Проект духовно-нравственного и эстетического развития детей старшего возраста на основе модифицированной программы: «Социокультурные истоки».
методическая разработка (старшая группа)

Повх Лариса Андреевна

Проект реализации рассчитан на один учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_povh_larisy_andreevny.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №1574  ОП-4  (ул. Долгоруковская 29)

                                                            «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек»

Виссарион Григорьевич Белинский

 « ЧТО НА СВЕТЕ ВСЕГО ДОРОЖЕ?» (семья, родина, правда  и т.д.)

 для детей старшего возраста

АВТОР ПРОЕКТА:

                                    воспитатель старшей группы ПОВХ Л.А.

 

г.Москва 2017

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Вид проекта:

Практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое   развитие участников образовательного процесса на основе модифицированной программы: «Социокультурные истоки».

Реализация проекта рассчитана на один учебный год.

Автор проекта:

Воспитатель старшей группы   Повх Лариса Андреевна

Участники проекта:

Воспитатель

Дети старшей группы

Родители

Принципы реализации проекта:

Системность;

Учёт возрастных особенностей;

Интеграция всех образовательных областей;

Координации деятельности педагогов;

Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семье;

Сотрудничество в социуме

Материально-техническое обеспечение:

Совместная деятельность со всеми подразделениями школы №1574,  Дворцом творчества детей и молодежи на Миуссах,  музеем музыкальной культуры им. М.И. Глинки, библиотекой №24 им. Ю.В. Трифонова,  Музеем палатой «В Зарядье», библиотекой киноискусства, Музей народно-прикладного искусства;

Мини-музей «Русская изба»;

Подбор необходимой методической  и детской литературы, демонстрационного материала;

Оснащенность новейшим информационно-техническим оборудованием.

Цель проекта:

Разработать и апробировать проект  воспитания старших дошкольников через приобщение  детей к русской национальной   культуре, направленный  на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи проекта:

Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность  детей;

Формирование  духовно-нравственных чувств на основе изучения ценностей русской культуры;

Обогащение  словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

Воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;


Воспитание  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм;

Формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей;

Взаимодействие с  родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

1.Подбор методической литературы и пособий по культурному наследию России;                                                              

2. Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (смотр уголков по духовно- нравственному воспитанию, создание информационного стенда для родителей)

3. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуру;                                                                                                  

3.«Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам духовности подрастающего поколения);                                                                                     4. Привлечь родителей к изготовлению вместе с детьми самодельных поделок и атрибутов, дополнение мини - музея новыми экспонатами.

ОСНОВНОЙ ЭТАП:

1. Пополнение материально-технической базы для реализации проекта;

2. Проведение экскурсий, развлечений, совместной деятельности педагога с детьми и родителями;

3.Организация режимных моментов при помощи средств народного фольклора;

4.Серия познавательной образовательной деятельности по формированию интереса к истории своего народа;

5.Совместные творческие мероприятия;

6.Малые творческие презентации.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

1.Итоговое занятие « Просторы России»;

2.Фото и видео отчет;

3.Анкетирование, наблюдения, беседы, организация конкурсов и викторин;

4.Оценка работы участников.

Ожидаемые результаты  реализации проекта:

для детей:

обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

формирование чувств национального достоинства;

развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для родителей:

 реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;

  создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.                

Духовно-нравственное воспитание  формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.         Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.                              

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.    Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

 

Календарный план реализации  проекта:

« Что на свете всего дороже»:

Сентябрь: « Моя Москва»  

Цель: формирование у воспитанников ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому


1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях
2.  Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении

3.  Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры»

4. Консультации для родителей: «Детский поэтический фольклор», «Фольклор и его значение в воспитание детей»

5. Виртуальная экскурсия «Путешествие по древней Москве»

6. Изобразительная деятельность  «Стены Кремля», «Колокольный звон»

7.Чтение художественной литературы Л. Кассиль «Москва»,  Е. Осетров «Твой Кремль», Разучивание заклички «Осень, осень в гости просим»

8. Развлечение  для дошкольников «Семенов День – Мушиный праздник».

 

Октябрь: «Осенняя ярмарка.  Праздник урожая»

Цель: расширение представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира, чувства уважения к труду взрослых.  

1. Беседа: «Ехал мужик на ярмарку», «Чем богата земля русская»

2. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством  на занятиях  по изобразительной деятельности : «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»; «Городец».

Изготовление поделок из природного материала «Везем товар на ярмарку»

3.Чтение художественной литературы. Заучивание заклички на ярмарку. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе

4. Конкурс для воспитанников и родителей  «Генеалогическое  древо  и герб семьи»

 5. Осинины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из овощей)

6. Интегрированная  музыкальная образовательная деятельность «Осенняя Ярмарка»

7. Создание мини-музея «Игрушки наших бабушек и дедушек»  

8. Фольклорный кружок «Калинка» («За работой песня льется», знакомство с народным костюмом.)                                                                                              


Ноябрь: « Осенние посиделки, семья в куче – не страшна и туча»

 Цель: Познакомить детей с земледельческим календарным праздником, используя народные приметы, обычаи.

1.Беседа: «Все на белом свете солнышкины дети»

2.Экскурсия в музей «Народно прикладного искусства»

3.Проведение комплексно-тематического занятия  «Посуда вчера и сегодня»

4.Художественное творчество; «Куклы – мотанки. В какие куклы играли наши бабушки»
5. Капустные вечеринки (развлечение для дошкольников)

6.Праздник молока (открытое мероприятие для родителей и детей)

7.Чтение художественной литературы: заучивание пословиц и поговорок, колыбельные песни «на сон»: «баю - баю - баюшки», заучивание пестушки «мое дитятко в дому»

8.Фольклорный кружок «Калинка» (Знакомство с русскими народными инструментами)

9. Проведение комплексно-тематического  занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице»

Декабрь: «Новогодние праздники»

Цель: познакомить с традициями празднования Нового года; привлечь детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведению.

1. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником». Беседа с использованием иллюстративного материала: «Как встречали Новый год на Руси»

2.Экскурсия в библиотеку

3.Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год»
4.Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку». Художественное творчество  «Мастерская Деда Мороза» ( изготовление елочных украшений и подарков из бросового материала)

5.Чтение художественной литературы: «История новогодней елки» (составитель Стадольникова Т.А.), закличка «Ты Мороз, Мороз, Мороз», сказка К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы», разучивание слов к хороводу «Ой ты, зимушка - зима»

6.Тематическое развлечение для старших дошкольников «Новый год идёт…».

Январь: «Рождество»

Цель: Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания, через приобщения дошкольников к основам православной культуры.

1.Беседы: «Рождественские Святки», «Священные истории», о традициях, обычаях, обрядах, которые проводились в эти дни

2.Художественное творчество  «Рождественская звезда», «Ангел», «Рождественские открытки», изготовление рождественских подарков

3. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов. Чтение рассказов: ««История Рождества» (составитель Стадольникова Т.А.), Шмелев «Рождество»

Потешки, дразнилки «Барашеньки крутороженьки».  Разучивание Рождественских колядок
4. Развлечение «Праздник Рождества». Театрализованное представление «Рождественские колядки»

5.Фольклорный кружок «Калинка» («Народные зимние игры и забавы»)
6. Выставка детских работ «Рождественская открытка».

Февраль:  «Масленица к нам пришла»

Цель Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

1.Продолжать ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»; «Городец». Художественное творчество  Коллективный труд - создание чучела из соломы и бросового материала

2.Просмотр презентации и беседа «История Масленицы»

3.Слушание «Выходила наша Масленица»

4.Разучивание приговорок «Подай, тётенька, блина», «Блин - блиночек»

5.Оформление фотоальбома «Наши праздники»
6.Беседы о традиционной кухне в Православные праздники
7. Коровий праздник – Власьев день (развлечение)

8. «Лиса-обманщица» -  викторина по сказкам

9.Музыкально-театрализованное представление  «Проводы Масленицы»

10.Фольклорный кружок «Калинка» («Мини - музей» Куклы в народных костюмах России)

11.Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла»
12. Кукольный спектакль-Сксазка «Приключения на Масленицу».


Март: «Солнышко лучистое»

Цель: Формировать у детей целостное представление образа матери, играющей большую роль в жизни каждого ребенка, раскрытие образа матери через народное творчество.

1.Беседа: «Доброе слово – что ясный день»

2.Интегрированная образовательная деятельность «Нет милее дружка, чем родная матушка»

3. Чтение художественной литературы: сказка «Царевна-лягушка»
4.Художественное творчество  «Солнышко для мамы»

5.Торжественное мероприятие, посвященное всем мамам.

6.Фольклорный кружок «Калинка»: «Мамина колыбельная»

Апрель «Весна красна цветами и певчими птицами. Весну привечаем – игры затеваем»

Цель: приобщая их с детьми к народным традициям празднования Пасхи, знакомя с обычаями, играми, песнями, сказками, малыми жанрами фольклора. 

1.Беседы на тему «Традиции празднования Пасхи», «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи»  Экскурсия к храму

2.Художественное творчество  «Готовимся к пасхе», «Украшаем пасхальное яйцо», «Писанка», «Пасхальная открытка»

3. «Посиделки» - Вербное воскресенье (развлечение для дошкольников). Развлечение «Пасха». Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история».

4.Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».

5.Чтение художественной литературы: С. Есенин «Пасхальный благовест» Я. Полонский «Пасхальные вести»,  Заклички: «Грачи-киричи...», «Ласточка-ласточка...», «Уж ты пташечка, ты залетная...»

6.Музыкально - театрализованная деятельность «Веселиться народ – праздник пасхи у ворот»

7.Фольклорный кружок «Калинка»(Слушание церковной музыки, посещение музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки)

Май: «Защитники земли русской».

Цель: Знакомить с героическим прошлым русского воинства, развиваем чувство уважения перед людьми воинских профессий.

1.Беседа: «Войны – защитники Отечества»

2. Беседа-диспут: « Обойди весь свет, краше Родины нет!» (знакомство с символами, флагом, гербом России)

3.Чтение художественной литературы: русская народна сказка: «Финист —Ясный сокол», обр. А. Платонова;  Былины о богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче; «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева)

4.Проведение комплексно-тематического занятия  «С русским задором по русским просторам»

5.Проведение диагностики и  анализ ее итогов с целью  разработки комплекса мероприятий по проекту

6.Анализ и обобщение результатов проекта

7.Рекомендации по использованию позитивных результатов в воспитании дошкольников

8.Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Блинова Г.П. «Русские народные праздники». М.: Вузовская книга, 2000.

2.Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». СПб.: Детство-Пресс, 2008.

3.Дайн Г. «Детский народный календарь». М.: Детская литература, 2001.

4.Доронова Т.Н.А « Играем в театр». М.: Просвещние, 2005.

5.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008

6.Истомин С.В. Энциклопедия « Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи». М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.

7.Капранова Л.Н. «Бабушкины забавушки». Ростов на Дону: Феникс, 2008.

8.Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2009.

9.Харлицкий М.С., Хромов С.С. «Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды». М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1996.

10.Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008

11. Журналы «Свечечка» 2007, 2008, 2009 гг

12. Левкодимов  Г. Е. «Рождественская елка», АОЗТ РИФМЭ, Москва, 1996г

13.Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия, К. 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование потенциала русской традиционной культуры для эстетического развития детей дошкольного возраста на основе народных праздников.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосыл...

План самообразования по Художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства.

В плане самообразования изложена полная информация по теем "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства....

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» для детей компенсирующей направленности от 6 лет до ооо 2021-2022 уч.года

     Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных о...

Итоговая аттестационная работы "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации программы "Социокультурные истоки"

Тема аттестационной работы: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации программы "Социокультурные истоки".В этой работе представлен конспект занят...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год

    Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...

Тема: Формирование основ духовно-нравственного воспитания и результат развития детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии специалистов ДОУ.

ull;Духовно-нравственное воспитание в детском саду – это педагогически организованный процесс, в котором обучающимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения...