Рабочая учебная программа по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) с блоками Дьенеша
рабочая программа (младшая группа) на тему
Создание условий для развития логического мышления с использованием блоков Дьенеша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bloki_denesha_grigoreva.docx | 53.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 116»
Рабочая учебная программа
по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) с блоками Дьенеша
Составитель программы:
Воспитатель Григорьева
Ирина Александровна
Сыктывкар, 2017
Пояснительная записка
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, которые различаются четырьмя свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, жёлтые, синие), размером (большие и маленькие), толщиной (толстые и тонкие). В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (Фидлер М.), «логические кубики» (Копылов Г.), «логические блоки» (Столяр А.). Но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. В современной практике работы с детьми в детском саду и начальной школе находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось своё название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной – логическими фигурами.
Детей младшего дошкольного возраста в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определённым правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов.
Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине т. д.), несколько позже – по трём (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырём свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учётом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребёнок строит дорожку так, чтобы рядом в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой – чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий – чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
В пособии представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с блоками:
- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;
- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
- для развития действий классификации и обобщения;
- для развития способности к логическим действиям и операциям.
Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребёнку. Например, проложить дорожки между домиками, смастерить новогоднюю гирлянду, построить мост через речку и т. д.
С этой же целью в каждом упражнении и игре даны несколько вариантов одной и той же по степени сложности мыслительной задачи. Например, построить дорожку так, чтобы рядом были одинаковые по цвету, но разные по форме блоки, или чтобы рядом были блоки одинаковой формы, но разного размера, или же чтобы рядом были фигуры разной толщины, но одинакового цвета.
Интеллектуальное путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр и упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим. Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «фигура», хотя вполне допустимо и использование слова «блок». После самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.
Цель программы: Создание условий для развития логического мышления с использованием блоков Дьенеша.
Основными задачами являются:
1. Развивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме.
2. С помощью логических блоков тренировать внимание, память, восприятие.
3. Способствовать развитию речи детей.
4. Познакомить детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
5. Учить сравнивать детей предметы по форме, цвету и величине.
6. Развитие математических способностей, формирование классификационных умений.
В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:
- принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;
- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
- принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий – 1 раз в неделю, во второй половине дня подгруппами по 5-10 человек. Продолжительность составляет –10-15 минут.
Программа по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) с блоками Дьенеша реализуется мной с сентября 2017 года. Результативность освоения программы отслеживается в процессе диагностирования развития познавательных процессов в начале и в конце учебного года. На сегодняшний день получены следующие результаты. Диагностика представлена в приложении № 1.
Содержание рабочей учебной программы
Месяц | Тема игры | Программное содержание, дидактическая задача | Оборудование | Примечание Руководство |
Сентябрь | Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 3-4 лет; корректировка содержания программы. | Диагностика познавательного развития (диагностический инструментарий, приложение № 1) | Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий. | |
