Тренинг по развитию коммуникативной компетентности детей
статья на тему

Стрежнева Светлана Александровна

Итоговая практико значимая работа 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strezhneva_s.a_ipzr.docx41.51 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»

Кафедра воспитательных систем

Итоговая практико-значимая работа

Тема: « Тренинг по развитию коммуникативной компетентности детей »

                                 по курсу вариативного учебного модуля

«Тренинговые технологии в реализации ФГОС дошкольного образования»

Слушатель:

Стрежнева Светлана Александровна

Воспитатель МДОУ « Одуванчик»

ЗАТО г/о Восход

Московской области

Преподаватель:

Петренко А.И куратор: кандидат психологических наук, доцент

АСОУ

                                                                2018 г

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3

  1. Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста ……..………………………………..…………..…....4
  2. Особенности коммуникации детей дошкольного возраста………………...6
  3. Условия развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста……………………………………………….……………………….7
  4.  Коммуникативные тренинги для детей старшего возраста……………....11
  5. Методика диагностики развития речи дошкольников…………………….14
  6. Заключение……………………………………………………………….…..16
  7. Список используемой литературы………………………………………….17

Введение

Актуальность

Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. Общество ждет от подрастающего поколения умения общаться и дискутировать, различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение, уважать других людей и уметь проявлять к ним сочувствие и эмпатию. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие, а значит и его дальнейшая судьба.

  Неумение детей организовывать общение, провоцирует личностные и поведенческие нарушения, способствующие появлению замкнутости или чувства отверженности.

 При выборе критериев результативности дошкольного образования необходимо ориентироваться именно на достижения детей в развитии способностей сформированности компетентности (то есть готовности к решению новых для них задач в новых и необычных для них ситуациях)

Цель исследования: изучение и выявление путей развития коммуникативной компетентности дошкольников в процессе их деятельности.

Объект исследования: процесс развития коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи посредством тренинговых технологий.

Задачи :

  • Дать понятия коммуникации , коммуникативной компетентности
  • Определить теоретические основы формирования коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста;
  • Отобрать тренинговые технологии, направленные на улучшение качества образовательной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных компетенций;

Коммуникативная компетентность

 как показатель речевого развития детей дошкольного возраста

Понятие «коммуникативная деятельность» тесно связано с понятием «коммуникативная культура», которая включает в себя представления о нормах речевого поведения, речевой этикет.

Несовершенство коммуникативных умений препятствует процессу свободной коммуникации (свободному общению, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение ребенка, не способствует развитию его речемыслительной и познавательной деятельности.)

Свободное общение или свободная коммуникация – это нерегламентированное общение, которое чаще всего происходит в процессе разговора, обмена информацией. К такому общению в дошкольном возрасте в большей степени располагают игровая деятельность детей и беседа как способ получение новой информации.

Свободное общение предполагает спонтанность ребенка в речевом выражении своих чувств, информации, которой он владеет и хочет поделиться с товарищами. В структуре коммуникативной компетентности нередко выделяют и три других компонента:

- коммуникативные знания

- коммуникативные умения

- коммуникативные способности

Коммуникативные знания – это знания о способах и средствах взаимодействия с окружающими людьми (знания о речи как средстве коммуникации, о вербальных и невербальных формах общения,).

Коммуникативные умения – это умение понимать речь окружающих людей и делать свою речь понятной для них, умение выражать свои чувства, мысли, планы, желания, задавать вопросы и т. д., используя вербальные и невербальные средства общения.

Коммуникативные способности – способность ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в ситуации общения, способность выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной формах общения.

Важно отметить, что развитие коммуникативной компетентности необходимо рассматривать одновременно с процессом становления у ребенка разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении). Большое значение в системе коммуникативно-деятельностного взаимодействия детей дошкольного возраста приобретает игровая деятельность.

Игра как коммуникативная ситуация побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. В игре осуществляется речевое развитие детей, происходит усвоение норм общения.

М. И. Лисина выделяет три компонента коммуникативной успешности: когнитивный, поведенческий и эмотивный (способность определять собственные коммуникативные проблемы, управлять поведением, владеть эмоциями).

Критерии когнитивного компонента: умение ориентироваться в ситуации общения; адекватно реагировать на замечания; приходить на помощь товарищам, сверстникам, прислушиваться к их мнениям; способность проявлять интерес к общению и способность к самовыражению.

Критерии поведенческого компонента: умение расположить к себе окружающих; самостоятельность в принятии решения, стремление к успеху, следование адекватным нормам поведения; умение применять вербальные и невербальные средства общения для выражения своего отношения к происходящему; умение осознавать и контролировать свое поведение.

Критерии эмотивного компонента: умение регулировать силу голоса, темп речи и управлять своим эмоциональным состоянием; способность держаться спокойно и уверенно, сдерживаться в ситуациях конфликта.

Названные умения являются основанием для формирования коммуникативной компетентности. Именно они дают возможность ребенку прогнозировать общение, ориентироваться на статус собеседника, вживаться и управлять речевой ситуацией.

Особенности коммуникации детей дошкольного возраста

В процессе коммуникации перед детьми возникает необходимость договориться, заранее спланировать свою деятельность. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. 

     Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Дети 6-7 лет не всегда могут адекватно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между детьми, между взрослым и ребенком, для успешной социализации. 

     Поэтому в старшем дошкольном возрасте профилактика трудностей в межличностной сфере приобретает наибольшую актуальность, так как именно этот возраст является сензитивным для овладения знаниями, умениями и навыками, способствующими эффективному взаимодействию с окружающими людьми, другими словами, для формирования коммуникативной компетентности.

     Таким образом, одной из главных целей воспитательного процесса  является формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Условия развития коммуникативной компетентности

 у детей дошкольного возраста

  Коммуникативная компетентность обусловлена  индивидуальными особенностями, социальными условиями и предметно-практической деятельностью, организацией педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, спецификой пространства общения и может являться показателем овладения ребенком культурой речевой коммуникации.

Для эффективного развития коммуникативной компетентности дошкольника необходимо соблюдать следующие условия:

1. создавать ситуации коммуникативной успешности;

2. стимулировать коммуникативную деятельность, использую проблемные ситуации;

3. устранять коммуникативные трудности;

4. ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности;

5. проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая к данной работе педагога-психолога и семью;

6. мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;

7. обеспечивать баланс между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей;

8. моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;

9. признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребенка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности.

     Система работы в этом направлении включает в себя :

  • просветительскую и профилактическую деятельность, 
  • психологическую и педагогическую диагностику, 
  • развивающие и коррекционные занятия, 
  • а также индивидуальное и групповое консультирование педагогов и родителей.

     С целью психологического просвещения родителей и профилактики трудностей во взаимодействии используются следующие формы работы: 

• тематические родительские собрания (пример собрания «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению», «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам формирования речевой культуры»);

• групповые консультации для родителей, обеспокоенных общей проблемой (пример групповой консультации с элементами тренинга «Секреты общения с детьми» );

• заочное консультирование  - стенды, «раскладушки» с регулярно обновляющимся материалом «Особенности коммуникативных умений старших дошкольников», «Что такое культура общения», «Это взрослое слово – этикет»,

  • Обучающие семинары, мастер-классы,практикумы,тренинги
  • Приглашение родителей на педагогические советы «Совместная деятельность детского сада и семьи для успешного развития коммуникативных компетенций ребенка», «Формирование навыков речевого общения дошкольников»;
  • Проведение деловых игр, круглых столов «Как сделать ребенка гением общения», «Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения».
  • организация семейных конкурсов, выставок «Мастерим вместе с папой», «Моя дружная семья», «Маленькие шедевры», «Театральная кукла» и др.
  •  оформление тематических выставок, стендов, выставок методической и справочной литературы, дидактического материала; просмотр видеозаписей разных форм работы с детьми; проведение Дней открытых дверей оформление информационных бюллетеней, буклетов «Средства развития навыков общения», «Роль родителей в формировании коммуникативных компетенций детей»;и др.

В результате родители должны стать активными участниками проводимых в детском саду мероприятий.

Развитие коммуникативной компетентности,  происходит в контексте ведущей деятельности, в игре. Одним из средств формирования коммуникативной компетентности выступают игры. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Близкое и понятное для дошкольника – игра, сказка, игрушка. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни. Иногда самые, казалось бы, неразрешимые вопросы в общении с малышом легко решаются через игру, игрушку. 

Общение в игре: в творческой ролевой игре совершаются диалогическая и монологическая речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулируемой и планируемой функций речи. Положительно влияет на речь детей участие педагога в детских играх и обсуждение хода игры, выдвигая на первый план методический вывод: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого. Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.

Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь.

Полезно общение детей разного возраста. Участие старших дошкольников в играх с младшими, рассказывание им сказок, показ драматизаций, рассказывание из своего опыта, придумывание рассказов, разыгрывание сценок с помощью игрушек содействуют развитию содержательности, связности, выразительности речи, творческих речевых способностей. Но следует отметить, что положительное влияние такого объединения детей разного возраста на развитие речи достигается лишь под руководством со стороны взрослого.

Культура языковой среды, подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родного языка. Подражая окружающим, дети перенимают все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и несовершенства и ошибки. К речи воспитателя дошкольного образовательного учреждения предъявляются высокие требования. В процессе речевого общения с детьми воспитатель также использует и невербальные средства (жесты, мимика, пантомимические движения). Они выполняют ряд функций, такие как: объяснение и запоминание значение слов; уточнение значение слов, связанных с эмоциональным восприятием; способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого); создания на занятиях естественного общения; выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую функцию.

Лишь в процессе коммуникативной деятельности ребенок использует речь как средство общения, средство обмена информацией. Ребенок выстраивает свою речь, делая ее понятной не только для себя, но и для других, свободно выражая свои мысли, суждения, чувства, проявляет начальную коммуникативную компетентность, которая является показателем его речевого развития.

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Коммуникативные тренинги для детей старшего возраста

 «Играем вместе»

Цель: Развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализация своих чувств.

Задачи:

  1. Повысить самооценку, приобрести чувство уверенности;
  2. Развивать эмпатию, научить работать в парах;
  3. Развивать речь, творческое воображение;
  4. Воспитывать доброжелательность.

Ведущий: педагог – психолог.

Ход тренинга:

Дети входят в музыкальный зал.

  1. Упражнение  «Доброе животное»

Цель: сплотить группу, почувствовать единение с другими.

Описание упражнения: участники – дети и воспитатели встают вкруг и берутся за руки. Психолог говорит: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит, почувствуем как бьется наше сердце. А теперь послушаем все вместе. Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад.  «Животное» дышит легко и спокойно.

  1. Игра «Зеркало»

Цель: развитие коммуникативных навыков и наблюдательности.

Описание упражнения: дети смотрят слайды  «Выражение лица. Настроение».  Поворачиваются к воспитателям и показывают выражение лица. Воспитатели зеркала, которые отображают детское настроение.

  1. «Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта работы в паре.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони, и левую к правой ладони друг друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по залу, обходя различные препятствия: пройти змейкой, пройти по мостику (усложнение: передвигаться можно прыжками, бегом, на корточках). Играющим нужно напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

  1. Игра «Поварята»

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Описание игры: все дети  и взрослые встают вкруг – это «кастрюля» или «миска». Затем,  договариваются, что они будут «готовить»:  суп, компот, салат и т.д.   Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, морковью и т.д.  Ведущий называет название ингредиентов. Названные  выпрыгивают в круг, следующий компонент берет за руку его. Когда все участники окажутся в одном круге, игра заканчивается (можно приступить к приготовлению другого блюда).

Хорошо, если ведущий будет  выполнять какие-либо действия с «продуктами»: крошить, солить, перемешивать и т.д. можно имитировать закипание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы.

5.Игра «По кочкам»

Цель: развитие моторной ловкости

Описание игры: кочки раскладывают на полу. Количество кочек должно быть меньше, чем количество игроков. Играющие – лягушки, которые прыгают с кочки на кочку.  На одной кочке две лягушке не умещаются, поэтому, запрыгивая на кочку, игроки квакают: «Ква-ква», подвинься!» - пытаются столкнуть с кочки лягушку или найти другое место.  

Если негативные эмоции начинают преобладать, игру лучше остановить. Поругавшихся «лягушек» следует помирить, тем самым преодолев конфликт.

6.Игра «Изобрази без предметов»

Цель: развивать воображение и мышление.

Описание игры: воспитателям  и детям предлагается показать действие без предметов.

- разрезать на ломтики арбуз и съесть его;

- перелить воду из одного стакана в другой;

- остричь ногти;

- развернуть и прочитать газету;

- наколоть дрова;

- катать машинку;

- качать ребенка и т.д.

7.Игра «Змея»

Цель: развитие ловкости, координации, умения действовать согласовано.

Описание игры: ведущий - голова змеи – предлагает участникам игры стать его хвостом. Таким образом,  все участники держатся друг за другом, а потом голова  догоняет хвост.

8.Упражнение  «Чудесный лес»

Цель: развитие творческих способностей.

Описание игры:  на мольберт вешается ватман с рисунком, который нужно дорисовать.  Дорисовать нужно то, что намечено: ветки, животных, муравьев и бабочек.  В игре принимают участие  дети и воспитатели.

Материал: большие листы с нарисованными контурами деревьев, бабочек и неопределенные силуэты; цветные карандаши.

9.Упражнение «Комплимент»

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения говорить другому комплимент.

Описание упражнения: дети  и взрослые берут смайлики и дарят друг другу, говоря комплименты.

Методика диагностики развития речи дошкольников

 Для выявления уровня развития коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста можно использовать:

- методику «Картинки», разработанную Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной. - наблюдение за игровой деятельностью детей и их речевым общением. При наблюдении используют показатели и критерии развития начальной коммуникативной компетентности дошкольников, предлагаемые С. В. Никитиной, Н. Г. Петровой, Л. В. Свирской.

- индивидуальную беседу для выявления представлений ребенка о состояниях и переживаниях сверстника, предложенную Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой .

 Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 8 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.

Задание А. Придумай как можно больше слов на букву С.

Задание Б. (Окончание слов).

Задание В. (Образование предложений с данными словами).

Задание Г. (Подбор рифмы)

Задание Д. (Словообразование) Как будет называться маленький предмет? Задание Е. (Словообразование) Если предмет сделан из железа, то какой он? Задание Ж. (Общий словарный запас) Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?

Задание З. (Исследование особенностей звукового анализа слова). 
Методические рекомендации

Система состоит из четырех блоков:

  • Игры и упражнения на умение сотрудничать;
  • Игры и упражнения на умение активно слушать;
  • Игры и упражнения на умения перерабатывать информацию;
  • Игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» (умение говорить самому)

     Каждый блок направлен на решение нескольких задач. В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при организации игровой деятельности. Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно. При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:  

  • Продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;
  • Воздействовать с помощью интонационно – выразительной окрашенности речи;
  • Прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;

Помнить ,  что каждый ребенок имеет свои коммуникативные правила:

  • На систему ценностей;
  • На ответственность;
  • На личное достоинство и уважение этого достоинства;
  • На индивидуальность и своеобразие;
  • На независимость от других людей;
  • На собственные мысли;

Заключение

     В заключение хотелось бы отметить высокую эффективность, вариативность и удобство применения тренинговых технологий для развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. Несомненным положительным моментом творческих и игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следующих ситуациях. В следствии дети охотно занимаются и применяют полученный опыт на практике.

Список использованной литературы

1. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

2. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. — №2.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? - Москва: АСТ, 2009.

4. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ / Авт.-сост. И.А.Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 

5. Детская практическая психология / под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2001.

 6.Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. - М.: Книголюб, 2006.

7. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. "Учим детей общению". Ярославль, 1996 г.

8. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

 9. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. – Москва, 2002.

10. Павлов И.В. Общение с ребёнком: тренинг взаимодействия. - СПб.: Речь, 2008.

 11. Предшкольное образование и система работы с родителями / С.Ю. Прохорова, Н.В.Нигматуллина, Е.В.Белоногова, Л.Я.Белянина. – М.: АРКТИ, 2008.

12.  http://azps.ru/training/indexlo.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта сотрудничества детского сада и семьи по проблеме развития коммуникативной компетентности детей с нарушением зрения

Представленный опыт сотрудничества детского сада и семьи описывает возможности работы с семьями детей дошкольного возраста с нарушением зрения: посредством активного взаимодействия с общественными объ...

«Тренинг по развитию коммуникативной компетентности детей»

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к включению в новую – школьную - жизнь. При выборе критериев результативности дошкольного образования необходимо ориентиров...

Статья по теме :Условия развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

В статье описываются условия развития коммуникативной компетентности  детей дошкольного возраста.Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы опред...

Арт-педагогические технологии в развитии коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что дошкольный возраст является сензитивным в рече...

Игры для развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

Игры для развития коммуникативной  компетентности детей  дошкольного возраста....

Игры для развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

Игры для развития коммуникативной  компетентности детей  дошкольного возраста.Игра: «Строим дом».Цель: развитие умения сотрудничать.Описание игры: Играющие распределяются парами ...

Игры для развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Игра: «Клубочек».Цель: развитие умения общаться.Описание игры:Все садятся на расставленные по кругу стульчики. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задаёт любой...