ПРОЕКТ на тему « Взаимодействия семьи,детского сада и начальной школы.»
проект (подготовительная группа) на тему

Носкова Жанна Владимировна

Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – пространственной развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с педагогами начальных классов СОШ, использовании педагогических технологий при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_proekt.docx40.2 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект "Скоро в школу.»

 

Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – пространственной развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с педагогами начальных классов СОШ, использовании педагогических технологий при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Педагоги МБДОУ № 89 «Дельфиненок» и МБОУСОШ № 23 активно взаимодействуют друг с другом.  Между МБДОУ № 89  и МБОУСОШ № 23 существует тесная взаимосвязь. Сегодня мы работаем вместе со школой над теми направлениями модернизации, которые актуальны для всей системы образования, начиная с детского сада. Это:

  • обеспечение психологического комфорта, повышение внимания к здоровью детей;
  • уважение личности ребенка, ориентация на его интересы и возможности, эмоциональную и мотивационную сферы;
  • сотрудничество между детьми, педагогами и родителями;
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса СОШ и ДОУ;
  • развивающий характер обучения;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности детей.

Тема проекта: «Скоро в школу!»

Сроки реализации: долгосрочный (начало – апрель 2017 года; окончание апрель 2018года)

Вид проекта: познавательно – творческий

Возраст детей: старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети группы № 5 , родители, педагоги школы 23.

Проблема: несформированность мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.

Идея проекта:

Организация и проведение проекта «Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе» для повышения педагогической, психологической и коммуникативной компетентности участников проекта, что позволит создать условия для успешного обучения детей в школе.

Цель: 

-формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе, через использование педагогических технологий;

- создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.

 

Задачи:

1. Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться).

2. Формировать учебно - познавательные мотивы.

3. Развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность.

4. Продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.

5. Продолжать повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность и адекватную самооценку.

6. Способствовать снижению чувства тревожности.

7. Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки детей.

Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т. к. только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению.

Методы решения задач:

1.Исследовательские методы: изучение и анализ методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование.

2. Практические методы: ритуал приветствия, прощания, релаксационные упражнения, упражнения–разминки, обыгрывание различных ситуаций решение проблемных ситуаций, коллективные работы, моделирование.

3. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.

4. Игровые методы: дидактические и психологические игры, игровые действия, воображаемая ситуация.

5. Словесные методы: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц.

Содержание проекта строится на принципах:

•Принцип позитивности - создание поддерживающее, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.

•Принцип целостности развития – усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.

•Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.

•Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию самоусовершенствованию и саморегуляции.

Ожидаемые результаты проекта:

Апробировав проект, мы ждём определённых результатов:

формирование «внутренней позиции будущего ученика», эмоционально – положительное отношение к школе, новый уровень самосознания;

 расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике;

освоение новых форм взаимодействия педагогов и родителей;

повышение педагогической компетентности всех участников проекта;

обмен положительным опытом подготовки ребенка к школе.

Как следствие этого - более высокие показатели адаптированности детей в первом классе, успешность детей в школе, высокая активность родителей в решении задач обучения и воспитания детей.

Родители:

• уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;

• смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами.

Педагоги:

• получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их родителях;

• реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта средствами сетевых технологий;

• получат возможность оперативного получения «обратной» связи.

Дети:

• получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместной деятельности с родителями.

План реализации проекта будет проходить в три этапа:

Подготовительный этап - «Круг проблем».

В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта и подбираются материалы:

   - изучение научной и методической литературы по теме проекта;

   - диагностика;

   - анкетирование родителей;

   - планирование образовательной деятельности в рамках проекта;

   - комплексный план взаимодействия педагогов ДОУ и родителей;

   - разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса.

   - подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.).

На этом этапе родители задают вопросы, которые наиболее остро стоят перед ними. Определение круга проблем по подготовке детей к школе.

Основной этап - «Копилка идей» (реализация проекта).  

Взаимодействие ДОУ и СОШ (совместное мероприятие), а так же детей и родителей. Ответы на поставленные вопросы. Обсуждение путей решения «круга проблем», представление инновационного положительного опыта, эффективных методических приемов подготовительной работы: «А я это делаю так!». Формирование тематической копилки в помощь родителям и педагогам.

Заключительный этап.

На завершающем этапе планируется:

- оформление аналитического отчета в формате  презентации;

- семинар – практикум для педагогов в рамках проведения  «Подготовка детей к школьному обучению, через использование педагогических технологий»;

- создание портрета и модели выпускника ДОУ как конечного результата воспитательно-образовательного процесса;

 

Актуальность проекта:

В психолого-педагогической литературе ведутся споры по поводу того, нужно или нет готовить дошкольников к обучению в школе, к переходу от игровой деятельности к учебной. Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное, непонятное. Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

Отношение ребенка к школе должно сформироваться до того, как он в нее пойдет. Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы, полагая, что этим они прививают ребенку интерес и положительное  отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции может надолго потерять интерес к учебе, к школе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

 Сегодня, много внимания продолжают уделять интеллектуальной подготовки детей к школе, и мало внимания уделяют формированию у дошкольников «внутренней позиции школьника». С первых же дней пребывания в школе у детей возникает позиция общественно значимой деятельности. Все, что делается в школе, связано с этой позицией, поддерживается ею и придает новой деятельности личный смысл, значимый и важный. По мнению Д. Б. Эльконина, «учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий». Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами.

Роль родителей в подготовке к школе.

Имеется немало семей, в которых с раннего детства большое внимание уделяется правильному воспитанию и развитию детей, укреплению их здоровья, формированию положительных нравственных качеств и норм поведения. Есть семьи, в которых вся забота о детях сводится в основном к тому, чтобы их лучше одеть, накормить, обеспечить всеми благами, а умственное развитие и нравственное воспитание пущены на самотек. Встречаются, к сожалению, и такие семьи, где вообще отсутствует надзор и воспитание детей со стороны родителей. А ведь роль семьи в подготовке ребенка к школе велика. Она начинается практически с пеленок, ведь все первоначальные знания, умения и навыки, то есть всестороннее развитие, ребенок получает в семье.

Взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребенка к школьному обучению, усвоению школьной программы.

Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе:

Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, буклеты по данной теме.

Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Основные принципы организации работы с семьей:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • выявление общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Формы взаимодействия подразделяются:

- на коллективные,

- индивидуальные,

- наглядно-информационные.

Нетрадиционные формы общения с родителями:

• Совместные досуги, праздники.

• Участие родителей в выставках.

• Организация дней открытых дверей.

• Выпуск газет.                        

• Занятия о профессиях, которые проводят родители.

В работе по подготовке к школе детей к школе также используются:

Анкетирование, тестирование, диагностика (по эффективному взаимодействию с детским садом при подготовке к школе; выявление особенностей воспитания детей в семье).

Индивидуальная диагностика психологической готовности детей к школе по запросам родителей:

1. Как определить ведущую руку будущему первокласснику;

2.Диагностика готовности к школе и эмоционального благополучия ребенка-выпускника.

2. Беседы, консультации, рекомендации (воспитателя, врача; инструктора по физкультуре; музыкального руководителя по адаптации и подготовке к школе);

Организационные мероприятия по подготовке к школе.

1. Педсовет «Скоро в школу».

2. Родительские собрания.

3. Выставки творчества детей и взрослых.

4. Выставка детской литературы для семейного чтения.

5. Выставка педагогической литературы для родителей.

6. Рекламно-информационный стенд.

7. Подарки и приглашения к праздникам.

8. Газета для родителей «Скоро в школу».

9.Организация праздников и развлечений.

10.Изготовление костюмов и атрибутов;

11.Организация дней рождения детей;

12.Участие в спортивных развлечениях;

Сотрудничества ДОУ и школы.

Основные задачи:

  • улучшение подготовки 5-6,5-7 летних детей к школе;
  • обеспечение естественности перехода из детского сада в школу;
  • углубление интереса к жизни в школе;
  • обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семьи в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.                  

Педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности. Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования). Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей. Взаимодействие медицинских работников ДОУ и школы. Проведение «дней выпускников» в ДОУ. Совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе. Встречи родителей с будущими учителями. Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе. Игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста.

Использование современных педагогических технологий в ДОУ.

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных педагогических технологий.  Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных  условиях. Они сочетают прогрессивные  технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. 
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий. К их числу можно отнести: здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные технологии и др.  Современным педагогическим технологиям присущи следующие характеристики: гуманность, эффективность, наукоемкость, универсальность, интегрированность. Педагоги ДОУ при реализации современных образовательных технологий выполняют функции собеседника, исследователя, фасилитатора, эксперта.  Все выше сказанное и составило предпосылки для совершенствования профессионального мастерства педагогов ДОУ. Поиск новых форм педагогической работы, способствующих повышению профессиональной компетентности, привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стали широко использоваться технологии проектной деятельности. Их цель – развитие и обогащение социально – личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Организация жизнедеятельности в детском саду по проектной технологии позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Работая по современным образовательным технологиям, у воспитателя происходит постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование, что всегда актуально для педагогической профессии. 

Подготовка детей к обучению в школе в условиях ДОУ.

От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность в его дальнейшем обучении.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: 1. всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое);

2. специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя:

• Вырабатывание у детей представления о занятиях, как важной деятельности для приобретения знаний.

• Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности.

• Воспитания у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности.

• Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива

Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них «качеств общественности», умение жить и трудиться в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение – детей необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.

Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л. С. Выготский назвал «кризисом 7 лет». Результатом подготовки является готовность к школе. Готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

Итог развития ребенка в дошкольном детстве.

Предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе:

  • желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться.

Оно связано с тем, что ребенок начинает сознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра.

Важная сторона психологической готовности к школе – достаточный уровень волевого развития ребенка. У развитых детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающих шести летних детей, является соподчинение мотивов, которое дат возможность ребенку управлять своим поведением, и которое необходимо для того, чтобы сразу уже, придя в 1 класс, включаться в общую деятельность, принять систему требования, предъявляемой школой учителям.

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1 класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире – о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и их сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т.е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество – степень правильности, четкости и обобщенности, сложившихся в дошкольном детстве представлении.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

• положительных представлений о школе;

• желания учиться в школе, чтобы знать и уметь много нового;

• сформированной позиции школьника.

Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Овладения грамотой элементами математике в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличие от содержательной стороны, о количественных соотношениях вещей и их отличия от предметного значения этих вещей. Поможет ребенку учиться в школе и усвоения понятия числа и некоторых других первоначальных математических понятий.

Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе значение и навыки, а уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребенка, особенности развития его интересов.

Психологическая готовность к школе включает качество личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те условные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношение со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.

Мотивы учения и положительное отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.
Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:
1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
2. формирование положительного эмоционального

3. формирование опыта учебной деятельности.

Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, отношения к школе; рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления).

ФГОС ДО.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

а) проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

б) посещали уроки первого класса детьми подготовительной группы;

в) выбирают себе род занятий, участников по совместной деятельности;

д) проявляют способность к волевым условиям;

е) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;

ж) проявляют способность к принятию собственных решений.

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

 План сотрудничества с родителями детей подготовительных к школе групп

(апрель 2017 года -  апрель 2018 года)

Мероприятие

Цель

Сроки

Ответственные

Общее родительское собрание для старших, подготовительных к школе групп «Скоро в школу».

Обозначение задач по подготовке детей к школьному обучению, знакомство с вариативными программами начального образования в школе.

Сентябрь, 2017

Воспитатели подготовительной группы

Зам. заведующего

Консультации:
- «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
- «Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 6,5-7 лет» 
- «Тип личности ребенка и его готовность к школе».

Повышение психолого-педагогической компетентности  по вопросам мотивационной готовности ребенка к школьному обучению.

Октябрь-
декабрь, 2017

Воспитатели подготовительной группы

Зам. заведующего

Анкетирование родителей
«Готов ли ребенок к обучению в школе».

Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на начало учебного года.

Январь, 2017

Зам. заведующего

Семинар-практикум
«В семье первоклассник».

Подготовка родителей к новой социальной роли «родители первоклассника».

Март, 2018

Зам. заведующего

Анкетирование родителей по готовности их ребенка к школьному обучению.

Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на конец учебного  года. 

Апрель, 2018

Зам. заведующего

Посещение родителей занятий детей по основным видам деятельности в подготовительных группах.

Ознакомление родителей с основными методами и приемами развития ребенка при подготовке к обучению в школе.

Январь, апрель, 2018

Зам. заведующего

Воспитатели подготовительной группы

Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей.

Рекомендации для родителей по успешной подготовке к обучению в школе.

Регулярно

Зам. заведующего

Воспитатели подготовительной группы

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:
«Советы родителям будущих первоклассников»,
«Готовим руку к письму»,
«Как подготовить ребенка к школе»,
«Леворукий ребенок»,
«Учим детей считать, писать, читать»,
«Формирование произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста»,
«Семья и ребенок: взаимоотношения и готовность к обучению в школе»,
«Как выбрать программу обучения для своего ребенка».

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению.            

Регулярно

Зам. заведующего

Воспитатели подготовительной группы

 

План образовательной деятельности по подготовке детей к школе (подготовительная группа).

Мероприятие

Задачи

Дата проведения

Экскурсия в школу.

Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни.

Ноябрь, 2017

Март, 2018

Беседа «Профессия-учитель».

Расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Апрель, 2018

Октябрь, 2017

Интеллектуальная игра

«Я знаю все».

Воспитывать умение работать в коллективе, побуждать детей к интеллектуальной творческой деятельности.

Февраль, 2018

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Периодически

Встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ).

Показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь.

Периодически

Выставка детских работ

«Я рисую школу».

Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую моторику руки.

Апрель, 2018

Дидактическая игра

«Собери портфель».

Закрепление знаний о школьных принадлежностях. Развитие внимания.

Сентябрь, 2017

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы. Учит самостоятельно находить решение поставленной задачи.

Январь, 2018

Заучивание стихотворений, чтение рассказов о школе

Развивать выразительность речи. Побуждать дошкольников к самостоятельности.

Периодически

Беседа о школьной библиотеке.

Формировать знания дошкольников о библиотеке  и  ее назначении.

Февраль, 2018

Экскурсия в школьную библиотеку.

Воспитывать интерес к книгам, бережное отношение к ним. Учить выбирать книги по интересам.

Март, 2018

Вечер загадок «Скоро в школу».

Воспитание интереса к школьной жизни. Развитие внимания, мышления.

Периодически

Беседа об уроках, переменах и 
школьном звонке.

Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению.

Периодически

Игра-соревнование между детьми подготовительных групп «Как мы готовы к школе».

Развивать внимание, память, мышление. 
Воспитывать умение детей осознанно подчиняться установленным правилам.

Апрель, 2018

Развлечение «Прощай, детский сад.
Здравствуй, школа!»

Вызвать у детей положительные эмоции, поддерживать желание идти в школу.

Май

 

Заключение.

На основе проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

1) поставленная нами цель была достигнута, задачи выполнены, а гипотеза доказана;
2) мы рассмотрели такие понятия как “социализация”, “семейная социализация”, “младший школьный возраст”;
3) мы подробно познакомились с такими учреждениями как детский сад и школа, узнали, что они могут взаимодействовать и при этом решать много проблем возникающие
 как у педагогов и родителей при взаимодействии с ребенком, так и у самого ребенка при подготовке и поступлении в школе.

Социализация в жизни человека – необходимый процесс его развития, она влияет на морально-нравственную, психологическую, коммуникативную, интеллектуальную составляющие его личности. Если исключить этот процесс из стадий развития человека, то не сложилось бы в мире такого понятия как “социум”, человек был бы примитивен в своих потребностях, желаниях и интересах, да и вообще человечество не развивалось, а находилось бы на одной ступени развития – примитивно.

Семья – первое “общество”, в которое попадает ребенок. Здесь он перенимает первые навыки выживания, общения, здесь ребенок учится на своих ошибках и перенимает опыт старших. В семье ребенок учится тому, что необходимо будет ему в дальнейшем.

Детский сад – учреждение, куда попадает ребенок сразу после воспитания в семье, но при этом родители не бросают заниматься с ребенком дома. Попадая в детский сад, ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому обществу, к новым правилам поведения. Здесь очень ярко отражается то, чему ребенка научили в семье, чему нет. Ребенок проецирует отношения в семье на отношение с ребятами из группы.

Школа – учреждение, в которое ребенок попадает после детского сада. Здесь возникает та же ситуация: новый коллектив, новые правила. Но здесь возникает и ряд других проблем: это невозможность ребенка быстро переключиться с детского сада на образ жизни школьника; это могут быть проблемы, не решенные в семье и детском саду на каком-либо этапе развития.

Детский сад и школа – учреждения, где ребенок развивается и при их взаимодействии можно решить ряд проблем, с которыми сталкиваются родители, педагоги, воспитатели и сами дети. При взаимодействии этих двух учреждений может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет чувствовать себя комфортно (при индивидуальной работе), когда педагог знает подход к каждому, зная их индивидуальные особенности. Также, школа через сотрудничество с детским садом может активно работать и с родителями, ведь детский сад очень плотно взаимодействует с родителями и имеется Родительский комитет.

Сотрудничество этих трех институтов социализации (семья, детский сад и школа) необходимо для полноценного развития личности.

Советы родителям будущих первоклассников:

  • Следует рассказать ребенку, что означает «быть школьником» и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники, ранец и пр.) и заменяя ее содержательной стороной.
  • Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.
  • Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом разнообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми -на одинаковые.
  • Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью.
  • Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенности тревожность.
  • Очень важно уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.

 

 

Список литературы:

Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я. – 2008. – №5. – с. 139–141.

Александрова Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. – № 4. – с. 29–32.

Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007. – № 5. – с. 139–142.

АндрющенкоТ.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2003. – 96с.

Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. – 2004. – № 10.

Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.-М.: Большая Российская Энциклопедия. – 2002. – с. 528.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.4-е изд.; перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – с. 208.

Домбровская Е.Н. Социализация младших школьников в процессе фольклорно-танцевальных занятий // Начальная школа. – 2008. – № 10. – с. 65–69.

Каирова А.И., Петрова Ф.Н. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. А.И. Каирова, Ф.Н. Петрова. – М.: “Советская энциклопедия”, 1964.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание системы взаимодействия между детским садом и начальной школой"

Построение системы взаимодействия работы дошкольного и начального образования. Основные цели, задачи работы и предполагаемые результаты....

«Анализ, описание и результативность технологии взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы»

Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу – это переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития....

Контрольная работа «Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы: описание, анализ и оценка опыта»

Контрольная работа «Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы: описание, анализ и оценка опыта»   Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребе...

Статья «Технология взаимодействия семьи, детского сада, начальной школы: описание, анализ, оценка опыта»

Вопросы сотрудничества семьи и детского сада,  задач приемственности в работе со школой, виды и формы взаимодействия....

АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ, ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценн...

Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой»

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в дошкольном детстве, от ур...

Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой»

Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой»Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по преемственности между детским садом и ...