АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ, ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
статья (средняя группа) на тему

Черникова Ирина Алексеевна

 В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

   Взаимодействие детского сада с  семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности ДОО.

 Взаимодействие рассматривается, как партнерские отношения образовательной организации с семьей и  является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса.

        При реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стал актуальным вопрос  поиска таких форм и методов работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции.

     Необходимость тесного взаимодействия семьи и детского сада  обусловлена также тем, что в настоящее время  дошкольное образование в целом испытывает значительные трудности. Увеличивается число детей в группах и уменьшается количество ставок специалистов, но при этом возрастают требования к качеству образования. В подобной ситуации участие родителей в воспитательно-образовательном процессе  становится необходимым.

            В соответствии с ФГОС в функции  дошкольной организации входит:    

Ø  Информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность; 

Ø Обеспечение открытости дошкольного образования;

Ø Создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

Ø Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;

Ø Обеспечение вовлечения  семей    в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

Ø Создание условий для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

 

      Взаимодействие  с родителями должно иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО.

      Поэтому в детском саду ежегодно проводится  социологический анализ контингента семей с последующим учетом этих особенностей при планировании работы с детьми и родителями.   Детский сад  должен находиться в режиме развития, а не  просто функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

   Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

   Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

   Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

   Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

   Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьейнеоспоримы и многочисленны:

– Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.

– Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности пед. процесса.

– Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

– Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

– Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

– Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

   Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей.

– Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

– Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

– Создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ.

   Новые формы взаимодействия с семьей.

   В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

   Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:

– «Круглый стол» по любой теме;

– Тематические выставки;

– Соц. обследование, тесты, опрос на любые темы;

– Консультации специалистов;

-Устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;

-Семейные спортивные встречи;

-Почта доверия, телефон доверия;

-Семейные проекты “Наша родословная”;

-Открытые занятия для просмотра родителей;

-Интеллектуальные ринги детей и родителей;

-Интервью с родителями и детьми на определенные темы;

-Родительская гостиная;

-Конкурс семейных талантов;

-Портфолио семейного успеха и др.

   Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

   Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.

   Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

   Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

   Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.

   Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

   Я считаю, что созданная система работы дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей, о чем свидетельствуют следующие результаты:

– активное участие родителей в жизни детского сада: осенний кросс, рождественские посиделки, выставки поделок, рисунков, фотовыставки, практикум, спортивные соревнования, экологические акции, благоустройство участков и оформление групп и т.д.;

– наличие положительных отзывов в «Книге отзывов родителей»;

– повысился процент посещаемости родителями собраний и совместных мероприятий, участия родителей в трудовой деятельности детского сада;

– родители стали полноправными участниками педагогического процесса в детском саду, повысилось количество семей, участвующих в различных конкурсах.

  В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой – педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

   Детский сад и школа – важные институты социализации в жизни ребенка. В этих учреждениях ребенок проводит большую часть своей жизни (почти 18 лет), здесь он получает самое большое количество информации, здесь он знакомится с обществом взрослых, детей, сверстников, с правилами, нормами, санкциями, традициями, обычаями, принятыми в конкретном обществе. Именно в этих учреждениях ребенок получает огромный социальный опыт. Ребенок учится познавать мир сначала вместе с взрослым, а затем самостоятельно. Он ошибается, учится на своих ошибках, а так как он находится в обществе, учится и на ошибках других, также перенимая их опыт. Именно в этом и заключается главная цель этих учреждений – не дать ребенку потеряться в обществе людей, помочь ему адаптироваться, подтолкнуть его на самостоятельные пути решения его проблем, при этом не давать ему оставаться наедине со своими страхами и неуверенностью в себе. Ребенок должен знать, что он не один в этом мире, что, если что, рядом есть люди, которые ему помогут. То есть необходимо донести до ребенка то, что «мир не без добрых людей», при этом он должен быть готов к неудачам, ведь не все в жизни складывается так, как мы хотим. Это очень сложная задача, именно поэтому с детьми работают специалисты в этом деле, именно поэтому для продуктивной деятельности этих учреждений необходима комплексная работа. Ведь когда человек, например, простужается, с ним работает не один врач, а сразу несколько. Так и здесь только совместно с семьей, обществом в целом, администрацией поселения, государством и т.д. мы добьемся того успеха, к которому так стремимся. Не нужно всё складывать на учителей и воспитателей.

