Перспективное планирование кружка по экологии "Цветик - семицветик"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Диасамидзе Любовь Викторовна

С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологическая позиция, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя. Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie_kruzhka_starshaya_gruppa_10.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экология в прямом смысле слова - это знания о Доме. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста.

При составлении перспективного планирования кружка «Цветик - семицветик» за основу была взята программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой, направлена на формирование начал и решения вопросов экологической культуры у детей двух - шести лет в условиях детского сада. В нашем дошкольном учреждении занятия по экологическому воспитанию практикуется не первый год. Педагоги считают, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то любознательность не угаснет в дальнейшем. Для этого в ДОУ созданы соответствующие условия с использованием современных информационно-коммуникативных технологий по экологическому воспитанию. Мультимедийные презентации помогают расширить знания, полученные ранее. В современном мире нельзя обойтись без информационных технологий, это дает качество образовательного процесса. Вариативность занятий с использованием мультимедийного оборудования, позволяет в ДОУ не только в увлекательно привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязь животных и растений. Использование информационных технологий способны  передать ребенку последовательность выполнения, эксперимента, дидактической  игры «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Позволяет, не только привлечь внимание детей, но и:

- уточняет представления детей о свойствах и качествах объектов природы;

- развивает  наблюдательность, внимание, память. Тем самым улучшить качество непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию.

Основная цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Для достижения поставленной цели и результата,  ставятся следующие задачи.

Образовательные:

- внедрить в образовательный процесс ИКТ о направленных на формирование экологической культуры дошкольников через проектную деятельность;

- научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;

- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Развивающие:

- обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательскую деятельность детей среднего дошкольного возраста;

- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Воспитательные:

- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;

- воспитывать в детях уверенность в своих силах.

Методы, используемые для реализации программы:

Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; применение дидактических игр;

Словесные методы:  чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно - ролевых, дидактических игр.); загадывание загадок;

Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, плодов; чтение литературных произведений;

 изготовление с детьми наглядных пособий.

Месяц

Тема

Цель и задачи наблюдений

Формы работы

Сентябрь

Дары природы

(сравнительный рассказ об овощах и фруктах)

способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие.

Сбор урожая,
дидактические игры: «Чего не стало», «Разложи правильно»,
«Угадай, что съел?». Беседа «Что нам осень принесла», Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», игра «Дорисуй овощ».

«Гуляем по лугу»

 (беседа о травянистых растениях (ромашка, трава)

способствовать формированию представлений о травянистых растениях, о связи потребностей растений с условиями; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях.

Рассматривание мультим-иллюстрацию «В поле осенью»,
лепка «Овощи для бабушки», опыт «Тепло - холодно»,
беседа об осени,

наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями,

рассматривание картинок, чтение художественной литературы.

«Куда исчезают насекомые»

(беседа)

способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей - голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.

Беседа о насекомых, загадки,
рассматривание иллюстраций о насекомых, видео фильм «Жизнь насекомых», игра «Четвертый лишний»

Октябрь

«Кому нужна вода»

способствовать развитию представлений о воде; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле.

Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде». игра «Как сосулька превратилась вводу», окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды), опыт с водой.

«Как помочь растению

способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага), развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе, установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.

Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение), опыты на выявление потребностей растений во влаге,

 свете, тепле, наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»).

«Деревья  и кустарники на участке детского сада»

способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы

Наблюдение за осенними кустами и деревьями на участке детского сада, игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг березы (рябины и др.)», сбор листьев для гербария, труд на участке детского сада, игра «Найди по описанию».

«Какие разные птицы»

способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах; развитию сравнения по признакам; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.

Наблюдение за птицами на участке с использованием сравнения, игра «Собери птичку по частям», рассматривание иллюстраций, чтение детской природоведческой литературы,

отгадывание загадок.

Ноябрь

«Где живут дикие звери»

способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.

Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных их обитание, чтение познавательной литературы о диких зверях, рассматривание иллюстраций.

«Как живут домашние животные»

способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными.

Видеофильм «Жизнь домашних животных», рассматривание иллюстраций, картин о домашних животных, чтение художественной литературы, беседы о кроликах и утках

«Почему болят зубы»

способствовать расширению знаний детей о зубах и их функциях; привитию гигиенических навыков: полоскать рот после еды, чистить зубы; воспитывать элементарные валеологические представления, стремление заботиться о зубах.

Рассматривание иллюстраций последовательности чистки зубов, беседа с медицинским персоналом.

«Осень золотая»

обобщить представления детей об осени как времени года, ее существенных признаках; активизировать деятельность наблюдения, развивать навыки сравнения основных осенних явлений; познавательный интерес к природе, эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы.

Отгадывание загадок о явлениях погоды, наблюдение состояния погоды, объектов живой природы, чтение художественной литературы, заучивание стихов об осени, рассматривание пейзажных картин, труд на участке, рассматривание иллюстраций, картин с изображением погоды, дидактические игры:
«Какая польза от сухих листьев», «Кто, где живёт»,
«Угадай, чей лист».

Декабрь

«Какие разные деревья»

способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев - корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно; формировать умения составлять сравнительные рассказы

Рассказ Лесовичка о лесе, рассматривание картины «Звери в зимнем лесу», беседа «Как звери меняют шубку», просмотр диафильма «Деревья», игровое упражнение «Придумай ласковые слова»,
дидактическая игра: «Найди листок к дереву".

«Птицы»

(сравнительный анализ вороны, сороки, синицы, снегиря)

умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания); развитию умения сравнивать по признакам; воспитывать чувство заботы о птицах.

Наблюдение за птицами на участке детского сада. изготовление кормушек и вынос их на участок, рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы, слушание пения птиц (аудио запись «Голоса птиц»), отгадывание загадок  , дидактические игры: «Кто, где живёт», «Нарисуй птицам дорожку в сказку», рассматривание альбома «Пернатые друзья», игра «Птички-невелички».

«Хвойные деревья сосна»

способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды.

Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов и чтение рассказов, игра «Найди такой же», «Подбери листок к дереву»,
чтение художественной литературы, рисование «Первые листочки», игра «Что, где зреет».

«Как лесные звери - белка, заяц,

медведь, лиса – проводят зиму в лесу»

Дать детям представление о том, что в лесу живут разные

животные, особенностях их питания, передвижения, появления детенышей, образе жизни.

Беседа, рассматривание,

чтение рассказа В. Бианки «Голубой зверек».

Январь

«Комнатные растения»

создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растении и способа удаления пыли с листьев; побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях.

Рассматривание комнатных растений в уголке природы и в экологической комнате, помощь воспитателя в уходе за комнатными растениями, рассматривание картины «Уход за комнатными растениями», игра «Какого растения не стало» , рассматривание растений, беседа о строении растений, беседа об уходе за комнатными растениями.

«Как лось проводят зиму в лесу»

Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; учить устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями, делать выводы.

Беседа, рассматривание,

Мультимидийный фильм про лосей.

Февраль

«Почему мишка перепутал черепаху с камнем»

создать условия для обогащения представлений детей о черепахе как живом существе, о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения; развивать интерес дошкольников к проявлениям жизни черепахи, желания наблюдать за нею; развития умения общаться, не боясь ее; воспитывать эмпатию к слабым и заботу о них.

Мультимид- фильм про черепаху, чтение про черепаху, рассматривание, беседа о строении черепахи, игра - обследование

«Органы дыхания человека»

создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье.

Беседа «Для чего нужен нос», упражнение на дыхание, демонстрация опыта, игра «Чей кораблик дальше»,

беседа о носовом платке, игра «Что полезно».

Стекло и металл

 

Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов; способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Игра «Расскажи и покажи», опыт со стеклом, металлом, сравнение предметов, дидактическая игра «Из чего сделан предмет», рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов.

«Цепочки в лесу»

Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

Просматривание презентации, беседа, рассказывание.

Март

В гостях у Веснянки

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей; учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Чтение К. Ф. Юон «Мартовское солнце», «Ранняя весна», рассматривание А. К. Саврасов «Грачи прилетели»,чтение С. Вангели «Подснежники»,
дидактические игры: «Какие животные живут в лесу», «Когда это бывает», «Найди детёныша», рисование  «Волшебница весна».

«Береги живое»

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

Мультфильм «Животные Красной Книги» Игра «Где живут животные», игра «Какой цветок просит помощи, нарисуй его»
рассматривание Красной книги, беседа.

«Резина и пластмасса»

Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет

Рассматривание предметов из этих материалов, сравнение резины и пластмассы, дидактическая игра «Из чего сделан предмет», поделки из резины, пластмассы.

«Бумага, древесина, ткань»

Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать, продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка и т.д.; воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

Игра «Угадай на вкус», гимнастика для глаз, изготовление поделок, построек, оригами из бумаги, рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов, беседа, опыт с бумагой, древесиной, аппликация из ткани «Полянка цветов».

Апрель

«Насекомые - наши помощники»

 

Дать элементарные знания о жуках, бабочках; на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек; показать пользу насекомых; воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Видеофильм «Жизнь весной», игра «Четвертый лишний»,

отгадывание загадок, наблюдения за насекомыми, рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «Найди насекомых, поедающих листья», «Как спрятаться бабочкам»

«Наблюдение за деревьями»

Познакомить с яркими особенностями весеннего дерева; учить различать 2-3 дерева по листьям -почкам; продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений; воспитывать эстетические чувства.

Раскрась предметы живой и неживой природы, игра «Найди такой же», «Подбери листок к дереву», чтение художественной литературы, рисование

«Первые листочки»,
игра «Что, где зреет».

«Земля- мой дом»

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов, видах, о звёздах; приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации; поощрять желания делится своими впечатлениями.

Рассматривание картины «Семья дома», рассматривание семейных фотографий, дидактические игры: «Рассели животных», «Кто живёт на суше, а кто в воде», «Наша семья», беседа о звёздах, рисование «Звёздное небо».

«Лес в жизни человека»

Уточнить представление детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

Видеофильм «Лес в жизни человека», беседа.

Май

«Экологическая тропинка»

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее; уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе ; упражнять в практической помощи природе.

Беседа
Игра «Что ты сделал доброе для природы?»,
игра «Что будет, если», дидактическая игра «Кто больше», прослушивание аудиозаписи «Голоса природы», игра «Опиши, а мы отгадаем».

«Человек - живой организм»

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности; формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека; развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

Рассказ о вредных привычках, игра «Угадай на вкус»,
гимнастика для глаз, изготовление поделок, построек; оригами из бумаги; рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование кружка спортивного творчества "Непоседы"

В нашем детском саду фунционирует  спортивный кружок  с элементами художественной гимнастики. Занятия включают в себя упражнения и движения с элементами художественной гимнастики: упражнения...

Перспективное планирование кружка "Волшебное тесто"

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА«ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОСТАВИЛАПедагог ДОДОУ № 95 ПУЛЯК Н. В....

Перспективное планирование кружка "Волшебное тесто"

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА«ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОСТАВИЛАПедагог ДОДОУ № 95 ПУЛЯК Н. В....

Перспективное планирование кружка "Волшебное тесто"

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА«ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОСТАВИЛАПедагог ДОДОУ № 95 ПУЛЯК Н. В....

Перспективное планирование кружка "Волшебное тесто"

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА«ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОСТАВИЛАПедагог ДОДОУ № 95 ПУЛЯК Н. В....

Перспективное планирование кружка "Волшебное тесто"

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА«ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОСТАВИЛАПедагог ДОДОУ № 95 ПУЛЯК Н. В....

Перспективное планирование кружка "Волшебное тесто"

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА«ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОСТАВИЛАПедагог ДОДОУ № 95 ПУЛЯК Н. В....