Консультация " Сюжетно-ролевая игра как средство социално-личностного развития детей"
консультация на тему

Хирамагомедова Илита Абдулаевна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития детей».

Игра — путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить.

А.М.Горький.

http://lovetobemum.ru/wp-content/uploads/%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%BA-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%83-768x576.jpg

  Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

 Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

 Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Рубинштейн С. Л. говорил, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка с взрослыми. Ей присущи эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой

ситуации, своеобразие содержания.  Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д.Б. Эльконина, Л.С.Выготский) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в её разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

   В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребёнка межличностных отношений в процессе игры.

 Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:

  • Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности. 
  • Освоить современные технологии и методы организации игры.
  • Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр по всем возрастным группам.

 На данном этапе освоила современную технологию формирования игровой деятельности, разработанную Н.А. Коротковой и Н.Я.  Михайленко, изучила метод комплексного руководства игрой Е.В.Зворыгиной и С.Л.  Новосёловой.

 За основу в своей работе беру «От рождения до школы» под редакцией  

Н. Е. Веракса.

 Работая по теме, разработала планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и особенностями детей дошкольного возраста (вторая младшая, средняя и старшей, подготовительной группе).  Изменила форму проведения занятий, строю их в виде игр, путешествий, занятий-прогулок, занятий-сказок.

 Разрабатывая собственные занятия, стремлюсь пробудить интерес к заданию. При этом организую, обсуждения с детьми возможных вариантов игр, обеспечиваю условия для творческой самореализации. На занятиях сочетаю коллективные и индивидуальные виды деятельности детей, отводя приоритет их собственной инициативе, фантазии и желаниям.

 В процессе работы создаю предметно- игровую деятельность, которая способствует закреплению сформированных в совместной деятельности способов построения игры, творческому развитию сюжета через внесение «ключевых» игрушек, появлению новых видов игр.

 Мною оформлены центры для игр для мальчиков и девочек, которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и

становления этапов формирования игры.  Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. С этой целью использую костюмы и атрибуты, в изготовлении которых оказывают помощь родители.

 Развитию игровой деятельности способствует использование «Игротеки», регулярное пополнение игрового материала, изготовление атрибутов для игр, выставки книг, изготовление и рассматривание тематических альбомов, чтение художественных произведений.

 Играя с детьми, создаю проблемные ситуации. Это побуждает детей обсуждать замысел, подбирать необходимые материалы для деятельности.

 В своей работе использую три принципа организации игры в детском саду:

  • Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, я сама играю с детьми.
  • Играю с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе разворачиваю игру особым способом так, чтобы детям «открывался и усваивался» новый, более сложный способ её построения.
  • Начиная с раннего возраста, формирую игровые умения и одновременно ориентирую ребёнка на осуществление игрового действия, на пояснение его смысла партнёром- взрослым и сверстником, на создание психологического комфорта в совместной игре.

 В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода

из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо-плохо, правильно- неправильно, ибо к игре они не применимы.

 В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.

 У детей средней группы детского сада появляются коллективные игры, что создаёт возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. Играя с детьми средней группы, я обогащала содержание игр, возникающих в группе, формируя умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения. Для решения этих задач я использовала косвенные приёмы руководства: обогащала знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. В таких случаях я сначала помогала детям расширить знания для одной игры, а затем постепенно переходила к углублению содержания других.

 Также я использовала разнообразные приёмы формирования у детей умения организовать совместные игры. Проявляя интерес к играм детей и, задавая отдельным группам вопросы, постепенно приучала детей обдумывать тему и

 

содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом я использовала короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении

ролей в ней, помогала детям справедливо распределить роли, направляю внимание детей на подбор игрушек и т.д.                                                                                В средней группе, участвуя в игре, брала на себя не основную, а второстепенную роль, с тем, чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений.

 У дошкольников старшей группы детского сада развивается содержание игры.  В играх, наряду с действиями, начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. В играх находит отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду и друг к другу в процессе труда. Изменение тематики игр и их содержания на данном возрастном этапе связано с расширением их источников. Постепенно в играх старшего дошкольника всё большее место начинает занимать опосредованный опыт, т.е. знания, полученные из книг, рассказов взрослых. Меняется и характер непосредственного опыта: дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни. Когда ребёнок уже овладел основами ролевого поведения, для меня важно научить его развёртывать в игре разнообразные сюжеты, центром которых является привлекающая его роль. Для этого необходимо показать ребёнку, что роль может быть включена не только в одну, а в различные взаимосвязи с другими ролями.

Я считаю, что одним из эффективных средств формирования у детей умений согласованно развёртывать новые разнообразные сюжеты игры, является совместная игра воспитателя с детьми, однако по форме она совершенно отлична от игр воспитателя с детьми на предыдущем возрастном этапе. Это своеобразная совместная «игра-придумывание», которая протекает чисто в словесном плане.

 Организуя игры с детьми старшего дошкольного возраста, развиваю у них самостоятельность и самоорганизацию, формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.

 Во всех возрастных группах периодически предлагаю новую тему игры, при этом не навязываю сюжет детям, а стараюсь лишь возбудить интерес. Играя с детьми, замечаю изменения в их настроении, поведении и самочувствии.

 Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество.

 Как показала диагностика эмоционального благополучия ребёнка, у детей моей группы высокий уровень коэффициента удовлетворённости, в группе нет изолированных детей.

 Работая по данной теме, я пришла к выводу, что сюжетно – ролевая игра – это:

Обеспечение здорового образа жизни ребёнка;

Приобщение к общечеловеческим ценностям;

Соединение знаний с собственной активностью детей;

Социально – нравственное развитие ребёнка и формирование его самосознания.

 Работая с детьми в группе, создаю обстановку психологического комфорта и удовлетворения каждого ребёнка. В результате моей работы дети стали более активны, оживлены, свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, уверены и самостоятельны в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....

Сюжетно - ролевые игры как средство социально - личностного развития детей среднего дошкольного возраста

Актуальность: использование сюжетно - ролевой игры имеет большое значение в социально - личностном развитии дошкольника. В процессе игры решаются задачи  социального становления личности, игра сп...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы по формированию у старших дошкольников межличностных взаимоотношений через сюжетно-ролевую игру...

Консультация для родителей Игра как средство воспитания и развития детей.

Через игру ребёнок поймёт более быстрее и доходчиво нужный материал....

Авторская программа" Сюжетно-ролевая игра как средство социально личностного развития детей"

Из опыта работы.В настоящее время происходит разрушение сюжетно-ролевой игры как особой культурной формы жизни ребенка-дошкольника. В современной культуре детства положение игры становится все более д...

Консультация для педагогов: «Игра как средство воспитания и развития детей».

Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтом...

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.

Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....