   Рассмотрев, детский сад и школу, нам необходимо узнать, а как же они помогают непосредственно младшему школьнику. Ведь это тот возраст, когда ребенок еще совсем недавно выпустился из детского сада и еще не привык, не знает новых порядков, нового места, общества школы. Нам необходимо узнать, как же школа решает эти проблемы (если решает) и как ей в этом помогает детский сад. Речь идет о преемственности образования в этих учреждениях.

   Переходный период от дошкольника к школьнику – это наиболее сложный период. Тесное сотрудничество детского сада и школы необходимы. Важная роль в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы отводится воспитателю и учителю. Дети в ДОУ привыкают не только к распорядку дня, обстановке, требованиям, но и, прежде всего, к своему воспитателю. Итак, дошкольник приходит в школу. Всё сразу изменяется: и распорядок дня, и требования, и окружение (не всегда дети из одной группы детского сада идут в один класс), и уже нет прежнего воспитателя, а есть учитель. Ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем, кроме того, ребёнок уже имеет статус не дошкольника, а ученика и должен соответствовать ему. Поэтому очень важно учесть всё перечисленное для более успешной адаптации детей-дошкольников к школе.

   Многие родители хотят, чтобы, идя в школу, ребёнок бегло читал, умел считать, решать задачи, но не задумываются о важности адаптационного периода, поэтому, чтобы переход детей в школу более лёгким, не только воспитатели ДОУ должны идти «в ногу» с образовательной системой школы, но и учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников даёт возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

   В практике многих дошкольных учреждений и школ сложились продуктивные формы сотрудничества, реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе. Весьма эффективны такие формы взаимодействия между воспитателем детского сада и учителем, как взаимное ознакомление с программами, посещение открытых уроков и занятий, ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка. Немало важными являются связи между детским садом, школой, другими учреждениями, семьей:

– сотрудничество с методическим кабинетом;

– совместное участие в педагогических советах и семинарах;

– посещение детьми подготовительной группы детского сада первого класса;

– сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским комитетом;

– сотрудничество с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками.

   Указанные виды работ ориентированы на обеспечение естественного перехода дошкольника из детского сада в школу, педагогическая поддержка новой социальной ситуации, помощь в социализации, помощь семье в сотрудничестве с ребенком, при поступлении ребенка в школу.

   Воспитатель детского сада и учитель школы знакомят друг друга со спецификой планирования воспитательной работы в детском саду и тематическими планами уроков в школе. Это определяет необходимый уровень развития, который ребенок должен достичь к концу дошкольного возраста, тот объем знаний и умений, который нужен ему для освоения чтения, письма и математических знаний.

   Посещение воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы. Так, воспитатели детских садов могут на основе анализа открытых уроков предложить учителям первого класса способы применения в обучении игровых методов, наглядных пособий, способствуя более тесной учебно-методической преемственности между детским садом и школой. Педагоги во время таких посещений могут обмениваться информацией о педагогических новинках в периодической печати.

   Преемственность дошкольного и начального образования неизбежны. Воспитание и образование детей должно быть непрерывным, взаимодополняющим. Если в дошкольном учреждении одни требования, а в школе и дома другие, то личность не может развиваться гармонично. Чтобы избежать разногласий в воспитании необходимо дополнять и поддерживать одну и ту же программу, одни и те же требования. Так, можно отметить сходства в воспитательно-образовательной системе ДОУ и школы, например, классные руководители вместе с родителями формируют творческое портфолио ребёнка (творческие работы, грамоты, дипломы, фотографии), в дошкольных учреждениях также ведутся портфолио детей. Все перечисленные ниже формы и методы взаимодействия с семьёй и образовательным учреждением имеют сходство в своей структуре, целях и задачах.

   У каждого педагога свои формы, методы и приёмы работы с родителями, но цель у них одна – сотрудничество с семьёй, преемственность поколений, формирование семейных традиций, что является основой счастливой и дружной семьи. Также важно взаимодействие семьи и школы, как и взаимодействие семьи и ДОУ. Необходимо учитывать важную роль в сотрудничестве ДОУ и школы, так как по современным Федеральным Государственным Образовательным Стандартам дошкольное образование является первой ступенью образовательной системы.

   В своей работе я поддерживаю тесную связь с учителями, специалистами школ (взаимопосещение родительских собраний, открытых мероприятий). Это помогает наиболее эффективно построить свою работу по взаимодействию с семьями воспитанников, более грамотно организовать образовательную деятельность с детьми (посещение школьного музея, библиотеки, участие в театрализованной деятельности, посещение дошкольниками адаптационного курса занятий).

   Каждая школа и ДОУ в работе с родителями имеет свой определённый опыт. Проведение таких совместных мероприятий, как круглые столы, фестивали, выставки, театрализованная деятельность, и многие другие мероприятия способствуют взаимопониманию учителей, родителей, детей, где они одновременно являются организаторами и участниками.

   Самое главное, на мой взгляд, необходимо значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща.

   Итак, школа и поныне остается важным институтом социализации ребенка, именно здесь закладывается тот «фундамент», который будет необходим, и который ребенок будет помнить всю жизнь. Недаром говорят, что школьные годы – самые яркие годы. На педагогах, в свою очередь, лежит огромная ответственность (не меньше родительской) за будущее своих воспитанников, они становятся им вторыми родителями и в полной мере отвечают за их безопасность, в том числе моральную.

   В ходе вышеизложенного можно сделать вывод,  что семья и дошкольное образовательное учреждение в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

   Семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

   Семья является институтом первичной социализации. Детский входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой

 

 Таким образом: детский сад и школа – неотъемлемые составляющие жизни каждого человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ, ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

   В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

   Взаимодействие детского сада с  семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности ДОО.

 Взаимодействие рассматривается, как партнерские отношения образовательной организации с семьей и  является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса.

        При реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стал актуальным вопрос  поиска таких форм и методов работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции.

     Необходимость тесного взаимодействия семьи и детского сада  обусловлена также тем, что в настоящее время  дошкольное образование в целом испытывает значительные трудности. Увеличивается число детей в группах и уменьшается количество ставок специалистов, но при этом возрастают требования к качеству образования. В подобной ситуации участие родителей в воспитательно-образовательном процессе  становится необходимым.

            В соответствии с ФГОС в функции  дошкольной организации входит:    

  •  Информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность; 
  • Обеспечение открытости дошкольного образования;
  • Создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
  • Обеспечение вовлечения  семей    в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • Создание условий для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

      Взаимодействие  с родителями должно иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО.

      Поэтому в детском саду ежегодно проводится  социологический анализ контингента семей с последующим учетом этих особенностей при планировании работы с детьми и родителями.   Детский сад  должен находиться в режиме развития, а не  просто функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

   Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

   Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

   Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

   Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

   Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны:

- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.

- Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности пед. процесса.

- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

- Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

   Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей.

- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- Создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ.

   Новые формы взаимодействия с семьей.

   В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

   Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:

- «Круглый стол» по любой теме;

- Тематические выставки;

- Соц. обследование, тесты, опрос на любые темы;

- Консультации специалистов;

-Устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;

-Семейные спортивные встречи;

-Почта доверия, телефон доверия;

-Семейные проекты "Наша родословная";

-Открытые занятия для просмотра родителей;

-Интеллектуальные ринги детей и родителей;

-Интервью с родителями и детьми на определенные темы;

-Родительская гостиная;

-Конкурс семейных талантов;

-Портфолио семейного успеха и др.

   Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

   Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.

   Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

   Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

   Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.

   Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

   Я считаю, что созданная система работы дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей, о чем свидетельствуют следующие результаты:

- активное участие родителей в жизни детского сада: осенний кросс, рождественские посиделки, выставки поделок, рисунков, фотовыставки, практикум, спортивные соревнования, экологические акции, благоустройство участков и оформление групп и т.д.;

- наличие положительных отзывов в «Книге отзывов родителей»;

- повысился процент посещаемости родителями собраний и совместных мероприятий, участия родителей в трудовой деятельности детского сада;

- родители стали полноправными участниками педагогического процесса в детском саду, повысилось количество семей, участвующих в различных конкурсах.

  В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой – педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

   Детский сад и школа – важные институты социализации в жизни ребенка. В этих учреждениях ребенок проводит большую часть своей жизни (почти 18 лет), здесь он получает самое большое количество информации, здесь он знакомится с обществом взрослых, детей, сверстников, с правилами, нормами, санкциями, традициями, обычаями, принятыми в конкретном обществе. Именно в этих учреждениях ребенок получает огромный социальный опыт. Ребенок учится познавать мир сначала вместе с взрослым, а затем самостоятельно. Он ошибается, учится на своих ошибках, а так как он находится в обществе, учится и на ошибках других, также перенимая их опыт. Именно в этом и заключается главная цель этих учреждений – не дать ребенку потеряться в обществе людей, помочь ему адаптироваться, подтолкнуть его на самостоятельные пути решения его проблем, при этом не давать ему оставаться наедине со своими страхами и неуверенностью в себе. Ребенок должен знать, что он не один в этом мире, что, если что, рядом есть люди, которые ему помогут. То есть необходимо донести до ребенка то, что «мир не без добрых людей», при этом он должен быть готов к неудачам, ведь не все в жизни складывается так, как мы хотим. Это очень сложная задача, именно поэтому с детьми работают специалисты в этом деле, именно поэтому для продуктивной деятельности этих учреждений необходима комплексная работа. Ведь когда человек, например, простужается, с ним работает не один врач, а сразу несколько. Так и здесь только совместно с семьей, обществом в целом, администрацией поселения, государством и т.д. мы добьемся того успеха, к которому так стремимся. Не нужно всё складывать на учителей и воспитателей.

   Рассмотрев, детский сад и школу, нам необходимо узнать, а как же они помогают непосредственно младшему школьнику. Ведь это тот возраст, когда ребенок еще совсем недавно выпустился из детского сада и еще не привык, не знает новых порядков, нового места, общества школы. Нам необходимо узнать, как же школа решает эти проблемы (если решает) и как ей в этом помогает детский сад. Речь идет о преемственности образования в этих учреждениях.

   Переходный период от дошкольника к школьнику - это наиболее сложный период. Тесное сотрудничество детского сада и школы необходимы. Важная роль в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы отводится воспитателю и учителю. Дети в ДОУ привыкают не только к распорядку дня, обстановке, требованиям, но и, прежде всего, к своему воспитателю. Итак, дошкольник приходит в школу. Всё сразу изменяется: и распорядок дня, и требования, и окружение (не всегда дети из одной группы детского сада идут в один класс), и уже нет прежнего воспитателя, а есть учитель. Ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем, кроме того, ребёнок уже имеет статус не дошкольника, а ученика и должен соответствовать ему. Поэтому очень важно учесть всё перечисленное для более успешной адаптации детей-дошкольников к школе.

   Многие родители хотят, чтобы, идя в школу, ребёнок бегло читал, умел считать, решать задачи, но не задумываются о важности адаптационного периода, поэтому, чтобы переход детей в школу более лёгким, не только воспитатели ДОУ должны идти «в ногу» с образовательной системой школы, но и учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников даёт возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

   В практике многих дошкольных учреждений и школ сложились продуктивные формы сотрудничества, реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе. Весьма эффективны такие формы взаимодействия между воспитателем детского сада и учителем, как взаимное ознакомление с программами, посещение открытых уроков и занятий, ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка. Немало важными являются связи между детским садом, школой, другими учреждениями, семьей:

- сотрудничество с методическим кабинетом;

- совместное участие в педагогических советах и семинарах;

- посещение детьми подготовительной группы детского сада первого класса;

- сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским комитетом;

- сотрудничество с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками.

   Указанные виды работ ориентированы на обеспечение естественного перехода дошкольника из детского сада в школу, педагогическая поддержка новой социальной ситуации, помощь в социализации, помощь семье в сотрудничестве с ребенком, при поступлении ребенка в школу.

   Воспитатель детского сада и учитель школы знакомят друг друга со спецификой планирования воспитательной работы в детском саду и тематическими планами уроков в школе. Это определяет необходимый уровень развития, который ребенок должен достичь к концу дошкольного возраста, тот объем знаний и умений, который нужен ему для освоения чтения, письма и математических знаний.

   Посещение воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы. Так, воспитатели детских садов могут на основе анализа открытых уроков предложить учителям первого класса способы применения в обучении игровых методов, наглядных пособий, способствуя более тесной учебно-методической преемственности между детским садом и школой. Педагоги во время таких посещений могут обмениваться информацией о педагогических новинках в периодической печати.

   Преемственность дошкольного и начального образования неизбежны. Воспитание и образование детей должно быть непрерывным, взаимодополняющим. Если в дошкольном учреждении одни требования, а в школе и дома другие, то личность не может развиваться гармонично. Чтобы избежать разногласий в воспитании необходимо дополнять и поддерживать одну и ту же программу, одни и те же требования. Так, можно отметить сходства в воспитательно-образовательной системе ДОУ и школы, например, классные руководители вместе с родителями формируют творческое портфолио ребёнка (творческие работы, грамоты, дипломы, фотографии), в дошкольных учреждениях также ведутся портфолио детей. Все перечисленные ниже формы и методы взаимодействия с семьёй и образовательным учреждением имеют сходство в своей структуре, целях и задачах.

   У каждого педагога свои формы, методы и приёмы работы с родителями, но цель у них одна – сотрудничество с семьёй, преемственность поколений, формирование семейных традиций, что является основой счастливой и дружной семьи. Также важно взаимодействие семьи и школы, как и взаимодействие семьи и ДОУ. Необходимо учитывать важную роль в сотрудничестве ДОУ и школы, так как по современным Федеральным Государственным Образовательным Стандартам дошкольное образование является первой ступенью образовательной системы.

   В своей работе я поддерживаю тесную связь с учителями, специалистами школ (взаимопосещение родительских собраний, открытых мероприятий). Это помогает наиболее эффективно построить свою работу по взаимодействию с семьями воспитанников, более грамотно организовать образовательную деятельность с детьми (посещение школьного музея, библиотеки, участие в театрализованной деятельности, посещение дошкольниками адаптационного курса занятий).

   Каждая школа и ДОУ в работе с родителями имеет свой определённый опыт. Проведение таких совместных мероприятий, как круглые столы, фестивали, выставки, театрализованная деятельность, и многие другие мероприятия способствуют взаимопониманию учителей, родителей, детей, где они одновременно являются организаторами и участниками.

   Самое главное, на мой взгляд, необходимо значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща.

   Итак, школа и поныне остается важным институтом социализации ребенка, именно здесь закладывается тот «фундамент», который будет необходим, и который ребенок будет помнить всю жизнь. Недаром говорят, что школьные годы - самые яркие годы. На педагогах, в свою очередь, лежит огромная ответственность (не меньше родительской) за будущее своих воспитанников, они становятся им вторыми родителями и в полной мере отвечают за их безопасность, в том числе моральную.

   В ходе вышеизложенного можно сделать вывод,  что семья и дошкольное образовательное учреждение в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

   Семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

   Семья является институтом первичной социализации. Детский входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой

 Таким образом: детский сад и школа – неотъемлемые составляющие жизни каждого человека.

Список литературы

 Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я.- 2008.- №5.-с.139-141.

 Александрова Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами // Управление дошкольным образовательным учреждением.-2003.-№4.-с.29-32.

 Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я -2007. -№5.-с.139-142.

 АндрющенкоТ.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Изд. Центр «Академия», 2003. -96с.

 Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа.-2004.-№10.

 Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.-М.: Большая Российская Энциклопедия.- 2002.-с.528.

 Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.4-е изд.; перераб. и дополн.-СПб.: Питер,2004.-с.208.

 Домбровская Е.Н. Социализация младших школьников в процессе фольклорно-танцевальных занятий // Начальная школа.-2008.-№10.-с.65-69.

 Каирова А.И., Петрова Ф.Н. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. А.И. Каирова, Ф.Н. Петрова. -М.: «Советская энциклопедия», 1964.

 Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997. -с.240.

 Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько. -4-е изд., стереотип. -М.: Изд. центр «Академия», 2000. -с.288.

 Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.-М.: Изд.центр «Академия»,2003.-с.336.

 Кудрявцева Е.А. Преемственность в работе детского сада