Главные вкладки

    Проект духовно-нравственного и эстетического развития детей старшего возраста на основе модифицированной программы: «Социокультурные истоки».
    методическая разработка (старшая группа)

    Повх Лариса Андреевна

    Проект реализации рассчитан на один учебный год

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_povh_larisy_andreevny.docx35.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №1574  ОП-4  (ул. Долгоруковская 29)

                                                                «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек»

    Виссарион Григорьевич Белинский

     « ЧТО НА СВЕТЕ ВСЕГО ДОРОЖЕ?» (семья, родина, правда  и т.д.)

     для детей старшего возраста

    АВТОР ПРОЕКТА:

                                        воспитатель старшей группы ПОВХ Л.А.

     

    г.Москва 2017

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

    Вид проекта:

    Практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое   развитие участников образовательного процесса на основе модифицированной программы: «Социокультурные истоки».

    Реализация проекта рассчитана на один учебный год.

    Автор проекта:

    Воспитатель старшей группы   Повх Лариса Андреевна

    Участники проекта:

    Воспитатель

    Дети старшей группы

    Родители

    Принципы реализации проекта:

    Системность;

    Учёт возрастных особенностей;

    Интеграция всех образовательных областей;

    Координации деятельности педагогов;

    Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семье;

    Сотрудничество в социуме

    Материально-техническое обеспечение:

    Совместная деятельность со всеми подразделениями школы №1574,  Дворцом творчества детей и молодежи на Миуссах,  музеем музыкальной культуры им. М.И. Глинки, библиотекой №24 им. Ю.В. Трифонова,  Музеем палатой «В Зарядье», библиотекой киноискусства, Музей народно-прикладного искусства;

    Мини-музей «Русская изба»;

    Подбор необходимой методической  и детской литературы, демонстрационного материала;

    Оснащенность новейшим информационно-техническим оборудованием.

    Цель проекта:

    Разработать и апробировать проект  воспитания старших дошкольников через приобщение  детей к русской национальной   культуре, направленный  на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

    Задачи проекта:

    Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность  детей;

    Формирование  духовно-нравственных чувств на основе изучения ценностей русской культуры;

    Обогащение  словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

    Воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;


    Воспитание  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм;

    Формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей;

    Взаимодействие с  родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по реализации проекта.

    Этапы реализации проекта:

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

    1.Подбор методической литературы и пособий по культурному наследию России;                                                              

    2. Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (смотр уголков по духовно- нравственному воспитанию, создание информационного стенда для родителей)

    3. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуру;                                                                                                  

    3.«Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам духовности подрастающего поколения);                                                                                     4. Привлечь родителей к изготовлению вместе с детьми самодельных поделок и атрибутов, дополнение мини - музея новыми экспонатами.

    ОСНОВНОЙ ЭТАП:

    1. Пополнение материально-технической базы для реализации проекта;

    2. Проведение экскурсий, развлечений, совместной деятельности педагога с детьми и родителями;

    3.Организация режимных моментов при помощи средств народного фольклора;

    4.Серия познавательной образовательной деятельности по формированию интереса к истории своего народа;

    5.Совместные творческие мероприятия;

    6.Малые творческие презентации.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

    1.Итоговое занятие « Просторы России»;

    2.Фото и видео отчет;

    3.Анкетирование, наблюдения, беседы, организация конкурсов и викторин;

    4.Оценка работы участников.

    Ожидаемые результаты  реализации проекта:

    для детей:

    обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

    пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

    формирование чувств национального достоинства;

    развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

    для родителей:

     реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

    объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;

      создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей.

    АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения.

    Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.                

    Духовно-нравственное воспитание  формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.         Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.                              

    Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.    Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

     

    Календарный план реализации  проекта:

    « Что на свете всего дороже»:

    Сентябрь: « Моя Москва»  

    Цель: формирование у воспитанников ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому


    1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях
    2.  Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении

    3.  Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры»

    4. Консультации для родителей: «Детский поэтический фольклор», «Фольклор и его значение в воспитание детей»

    5. Виртуальная экскурсия «Путешествие по древней Москве»

    6. Изобразительная деятельность  «Стены Кремля», «Колокольный звон»

    7.Чтение художественной литературы Л. Кассиль «Москва»,  Е. Осетров «Твой Кремль», Разучивание заклички «Осень, осень в гости просим»

    8. Развлечение  для дошкольников «Семенов День – Мушиный праздник».

     

    Октябрь: «Осенняя ярмарка.  Праздник урожая»

    Цель: расширение представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира, чувства уважения к труду взрослых.  

    1. Беседа: «Ехал мужик на ярмарку», «Чем богата земля русская»

    2. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством  на занятиях  по изобразительной деятельности : «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»; «Городец».

    Изготовление поделок из природного материала «Везем товар на ярмарку»

    3.Чтение художественной литературы. Заучивание заклички на ярмарку. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе

    4. Конкурс для воспитанников и родителей  «Генеалогическое  древо  и герб семьи»

     5. Осинины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из овощей)

    6. Интегрированная  музыкальная образовательная деятельность «Осенняя Ярмарка»

    7. Создание мини-музея «Игрушки наших бабушек и дедушек»  

    8. Фольклорный кружок «Калинка» («За работой песня льется», знакомство с народным костюмом.)                                                                                              


    Ноябрь: « Осенние посиделки, семья в куче – не страшна и туча»

     Цель: Познакомить детей с земледельческим календарным праздником, используя народные приметы, обычаи.

    1.Беседа: «Все на белом свете солнышкины дети»

    2.Экскурсия в музей «Народно прикладного искусства»

    3.Проведение комплексно-тематического занятия  «Посуда вчера и сегодня»

    4.Художественное творчество; «Куклы – мотанки. В какие куклы играли наши бабушки»
    5. Капустные вечеринки (развлечение для дошкольников)

    6.Праздник молока (открытое мероприятие для родителей и детей)

    7.Чтение художественной литературы: заучивание пословиц и поговорок, колыбельные песни «на сон»: «баю - баю - баюшки», заучивание пестушки «мое дитятко в дому»

    8.Фольклорный кружок «Калинка» (Знакомство с русскими народными инструментами)

    9. Проведение комплексно-тематического  занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице»

    Декабрь: «Новогодние праздники»

    Цель: познакомить с традициями празднования Нового года; привлечь детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведению.

    1. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником». Беседа с использованием иллюстративного материала: «Как встречали Новый год на Руси»

    2.Экскурсия в библиотеку

    3.Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год»
    4.Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку». Художественное творчество  «Мастерская Деда Мороза» ( изготовление елочных украшений и подарков из бросового материала)

    5.Чтение художественной литературы: «История новогодней елки» (составитель Стадольникова Т.А.), закличка «Ты Мороз, Мороз, Мороз», сказка К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы», разучивание слов к хороводу «Ой ты, зимушка - зима»

    6.Тематическое развлечение для старших дошкольников «Новый год идёт…».

    Январь: «Рождество»

    Цель: Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания, через приобщения дошкольников к основам православной культуры.

    1.Беседы: «Рождественские Святки», «Священные истории», о традициях, обычаях, обрядах, которые проводились в эти дни

    2.Художественное творчество  «Рождественская звезда», «Ангел», «Рождественские открытки», изготовление рождественских подарков

    3. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов. Чтение рассказов: ««История Рождества» (составитель Стадольникова Т.А.), Шмелев «Рождество»

    Потешки, дразнилки «Барашеньки крутороженьки».  Разучивание Рождественских колядок
    4. Развлечение «Праздник Рождества». Театрализованное представление «Рождественские колядки»

    5.Фольклорный кружок «Калинка» («Народные зимние игры и забавы»)
    6. Выставка детских работ «Рождественская открытка».

    Февраль:  «Масленица к нам пришла»

    Цель Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

    1.Продолжать ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»; «Городец». Художественное творчество  Коллективный труд - создание чучела из соломы и бросового материала

    2.Просмотр презентации и беседа «История Масленицы»

    3.Слушание «Выходила наша Масленица»

    4.Разучивание приговорок «Подай, тётенька, блина», «Блин - блиночек»

    5.Оформление фотоальбома «Наши праздники»
    6.Беседы о традиционной кухне в Православные праздники
    7. Коровий праздник – Власьев день (развлечение)

    8. «Лиса-обманщица» -  викторина по сказкам

    9.Музыкально-театрализованное представление  «Проводы Масленицы»

    10.Фольклорный кружок «Калинка» («Мини - музей» Куклы в народных костюмах России)

    11.Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла»
    12. Кукольный спектакль-Сксазка «Приключения на Масленицу».


    Март: «Солнышко лучистое»

    Цель: Формировать у детей целостное представление образа матери, играющей большую роль в жизни каждого ребенка, раскрытие образа матери через народное творчество.

    1.Беседа: «Доброе слово – что ясный день»

    2.Интегрированная образовательная деятельность «Нет милее дружка, чем родная матушка»

    3. Чтение художественной литературы: сказка «Царевна-лягушка»
    4.Художественное творчество  «Солнышко для мамы»

    5.Торжественное мероприятие, посвященное всем мамам.

    6.Фольклорный кружок «Калинка»: «Мамина колыбельная»

    Апрель «Весна красна цветами и певчими птицами. Весну привечаем – игры затеваем»

    Цель: приобщая их с детьми к народным традициям празднования Пасхи, знакомя с обычаями, играми, песнями, сказками, малыми жанрами фольклора. 

    1.Беседы на тему «Традиции празднования Пасхи», «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи»  Экскурсия к храму

    2.Художественное творчество  «Готовимся к пасхе», «Украшаем пасхальное яйцо», «Писанка», «Пасхальная открытка»

    3. «Посиделки» - Вербное воскресенье (развлечение для дошкольников). Развлечение «Пасха». Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история».

    4.Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».

    5.Чтение художественной литературы: С. Есенин «Пасхальный благовест» Я. Полонский «Пасхальные вести»,  Заклички: «Грачи-киричи...», «Ласточка-ласточка...», «Уж ты пташечка, ты залетная...»

    6.Музыкально - театрализованная деятельность «Веселиться народ – праздник пасхи у ворот»

    7.Фольклорный кружок «Калинка»(Слушание церковной музыки, посещение музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки)

    Май: «Защитники земли русской».

    Цель: Знакомить с героическим прошлым русского воинства, развиваем чувство уважения перед людьми воинских профессий.

    1.Беседа: «Войны – защитники Отечества»

    2. Беседа-диспут: « Обойди весь свет, краше Родины нет!» (знакомство с символами, флагом, гербом России)

    3.Чтение художественной литературы: русская народна сказка: «Финист —Ясный сокол», обр. А. Платонова;  Былины о богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче; «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева)

    4.Проведение комплексно-тематического занятия  «С русским задором по русским просторам»

    5.Проведение диагностики и  анализ ее итогов с целью  разработки комплекса мероприятий по проекту

    6.Анализ и обобщение результатов проекта

    7.Рекомендации по использованию позитивных результатов в воспитании дошкольников

    8.Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования.

    Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1.Блинова Г.П. «Русские народные праздники». М.: Вузовская книга, 2000.

    2.Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». СПб.: Детство-Пресс, 2008.

    3.Дайн Г. «Детский народный календарь». М.: Детская литература, 2001.

    4.Доронова Т.Н.А « Играем в театр». М.: Просвещние, 2005.

    5.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008

    6.Истомин С.В. Энциклопедия « Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи». М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.

    7.Капранова Л.Н. «Бабушкины забавушки». Ростов на Дону: Феникс, 2008.

    8.Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2009.

    9.Харлицкий М.С., Хромов С.С. «Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды». М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1996.

    10.Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008

    11. Журналы «Свечечка» 2007, 2008, 2009 гг

    12. Левкодимов  Г. Е. «Рождественская елка», АОЗТ РИФМЭ, Москва, 1996г

    13.Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия, К. 1999


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НОД по художественно-эстетическому развитию детей старшего возраста

    В дымковскую игрушку, заложены все виды народного творчества. Дымковская роспись помогает развитию детского воображения. Дымковская игрушка направлена на развитие художественных качеств ребенка....

    Использование потенциала русской традиционной культуры для эстетического развития детей дошкольного возраста на основе народных праздников.

    Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосыл...

    План самообразования по Художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства.

    В плане самообразования изложена полная информация по теем "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства....

    Мультимедийная методическая разработка комплексного занятия "Семёновская матрёшка" по художественно-эстетическому развитию детей старшего возраста ДОУ. Составитель: музыкальный руководитель Т. М. Белякова

    Цель: Закрепляем у детей представлений о народной игрушке-матрешке, фольклоре.Задачи:  Образовательные:Закрепляем элементы семеновской росписи.Закрепляем певческие навыки, чувство ритма чере...

    Конспекты занятий по книге Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей (старший возраст)

    Конспекты занятий по книге Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей (старший возраст)...