Консультация для воспитателей "Народная культура - одно из средств нравственного и эстетического развития детей"
консультация по теме

Молчанова Татьяна Михайловна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_vospitateley_dou.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Для воспитателей ДОУ

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Народная культура – одно из средств нравственного и эстетического развития детей»

Подготовила: муз. руководитель

                                                                   МАДОУ д\с №5

                                                                 Молчанова Татьяна Михайловна

Г. Гусев

Октябрь 2015

Цель  образования – преобразованный человек, способный творчески преобразовать себя и мир. Это возможно лишь в том случае, когда у человека сформирован целостный образ мира.

Может ли этот образ быть этически нейтральным?

«Ядро», сердцевина  образа - ценностно –нравственные основания. Это важнейшая характеристика образов мира, зафиксированных такими формами общественного сознания, как религия, философия, наука, искусство, культура в целом.

Содержит ли фольклор целостный образ мира?

Фольклор и традиционная культура представляют собой особый образ мира, характеризующийся предельной нравственной насыщенностью. Древнейшие жанры фольклора – эпос, былины, старины, сказы, сказки, духовные стихи – всегда отчетливо обозначают терминальные проблемы бытия: добро и зло, правда и кривда, справедливость и несправедливость… В разнообразных исторических песнях отображены представления предков о подвиге, самопожертвовании, служении Отечеству и вере. «Классический» календарный и обрядовый фольклор, нормативно-ритуальная практика в качестве основных идей содержит представления о миропорядке и мироустройстве, нормах поведения и отношений человека. Многообразная традиционная культура фиксирует представления об иерархии мира, в которой всегда есть порождающее надчеловеческое начало.

Анализ более чем 300 фольклорных текстов позволил выявить основные черты образа мира:

1 – единство всего сущего, включенность жизни человека в жизнь природы, мира (263 раза)

2 – вера в добро и служение ему (207)

3– следование правилам жизни и миропорядка (198)

Традиция и современность

Образ человека в фольклоре

Современный идеал воспитания

Включенный в жизнь природы, социума, принимающий ответственность

Следующий правилам

Служащий добру и благу

Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Каждый ребенок и подросток может и должен получить доступ к собственной национальной культуре, а через нее – к общемировой.

Современный дошкольник живёт во время, когда русская культура, родной язык испытывает влияние иноязычных культур. Героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов, ото всюду звучат мотивы, отличающиеся от традиционной русской музыки, на новогодние маскарады приходят люди-пауки и бэтманы, Новый год наступает с приходом иностранца Санта Клауса и уже в меньшей степени Деде Мороза. Как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы – сказки, где добро всегда побеждает зло?

Вспомним слова академика Д. С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским исскусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности.

Работая по программе музыкального воспитания, мы повседневно удиляем большое внимание русской народной музыке. С русскими народными песнями и мелодиями дети начинают знакомиться уже в младших группах. Они их слышат в записи певцов – профессионалов и профессиональных оркестров народных инструментов. Так в младшей группе дети разучивают русские народные песни – потешки «Зайка», «Сорока – сорока», «Ладушки», «Петушок». Работая с малышами над музыкально – ритмическими движениями, мы постоянно обращаемся к русским народным мелодиям, таким как «Из-под дуба», «Ах ты, берёза», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль, выйду ль я», «По улице мостовой».

 Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяется репертуар русских народных песен и мелодий, усложняем его. Русские песни становятся более понятными , доступными, когда мы включаем их в такую исполнительскую деятельность как игра на детских музыкальных инструментах. Мы широко используем в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д.. Её богатые разнообразные ритмы, яркая гармония вызывают у детей эмоциональную отзывчивость.

Подбирая репертуар для исполнения, для инсценирования, останавливаем свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету, следим за тем чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. Большоу интерес ребята проявляют к тем пеням, которые можно инсценировать : «Долговязый журавель», «Как у наших у ворот», «Где был Иванушка».

Пляска как и песня отражает представление народа о прекрасном человеке, о лучших чертах национального характера. Народ в живых образах показывает, каким хотел бы он видеть человека, какие физические и моральные свойства считает достойными подражанию. Обучая детей русской народной пляске, мы ставим задачу познакомить их с характером движений, которым присуще веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью. В своей работе мы знакомим детей со всеми формами русской пляски круговые, парные, сольные.

Большое внимание уделяем такой форме русской пляски как свободный перепляс, в которой ребёнок может показать свою изобретательность и индивидуальность. С помощью бесед, выразительного показа, яркой музыки, использования таких заманчивых атрибутов как расписные ложки, павлопосадские платки мы стараемся вызвать у детей интерес к русской пляске и желание участвовать в ней.

В своей работе часто используем русские кастюмы. С радостью дети примеряют их. Костюм помогает ребёнку войти в образ, и тогда танец становится более выразительным. Привлекаем родителей к изготовлению костюмов, знакомя их с разнообразием русского костюма на родительских собраниях.

Многие наши праздники и развлечения построены в соответствии с православным народным календарём. Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времён года, и народный календарь – живое отражение этой жизни. Он складывался веками и включал все наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило её. В связи с этим обряды, сельскохозяйственные работы и т.д. были приурочены к определённым дням и находились под покровительством христианских святых. Бытующие в народе языческие обычаи, различные магические действия (гадания, закликание птиц и животных, обращения к силам природы) широко использовались православными народными праздниками. В каждой области России праздники обрастали местными обычаями, ритуалами, церемониями.

Содержание праздников в детском саду не всегда соответствует традиционному проведению этого дня. Сам досуг включает помимо детского фольклора (игр, прибауток, песен, закличек, хороводов) стихи и песни, танцы и игры современных авторов. Ряд досугов включает традиционные обрядовые действия (угощение птиц, развешивание кормушек, закликание весны и т.д.) и требует продолжения их на улице.

Хочется подчеркнуть значение комплексного подхода в ознакомлении дошкольников с народной культурой. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и д.р.), сказки, песни, народные танцы, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр – все эти виды детской деятельности создают возможность ребёнку соприкаснуться с историческим прошлым русского народа. А народный праздник поможет детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздик – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А.Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребёнка, обучить его и сохранить детство.

В геополитических условиях области развитие системы образования в области фольклора, традиционной народной культуры – задача не только педагогическая, но и социально –политическая. Ее решение соотносится с формированием национального самосознания, патриотизма, овладением ключевыми компетенциями этического, когнитивного, коммуникативного плана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника»

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошло...

Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника»

Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития дете...

Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника»

Консультация расскажет родителям, какое значение имеют народные праздники в воспитании дошкольников....

Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста"

Возрастные особенности развития музыкально-ритмических и двигательных навыков в дошкольном возрасте....