СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Краткая трёхдневная программа.
методическая разработка на тему

Цель тренинга:  Повышение педагогической компетентности воспитателей, обучение кнструктивным способам общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_kommunikatsii_moy.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

Краткая трёхдневная программа

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ:

ПРИВЕТСТВИЕ (состояние, настроение)

  1. Упражнение "Поиск общего" (5-6 мин)

Цель: сплочение группы, создание положительной эмоциональной атмосферы, рабочей обстановки.

Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д. Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д.

Анкета.

Цель: настрой на работу по теме семинара, получение педагогического рефлексивного опыта, опыта взаимодействия в группе, опыта представления интересов всей группы.

ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЯМИ И РОДИТЕЛЯМИ:

  1. Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей.
  2. Недостаточная компетентность многих воспитателей.
  3. Неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду.
  4. Отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания.
  5. Стремление воспитателей избегать "живого" общения, подменить его анкетированием, информационными стендами.
  6. "Закрытость" дошкольного учреждения.
  7. Низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе.

Работа:

Заполнение анкет (1-2 мин);

Разбиться на группы по 5-6 человек;

Работа в группах (правила (!), выбор презентующего) (30-40 мин);

Презентация мнений группы (на группу 5 мин, примерно).

Заключительный шеринг (5-10 мин, сохраните до завтра свои записи и анкеты).


ДЕНЬ ВТОРОЙ:

ПРИВЕТСТВИЕ (состояние, настроение, 3-4 мин)

Работа: (50 мин)

Делимся на три группы, каждая берет себе к разбору (методом жеребьевки) по две выявленные ПРИЧИНЫ (работаем с материалом предыдущего дня).

Поиск путей преодоления трудностей (стандартные, нестандартные, комплексная работа детского сада в целом, частная работа каждого педагога и пр.).

Выступление групп.

Совместный анализ 7-го вопроса.

Задача педагогов заполнить таблицы по доставшимся им вопросам:

- обосновать влияние причин (в пользу "Да или "Нет")

- найти пути решения (что можно сделать?):

1. Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей.

Прямое влияние причины

Пути преодоления:

 

Подобным образом необходимо отработать все семь (или для каждого ДОУ свои) заявленных в предыдущий день семинара причин трудностей взаимодействия между воспитателями и родителями.

Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей.

Прямое влияние причины:

Родители молодые, неопытные, невоспитанные, несдержанные. Считают свое мнение единственным верным и при этом не знают возрастные особенности детей. Не желают слушать. Уходят от проблем, занимаются самообманом, делают вид, что все в порядке ("перерастет"). Особая категория материально обеспеченных родителей, которые готовы платить другим, чем заниматься воспитанием самим. Упорное настаивание на своей "ложной" (с позиции педагогики) точке зрения.

Пути преодоления:

Каждый год на родительских собраниях в доступной форме (нестандартными способами, с использованием схем, карточек) разъяснять родителям, что должны уметь деть к концу года;

Давать родителям на дом консультации по интересующим их вопросам, либо на те темы, на которые им необходимо обратить внимание, по мнению педагога, обязательно беседовать по поводу прочитанного родителями материала;

Демонстрировать части занятий или режимных моментов, в которых родитель сможет наглядно увидеть способности своего ребенка;

Приглашать родителя в обычный будний день, с целью непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка в группе в течение дня;

Индивидуальные беседы с родителями (прием: "вы хотите, чтобы мы вам помогли?..").

  1. Недостаточная компетентность воспитателей.

Прямое влияние причины:

Набор личностных качеств, установок, мешающих конструктивному взаимодействию (неоправданное упорство, ригидность, грубость и пр.).

Молодой контингент педагогов не обладает достаточным опытом и иногда знаниями. Отсутствие желания вникать в суть конфликтов, разбираться в спорных вопросах.

Пути преодоления:

Проведение и участие в коммуникативных тренингах;

Работа над собой, самосовершенствование.

  1. Неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду.

Прямое влияние причины:

Воспитателям доступна лишь та информация, которую обличает родитель, часть информации зачастую скрывается родителями. Родители мало интересуются жизнью ребенка в детском саду.

 

Пути преодоления:

Анкетирование;

Проведение круглых столов, дней открытых дверей, чаепитий, непринужденных бесед;

Давать задания на дом, доделывать дома совместно с детьми, начатую в детском саду работу;

Создание и поддержание традиций в группе;

Организация кружковой деятельности, выставок, открытых просмотров занятий, театральных пятниц, отмечать благодарностью каждого родителя (хоть за самую малость, дать родителю почувствовать себя востребованным);

  1. Отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания.

Прямое влияние причины

Назидательный тон педагога и постоянные жалобы на поведение ребенка в детском саду.

Родители считают себя достаточно знающими своих собственных детей ("как никто другой"), и часто болезненно воспринимают критику и рекомендации из-за своих амбиций.

Пути преодоления:

Меньше жаловаться на ребенка, диалог начинать с позитивной информации и плавно переходить к проблеме;

Изменить диалог таким образом, чтобы родитель сам предложил пути выхода из сложившейся ситуации, а педагог тактично скорректирует предложенные идеи ("а каково Ваше мнение?, Вы говорите замечательные вещи, А как Вы предлагаете?").

  1. Стремление воспитателей избегать "живого" общения, подменить его анкетированием, информационными стендами.

Прямое влияние причины

Избегание общения несет недопонимания и ложные домыслы с обеих сторон.

(Причинами может быть: стеснение, отсутствие времени, нежелание давать негативную информацию о ребенке)

 

Пути преодоления:

Ведение кружковой деятельности, групповой работы с обязательным применением активных форм, проведение совместных занятий, творческих вечеров, чаепитий, неформальных встреч;

Вовлечение родителей, нежелающих принимать участие в жизни группы, конфликтных родителей в выполнение заданий по поручению родительского комитета, возложение на них ответственности за определенную деятельность;

Индивидуальные доверительные беседы

Выявление пожеланий родителей и вовлечение их же в создание условий для реализации выдвинутых идей по улучшению работы группы.

  1. "Закрытость" дошкольного учреждения.

Прямое влияние причины

Проводимые публичные отчеты, доклады относительно деятельности МДОУ не всегда ясны родителям, они избегают этой информации, т.к. недопонимают ее.

Пути преодоления:

Проведение встреч с родителями в интересных, нетрадиционных, непринужденных формах;

Создание и поддержание традиций в группе;

Личная мотивация педагога в проводимых МДОУ мероприятиях, "построение" этих мероприятий перед родителями, повышение перед родителем значимости деятельности МДОУ.

Совместный анализ 7-го вопроса: Из чего состоит (от чего зависит) статус воспитателя (педагога).

Психолог на ватмане (на доске) маркером в форме мозгового штурма записывает ответы группы на вопрос: Из чего состоит (от чего зависит) статус воспитателя (педагога).

От кого зависит каждое из перечисленных качеств? (от каждого из нас, подвести к мысли "статус воспитателя зависит от самого воспитателя").

Среди приемов работы педагога с родителями можно отметить следующие:

  • говорить на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии;
  • быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос;
  • быть активным (родители не должны брать интервью у педагога);
  • учитывать эмоциональное состояние родителя;
  • отказаться от поучений, нотаций, высокомерия; разговаривать с позиции партнерства;
  • предварительно планировать содержание беседы с родителем;
  • быть доброжелательным;
  • защищать интересы клиента (родителя);
  • сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей, и др.

«Техника сэндвич»

Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство учителя или воспитателя, можно также использовать «принцип сэндвича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит «диагноза». А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.

Практические упражнения:

  1. "Выход из контакта" (10 мин).

Как выйти из контакта? Порой это сделать очень трудно, особенно, если Вы педагог и Вам нужно в группу к детям.

Участники разбиваются по парам. Психолог:

 "Родитель пришел раньше остальных, заводит с Вами разговор, расспрашивает о ребенке, не замечает, что Вам нужно к детям. Вы должны достойно выйти из контакта".

Комментарий: Оценку собственного успеха можно произвести по 5-ти бальной шкале. Оценивает сначала каждый участник группы, а затем "родитель".

  1. "Развитие простейших навыков общения" (20 мин).

«Требуется войти в воображаемую раздевалку и поздороваться с родителями и привлечь к себе внимание без речевого общения, а затем обратиться к родителю, использовав разные приемы (просьба, требование, жалоба предупреждение, похвала, шутка, вопрос, намек, пожелание, рекомендация и т.п.).» Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимико-пантомимического интонирования, правильное положение тела (следить за мышечной свободой и снимать излишнее мышечное напряжение).

Необходимо быть готовым среагировать в неожиданных ситуациях (например: войдя в раздевалку, вы являетесь свидетелем конфликта между родителями, конфликта между родителем и ребенком).

  1. "Точка зрения" (10 мин)

Участники разбиваются по парам. Им задается тема общения, но один из них отстаивает одну точку зрения ("за"), другой - противоположную ("против").

Задача - склонить оппонента к своей точке зрения по определенной проблеме. Возможные темы:

  1. "Мама учит давать сдачу, педагог учит конструктивным способам взаимодействия";
  2. "Педагог рекомендует проявлять к ребенку требовательность в выполнении культурно-гигиенических навыков (одевания/раздевания и пр.) мама говорит, "он еще маленький, нам его жалко ";
  3. "Вы предвзято относитесь к моему ребенку", педагог дает рекомендации по коррекции поведения ребенка;
  4. "Вы мне ответили "сухо" - "что вы, вам показалось, я интроверт по натуре".
  5. "Вы мне ответили грубо" - вам показалось, так сложились обстоятельства и вы, не дослушав до конца, не так все поняли.
  6. "Педагоги настроены против нашей семьи и нашего ребенка, вы постоянно посылаете нас то к логопеду, то к психологу, наш ребенок что, самый плохой?" - педагог дает рекомендации как можно скорректировать пробелы в развитии поведения и когнитивных процессов;
  7. "Вы никогда не даете роли в утренниках и праздниках моему ребенку, он что, самый не способный?" - ребенок на самом деле не справится.

Анализ: фактически идет работа с возражениями.

- Кто с удовлетворением принимает изменение своей точки зрения? Никто.

- Какие приемы позволяют сделать этот процесс более "гладким".

Основной принцип - не бороться (борьба позиций приводит в тупик).

Как пример, выполнить следующее упражнение:

Упражнение для педагогов "Руки"

Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.

Идеи, выносимые на обсуждение:

В ответ на нажим мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть любая директива рождает отпор.

Если педагог настроен недружелюбно, это ощутимо и родителями неосознанно принимаются меры защиты.

Психология самозащиты условно делиться на два блока:

-управление собой

- управление клиентом, ситуацией.

В свою очередь, управление собой возможно осуществлять двумя путями: 

-подготовительными действиями (профилактикой)

-действиями, способствующими снятию уже возникшего напряжения.

1.Профилактическая работа заключается в устранении предубеждений против определенных родителей (вместо «родитель — враг» — «родитель — единомышленник») при помощи упражнений по аутогенной тренировке. От этого зависит качество нашего реагирования на возможные негативные действия и слова собеседника.

2. Работа над собой после возникновения напряженного состояния состоит из использования техник, способствующих снятию напряжения (у каждого человека может быть свой набор подобных техник), а также предполагает анализ ситуации, создание на основе полученных в результате анализа выводов нового сценария будущих действий в подобной ситуации.

3. Управление ситуацией предполагает перенос педагогом встречи с родителями на более удобное время (что дает возможность обдумать ситуацию, проконсультироваться у специалистов и др.), привлечение специалистов к беседе и др.

Упражнения на снятие эмоционального напряжения

  1. Метод холотропного дыхания
  2. Дыхание через одну ноздрю
  3. В ложке нести шарик для пинг-понга.

Рефлексия тренинга. Что вынесли для себя.

"Путаница". (5 мин)

Цель: снятие напряжения, сокращение дистанции в общении.

Группа встает в круг. По сигналу ведущего все закрывают глаза и, вытянув вперед руки, встречаются в центре круга. Правой рукой каждый берет руку любого члена группы, левая рука оставлена для того, чтобы за нее кто-нибудь взялся. После этого все открывают глаза. Ведущий помогает участникам таким образом, чтобы за каждую руку держался один человек. Задача группы - распутаться не отпуская рук, так, чтобы снова получился круг. Кто-то при этом окажется обращенным лицом в круг, а кто-то - лицом из круга.

Заключительный шеринг (5-10 мин, сдайте свои записи).


ДЕНЬ ТРЕТИЙ:

ПРИВЕТСТВИЕ (состояние, настроение, обсуждение последних упражнений предыдущего дня, 7-12 мин).

"Да" (5 мин)

Цель: совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.

Группа разбивается на пары. Один из участников говорит фразы, другой слушает. Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы, фразы участник получает три утвердительных ответа - "да". После чего меняются местами.

Упражнение "Автобусная остановка" (20мин).

На 4-х стенах тренинговой комнаты тренер вешает листы флипчарта, вверху которых написаны неоконченные предложения. Например:

"С этой минуты я буду..."

"Спасибо..."

"Этот тренинг для меня:"

"Самое важное - это..."

"Сегодня я сделал открытие, что..." и др.

Все участники делятся на 4 группы и отправляются в путешествия по этим остановкам. По 2-3 минутки находятся на каждой и пишут продолжение предложения. Потом им дается ещё пару минут, чтобы участники посмотрели на все листы.

Упражнение "Последняя встреча" (10 мин).

Цель: совершенствование коммуникативной культуры, завершение группы.

Занятия уже закончились. Но все ли вы успели сказать? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это "здесь и теперь".

Упражнение "Сквозь кольцо".

Цель: Координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.

Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, направляющий держит в свободной руке гимнастический обруч (можно заранее изготовить кольцо диаметром около 1 м из проволоки, бумаги и т.п.). Задача участников: не размыкая рук, "просочиться" через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги. Можно передавать кольцо, а можно, наоборот, двигаться самим, пролезая сквозь него.

Обсуждение: Что помогало выполнить упражнение, а что, наоборот, препятствовало? Было ли задание выполнено в соответствии с каким-то планом, или каждый действовал по собственной инициативе? Как усовершенствовать способ передачи обруча?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

Рабочая образовательная программа "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Программа  адресована специалистам для работы с детьми  старшего дошкольного  возраста с речевыми нарушениями, СДВГ,  а также может быть использована педагогами  дошкольных...

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...

Программа социального партнёрства с родителями по теме "Формирование коммуникативных навыков через театрализованную деятельность"

Цель: формирование сотрудничества между родителями (законными представителями) и воспитателями, специалистами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной...