Дидактическая игра как средство социально-личностного развития ребенка.
презентация урока для интерактивной доски по теме

Влазнева Ирина Сергеевна

С этим сообщением я выступала на методическом объединении для участников  стажерско площадки. В нем собраны несколько игр, упражнений, объединенных общей тематикой - темой "Дружба".  В ходе дидактических игр по этой теме мы обобщаем имеющиеся у детей знания о дружбе, помогаем укреплять дружеские отношения, формируем умение договариваться, помогать друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon socialno.doc45 КБ
Office presentation icon prezentaciya_microsoft_powerpoint.ppt188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57» г.Энгельса Саратовской области

Дидактическая игра как средство социально-личностного развития ребенка

Сообщение

 из опыта работы

 воспитателя Влазневой И.С.

Январь 2013г.

     

 Социально-личностное развитие дошкольника - это формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания.

Социализация или усвоение ребенком общечеловеческого опыта происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.

Это общение оформляется в мощный социальный фактор становления личности ребенка.

       Перед педагогами стоит очень сложная задача: найти такие действенные методы и приемы работы, которые дадут наиболее высокие результаты в социальном и личностном развитии детей.

       Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра. Игра – это естественная жизнь детей  и ни в коем случае не пустая забава. Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, то есть в игре.  Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь.

   Я говорила об игровой деятельности в целом,  а в своем выступлении коснусь только дидактических игр, способствующих социально-личностному развитию ребенка. Здесь же мы сразу должны определить для себя задачи, которые решаются в процессе данных игр:

  1. учить детей выстраивать доверительные, партнерские отношения со сверстниками в процессе игрового общения;
  2. развивать умение понимать, слушать и слышать друг друга;
  3. развивать способность аргументировать свою точку зрения, свои высказывания;
  4. воспитывать в детях желание общаться с ровесниками, усваивая при этом некоторые общие правила поведения;
  5. помочь детям понять, что вместе играть интереснее.

Для сегодняшнего мастер-класса я подобрала несколько дидактических игр, объединенных между собой одной тематикой – «дружба». Понятия «друзья», «товарищи» дети дошкольного возраста различают плохо. Друзьями они называют тех, с кем больше общаются, кто больше нравится.

Дошкольники строят свои отношения со сверстниками, основываясь на положительных эмоциях. Чем младше возраст, тем менее устойчивы эти отношения. Дети постарше более осознанно подходят к выбору товарища. В этом возрасте уже можно говорить о зарождении дружеских отношений, которые иногда продолжаются и в последующем.

В ходе дидактических игр по этой теме мы обобщаем имеющиеся у детей знания о дружбе, помогаем укреплять дружеские отношения, формируем умение договариваться, помогать друг другу, но делаем это различными способами: вводим в игру волшебный цветик-семицветик, сказочного персонажа Бармалея, предлагаем дошкольникам разрешить несколько ситуаций, высказать добрые, теплые слова в адрес соседа и т.д.

Эти игры не  требуют большой предварительной подготовки. В этом вы сможете убедиться сами.

В заключение своего выступления я хотела бы отметить, что показателем правильно организованной игры детей является их хорошее настроение, разнообразное использование освоенных навыков, положительные взаимоотношения, частое обращение ребенка ко взрослому по поводу игры, достаточное количество соответствующих возрасту речевых реакций, сопровождающих самостоятельную деятельность ребенка.

Мастер-класс со слушателями стажерской площадки.

  1. Дидактическая игра «Цветок дружбы».

Материал:  цветик-семицветик и кукла Карлсона.

Ход игры:

Воспитатель вносит игрушку Карлсона  и объясняет детям, что он очень расстроен. Педагог предлагает малышам спросить у Карлсона, почему он грустит. Он рассказывает: «На мой день рождения Малыш подарил мне волшебный цветок дружбы. Однажды я увидел, что все лепестки с волшебного цветка опали. А перед этим мой друг Малыш обиделся на меня и ушел. Помогите мне понять, чем я мог обидеть своего друга, что я сделал не так».

Воспитатель объясняет Карлсону, что дети обязательно помогут ему, ведь они знают, кто такие настоящие друзья. Дошкольники высказывают свои предположения, постепенно собирая цветок дружбы. После этого передают его Карлсону. Он благодарит ребят за помощь и говорит, что теперь  он понял, почему обиделся Малыш и как не должен поступать настоящий друг.

  1. Творческая  игра «Помогаем друг другу».

Материал: разрезные картинки (верблюд, воздушный шар, две пальмы, облака, бегемот, яблоня), костюм Бармалея, макет корабля.

Ход игры:

Восп. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на неизведанный остров на этом замечательном корабле.

Дети поднимаются на корабль и под легкую музыку «плывут» в дальние страны.

Восп. Ребята, посмотрите! Впереди показалась земля! Сейчас наш корабль подплывет к острову, и мы сойдем на берег.

Дети выходят с корабля и идут на остров. Вдруг им навстречу выходит страшный, грозный  Бармалей.  

Барм. Попались, которые кусались? Что вам нужно на моём острове? Я - страшный, сердитый, жестокий Бармалей! Я люблю хватать и глотать маленьких детей!

Восп. Подожди, пожалуйста, дорогой Бармалей. Не надо нас хватать и глотать. И вовсе  ты не такой уж и страшный, и злой. Правда, ребята?

Дети. Да.

Восп. Вот сейчас ты сможешь в этом убедиться. Мы предлагаем тебе поиграть вместе с нами.  

Барм. А во что мы будем играть?

Восп.  Мы тебе сейчас это объясним. Вместе с ребятами тебе нужно собрать из частей картинку.

Барм. Да я и сам справлюсь, не нужно мне помогать.

Дети и Бармалей приступают  к выполнению задания.

Барм. У меня почему-то не получается. А вы так быстро и хорошо всё сложили.

Восп. Это потому, что мы собирали картинку все вместе, дружно, а ты - один. Тебе некому было помочь. Сейчас, Бармалей, дети помогут тебе выложить картинку.

Ребята помогают Бармалею, он радуется и благодарит их.

Восп. Дорогой Бармалей, а ты знаешь, кто такие друзья?

Барм. Нет.

Восп.  Это как раз те, кто помогает друг другу, всегда придет на помощь, и если нужно, выручит в беде.

Барм. Теперь я понял, кто такие друзья!

  1. Подвижная игра «Только вместе».

Материал: мячи в расчете 1 мяч на пару детей.

Ход игры:

Педагог. Дети, вам нужно встать парами лицом друг к другу и держать руками один мяч. По моей команде вы будете выполнять разные действия, но при этом каждой паре необходимо следить за тем, чтобы не выронить мяч.

Варианты задания: присесть, попрыгать на месте, наклониться,  покружиться и т.д., стараясь не выпустить мяч из рук.

В конце игры подводится её итог: лучше выполнили задания те дети, которые действовали вместе, сообща, дружно.

  1. Дидактическое упражнение «А как бы поступил ты?»

Ход упражнения:

Воспитатель предлагает детям обсудить ряд ситуаций.

Восп. Я буду читать разные истории о детях, таких же, как вы. Но истории будут незаконченными. Вы должны будете их закончить.

а) Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро убрала свои кубики в коробку. Воспитательница её похвалила. «Молодец, ты сделала свою часть работы, можешь играть или помочь Свете с уборкой».

- А как бы поступили вы?

б) Петя принес в детский сад новый самосвал. Всем детям хотелось поиграть с игрушкой. Вдруг подбежал Юра, выхватил машинку и стал играть. Тогда Петя…

- Как вы думаете, что произошло дальше?

- Как бы поступили вы?

  1. Игра «Назови друга ласково».

Материал: надувное сердечко.

Ход игры:

Воспитатель объясняет детям, что существует много добрых, приятных и ласковых слов, которые называются комплиментами. Педагог предлагает детям встать в круг так, чтобы  видеть глаза друг друга, и, передавая надувное  сердечко, говорить какое-нибудь ласковое слово своему соседу.

После игры все отмечают, что от теплых слов стало радостней и веселей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно - ролевые игры как средство социально - личностного развития детей среднего дошкольного возраста

Актуальность: использование сюжетно - ролевой игры имеет большое значение в социально - личностном развитии дошкольника. В процессе игры решаются задачи  социального становления личности, игра сп...

Дидактическая игра, как средство художественно-творческого развития ребенка-дошкольника.

Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идет очень быстрыми темпами, Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития. Сформированные в раннем ...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюже...

Авторская программа" Сюжетно-ролевая игра как средство социально личностного развития детей"

Из опыта работы.В настоящее время происходит разрушение сюжетно-ролевой игры как особой культурной формы жизни ребенка-дошкольника. В современной культуре детства положение игры становится все более д...

Мастер-класс для педагогов "Сюжетно-ролевая игра, как средство социально-личностного развития дошкольников"

Цель: повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по вопросу организации сюжетно-ролевой игры «Банк»....

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольника

Игра для детей дошкольного возраста – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. Это помогает сделать знания...