Кружок "Ловкие пальчики"
материал (младшая группа) на тему

Евстратова Ирина Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  «Детский сад №2 «Светлячок»

                                                                            

                                                                                   Утверждаю:

                                                                                                                                                    заведующий МБДОУ

                                                                                                                                                   __________Перова С. Б.

             от____________№_____

 

 

                                   

 

Кружок для детей второй группы раннего возраста

«Ловкие пальчики»

 

 

 

 

 

Программу составила

 Воспитатель:  Евстратова И.А.

 

 

 

 

 

 

 

2016 год

 

Программа кружка

Проблема

          Проблема развития общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

           В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, увеличилось число детей с нарушением речи. Вся жизнь ребёнка – игра. И поэтому, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам, как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств в работе с детьми.

 

Пояснительная записка:

       Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Если брать новорожденного, то большинство клеток его мозга еще не работают, но уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала. К трем годам его структура формируется, размер достигает 70-80%, а к восьми годам рост мозга практически завершен. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.

 Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук и тактильной чувствительности) - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Этот факт применяют и педагоги, и психологи, и воспитатели, как в составлении, так и в реализации различных обучающих и развивающих программ. Примечательно, что из 3 больших этапов, которые психология считает радикальными в развитии ребенка, два относятся к движению. Это начало ходьбы и артикуляция. Наука считает эти две двигательные функции неким подобием гороскопа, который предсказывает будущее человека. Одержав свою первую победу в овладении этими двумя умениями, «я» человека приобретает способность самовыражения и деятельности. Речь _ исключительный признак человека, ведь она является выражением мыслей в отличие от ходьбы, присущей также и животным.

Рука- это тонкий сложный орган, который позволяет разуму не только заявить о себе, но и вступить в совершенно определенные отношения с окружающим миром. Можно сказать, человек «держит» в руках этот мир. Руки человека, руководствуясь разумом, преобразуют мир. Тем самым человек осуществляет свою миссию в большом мировом плане.

Подсознание считает руку демонстрацией своего «я». Следовательно, нет ничего более святого и чудесного, чем «человеческие движения» в ребенке! Взрослые должны следить за развитием руки и считать ее успехи праздником.

Ребенок ищет в своем окружении какие-либо вещи, чтобы использовать их для своего  духовного строительства. Если ребенок ведет себя конструктивно, манипулируя при этом руками, он должен находить вокруг предметы, которые побуждали бы его к этой деятельности. Но в домашнем окружении никто не обращает внимания на эту его потребность. Вот почему так важна и актуальна работа в данном направлении с детьми в стенах детского дошкольного учреждения. Учитывая актуальность данной проблемы, было решено активизировать работу по сенсорному воспитанию детей в нашей группе и  организовать кружок «Ловкие пальчики».

Цель кружка:

способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

 

Основные задачи:

Обучающие:

·        формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)

·        формирование практических умений и навыков;

·        обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

·        развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

·        совершенствование движений рук;

·        развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

·        развитие речи детей.

Воспитательные:

·        воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;

·        воспитывать и развивать художественный вкус;

·        воспитывать усидчивость, целенаправленность.

 Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

·        принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);

·        принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;

·        принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

·        принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

·        принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

Формы работы:

- пальчиковые игры;

- игры-экспериментирования  с предметами и материалами;

-самомассаж рук.

Организация работы кружка:

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 2-3 года.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут).

Занятия проводятся с сентября по май. Всего 37 занятий.

Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.

Необходимые материалы и оборудования:

- резиновые игрушки, мячики (ежи);

- бусы, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, спички;

- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок, семечки);

- бумага, карандаши, клей, кисточки;

- фигурки пальчикового театра и др.

- картотека пальчиковых игр;

- картотека художественного слова (стихи, загадки);

- фонотека (классические произведения, детский репертуар).

Прогнозируемый результат:

·        развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

·        развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

·        способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.

 

 

 

 

 

Перспективное планирование кружка

«Ловкие пальчики».

Сентябрь

Первая неделя.

1.Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.

2. Пальчиковая игра «Есть у киски глазки».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3. «Что это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением котят.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

 

Вторая неделя.

1.Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха) 

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2. Пальчиковая игра «Варим, варим мы компот».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3.  «Что это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением фруктов.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

 

                                                    Третья неделя.

1. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.

Цель: Развивать мелкую моторику рук

2. Пальчиковая игра «Мы капусту солим, солим».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3.  «Что это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением овощей.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

 

                                                Четвертая неделя.

1.Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха) 

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2. Игра  «Помоги котику найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).

Цель:  Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

3.  «Кто это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением мышат.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание

 

                                                            Октябрь.

                                                       Первая неделя.

1. Пальчиковая игра «Петушок».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

2. Мозаика «Цыплятки бегут за курочкой», «Цыплятки вокруг курочки»

3. «Угощение для птиц» - сортировка семян.

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев

4. «Сложи картинку»  из 3-х, 4-х частей.

Цель: Развивать мышление, внимание.

Вторая неделя.

1.Пальчиковая игра «Семья»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

2. Игра  «Помоги  белочке найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).

3. «Сложи картинку»  из 3-х, 4-х частей. Цель: Развивать мышление, внимание.

                                                        Третья неделя.

1.Пальчиковая игра «Есть у киски глазки»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3. «Угощение для мышки» - сортировка семян.

Цель: Развивать мелкую моторику рук

4. «Сложи картинку»  из 5-ти, 4-х частей.

Цель: Развивать мышление, внимание.

                                                   Четвертая неделя

1.Дидактическая  игра «Чудесный мешочек». Назвать овощи.

Цель: Развивать исследовательские действия руки, вынимания предметы на ощупь из мешочка; учить умение правильно называть овощи.

2..Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Цель: Развивать координацию движений пальцев рук.

3.Рисование «раскрась овощи»

Цель: Учить раскрашивать не выходя за контур.

 

                                                            Ноябрь

Первая неделя.

1. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.

2. Сортировка семечек тыквы и подсолнуха.

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

3. Пальчиковая игра «Ну-ка, ну-ли».

Цель: Развивать общую координацию движения.

4. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов посуды.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

                                                 Вторая неделя.

1.     Пальчиковая игра «Петушок».

Цель: Развивать общую координацию движения.

2. Мозаика «Цыплятки бегут за курочкой», «Цыплятки вокруг курочки»

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев

3.«Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.

Цель: развивать внимание, расширять кругозор.

4. «Угощение для птиц» - сортировка семян.

5. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей. Цель: Развивать мышление, внимание.

                                                                            Третья неделя.

1. Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2. Игра  «Помоги котику найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).

Цель:  Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

3. Пальчиковая гимнастика « Зайчики».

Цель: Развивать общую координацию движения.

Четвертая неделя.

1. Массаж пальчиков грецким орехом «Катилась торба».

 Цель: Развивать мелкую моторику.

2. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

3. Пальчиковая игра «Веселая мышка».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Пятая неделя.

1.Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семян фасоли) 

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2. Игра  «Помоги собачке найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).

Цель:  Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

3.  «Кто это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением собачки.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

 

                                                          Декабрь.

Первая неделя.

1. Массаж крутить карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Снегопад в лесу». ( На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты),

Цель: Учить  детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики.

3. Пальчиковая игра  «Пирог»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение  воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Вторая неделя.

1. Игра «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Новогодняя елка».

Цель: Учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за мышечными ощущениями. Отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик).

3. Пальчиковая игра «Елочка».

Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом.

Третья неделя.

1. Пальчиковая игра «Пальчики сцепляются – елка получается»

2. Пальчиковая игра «Большие и маленькие шары»

3. «Собери бусы на елку» - нанизывание бус на нитку.

4. Мозаика «Бусы на елку» - выкладывание ряда из мозаики

Четвертая неделя.

1. «Снежные хлопья» - отрывание маленьких кусочков белой бумаги.

2. Выкладывание снежинки из палочек по контуру.

3. «Снегопад в лесу» (на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты).

4. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

                                                                 Январь.

Первая неделя.

1.Изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2.Дидактическая игра «Сложи  домик»

Цель: Учить составлять дом из 2 частей, развивать координацию кистей рук.

Вторая неделя.

1.Пальчиковая игра «1,2,3,4 мы с тобой снежок лепили»

Цель: Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

2.  Дидактическая игра «Веселый снеговик».

Цель: Учить составлять целое из 3 частей, развивать координацию кистей рук.

 

Третья неделя.

1.     Массаж   пальчиков мячиком ежиком «Этот мячик не простой»

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2. Игра «Чтоб Мишке  было теплее».

Цель: Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку = «В берлоге».

3. Пальчиковая игра  «Есть у каждого свой дом».

Цель: Развивать координацию общих движений.

                                                         Четвертая неделя.

1. Массаж пальчиков с резиновым мячиком. «Непослушные шарики».

Цель: Развивать  ловкость движений пальцев и кисть рук.

2. Игра «Чудесный мешочек» - новогодний подарки для зверей (белочке, зайчику, ежику)

Цель: Развивать исследовательские действия путем  вынимания предметов на ощупь (из мешочка).

3. Пальчиковая игра «На елке:  «Подарки».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Февраль.

Первая неделя.

1. Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик».

2. Выкладывание ручек, ножек из палочек нарисованному человеку.

3. «Кто это?» - собрать фигурки человека из геометрических фигур.

4. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

Вторая неделя.

1.Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки»

Цель: Развивать мелкую моторику  пальцев и рук.

2. Игра «Посыпаем дорожку».

Цель:  Учить  детей  посыпать  тремя  пальчиками песок (крупу), развивать мелкую  моторику  пальцев.

3. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».

Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Третья неделя.

1. Массаж пальчиков мячиком ежиком.  Игра «Колючий ежик».

Цель: Развивать  мелкую моторику рук, ручную  умелость; формировать навыки выразительности, пластичности  движений.

2. Игра «Ежики и ежата».  (Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла».

3. Пальчиковая игра «Ежик»  Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Четвертая неделя.

1. «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

2. Пальчиковая игра «На опушке две избушки».

3. Пальчиковая игра «Пароход плывет по речке».

Март.

Первая  неделя.

1. Массаж пальчиков и перебирание бус.  «Игра с бусами».

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2. игра «Бусы для мамы».

Цель: Развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки  действия со шнуром.

3.Пальчиковая игра «Помощники» Цель: Развивать моторику пальцев рук.

 

Вторая  неделя.

1. Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка»

2. Игра «Солнце светит ярко-ярко»  (выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;  развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».

3. Пальчиковая игра «Солнышко».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

 

Третья неделя.

1. Пальчиковая игра «Мышка мылом мыла лапки».

2. «Червячки для грачей» - лепка из пластилина.

3. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц.

4. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей.

Четвертая неделя.

1. «Солнышко» - выкладывание палочек по контуру.

2.  массаж рук  «динь-дон».

3. д.игра «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

4. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

Апрель.

Первая неделя.

1. Массаж с прищепками.

Цель: Учить детей расстегивать и застегивать прищепки.

2. Игра с прищепками (солнышко, ежик, цыпленок).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

3.Пальчиковая игра  «Игрушки». Цель: Развивать соотношения движения рук.

Вторая неделя.

1. Массаж. Катание карандаша между ладошками.

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Солнце светить Ярко- ярко».  (выложить из спичек лучики вокруг желтого кружка).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».

3. Пальчиковая игра «Солнышко».  Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Третья  неделя.

1. Массаж грецким орехом  игра: «Катилась торба».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Следы от капели»  (на манке ставить пальчиками точки).

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.

2.  Пальчиковая игра «Кто приехал».

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

Четвертая неделя.

1.Пальчиковая игра «Это пальчик – дедушка».

2.Нанизывание бусинок «Бусы для мамы».

3.Разложить в разные мисочки фасоль и горох.

4. «Поможем сыну застегнуть рубашку» (застегивание пуговиц, молний).

Май.

Первая неделя.

1. Пальчиковая игра «Я веселый майский жук».

2. Пальчиковая игра «Оса села на цветок».

3. Пальчиковая игра «Дарики-дарики, злые комарики».

4. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

Вторая неделя.

1. Массаж пальчиков. Игра «Катание бусинок».

Цель: Учить детей катать бусинки по очереди каждым пальчиком.

2.Игра «Кто больше соберет фасоли?» (собирать фасоль будем в бутылочку с широким и узким горлышком и закручивая пробку на бутылочке)

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.Пальчиковая игра «Топ-топ». Цель: развивать мелкую моторику рук.

Третья неделя.

1. Массаж. Надевание и снимание колечка.

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Какая игрушка спряталась» и «Определите на ощупь» (Чудесный мешочек).

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь.

3. Пальчиковая игра «Дождик, лей»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Четвертая неделя.

1. Д. игра «Красивый одуванчик» (втыкание спичек в пластилиновый комочек.)

2. Пальчиковая игра «Наши яркие цветы».

3. Выкладывание цветков из овалов (по контуру).

4. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

 

Список литературы:

1.  Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПБ: Паритет, 2002.-140с..

2.     Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПБ: 2007.-217с.

3.  Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» ТЦ Сфера 2007г.

4.«Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» И. Е. Аверина. – М.: Айрис – пресс, 2005

5.Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evstratova_kruzhok_lovkie_palchiki.docx38.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  «Детский сад №2 «Светлячок»

                                                                           

                                                                                   Утверждаю:

                                                                                                                                                    заведующий МБДОУ 

                                                                                                                                                   __________Перова С. Б.

             от____________№_____

                                   

Кружок для детей второй группы раннего возраста

«Ловкие пальчики»

Программу составила

 Воспитатель:  Евстратова И.А.

2016 год

Программа кружка

Проблема

           Проблема развития общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

           В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, увеличилось число детей с нарушением речи. Вся жизнь ребёнка – игра. И поэтому, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам, как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств в работе с детьми.

Пояснительная записка:

       Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Если брать новорожденного, то большинство клеток его мозга еще не работают, но уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала. К трем годам его структура формируется, размер достигает 70-80%, а к восьми годам рост мозга практически завершен. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.

 Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук и тактильной чувствительности) - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Этот факт применяют и педагоги, и психологи, и воспитатели, как в составлении, так и в реализации различных обучающих и развивающих программ. Примечательно, что из 3 больших этапов, которые психология считает радикальными в развитии ребенка, два относятся к движению. Это начало ходьбы и артикуляция. Наука считает эти две двигательные функции неким подобием гороскопа, который предсказывает будущее человека. Одержав свою первую победу в овладении этими двумя умениями, «я» человека приобретает способность самовыражения и деятельности. Речь _ исключительный признак человека, ведь она является выражением мыслей в отличие от ходьбы, присущей также и животным.

Рука- это тонкий сложный орган, который позволяет разуму не только заявить о себе, но и вступить в совершенно определенные отношения с окружающим миром. Можно сказать, человек «держит» в руках этот мир. Руки человека, руководствуясь разумом, преобразуют мир. Тем самым человек осуществляет свою миссию в большом мировом плане.

Подсознание считает руку демонстрацией своего «я». Следовательно, нет ничего более святого и чудесного, чем «человеческие движения» в ребенке! Взрослые должны следить за развитием руки и считать ее успехи праздником.

Ребенок ищет в своем окружении какие-либо вещи, чтобы использовать их для своего  духовного строительства. Если ребенок ведет себя конструктивно, манипулируя при этом руками, он должен находить вокруг предметы, которые побуждали бы его к этой деятельности. Но в домашнем окружении никто не обращает внимания на эту его потребность. Вот почему так важна и актуальна работа в данном направлении с детьми в стенах детского дошкольного учреждения. Учитывая актуальность данной проблемы, было решено активизировать работу по сенсорному воспитанию детей в нашей группе и  организовать кружок «Ловкие пальчики».

Цель кружка:

способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Основные задачи:

Обучающие:

  • формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
  • формирование практических умений и навыков;
  • обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
  • совершенствование движений рук;
  • развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • развитие речи детей.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;
  • воспитывать и развивать художественный вкус;
  • воспитывать усидчивость, целенаправленность.

 Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

  • принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
  • принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
  • принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
  • принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

Формы работы:

- пальчиковые игры;

- игры-экспериментирования  с предметами и материалами;

-самомассаж рук.

Организация работы кружка:

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 2-3 года.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут).

Занятия проводятся с сентября по май. Всего 37 занятий.

Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.

Необходимые материалы и оборудования:

- резиновые игрушки, мячики (ежи);

- бусы, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, спички;

- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок, семечки);

- бумага, карандаши, клей, кисточки;

- фигурки пальчикового театра и др.

- картотека пальчиковых игр;

- картотека художественного слова (стихи, загадки);

- фонотека (классические произведения, детский репертуар).

Прогнозируемый результат: 

  • развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  • развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
  • способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.

Перспективное планирование кружка

«Ловкие пальчики».

Сентябрь

Первая неделя.

1.Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.

2. Пальчиковая игра «Есть у киски глазки». 

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3. «Что это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением котят.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

 

Вторая неделя.

1.Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)  

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2. Пальчиковая игра «Варим, варим мы компот».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3.  «Что это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением фруктов.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

                                                    Третья неделя.

1. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую. 

Цель: Развивать мелкую моторику рук

2. Пальчиковая игра «Мы капусту солим, солим».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3.  «Что это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением овощей.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

                                                Четвертая неделя.

1.Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)  

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2. Игра  «Помоги котику найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).

Цель:  Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

3.  «Кто это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением мышат.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание

                                                            Октябрь.

                                                       Первая неделя.

1. Пальчиковая игра «Петушок».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

2. Мозаика «Цыплятки бегут за курочкой», «Цыплятки вокруг курочки»

3. «Угощение для птиц» - сортировка семян.

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев

4. «Сложи картинку»  из 3-х, 4-х частей.

Цель: Развивать мышление, внимание.

Вторая неделя.

1.Пальчиковая игра «Семья»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

2. Игра  «Помоги  белочке найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).

3. «Сложи картинку»  из 3-х, 4-х частей. Цель: Развивать мышление, внимание.

                                                        Третья неделя.

1.Пальчиковая игра «Есть у киски глазки»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3. «Угощение для мышки» - сортировка семян. 

Цель: Развивать мелкую моторику рук

4. «Сложи картинку»  из 5-ти, 4-х частей.

Цель: Развивать мышление, внимание.

                                                   Четвертая неделя

1.Дидактическая  игра «Чудесный мешочек». Назвать овощи.

Цель: Развивать исследовательские действия руки, вынимания предметы на ощупь из мешочка; учить умение правильно называть овощи.

2..Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Цель: Развивать координацию движений пальцев рук.

3.Рисование «раскрась овощи»

Цель: Учить раскрашивать не выходя за контур.

                                                            Ноябрь

Первая неделя.

1. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.

2. Сортировка семечек тыквы и подсолнуха.

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

3. Пальчиковая игра «Ну-ка, ну-ли».

Цель: Развивать общую координацию движения.

4. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов посуды.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

                                                 Вторая неделя.

  1. Пальчиковая игра «Петушок». 

Цель: Развивать общую координацию движения.

2. Мозаика «Цыплятки бегут за курочкой», «Цыплятки вокруг курочки»

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев

3.«Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.

Цель: развивать внимание, расширять кругозор.

4. «Угощение для птиц» - сортировка семян.

5. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей. Цель: Развивать мышление, внимание.

                                                                            Третья неделя.

1. Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2. Игра  «Помоги котику найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).

Цель:  Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

3. Пальчиковая гимнастика « Зайчики».

Цель: Развивать общую координацию движения.

Четвертая неделя.

1. Массаж пальчиков грецким орехом «Катилась торба».

 Цель: Развивать мелкую моторику.

2. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

3. Пальчиковая игра «Веселая мышка».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Пятая неделя.

1.Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семян фасоли)  

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2. Игра  «Помоги собачке найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).

Цель:  Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

3.  «Кто это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением собачки.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

                                                          Декабрь.

Первая неделя.

1. Массаж крутить карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Снегопад в лесу». ( На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты),

Цель: Учить  детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики.

3. Пальчиковая игра  «Пирог» 

Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение  воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Вторая неделя.

1. Игра «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Новогодняя елка».

Цель: Учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за мышечными ощущениями. Отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик).

3. Пальчиковая игра «Елочка».

Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом.

Третья неделя.

1. Пальчиковая игра «Пальчики сцепляются – елка получается»

2. Пальчиковая игра «Большие и маленькие шары»

3. «Собери бусы на елку» - нанизывание бус на нитку.

4. Мозаика «Бусы на елку» - выкладывание ряда из мозаики

Четвертая неделя.

1. «Снежные хлопья» - отрывание маленьких кусочков белой бумаги.

2. Выкладывание снежинки из палочек по контуру.

3. «Снегопад в лесу» (на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты).

4. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

                                                                 Январь.

Первая неделя.

1.Изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2.Дидактическая игра «Сложи  домик»

Цель: Учить составлять дом из 2 частей, развивать координацию кистей рук.

Вторая неделя.

1.Пальчиковая игра «1,2,3,4 мы с тобой снежок лепили»

Цель: Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

  1. Дидактическая игра «Веселый снеговик».

Цель: Учить составлять целое из 3 частей, развивать координацию кистей рук.

Третья неделя.

  1. Массаж   пальчиков мячиком ежиком «Этот мячик не простой»

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2. Игра «Чтоб Мишке  было теплее».

Цель: Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку = «В берлоге».

3. Пальчиковая игра  «Есть у каждого свой дом».

Цель: Развивать координацию общих движений.

                                                         Четвертая неделя.

1. Массаж пальчиков с резиновым мячиком. «Непослушные шарики».

Цель: Развивать  ловкость движений пальцев и кисть рук.

2. Игра «Чудесный мешочек» - новогодний подарки для зверей (белочке, зайчику, ежику)

Цель: Развивать исследовательские действия путем  вынимания предметов на ощупь (из мешочка).

3. Пальчиковая игра «На елке:  «Подарки».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Февраль.

Первая неделя.

1. Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик».

2. Выкладывание ручек, ножек из палочек нарисованному человеку.

3. «Кто это?» - собрать фигурки человека из геометрических фигур.

4. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

Вторая неделя.

1.Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки»

Цель: Развивать мелкую моторику  пальцев и рук.

2. Игра «Посыпаем дорожку».

Цель:  Учить  детей  посыпать  тремя  пальчиками песок (крупу), развивать мелкую  моторику  пальцев.

3. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».

Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Третья неделя.

1. Массаж пальчиков мячиком ежиком.  Игра «Колючий ежик».

Цель: Развивать  мелкую моторику рук, ручную  умелость; формировать навыки выразительности, пластичности  движений.

2. Игра «Ежики и ежата».  (Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла».

3. Пальчиковая игра «Ежик»  Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Четвертая неделя.

1. «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

2. Пальчиковая игра «На опушке две избушки».

3. Пальчиковая игра «Пароход плывет по речке».

Март.

Первая  неделя.

1. Массаж пальчиков и перебирание бус.  «Игра с бусами».

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2. игра «Бусы для мамы».

Цель: Развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки  действия со шнуром.

3.Пальчиковая игра «Помощники» Цель: Развивать моторику пальцев рук.

Вторая  неделя.

1. Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка»

2. Игра «Солнце светит ярко-ярко»  (выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;  развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».

3. Пальчиковая игра «Солнышко».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Третья неделя.

1. Пальчиковая игра «Мышка мылом мыла лапки».

2. «Червячки для грачей» - лепка из пластилина.

3. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц.

4. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей.

Четвертая неделя.

1. «Солнышко» - выкладывание палочек по контуру.

2.  массаж рук  «динь-дон».

3. д.игра «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

4. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

Апрель.

Первая неделя.

1. Массаж с прищепками.

Цель: Учить детей расстегивать и застегивать прищепки.

2. Игра с прищепками (солнышко, ежик, цыпленок).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

3.Пальчиковая игра  «Игрушки». Цель: Развивать соотношения движения рук.

Вторая неделя.

1. Массаж. Катание карандаша между ладошками.

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Солнце светить Ярко- ярко».  (выложить из спичек лучики вокруг желтого кружка).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».

3. Пальчиковая игра «Солнышко».  Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Третья  неделя.

1. Массаж грецким орехом  игра: «Катилась торба».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Следы от капели»  (на манке ставить пальчиками точки).

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.

  1. Пальчиковая игра «Кто приехал».

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

Четвертая неделя.

1.Пальчиковая игра «Это пальчик – дедушка».

2.Нанизывание бусинок «Бусы для мамы».

3.Разложить в разные мисочки фасоль и горох.

4. «Поможем сыну застегнуть рубашку» (застегивание пуговиц, молний).

Май.

Первая неделя.

1. Пальчиковая игра «Я веселый майский жук».

2. Пальчиковая игра «Оса села на цветок».

3. Пальчиковая игра «Дарики-дарики, злые комарики».

4. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

Вторая неделя.

1. Массаж пальчиков. Игра «Катание бусинок».

Цель: Учить детей катать бусинки по очереди каждым пальчиком.

2.Игра «Кто больше соберет фасоли?» (собирать фасоль будем в бутылочку с широким и узким горлышком и закручивая пробку на бутылочке)

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.Пальчиковая игра «Топ-топ». Цель: развивать мелкую моторику рук.

Третья неделя.

1. Массаж. Надевание и снимание колечка.

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Какая игрушка спряталась» и «Определите на ощупь» (Чудесный мешочек).

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь.

3. Пальчиковая игра «Дождик, лей»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Четвертая неделя.

1. Д. игра «Красивый одуванчик» (втыкание спичек в пластилиновый комочек.)

2. Пальчиковая игра «Наши яркие цветы».

3. Выкладывание цветков из овалов (по контуру).

4. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

Список литературы:

1.  Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПБ: Паритет, 2002.-140с..

2.     Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПБ: 2007.-217с.

3.  Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» ТЦ Сфера 2007г.

4.«Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» И. Е. Аверина. – М.: Айрис – пресс, 2005

5.Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...