Октябрь | Найди такой же. | Развивать умение сравнивать предметы по величине. Учить соотносить величину предмета с движением. Содействовать развитию внимания. | Обруч, 2 комплекта блоков. | Блоки лежат в обруче на ковре. Ведущий показывает детям маленькую фигуру и просит собрать блоки такой же величины, а другой подгруппе показывает большую фигуру. Предлагает принести фигуры такой же величины. После того, как дети соберут все фигуры, проводится игра « Большой – маленький». Если дети видят большой блок – поднимают руки вверх, маленький блок – приседают. |
Найди фигуру. | Развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые». | 2 комплекта блоков, 2 обруча. | Блоки разложены в два обруча. Ведущий предлагает детям взять фигуры из первого обруча. Просит детей, у которых большие фигуры попрыгать на месте, а детей, у которых маленькие фигуры покружиться на месте. Затем предлагает подойти ко второму обручу и взять блок в другую руку так, чтобы в руках были фигуры разной величины. Дети держат блоки в руках. Ведущий показывает фигуру, детям нужно показать (поднять вверх) фигуру другой величины. | |
Дорожки | Развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые». | Блоки, иллюстрация к сказке «Маша и медведь». | Ведущий просит детей помочь Маше убежать от медведя. Нужно построить дорожку, по которой Маша убежит к бабушке с дедушкой. Но есть одно условие: дорожку нужно строить так, чтобы рядом не было фигур одинаковой величины. Каждый из детей выбирает себе фигуру и от неё строит дорожку. | |
Разноцветные странички. | Познакомить детей с признаком предмета – цвет (красный, жёлтый, синий). Учить детей группировать фигуры по цвету. | Картинка с изображением помидора, красного сигнала светофора, Деда Мороза с красным носом. Картинка с изображением солнца, подсолнуха, груши и жёлтых листьев. Картинка с изображением синего моря, синего василька. Блоки. Ведёрки разного цвета. Обруч. | Ведущая показывает детям книгу с разноцветными страницами. Открывает красную страницу: Если красный помидор, То поспел он, ясно, Если красный светофор, То идти опасно, Ну а если красный нос – Значит на дворе мороз. Открывает жёлтую страницу: Жёлтое солнце на землю глядит, Жёлтый подсолнух за солнцем следит, Жёлтые груши на ветках висят, Жёлтые листья с деревьев летят. Показывает синюю страницу: В синем море – островок, Путь до острова далёк. А на нём растёт цветок – Синий – синий василёк. Ведущая обращает внимание детей на то, что наши фигуры тоже разного цвета: красные, жёлтые, синие. Предлагает разложить фигуры в ведёрки такого же цвета. | |
Ноябрь | Заселим домики | Продолжать знакомить детей с цветом. Учить классифицировать предметы по цвету. Содействовать развитию внимания. | Три домика с крышей красного, жёлтого, синего цвета. Блоки - жильцы. | Ведущая показывает детям три домика. В домики нужно заселить жильцов – блоки. Дети заселяют в домики жильцов определённого цвета. Затем берут по одному блоку (жильцы выходят на прогулку) и бегут по разным дорожкам. Ведущая меняет домики местами. По сигналу ведущего «жильцы возвращаются в свои домики». |
Мышки – норушки. | Продолжать знакомить детей с цветом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выбирать предметы определенного цвета без опоры на наглядность. | Игрушка – мышка. Блоки - зёрнышки. Коробка – норка мышки. Корзинка. | К детям в гости приходит мышка. Она просит детей помочь сделать запасы на зиму. Мышка очень любит зёрнышки жёлтого (красного) цвета. Дети выбирают из корзинки «зёрнышки» определённого цвета и приносят их в «норку» к мышке. | |
Второй ряд | Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые». Развивать пространственные представления. | Карточки с двумя полосками - коробки для печенья. Блоки - печенье. Поднос. | Бабушка постряпала внучатам печенье на день рождения. Начала раскладывать печенье по коробкам, заполнила их на половину. Но устала и решила отдохнуть. Ведущая предлагает помочь бабушке и разложить оставшееся печенье в коробки. На верхней части карточки в ряд выложено 6 фигур. Ведущая просит детей выложить второй ряд «печенья» так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другого цвета. | |
Домино | Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые». | Блоки. | Фигуры делятся между детьми поровну. Каждый игрок делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускают. Выигрывает тот, кто выложит все фигуры. Ходить можно только фигурами другого цвета. | |
Декабрь | Соберём урожай | Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине). | Блоки - фрукты. Корзинки. | Дети отправляются в фруктовый сад, где растут яблоки, груши, сливы. Ведущий предлагает детям собрать урожай. Дети складывают в корзинки:
И т. д. |
За грибами. | Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». | Блоки – монетки, грибы. Ведёрки. «Автобус» из стульчиков. | Дети собираются ехать в лес за грибами. Покупают билеты на автобус. За билет нужно заплатить монетки – блоки. В зависимости от возможностей детей задания разные: Принести две монетки одинаковой величины; одинакового цвета; одинаковой величины, но разные по цвету; одинакового цвета, но разные по величине и т. д. Приезжают в лес и собирают грибы каждый в своё ведёрко.
