ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА – УСЛОВИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация на тему

Гришина Галина Николаевна

Актуализации формирующегося интеллектуального развития дошкольника, помимо таких факторов, как психофизиологические особенности и возможности, состояние здо­ ровья, мотивационность, эмоциогенность, предметно­развивающий игровой социум, в который он погружен, способствует профессиональная компетентность педагога. Авторское понимание понятия "профессиональная компетентность" заключается в способно­ сти педагога генерировать теорию из практического опыта решения возникающих про­ фессионально­педагогических задач, а также в опыте рефлексивных, проективных и ком­ муникативных умений. Описываются характеристики и требования к профессиональ­ ной компетентности педагога дошкольного учреждения в сфере интеллектуального раз­ вития ребенка.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_13.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА – УСЛОВИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Современная отечественная образовательная стратегия ориентирует педагогическую общественность на формирование таких стратегических конструктов образования, как компетенции и компетентности, имеющих практико-ориентированную и деятельностную направленность, с целью  действительного обеспечения конкурентоспособности работника. Так, в соответствии с п. 3.2.1. Профессионального стандарта педагога, одной из трудовых функций педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей [9].

В логике данной статьи, обратимся к краткому анализу основных подходов изучения понятий «компетенция» и «компетентность». В толковом словаре русского языка понятие «компетенция» раскрывается как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, а «компетентный» – как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области, обладающий компетенцией [7; - С.288].

Наиболее упрощенные определения понятия «компетенция (анг. competence) – это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности» и «компетентность (анг. competence, competency) – наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности», содержатся в словаре-справочнике, изданном ФИРО [10].

Компетенция, по мнению Д.А. Иванова, К.Г. Митрофанова, О.В. Соколовой, – «это характеристика места, а не лица», т.е. это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, соответствие лица занимаемому месту, «вменению». Другими словами, это способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями» [5; - С. 10-11].

Исследователь Э.Ф. Зеер трактует компетенции как обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Ядром компетенции, по его мнению, являются деятельностные способности – совокупность способов действий. Сущность компетенций, согласно мнению ученого, определяет операционально- технологический компонент. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт – интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач [3; - С. 31-50].

Исследователь Н.Ф. Ефремова определяет компетенции как обобщенные и глубокие сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания умения и опыт; «…совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту находить оптимальное решение и действовать в создавшейся ситуации, адаптируясь к реальным условиям» [2; - С. 32-35]. Такое понимание компетенции предполагает рассмотрение ее как личностной характеристики.

А.В. Хуторской, основываясь на позициях личностно ориентированного обучения, к данному перечню добавляет понимание компетентности как совокупности смысловых ориентаций, необходимых для продуктивной деятельности. Особенность педагогических целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий педагога, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, т.е. его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта [11].

Поддерживая идею А.В. Хуторского о том, что компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, мы, в свою очередь, стоим на позиции того, что достижения в реализации компетенций сказываются на успешности, характере, скорости и результативности профессиональной компетентности. Таким образом, совокупность освоенных компетенций мы  рассматриваем как ведущий критерий или показатель, определяющий уровень и степень профессиональной компетентности.

Приступая к рассмотрению понятия «компетентность», также сталкиваемся с тем, что оно является одним из наиболее востребованных вообще, и широко употребляемых в современном научном словаре, в частности.

Большой вклад в разработку проблем компетентности внесли отечественные исследователи: Л.П. Алексеева, В.И. Байденко, Н.М. Борытко, Ю.В. Варданян, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, П.И. Пидкасистый, Н.С. Шаблыгина, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.

По мнению И.А. Зимней, компетентность - основывающаяся на знаниях, интеллектуально-обусловленная и личностно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека. Автор предлагает трехуровневую модель целостной социально-профессиональной компетентности человека, которая рассматривается как целостное личностное качество человека, основывающееся на определенном уровне развития его интеллектуальных и, прежде всего, мыслительных действий; на общебиологическом свойстве опережения и вероятностного прогнозирования действительности; на целеполагании и соотнесении цели как образа результата с ее реализацией.

К первому уровню модели относятся умственные действия, как предпосылка формирования социально-профессиональной компетентности.

Ко второму уровню относится совокупность личностных свойств человека (целеустремленность, организованность, ответственность).

К третьему уровню относятся социальные и профессиональные (ядерные) компетентности [4].

П.И. Пидкасистый под понятием компетентности понимает способность специалиста применять знания для решения практических задач в соответствии с его компетенцией, т.е. кругом полномочий,  профессиональных обязанностей, вопросов, в которых данный человек достаточно сведущ, располагая необходимой информацией и практическим опытом [8; - С. 487.].

В понимании Ю.В. Варданян компетентность – это готовность и способность личности использовать теоретические знания и практический опыт для решения определенных задач. Следует уточнить, что понятие готовность применено в определении в значении состояния, «…при котором все сделано, все готово для чего-нибудь», а способность – в значении «…умения, а также возможности производить какие-нибудь действия» [1; – С. 36]. На наш взгляд, этими значениями автором подчеркивается и передается сущность и содержание компетентности. Она, формируясь на основе синтеза теории и практики, проявляется не в форме заученных знаний, а в состоянии актуализированного умения личности познавать, мыслить, общаться и действовать, выдвигать и разрешать определенные классы задач, анализировать ход и результаты их решения, постоянно вносить целесообразные коррективы.

Наше понимание компетентности хорошо коррелирует с точкой зрения С. Никитиной, Н. Петровой и Л. Свирской, согласно которой, «определение компетентности в качестве ценностно-целевого и результатирующего основания образования связано с тем, что, во-первых, в данное понятие заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» (стандарт «на выходе»); во-вторых, компетентность обладает интегративной природой – объединяет интеллектуальную и навыковую составляющие (сочетание знаний, умений, навыков, опыта, отношений) – следствие социализации и индивидуализации образования; вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений, релевантных широкой сфере культуры и деятельности (коммуникативной, информационной, языковой, правовой и пр.)» [6; – С. 11].

Считая компетенции набором квалификационных качеств, необходимых данной профессиональной деятельности, а также совокупностью действий, необходимых для осуществления данной профессии, понятие «компетентность» мы рассматриваем как интегративную характеристику компетенций человека, ориентированных на решение реальных задач, определяемых его должностью (потенциальной, актуальной). Компетентным считается человек, обладающий соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Мы склонны считать, что компетентность как единство теоретической и практической готовности человека к выполнению профессиональных функций характеризует не только деятельность, но и его самого педагога как ее субъекта в его самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром. Благодаря этому свойству компетентность интегрирует профессиональные и личностные качества, направляет их на овладение знаниями и целенаправленное применение в прогнозировании, планировании и реализации деятельности, направленной на то или иное развитие детей.

На страницах данной статьи раскроем структурно-содержательный аспект профессиональной компетентности педагога в сфере интеллектуального развития детей.

Профессиональная компетентность педагога ДОО в сфере интеллектуального развития детей, в нашем понимании, – это интегративная составляющая личности педагога, которая характеризуется совокупностью ценностно-мотивационных, информационно-теоретических, организационно-регулятивных, процессуально-деятельностных, рефлексивно-оценочных, проектно-технологических и презентационных компетенций [12, – С. 120].

Под ценностно-мотивационной компетенцией педагога ДОО в сфере ИРД мы понимаем круг норм, социальных процессов и ценностных установок психолого-педагогической работы в данной сфере. Под информационно-теоретической компетенцией – осознание педагогом теоретических основ, позволяющих свободно ориентироваться в вопроса возрастных особенностей интеллектуального развития детей; овладение основными подходами профессионально-педагогической деятельности в области технологий интеллектуального развития. Под процессуально-деятельностной (инструментальной) – предполагается обладание организаторскими, когнитивными (познавательными) базовыми общепедагогическими умениями, например: подбор и реализация форм, средств и методов развития интеллектуальных способностей, проектирование системы интеллектуально-познавательной работы ДОО. Рефлексивно-оценочная компетенция включает наличие рефлексивной культуры, т.е. осмысление собственной педагогической деятельности, направленной на ИРД, мониторинг и анализ состояния интеллектуального развития детей. Проектно-технологическая компетенция предполагает создание соответствующих прогнозированию операциональных форм технологической организации деятельности детей, умение проектировать содержание интеллектуального развития детей. Презентационная компетенция – это способность эффективного позиционирования (представления и трансляции) личностных достижений в вопросах ИРД не только среди участников образовательных отношений, но и в СМИ различного уровня [Там же].

Формирование же профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей мы склонны рассматривать как процесс ценностного самоопределения педагогов в отношении целей, задач и перспектив интеллектуального развития дошкольников, формирование компетенций, позволяющих рационально проектировать и на качественном уровне управлять процессом интеллектуального развития детей.

Список литературы

1. Варданян, Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием [Текст]: дисс. …д-ра. пед. наук 13.00.01, 19.00.07 / Ю.В. Варданян. – М, 1998

2. Ефремова, Н.Ф. Парадигма образования XXI века – формирование компетенций / Н.Ф. Ефремова // Проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи в современных условиях: тез. докл. регион. науч.-практ. конф. ДГТУ. – Ростов-на-Дону, 2001.

3. Зеер, Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. – 2002. – №2 (14). – С. 31-50.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Текст] / И.А. Зимняя. Интернет-журнал «Эйдос». – 2006. – 5 мая. http:www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm./ В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail:list@eidos.ru

5. Иванов, Д.А., Митрофанов, К.Г., Соколова, О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – М.: АПКиППРО, 2008.

6. Никитина, С., Петрова, Н., Свирская, Л. Оценка результативности и качества дошкольного образования [Текст]: наглядно-методические рекомендации и информационные материалы / С. Никитина, Н. Петрова, Л. Свирская. – М., 2008. – 215с.

7. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997.

8. Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст]: учебное пособие для бакалавров / под ред. П.И. Пидкасистого. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: изд-во Юрайт, 2012. – 511с.

9. Приказ МТ и СЗ РФ №544 от 18.10.2013г. - Профессиональный стандарт педагога.

10. Современное российское профессиональное образование: словарь-справочник / авт.- сост. В.И. Блинов, И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков. – М.: ФИРО, 2010.

 


11. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО // Центр «Эйдос» - 2002, - 23 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

12. Яфаева, В.Г. Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения в сфере интеллектуального развития детей // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С.117-121.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема "Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

При проведении мероприятия с педагогами (деловая игра, семинар-практикум и т.п.) по математическому развитию дошкольников можно познакомить педагогов с данной схемой, обратив внимание воспитателей на ...

Работа с педагогами по формированию профессиональной компетентности в вопросах безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Краская информация по формированию профессиональной компетенции у педагогов ДОУ в вопросах безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Цель:Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....

Консультация+презентация для педагогов. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

в материале описаны методы интеллектуального развития детей дошкольного возраста....

Самообразование на тему: Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»

Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...

Проект. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»

Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации " Педагогическая система Ф. Фрёбеля как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педа...