе является одним из наиболее важных вопросов педагогики. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители.

Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью.

Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. Родители должны учитывать принципы обучения языку. Таким образом, они смогут овладеть доверием ребенка не только в вопросах воспитания, но и в обучении.

И, наконец, родители должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Автор проекта: воспитатель Макарова Анна Игоревна

Продолжительность проекта: долгосрочный, 1 учебный год

Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый, коллективный.

Участники проекта: педагоги, родители, дети.

        Значимая  проблема:                              

        В нашей стране подавляющее число дошкольников посещают детские сады, и родители часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей. Однако это неверно. Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение – ни детский сад, ни начальная школа – не могут полностью заменить семью, семейное воспитание.. В детском саду детям прививают многие полезные навыки, учат рисованию, начальному счету, письму и чтению. Но если занятиями ребенка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребенок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремиться работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они замыкаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придает особое значение всем достижениям ребенка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода заданий, принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей.

    Ребенок стремится к совпадению своего понимания, оценки окружающего, отношения к нему с пониманием, оценкой и отношением взрослого. Он усваивает особую позицию в отношении взрослого – позицию ученика, которая создает особо благоприятные условия для обучения в школе, где ему приходится буквально окунуться в новый материал, принимая его без возражения, сколь бы необычен он ни был. Ученые выявили, что именно в ходе такого личностного общения дети впервые приобретают такие интеллектуальные умения, как способность принимать и перерабатывать новую информацию, самостоятельно отбирать и обрабатывать ее и обсуждать с другими людьми. Все это ценные качества для обучения в школе. Важным условием перехода ребенка на уровень личностного общения является воспитательное воздействие взрослого. Поэтому перед родителями стоит важная задача: используя индивидуальный подход, контакт с детьми на том уровне, которого они уже достигли («делового», «познавательного общения»), и постепенно обогащая общение беседами, усложняя их содержание, подводить детей к новому, более сложному уровню взаимодействия со взрослыми воспитателями, учителями вашего ребенка, дать возможность ощутить особую радость от рождающихся при этом общности, единства.

    Успех в решении такой сложной и важной задачи, как успешная учеба ребенка в начальной школе, во многом зависит от правильно организованной преемственности не только между  детским садом и школой, но между дошкольным учреждением, школой и семьей. Обучать и воспитывать ребенка надо совместно

 

 Что входит в понятие готовности к школе?

173909_html_69f1b23c.gif

   

Что важно знать о готовности к школе родителям?

         Первая забота родителей будущих первоклассников – проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребёнка, а затем – выполнение всех назначений врача.

      Физическая готовность предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.

      Физическая готовность – фундамент готовности к школе. Ребёнку предстоит период адаптации, для которого характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость. Это всё внешние проявления физического и нервного напряжения, которые со временем проходят. Родителям важно помнить, что период острой адаптации приходится  на первые 6-9 недель обучения; самим родителям следует быть терпимыми и внимательными к детям. Постепенно дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают.

 Интеллектуальная готовность ребёнка к школе предполагает наличие у него достаточного кругозора, а также развитие внимания, памяти, сформированные

мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связь между явлениями и событиями. Сюда включается багаж знаний, соответствующий возрасту и набор специфических навыков, нужных для

обучения в школе. Когда мы готовим ребёнка к школе, мало научить его читать

или писать, умения должны быть гораздо шире.

      Социально – психологическая готовность в своей структуре предполагает три спектра: личностная готовность, социальная готовность и психологическая

готовность.

      Личностная готовность включает в себя формирование у ребёнка  готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Это выражается в отношении  ребёнка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Сюда же входит  и определённый уровень развития мотивационной сферы.Готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможность получать знания. С этой целью родителям необходимо объяснять своему ребёнку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

       Психологическая готовность предполагает достаточный уровень развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи. А также произвольность внимания и поведенческих реакций, обеспечивающих усидчивость.

      Социальная готовность предполагает качества, благодаря которым ребёнок мог   бы общаться с другими детьми и взрослыми. Это проявляется в умении ребёнка подчинять своё поведение законом детских групп и нормам поведения, установленными в классе, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. Соответственно, родителям следует поддерживать доброжелательные  отношения вашего сына или дочери с окружающими.

       Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. Следует давать только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

         Эмоционально – волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей         деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Хорошо, если ребенок способен принимать достойно неудачи, быть готовым к тому, что он не будет всегда лучшим и  центре внимания. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно протекание учебной деятельности 

Актуальность:

В настоящее время тема взаимоотношения педагога с родителями очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения. Привлечение семьи к жизни детского сада, группы, а так же к правильному воспитанию детей требует от воспитателя особого такта и внимания.

Совместная работа педагога с родителями помогает им стать единомышленниками и помощниками друг другу. Поэтому, необходимо привлекать родителей к мероприятиям, которые способствуют их совместной деятельности с детьми.

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка.

Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения, социума и семьи и школы ориентированного на личностное развитие детей, на повышение родительской компетентности, как важного фактора в решении образовательно-воспитательных задач. Создание единого образовательно-воспитательного пространства для обеспечения полноценного развития детей, стимулирования родителей к активному участию в жизни ребенка, в его достижениях в образовании и творческом саморазвитии.

Задачи проекта:

- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей, родителей;

- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

        Форма проведения итогового мероприятия проекта:

         презентация «К школе готовы!»

         Продукты проекта:

    1.обобщение опыта работы по теме;

    2.презентация «К школе готовы!»

         Ожидаемые результаты по проекту:

     1.создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

2.повышение педагогической и правовой грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований;

    3.повышение профессиональной компетентности педагогов;

    4.обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

5.продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

Предварительная работа:

  • опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
  • обсуждение общих вопросов на родительском собрании;

составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

Основная часть.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по нескольким направлениям:

  • 280998_html_4f181887.gif

 1. Информационно – аналитическое направление.

Результаты анализа, анкетирования для определения уровня педагогической компетентности родителей, их осведомленности работой педагогов, а так же степенью удовлетворенностью этой работы показали, что родители не очень хорошо знают, что надо знать о психологической и интеллектуальной готовности детей к школе, как  готовить детей к школе, свои права и обязанности, следствием чего являются низкая активность, непонимание отстраненность  игнорирование выполнение домашних заданий, которые дети получают от педагогов, а иногда и безответственность. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями.

      Анкетирование родителей, детям предложили отразить свои знания и представления о школе в рисунках, побеседовали о предстоящей школьной жизни. Родителям будущих первоклассников предложили подготовиться обмену мнениями о роли семьи в подготовке детей к обучению в школе. Специалисты детского сада подготовили интересные буклеты с различным материалом по развитию дошкольников в семье: «Как лучше учить стихи», «Советы родителям», «Как подготовить руку к письму». Все приемы и методы, использованные в собрании, способствовали установлению доверительных отношений между педагогами и родителями.

В группе проводилось небольшое обследование для выяснения мотивационной готовности к школе, т.е. выясняли есть ли у ребенка интерес к обучению в школе.

1. Беседовали с детьми: «Хочешь ли ты в школу? Почему? Кто уже был в школе? Что больше всего понравилось в школе? Для чего в школе нужны парта и звонок?

2. Рисунок   на тему: «Как я представляю себя в школе» некоторые из этих работ представлены на выставке.

Результаты беседы показали, что у большинства детей преобладают мотивы учебно-познавательные (интерес к новым знаниям, желание учиться чему-то новому); оценочные:  (я хочу в школу, потому что там буду получать только пятерки); позиционные (я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал, портфель и т.д.), достаточное развитие которых положительно влияет на школьную успеваемость.

Но есть дети, у которых игровые и внешние мотивы преобладают. Обычно это дети 5 лет, т.к. они еще не имеют полного представления о школе.

Поэтому родителям советовали ребенку отвечать на все интересующие его вопросы о школе; положительно отзываться о школе и учителях, не пугать ребенка школой, давать больше знаний о ней.

 

В беседах с родителями мы замечаем, что взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки к школе, но прежде всего их интересуют вопросы специальной подготовки - обучение чтению, счету, письму, а воспитанию нравственно-волевых качеств, таких как: самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность родители большого значения не придают.

Исходя из результатов анализа у детей была выявлена данная мотивационная готовность к школе.

6e6b463.gif

2. Познавательное направление.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. На этом направлении совместно с воспитателем очень существенную роль играют специалисты детского сада. Совместная работа специалистов ДОУ (педагог-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,  медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно ответственными участниками образовательного процесса.

В этом направлении используются  активные формы и методы работы с родителями

-Дни открытых дверей;

-общие и групповые родительские собрания;

-консультации, рекомендации для родителей;

-организованная деятельность детей с участием родителей;

-совместные выставки работ детей и родителей;

-работа с родительским комитетом группы;

-беседы с детьми и родителями;

-семинар – практикум;

-круглый стол для родителей;

      3. Наглядно – информационное направление.

-родительские уголки;

-папки - передвижки;

-семейный и групповые альбомы;

-презентации;

-фотовыставки;

4.Досуговое направление    

                       -совместные праздники, конкурсы, экскурсии

Традиционные формы работы с семьей:

Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

Индивидуальные формы работы с родителями - это беседы, консультации, поручения родителям и т. п.

Коллективные формы работы с родителями - это общие консультации, групповые и общие родительские собрания, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; вечера вопросов и ответов и т. д.

Анкетирование
1. «Что по вашему мнению необходимо сделать за предстоящий учебный год для подготовки школе?

2.Какой  помощи  вы  ждете  от детского  сада?"  

3."Мое  мнение  о  школьной жизни  ребенка"

4."Достаточно  ли  внимания вы уделяетеребенку?"

  Темы консультаций:

  1. Индивидуальные консультации по результатам психолого-педагогического тестирования на начало года.(октябрь)
  2.  «Привычные и непривычные способы коммуникации».

3) «Что нужно  знать о психологической готовности ребенка к школе»

4)Консультация логопеда «Нарушение звукопроизношения и грамотность».

5)Консультация психолога «Помогаем ребенку осваивать новую социальную роль».

 6)Консультации для родителей: «Как выбрать программу обучения для своего ребенка».

 7) «Готовим руку к письму», пальчиковая гимнастика.
8)Консультация для родителей «Леворукий ребенок».

 9)Консультация: «Как выбрать школу?»

 10) «Обучение раннему чтению».

11) «Леворукий ребенок».

Родительские собрания

 1) Вводное родительское собрание «Скоро в школу».(октябрь)

 2)Родительское собрание: «Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 6-7 лет». (февраль)

 3)Родительское собрание. Подведение итогов учебного года. (апрель)

Материал для стендов, папок - передвижек:

«В помощь семье первоклассника»

«Роль книги в нравственно-эстетическом воспитании ребенка»

«Что и как читать детям.»

Нетрадиционные формы работы с родителями:

Семейные клубы.

1. «Что нужно знать о психологической готовности ребенка к школе»,консультация психолога».

2. «Игровое общение сребенком». Практикум: «Игры в семье для подготовкидетей к школе».

3. «Гиперактивные дети».

4. «Формирование привычки к здоровому образу жизни».

5. «Мой образ первоклассника». Тест — рисование: «Каким я вижу своего ребенка в школе».

6. «Лето перед школой».

Досуговое  направление.

1.День открытых дверей "В гостях у детского сада». Посещение открытых занятий.

2.Спортивный . «Вместе дружная семья»

3. «Выходной вместе» совместное проведение досуга.

4.Экскурсии в школу: «1 сентября-День знаний». «Школа-это интересно».

 

Заключение.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Применение инновационных педагогических технологий способствует:

  • повышению качества образования;
  • повышение квалификации воспитателей;
  • применение педагогического опыта и его систематизация;
  • использование компьютерных технологий;
  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • повышение качества обучения и воспитания.

Психолого-педагогические обследование детей выявило достаточный уровень подготовки к школе. Из 14-ти детей – выпускников прошлого года 10 показали уровень подготовки к школе выше среднего, 3 – средний уровень. Выявлен один ребенок с проблемами в речевом развитии.

Результатом реализации  сотрудничества является создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

     Результатом плодотворного сотрудничества педагогов детского сада и начальной школы, родителей  воспитанников и обучающихся должно стать развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Интегративные качества ребёнка-дошкольника обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (портрет выпускника ДОУФГОС), личностные характеристики  выпускника (Портрет выпускника начальной школы)

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ

Портрет выпускника начальной школы в соответствии с ФГОС

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества…;

любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…

эмоционально отзывчивый…

овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками...

способный управлять своим поведением и планировать свои действия…

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту…

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Наши достижения

1.удовлетворенность родителей качеством предоставленных образовательных услуг воспитателями группы;

2.наличие позитивных отзывов родителей о деятельности группы;

3.установление доверительных отношений;

4.расширение инновационных форм работы с родителями;

5.вовлечение в совместную творческую деятельность;

8.совместные познавательные мероприятия;

Организуя вышеперечисленные мероприятия, я стремилась обогатить воспитательные умения родителей быть с ребенком в контакте, помочь родителям приобрести собственный воспитательный опыт.

Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенный результат: родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.

Таким образом, проведенная работа способствовала оптимизации процесса взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и школой. Ориентируясь на гуманистический подход, изменилось традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем и школой.

Приложение 1

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковую гимнастику желательно проводить каждый день, обязательно до и после выполнения упражнений по штриховке и письму. Количество повторений каждого упражнения можно уменьшить или увеличить в зависимости от желания ребенка.

♦ Упражнение «Приветствие футболистов».

Дотронуться до каждого пальца-футболиста и поздороваться: «Здравствуйте! Здравствуйте!» Ребенок последовательно, в нарастающем темпе, соединяет большой палец руки с указательным, средним, безымянным, мизинцем и обратно. Повторить 5 раз.

♦ Упражнение «Волны».

Ребенок пытается сделать «волны» кистями рук (как умирающий лебедь). Повторить обеими руками 2— 3 раза.

♦ Упражнение «Крестики-нолики».

Ребенок поочередно делает «крестики» из указательного и среднего, безымянного пальца и мизинца.

♦ Упражнение «Колокольчики».

Ребенок в течение 30—60 с потряхивает кистями рук.

♦ Упражнение «Змейка».

 Ребенок пытается дотронуться кончиками указательного, среднего и остальных пальцев в отдельности то до основания этого же пальца, то как можно дальше до ладони. Повторить обеими руками 3—4 раза.

♦ Упражнение «Музыка».

Ребенок совершает волнообразные движения (вверх-вниз) всеми пальцами руки так, как будто играет на фортепиано. Повторить упражнение обеими руками 3—4 раза.

♦ Упражнение «Ножницы».

Ребенок пытается соединить пальчики парами и развести пары как можно дальше. Повторить 5 раз. Затем ребенок пытается отвести указательный палец от остальных, крепко сжатых. Повторить 5 раз.

♦ Упражнение «Круги».

 Ребенок пытается рисовать «круги» в воздухе каждым пальцем обеих рук. Повторить 5 раз.

♦ Массаж пальцев.

    Ребенок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальца левой и правой руки, начиная с кончиков, поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Повторяют массаж обеих рук в течение 1—2 мин, заканчивают поглаживающими движениями. Массаж проводится в начале, середине (при возникновении усталости) и в конце работы. Массаж ведущей руки делается чаще.

     После проведения пальчиковой гимнастики можно поиграть с ребенком в игру «Театр теней», научив изображать из пальцев персонажей теневого театра (собаку, утку, лань). Для игры удобно использовать фильмоскоп без пленки.

Приложение 2.

Памятка родителям будущих первоклассников

«Что следует учесть при выборе школы»

1. Убедитесь в том, что именно сейчас самое подходящее время выбирать школу для своего ребенка: и возраст соответствует, и здоровье в норме.

2. Поделитесь своими планами с ребенком. Поинтересуйтесь его мнением на этот счет, отнеситесь уважительно к его любому мнению. Выслушайте его аргументы, доброжелательно без давления обсудите возможные варианты выбора школы и прогнозируемые плюсы и минусы этого выбора.

3.  В разговоре с ребенком лучше избегать критических высказываний в адрес школьных учителей и системы образования в целом.

4.  Если проблема выбора школы решена как бы сама собой (во дворе дома стоит вполне приличная школа с хорошей репутацией), все же неплохо поинтересоваться, по какой образовательной программе учат детей, соответствует ли она склонностям вашего ребенка, уровню его подготовленности?

5.  Если вы облюбовали школу с престижным названием, помните, что во многих новых экспериментальных школах отработка методических и других сторон обучения находится в стадии оформления: учебная нагрузка может не учитывать физиологических особенностей детей 5—6 лет, характера их познавательной деятельности. Не поленитесь поинтересоваться мнением о школе у родителей, дети которых уже обучаются в данной школе: насколько реализуется на их взгляд то, что провозглашается в образовательной концепции данного учебного заведения.

6.  Поинтересуйтесь правилами и исключениями из правил относительно записи в школу, подготовьте ребенка эмоционально к прохождению собеседования и иным процедурам принятия в школу.

7. Вероятно, вы знаете, что Министерство образования РФ занимает четкую позицию в вопросе диагностических процедур при приеме в школу, подчеркивая, что «исходной целью любого тестирования при приеме в школу может быть только корректировка процесса обучения с учетом индивидуального развития поступающего в школу».

8.  Если вашему ребенку предстоят тестовые испытания, старайтесь не заражать его собственным беспокойством, иначе ребенок просто не выдержит эмоционального напряжения.

Приложение 3.

Консультация.

Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе?

    Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев. Некоторые страхи имеют временный характер, потому что обусловлены возрастом. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это заслуживает специального внимания. Обычно это свидетельствует о каком-то неблагополучии, нервной ослабленности детей, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношениях в семье.

В общем виде страх условно делится на ситуативный и личностный: ситуативный — возникает в необычной, шокирующей обстановке; обусловленный личностно — предопределен характером человека. Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто дополняют друг друга.

Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их, когда пугаются, вместо того чтобы действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся» чувства. При длительно действующем страхе, искажающем эмоционально-волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается все более неадекватным образом. Это уже мнительность. Психические изменения под влиянием страха приводят к развитию труднопереносимой социально-психологической изоляции.

Однако следует иметь в виду, что большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят преходящий характер:

- от 1 до 3 лет — главным персонажем страшных сновидений чаще оказывается Волк;

-  от 3 до 5 лет — возраст эмоционального наполнения «Я» ребенка. Часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. После трех и особенно четырех лет к Волку и Бабе Яге присоединяются Кощей Бессмертный и Бармалей с общими у них чертами: черствостью, злом, коварством. Воплощая собой наказание, сказочные персонажи появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными. Значительно меньше страхов у детей, имеющих возможность общения со сверстниками;

- от 5 до 7 лет — интенсивно развиваются абстрактное мышление, способность к обобщениям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: откуда все взялось, зачем живут люди? Формируются опыт межличностных отношений, система ценностей, чувство родства, дома. Типичны для этого возраста страхи перед чертями как нарушителями социальных правил и устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира. Этим страхам больше подвержены послушные дети. Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти.

Прежде чем начать помогать детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены (в литературе выделено 29 видов страха). Страхи, проявляющиеся в поведении ребенка, отражают далеко не полную картину его внутренних, часто неотделимых от опасений, страхов.

Наиболее адекватный путь — отношение к страхам без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Нужно и самим родителям самокритично задать себе вопросы: какие страхи у нас самих были в детстве и чего мы боимся сейчас? Общие страхи должны устраняться общими усилиями, совместными мероприятиями, той же игрой, преодолевающей страх. Более действенным будет воздействие на причину страха, порождающие его условия и обстоятельства. Решиться помочь детям полностью избавиться от страха — это значит принять активное участие в их жизни. Но активность не означает постоянную возможность вмешиваться в личную жизнь детей. Главный фактор, препятствующий избавлению детей от страхов, — неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь всей семье в целом, только после этого имеет смысл проведение методик преодоления страхов детьми.

С помощью рисования удается устранить страхи, порожденные воображением ребенка, а также страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка. При использовании игры для преодоления страха психотерапевтический механизм заключается в перемене ролей, когда не боящийся в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным образом.

 

Список   используемой литературы:

  1. Майер А.А., Давыдова О.И.,  Воронина Н.В. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада ». – М.: Творческий Центр. 2011 г.
  2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  3. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
  4. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
  5. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4.
  6. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод. пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004г.

Интернет-ресурсы:

  1. сайт www.grandars.ru

  1. сайт www.kid.ru

  1. сайт www.vashevse.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывное развитие ребенка в едином образовательном пространстве «семья – детский сад – начальная школа» в условиях реализации ФГТ дошкольного образования и ФГОС НОО

"Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком" Л.С. Выготский...

Технологии физического развития детей дошкольного возраста в современном образовательном пространстве ДОУ

Цель:Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста, пропаганда здорового образа жизни среди сотрудников ДОУ.Задачи: 1.Систематизировать физкультурно-оздоровительную ...

Статья «Технология взаимодействия семьи, детского сада, начальной школы: описание, анализ, оценка опыта»

Вопросы сотрудничества семьи и детского сада,  задач приемственности в работе со школой, виды и формы взаимодействия....

АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ, ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценн...

«Приоритеты воспитания и обучения ребенка в едином пространстве развития «семья – детский сад – начальная школа» в контексте ФГОС

     Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимо...

«Организация работы по преемственности детского сада и школы в современном образовательном пространстве»

laquo;Школьное обучение никогда неначинается с пустого места, а всегдаопирается на определённую стадиюразвития, проделанную ребёнком».Л. С. Выготский...