Дети рассказывают какие грибы они насобирали. | |
Найди фигуру | Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». | Блоки. Обруч. | Блоки лежат в обруче. Дети сидят на ковре вокруг обруча. Ведущая показывает детям блок и просит:
| |
Раздели фигуры | Познакомить детей со свойством предмета – форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать умение группировать предметы по форме. | Картинки – изображения геометрических фигур с «мордашками». Блоки. Четыре коробки. | К детям в гости приходят геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Предлагают познакомиться, рассказывают о себе: Прикатилось колесо, Ведь похожее оно, Как наглядная натура Лишь на круглую фигуру. Догадался милый друг? Ну конечно это круг. Я фигура хоть куда, Очень ровная всегда. Все углы во мне равны И четыре стороны. Кубик мой любимый брат, Потому что я квадрат. Три вершины тут видны, Три угла, три стороны- Ну пожалуй и довольно! Что ты видишь – треугольник. Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник- Стал квадрат прямоугольник. Ведущая обращает внимание детей на то, что блоки разной формы. Дети раскладывают блоки в коробки к каждой геометрической фигуре. | |
Январь | Кулинары | Продолжать знакомить детей с формой. Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по форме. | Блоки – цукаты. Четыре торта разной формы. Игрушка или иллюстрация с изображением Карлсона. | Ведущая предлагает детям украсить цукатами торты для Карлсона. Дети украшают торты разной формы (круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной) цукатами (блоками) такой же формы. Карлсон наблюдает за работой детей и просит показать ему торт похожий на круг или другую фигуру; какой торт украсим этим цукатом. |
Второй ряд | Продолжать развивать умение сравнивать предметы по форме. Развивать пространственные представления. | Карточки с двумя полосками. Блоки. | Ведущая предлагает выложить фигуры на верхней полоске так, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы. Затем дети выкладывают второй ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы. | |
Выявление промежуточного уровня развития познавательных процессов у детей 3-4 лет; анализ деятельности за год. | Диагностика познавательного развития (диагностический инструментарий, приложение № 1) | Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий. | ||
Февраль | Раздели фигуры | Продолжать развивать умение выявлять свойства предметов (цвет, форма). Подводить детей к пониманию отрицания свойств. | Коробки для подарков, блоки – печенье и конфеты. Игрушки: заяц, медведь. Два подноса. | В гости к детям приходят заяц и медведь. Дети рассказывают, какие сладости они получили в подарок от Деда Мороза. Ведущая предлагает сделать подарки зверюшкам. На подносах разложены блоки: печенье и конфеты. Дети раскладывают в коробки для подарков печенье с первого подноса:
Проверяют, какое печенье досталось зайцу (жёлтое, не треугольное), а мишке (треугольное, не жёлтое). Какое печенье подошло и мишке и зайке (жёлтое, треугольное) Раскладывают конфеты:
Проверяют, какие конфеты достались мишке и зайке. |
Чудесный мешочек | Развивать умение выявлять свойства предметов (форма, величина) на ощупь. | Мешочек, блоки – драгоценные камни. | Дети находят в группе красивый мешочек. Ведущая сообщает, что в мешочке лежит клад драгоценных камней – самоцветов. Чтобы достать самоцветы из мешка, нужно определить форму (величину). камня на ощупь. | |
Кто быстрее соберёт. | Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форме и величине). | Блоки. Коробки. | Блоки лежат на ковре. Ведущая предлагает навести порядок. Раздаёт детям коробки и даёт задание. | |
Рыбалка | Познакомить детей со свойством предметов – толщиной. Учить понимать слова толстый - тонкий. Развивать умение группировать предметы по толщине. | Два ведра. Блоки – рыбки. | Дети отправляются на рыбалку. Ведущая «закидывает» удочку и ловит рыбу. Показывает её детям, обращает внимание на то, какая она толстая. Дети ловят рыбу, рассматривают её , сравнивают по толщине с рыбой пойманной ведущей. Определяют, какую рыбу они поймали (толстую или тонкую). Раскладывают рыбу в ведёрки: толстую в красное ведро, а тонкую в синее ведро. | |
Март | Домино | Развивать умение сравнивать предметы по толщине. | Блоки. | Фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускают. Выигрывает тот, кто выложит все фигуры. Ходить можно только фигурами другой толщины. |
Поручения | Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и толщине). | Блоки | Дети играют с блоками. Ведущая даёт поручения: Саше собрать все красные, толстые фигуры; Лизе - синие, тонкие; Артёму - жёлтые, толстые и т. д. | |
Найди фигуру | Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». | Блоки. Обруч. | Блоки лежат в обруче. Дети сидят на ковре вокруг обруча. Ведущая просит найти две фигуры:
| |
Парные картинки | Познакомить детей с символами свойств, развивать зрительную память. | Два комплекта карточек с символами. | Карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по 6 карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки. Первый игрок переворачивает две карточки, если карточки одинаковые, берёт их себе и делает ещё один ход. Если разные – показывает всем и кладёт на место «рубашками» вверх. Все дети внимательно следят за ходом игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй игрок по одной берёт две карточки и делает дальше как первый. Выигрывает игрок, набравший больше чем остальные парных карточек. | |
Апрель | Все в ряд | Продолжать знакомить детей с символами свойств, учить выбирать фигуры в соответствии с символами свойств. Развивать внимание. | Карточки с восьмью клетками, где в первой из них изображено свойство. Блоки. | Детям раздаются карточки. Они заполняют пустые клетки блоками соответствующего свойства. Выигрывает тот, кто заполнит карточку без ошибок. |
Игра-путешествие «В гостях у сказки». | Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь. | Карточки с символами свойств (цвет, форма, величина). Блоки, кукла Маша, ведерки, корзинки, обручи. | Смотреть конспект «В гостях у сказки». | |
Магазин | Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (величина, цвет), опираясь на карточки – схемы. | Карточки с символами свойств (величина, цвет). Блоки – пирожные. | Дети идут в магазин, чтобы купить пирожное. Карточки – деньги, у каждого по две (цвет и величина). Пирожное получает тот, кто правильно прочитал схему и выбрал пирожное. | |
Строители | Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать фигуры по двум свойствам (форма, величина), опираясь на карточки – схемы. | Карточки с символами свойств (форма, величина). Блоки – кирпичи. Машины для перевозки кирпичей. | Ведущая предлагает детям построить дома для гномиков. Гномики написали письмо, в котором рассказали, из каких кирпичей построить домики (карточки – схемы). Дети загружают в машины кирпичи, выбирают место для строительства и строят дома. Рассматривают построенные дома и рассказывают из каких кирпичей построен их дом. | |
Май | Выявление конечного уровня развития познавательных процессов у детей 3-4 лет; анализ деятельности за год. | Диагностика познавательного развития (диагностический инструментарий, приложение № 1) | Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий. |
Игра – путешествие «В гостях у сказки».
Программное содержание: Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам. Закреплять умение понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». Развивать умение выбирать фигуры в соответствии со схемой символов свойств. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.
Оборудование: Блоки Дьенеша; корзинки; ведерки; обручи; кукла; карточки-схемы символов свойств.
Ход игры: Ведущая сообщает детям о том, что из леса прилетал воробушек и принес письмо от Маши. Пошла она в лес за грибами и заблудилась. Ходила по лесу, искала дорогу домой и попала в избушку к Медведю. Живет она в избушке у Медведя, скучает по родному дому, по бабушке с дедушкой и не может вернуться домой. Маша просит помощи у детей.
Ведущая спрашивает у детей: «Ребята, вы узнали из какой сказки прилетел воробей с письмом?» Дети узнают сказку «Маша и медведь». Ведущая предлагает детям отправиться в гости к сказке и помочь Маше.
В сказку можно отправиться только с помощью волшебной вещи. Сегодня наш ковер превращается в ковер-самолет. Дети садятся на ковер, закрывают глаза и под «волшебную» музыку «летят» в сказку.
Детей в сказке встречает Маша (кукла). Маша радуется тому, что наконец дождалась ребят. Она рассказывает детям о том, что Медведь пообещал отпустить её если дети выполнят три желания.
Первое желание: пойти в лес и насобирать ему грибов. Дети берут корзинки и идут собирать грибы. Игра «За грибами». Рядом с корзинками ведущая выкладывает по две карточки со схемой символов свойств. Дети раскладывают «грибы» в корзинки по цвету и форме.
Второе желание: вырастить на клумбах цветы. Игра «Садовники». В обручах «клумбах» выкладываются карточки со схематическим изображением двух свойств (форма и величина). Дети «сажают» цветы на клумбы.
Третье желание: собрать яблоки в саду. Дети собирают «яблоки» в ведерки по двум свойствам (цвет и величина). Игра « Сбор урожая».
Дети выполнили три желания Медведя и Маша может отправляться домой. Но Маша не знает дороги домой. Дети помогают Маше, выкладывают дорожку до ее дома. Но есть одно условие: дорожка приведет Машу домой если «кирпичики» выкладывать так, чтобы рядом не было блоков одинаковых по цвету и форме. Игра «Дорожки».
Маша возвращается домой, благодарит детей за помощь. Дети прощаются с Машей и возвращаются в детский сад на ковре-самолете.
Приложение 1
Показатели результативности реализации программы
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:
1. Развитие внимания
1. За ребенком ведется наблюдение в ходе организации непосредственной образовательной деятельности. При этом: удерживает внимание на 10-15 мин.
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - критерий не проявляется;
2 балла – критерий проявляется частично;
3 балла – критерий проявляется (согласно норме).
2. Развитие памяти.
Ребенку предлагается рассмотреть 10-15 картинок или предметов. А затем назвать: 3-4 из них.
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
3. Развитие восприятия.
Оценивается знание ребенком формы, цвета и размера в соответствии с возрастом.
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - критерий не проявляется;
2 балла – критерий проявляется частично;
3 балла – критерий проявляется (согласно норме).
4. Развитие воображения.
Ребенку предлагается выполнить: «Преврати кружочек» (во что – нибудь).
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
5. Развитие мышления.
Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:
1. «Чего не хватает на рисунке?»
2. «Что лишнее на рисунке?»
3. «Раздели на группы и назови одним словом»
4. «Сложи картинку»
5. «Что перепутал художник?»
6. «Продолжи ряд»
7. «Заплатки к коврикам»
8. «Что сначала, что потом?»
9. «Так бывает или нет?»
Наполняемость заданий должна соответствовать возрасту воспитанников по реализации программы, при этом их количество не сокращается.
Например, при выполнении задания «Сложи картинку», предлагается составить картинку из 4 частей.
Оценивание проходит по трехбалльной системе:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Общий уровень усвоения программы:
2,45 – 3 балла – высокий уровень
1,9 – 2,4 – средний уровень
1,85 и ниже – низкий уровень
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала по реализации программы.
Протокол диагностики уровня сформированности познавательных процессов у детей 3-4 лет
№ | Ф.И. ребёнка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Средний балл | Общий уровень | ||||||||||||||
с | я | м | с | я | м | с | я | м | с | я | м | с | я | м | с | я | м | с | я | м | ||
1 | Артем | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1,4 | 1,6 | 2,2 | Н | Н | С |
2 | Саша | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,2 | 2,4 | 3 | С | С | В |
3 | Маша | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,2 | 2,4 | 2,8 | С | С | В |
4 | Захар | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1,8 | 2 | 2,4 | Н | С | С |
5 | Кирилл | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,8 | 1,8 | 2,2 | Н | Н | С |
6 | Диана И | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1,2 | 2 | 2,4 | Н | С | С |
7 | Юрий | 1 | - | - | 1 | - | - | 1 | - | - | 2 | - | - | 2 | - | - | 1,4 | - | - | Н | - | - |
8 | Дарина | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1,2 | 1,8 | 2,2 | Н | Н | С |
9 | Ваня | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,2 | 2,4 | 3 | С | С | В |
10 | Элиана | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,2 | 2,4 | 3 | С | С | В |
11 | Витя | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1,8 | 2 | 2,8 | Н | С | В |
12 | Лена | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1,4 | 2 | 2,2 | Н | С | С |
13 | Варя | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,2 | 2,6 | 3 | С | В | В |
14 | Глеб | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1,6 | 2,2 | 2,8 | Н | С | В |
15 | Яна | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1,2 | 2 | 2,4 | Н | С | С |
16 | Таня | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,2 | 2,4 | 3 | С | С | С |
17 | Софья | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2,2 | 3 | С | С | В |
18 | Тихон | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1,2 | 2 | 2,2 | Н | С | С |
19 | Матвей | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,2 | 2,4 | 3 | С | С | В |
20 | Ксюша | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1,6 | 2 | 2,6 | Н | С | В |
21 | Катя | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,2 | 2,6 | 3 | С | В | В |
22 | Ярослав | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1,6 | 2 | Н | Н | С |
23 | Есения | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1,8 | 2 | 2,8 | Н | С | В |
24 | Алиса | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1,6 | 2 | 2,2 | Н | С | С |
25 | Диана Э. | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1,6 | 2 | 2,8 | Н | С | В |
26 |
Сводная таблица по группе детей
Уровни | Высокий | Средний | Низкий | ||||||
с | я | м | с | я | м | с | я | м | |
Количество детей | 0 | 2 | 13 | 9 | 18 | 11 | 16 | 4 | 0 |
Показатели, % | 0 % | 8,3% | 54,2% | 36 % | 75% | 45,8% | 64 % | 16,7% | 0% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста домашними животными "Наши младшие друзья"
Данный материал содержит подробный пла по ознакомление детей с домашним животным- кошкой...
Рабочая учебная программа для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Рабочая учебная программа содержит региональный компонент, комплексно-тематическое планирование образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое разви...
Презентация опыта работы по теме:"Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с трудом младшего воспитателя"
Презентация опыта работы на методическом объединении педагогов ДОУ НМР по теме: "Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с трудом младшего воспитателя"...
Рабочая программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями железнодорожного транспорта
С первых дней жизни малыша родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Ребенок дошкольного...
Рабочая тетрадь по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с основами здорового образа жизни
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 комбинированного вида городского округа город Нефтекамск Республики БашкортостанРабочая тетрадьпо ознакомлению детей мла...
Работа по теме самообразования на 2020-2022 учебный год "Развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Монтессори»
План работы по самообразованию на 2020-2022 учебный год.Мероприятия проведённые по плану: консультации, мастер-классы с родителями и педагогами ДОУ....
Рабочая (учебная) программа для детей среднего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №56 «Северяночка» РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКО...