Авторская программа" Сюжетно-ролевая игра как средство социально личностного развития детей"
рабочая программа (средняя группа) по теме
Из опыта работы.
В настоящее время происходит разрушение сюжетно-ролевой игры как особой культурной формы жизни ребенка-дошкольника. В современной культуре детства положение игры становится все более двусмысленным: игра попадает в категорию прав ребенка по Конвенции ООН «О правах ребенка», статья 31, но границы того, что должно быть защищено этим правом, стремительно размываются. Игрой называют все (игровое обучение, игровой тренинг, игровое шоу и т.п.). «Возраст игры» также теряет определенность: если раньше было понятно, что это дошкольное детство, то в последнее время играми, в первую очередь, конечно, компьютерными, оказались захвачены и подростки, и взрослые. В этих условиях трудно сохранить сюжетно-ролевую игру.Таким образом, наблюдается изменение социальных установок по отношению к игре, а развитие и педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой почти забыто.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков и в жизни» А.С. Макаренко.
Что такое сюжетно-ролевая игра? Игра –это дело серьезное, это ведущая деятельность дошкольника. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности, так как в игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работают все психические процессы: мышление, воображение, память Усиливаются эмоциональное и волевые направления. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка-это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, а воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Актуальность вопроса определяется, прежде всего, тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. И как показывает опыт методической работы, современные воспитатели не осознают в полной мере свою роль в обогащении сюжетно-ролевых игр современных дошкольников. Социально-личностное развитие ребенка является одним из наиболее сложных и значимых направлений для проектирования педагогического процесса современного дошкольного учреждения. Чтобы понять сущность игры и закономерности их развития, важно проследить возникновение игры, изучить ее начальные формы . Сегодня наиболее актуальным является реализация в образовательный процесс современных развивающих педагогических технологий Актуальность
ПОЧЕМУ РЕБЁНОК НЕ УМЕЕТ ИГРАТЬ? Причины: В детском саду ребёнок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребёнка на улице. Жизнь современного ребёнка заполнена телевидением, компьютерными играми. Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Низкая игровая грамотность, игровая культура родителей. Проблема
Результаты наблюдений
Цель: Задачи: Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками);развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания); развивать коммуникативные способностей детей, которые предполагают навыки построения адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения. Формировать игровые умения, содействовать объединению детей в игре. Создать современную развивающую предметно - игровую среду, соответствующую возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС, способствующую развитию игровой деятельности. Повышение компетенции родителей и педагогов о значении сюжетно-ролевых игр для воспитания и развития детей дошкольного возраста. научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи. Цели и задачи
Направления работы Обогащение детей представления об окружающем мире Создание и обогащение предметно-игровой среды Непосредственное руководство играми детей. Формирование игровых умений .
Создана современная развивающая предметно-игровая среда, соответствующая возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС (насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность); способствующая развитию интереса к игровой деятельности и эмоциональному благополучию детей . В программе представлены методы активации родителей с целью повышения педагогической компетентности в вопросах развития сюжетно-ролевых игр; вовлечения родителей в совместную игру родители – дети (взрослый-ребенок). Новизна
Первый этап Определение проблематики, актуальности темы. Определение цели и задач для работы. Второй этап Разработка перспективного плана сюжетно-ролевых игр для каждой возрастной группы. Создание условий для реализации задач. Третий этап Проведение мероприятий с детьми и родителями, направленными на развитие сюжетно-ролевой игры. Развитие и обогащение развивающей предметно-игровой среды. Четвертый этап Результативность Этапы работы над программой
Принцип творческого обучения и воспитания. Принцип детских игровых интересов. Принцип доступности. Принцип личностной ориентации. Комплексно-тематический принцип. Принцип интеграции. Принцип систематичности. Принцип практической применимости. Принцип динамичности и гибкого зонирования. Принцип индивидуального подхода к детям. Принцип игровой подачи материала. Принцип педагогической поддержки. Принципы программы
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Процесс руководства сюжетно-ролевой творческой игры должен быть построен так , чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием. Исходя из этого принципа можно выделить 3 группы методов. Первая группа методов (обогащение знаний, впечатлений, представлений об окружающей жизни). Вторая группа методов (способствующие становлению и развитию игровой деятельности). Третья группа методов (обучение конструированию из строительного материала, обыгрыванию построек. Методы и приемы
Первый принцип – воспитатель должен играть вместе с детьми, должен занять позицию «играющего партнера, который умеет интересно играть». Третий принцип – воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Второй принцип – при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику. Личностный фактор- соблюдение педагогом принципов организации сюжетно-ролевой игры Обязательное наличие развивающей предметно-игровой среды. Использование методов развития познавательной активности детей: проектно-исследовательского и экспериментального метода. Факторы успешности программы
Положительных результатов в развитии игровой деятельности детей, можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащая их знаниями об особенностях сюжетно- игровой игры. Работа по данной программе предусматривает тесное сотрудничество с родителями, полное взаимопонимание. Именно поэтому я определила профилактическое направление работы: Этап Ознакомительный Этап Профилактический Этап Практический Этап Перспективный Работа с родителями
Методы активации родителей Распространение опыта «Самая играющая семья» Совместные игры Дети-родители-воспитатели Участие в создании предметно - развивающей среды Участие родителей в проектной деятельности Решение проблемных задач «Мастер классы с родителями» Совместные экскурсии, выставки,развлечения
Игра научит нас: говорить с ребенком на его языке, преодолевать чувство превосходства над ребенком, любить детей такими, какие они есть ! Сюжетно-ролевая ига «День рождение бабушки» Сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача»
Сюжетно-ролевая игра « Строители» Сюжетно ролевая игра «Космическое путешествие» Вернитесь в своё детство, побудьте с нами в нём. И лучшими друзьями мы взрослых .
Мастер класс с родителями «Морское путешествие»
ДАЙТЕ ДЕТСТВУ СОСТОЯТЬСЯ - ДАЙТЕ ДЕТЯМ НАИГРАТЬСЯ! Маркер «Парикмахерская – Салон красоты» Положительное влияние на настроение детей, их желание участвовать в игровой деятельности оказало стремление родителей принимать активное участие в преобразовании развивающейпредметно-игровой среды в группе .
Маркер «Семья» Маркер «Больница»
Маркер «Корабль» Маркер «Супермаркет» «Маркер Ракета»
Работа с педагогами Открытый показ сюжетно-ролевых игр на методическом объединении . Создание перспективного планирования сюжетно-ролевых игр. Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды, изготовлению маркеров игрового пространства для сюжетно-ролевых игр. Проектная деятельность. Презентация проектов. Создание совместных творческих групп по обмену опытом. Консультации, рекомен-дации, сообщения по теме, организация деловых игр. Работа с педагогами
Внешние связи Дом детского творчества Музей Детская поликлиника Парк Военной техники Встечи с интересными людьми
Результативность Динамика развития игровой деятельности
Динамика формирования игровых интересов детей.
Динамика игрового взаимодействия родители-дети
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»
Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие» Игра – это мир ребенка и он готов принять в свой мир партнера, соучастника, но не критика. Иначе в следующий раз это окошко будет закрытым .
Каждые четыре года около 25 детей моей группы идут в школу. Насколько они готовы к школьному обучению зависит от их полноценного психического развития в дошкольном детстве. Мы воспитатели воспитываем человечество. Именно от моего профессионального мастерства , от моих знаний и умений зависит как будут развиваться мои воспитанники.
Играть мы любим очень: «Вы знаете, друзья! Без игр прожить ребёнку никак, никак нельзя. Мы взрослых понимаем – сегодня новый век. Без знаний и учёбы нет шансов на успех! А мы хотим всего лишь спокойно поиграть. В семью, в солдаты, в шашки, вприпрыжку поскакать. Вернитесь в своё детство, побудьте с нами в нём, И лучшими друзьями мы взрослых назовём!»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство социально-личностного развития ребенка.
С этим сообщением я выступала на методическом объединении для участников стажерско площадки. В нем собраны несколько игр, упражнений, объединенных общей тематикой - темой "Дружба". В ходе ...
Авторская разработка непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей по теме: "Осторожно, огонь!" Образовательная область "Безопасность" в соотвествии с ФГТ
Автором представлена методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Осторожно, огонь!", направление «Социа...
Использование народной игры как средства социально-личностного развития ребёнка младшего дошкольного возраста.
Сообщение...
Сюжетно - ролевые игры как средство социально - личностного развития детей среднего дошкольного возраста
Актуальность: использование сюжетно - ролевой игры имеет большое значение в социально - личностном развитии дошкольника. В процессе игры решаются задачи социального становления личности, игра сп...
Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюже...
Мастер-класс для педагогов "Сюжетно-ролевая игра, как средство социально-личностного развития дошкольников"
Цель: повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по вопросу организации сюжетно-ролевой игры «Банк»....
Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольника
Игра для детей дошкольного возраста – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. Это помогает сделать знания...