Рабочая программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями железнодорожного транспорта
рабочая программа

Лапатина Светлана Васильевна

С первых дней жизни малыша родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Ребенок дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности. У отдельных детей рано обнаруживается интерес и склонность к рисованию, музыке, конструированию и т.д. Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли воспитателей, врачей, машинистов, строителей и др.

Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.

Важное место в работе с детьми занимает формирование социальной компетентности дошкольников на основе самостоятельного выбора вида деятельности, обогащение знаний детей о профессиональной деятельности взрослых.

    Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней «профессиональной ориентации».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx68.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 118» г. Бикина Бикинского района

Рабочая программа по ранней профориентации на железнодорожные профессии

Программу разработала:

Лапатина С.В.

Бикин

2018г.

1.Пояснительная записка

С первых дней жизни малыша родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Ребенок дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности. У отдельных детей рано обнаруживается интерес и склонность к рисованию, музыке, конструированию и т.д. Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли воспитателей, врачей, машинистов, строителей и др.

Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.

Важное место в работе с детьми занимает формирование социальной компетентности дошкольников на основе самостоятельного выбора вида деятельности, обогащение знаний детей о профессиональной деятельности взрослых.

    Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней «профессиональной ориентации».

Приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения является социально- личностное развитие дошкольников, и инновационная деятельность ДОО направлена на раннюю профориентацию дошкольников на железнодорожные профессии.

Причиной такого знакомства дошкольников с миром железной дороги стало то, что наше образовательное учреждение ранее принадлежало ОАО «РЖД», и  многие родители воспитанников работают именно в этой системе. Также основными предприятиями города Бикина являются железнодорожные: ПЧ-7, ПМС-217, СПМС, ШЧ-4, ЭЧК и другие. Поэтому знакомство с данными профессиями имеет и социальную подоплеку.

        Ознакомление дошкольников с трудом взрослых строится на основе диалога детей со взрослыми, труд которых они наблюдают, что способствует социализации дошкольников, формирует у них отношение к профессии, что позволит в будущем выбрать сегодняшнему ребенку профессию работника  железнодорожной магистрали.

     Программа направлена на познавательное развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников, обеспечение преемственности между детским садом, школой, железнодорожными организациями и родителями. Данное направление способствует укреплению семейных связей, просвещению родителей, формированию единого воспитательного пространства семьи и детского сада.

Участники программы - дети 5-7 лет, посещающие МБДОУ № 118 г.Бикина, педагогический коллектив.

 1.2.Цели и задачи

Цель: формирование у ребенка эмоционального отношения к профессиональному миру с помощью различных доступных ему видов деятельности для ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта.

Задачи:

- расширять представления о людях разных профессий на железной дороге; обогащать представления детей о различных видах транспорта, роли железной дороги в жизни страны;

-знакомить с профессиограммами железнодорожных профессий;

-знакомить с историей железной дороги;

-знакомить с инструментами и формой железнодорожников разных специальностей;

-формировать элементарные трудовые умения в отдельных  областях трудовой деятельности;

- продолжать знакомить детей с запрещающими знаками и правилами поведения и безопасности на железной дороге.

1.3. Условия формирования программы.  

На формирование программы оказали влияние следующие факторы:

  • изучение методической литературы;
  • выявление психофизических особенностей ребенка, его познавательных интересов;
  • взаимодействие семьи и тех организаций, которые заинтересованы в ранней профориентации детей;
  • изучение опыта коллег;
  • углубленная работа коллектива детского сада по данной проблеме.

1.4. Теоретическая основа.  

    Существенный вклад в развитие понятия «ранняя профориентация» внес Е.А. Климов. Он считает, что допрофессиональное развитие включает в себя стадию предыгры (до 4 лет), когда ребенок осваивает функции восприятия как основы для дальнейшего развития и приобщения к труду; стадию игры (5-8 лет),  когда ребенок овладевает «основными смыслами» человеческой деятельности; стадию овладения учебной деятельностью (8-12лет). Я.З. Неверович придает  особое значение формированию у детей общественно значимых мотивов, которые являются  главным побудителем  включения детей в труд. Особое значение приобретают исследования Г.С. Малуновой, где она рассматривает сензитивность и уникальность дошкольного возраста для ранней профориентации детей.  

       В основе развивающей работы лежит программа, разработанная Т.Н. Сташковой «Мы будущие железнодорожники».

1.5.Новизна.

   Новизна состоит в разработке системы методических мероприятий с использованием современных педагогических технологий, накопления дидактического, наглядного, справочного материала

1.6.Адресность.

   Данный методический материал поможет воспитателям и специалистам детских садов познакомить дошкольников с железной дорогой и составить образовательный маршрут по ранней профориентации на железнодорожные профессии.

 1.7.Трудности.  

   Трудности при использовании данной программы состоят в том, что все необходимые дидактические игры, пособия, методические материалы изготовляются своими руками.

1.8.Технология.

   Система конкретных педагогических действий состоит в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. В программе представлены методические мероприятия, которые дали положительный результат. Это перспективные планы работы, образцы тематического контроля, конспекты НОД, спектаклей, викторин, сценарии развлечений, литературных гостиных, игр. Представлен комплекс мероприятий для организации взаимодействия с родителями и педагогами.

1.9.Планируемые результаты

Целевые ориентиры для детей (5-7 лет)

Представления:

1.Имеет представление о роли труда железнодорожников.

2. Имеет представление о разнообразии железнодорожных профессий.

3. Имеет представление о роли современной техники, машин, механизмов в трудовой деятельности железнодорожников.

4. Имеет обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (железнодорожников).

5. Имеет общее представление о развитии железной дороги.

6. Имеет общее представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда.

Познавательные, речевые, игровые и трудовые навыки

1. Воспринимает трудовой процесс дифференцированно (последовательность компонентов).

2. Умеет строить наглядно-схематическую (и мысленную) модель трудового процесса.

3. Умеет самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников из разных источников.

4. Соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии.

5. Пользуется речью, как доказательством для обоснования суждений о видах труда, профессиях.

6. Владеет соответствующим словарем: профессия, материал, инструменты, деньги, бюджет семьи, реклама.

7. Включает в игровой процесс деятельность людей различных железнодорожных профессий.

8. Использует предметы-заместители в качестве атрибутов для сюжетно-ролевых игр железнодорожных направлений.

Умения

1. Переносит знания о способах и нормах взаимоотношений в труде на собственную детскую трудовую деятельность.

2. Знает и называет различные виды железнодорожного транспорта, его назначение.

3.Знает стихи, загадки, песни (на железнодорожную тематику).

4.Активен в различных играх (на железнодорожную тематику).

5.Умеет рассказать о транспортной среде окружающего микрорайона (вокзал, виадук, транспортный узел).        

6.Знает и умеет объяснить правила поведения на железнодорожном транспорте.        

7.Знает и объясняет правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте.

8.Знает и называет знаки "железнодорожный переезд" и др.

Отношение к труду железнодорожников

9.Проявляет устойчивый интерес к железнодорожным профессиям.

10. Испытывает чувство уважения и благодарности к людям, создающим своим трудом разнообразные ценности, необходимые человеку         для совершенства.

Цель контроля:

  • выявление уровня знаний детей о железной дороге и  последующая корректировка заданий программы.

Виды контроля:

  • диагностика в начале и в конце года,
  • постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях,
  • рефлексия.

1.10.Сроки и основные этапы реализации программы

Этапы программы

Сроки программы

Пути реализации программы

1.

Организационный

Сентябрь

Изучение нормативно – правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме.

Разработка программы.

Выявление проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня развития детей.

2.

Практический

 Октябрь - май

Введение и реализация программы.

3.

Итоговый

Май

Диагностика определит правильность выбранных технологий для решения обозначенных противоречий.

2.Содержательный раздел

Виды деятельности в реализации программы:

Предварительная работа

        1.  Диагностическая работа с детьми включает в себя: первичное обследование, динамическое наблюдение, контрольное обследование.

Наблюдение, беседа, анализ продуктивных видов деятельности.

2. Методическое обеспечение предполагает организацию среды и обеспечение условий для реализации программы.

Основная работа

  3 Реализация авторской рабочей программы.

 4. Консультативная работа с родителями и педагогами: практические рекомендации, домашние задания по развитию, обучению и воспитанию ребёнка.

Содержание программы:

     Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня знаний о железной дороге и ее профессиях. В программу включен цикл из 16 занятий, каждое из которых состоит из трех блоков по 15-20 минут.  

Занятия проводятся   в рамках Основной образовательной программы детского сада  в различных разделах деятельности детей:

  • сюжетно-дидактических  игр,
  • ознакомления с художественной литературой,
  • ознакомления с окружающим,
  • конструированию  из бумаги, из природного и бросового, из строительного материала,
  • игр – драматизаций,
  • развития речи,
  • развития элементарных математических представлений,
  • аппликации и рисования,
  • сюжетно-ролевых игр,
  • игр-тренингов,
  • музыкальных и спортивных развлечений.

Структура занятия:

  • Ритуал приветствия
  • Разминка
  • Рефлексия прошлого занятия
  • Основное содержание
  • Рефлексия прошедшего занятия
  • Ритуал прощания

На занятиях активно используются разнообразные методы:

  • подвижные и малоподвижные игры,
  • элементы психомышечной тренировки (психогимнастика),
  • продуктивные виды деятельности,
  • словесные игры,
  • дидактические игры.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЯМИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

СЕНТЯБРЬ

1

Диагностика знаний детей о железной дороге

Цель: выявить уровень знаний детей о железной дороге

2

Тема: Беседа о рабочих

железнодорожных профессий

Программное содержание: расширить представление детей о людях разных железнодорожных профессий; рассказать о значимости их труда; развивать мышление, связную речь, общение; воспитывать чувство благодарности за их труд

3

Тема: Чтение стихотворений о железнодорожных профессиях

Программное содержание: познакомить детей с новыми произведениями; развивать интерес к труду взрослых; воспитывать читателя и внимательного слушателя; знакомить с трудом железнодорожников

4

Тема: Дидактическая игра

«Угадай, какая это профессия?»

Программное содержание: расширить знания детей о профессиях связанных с железной дорогой; расширить словарный запас; развивать память, мышление, связную речь; воспитывать интерес к труду взрослых

ОКТЯБРЬ

1

Тема: Мои родители - железнодорожники

Программное содержание: уточнить знания детей о профессиях родителей; развивать память, мышление, связную речь, общение; воспитывать активный интерес к трудовой деятельности родителей

2

Тема: Составление

генеалогического древа

Программное содержание: формировать интерес к своей родословной; учить детей изображать свое генеалогическое древо; дать знания об обязанностях членов семьи по дому; развивать память, внимание, связную речь, общение; воспитывать дружеские отношения в семье; знакомить с железнодорожными династиями

3

Тема: Рисование «Моя

железнодорожная семья»

Программное содержание:  формировать умение рисовать фигуру человека, передавать в рисунке характерные особенности каждого члена семьи; закрепить знание детей о праве на семью; развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение и любовь ко всем членам семьи и железнодорожным профессиям

4

Тема: Физкультурное развлечение

«Мама, папа и я – моя железнодорожная семья»

Программное содержание: познакомить родителей с подвижными играми на железнодорожную тему; развивать силу, ловкость, выносливость; воспитывать привычку к здоровому образу жизни

НОЯБРЬ

1

Тема: Творческое рассказывание

«Я - будущий железнодорожник»

Программное содержание: формировать умение составлять небольшой творческий рассказ о профессиях магистрали; развивать связную речь, воображение; воспитывать усидчивость, умение анализировать

2

Тема: Аппликация

«Железная дорога»

Программное содержание: упражнять детей в вырезывании способом «гармошка»; развивать композиционные умения, зрительное восприятие, внимание; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе с ножницами; продолжать знакомить с железной дорогой  

3

Тема: Дидактическая игра «Три

кольцевые железные дороги"

Программное содержание: закрепить знание геометрических фигур; развивать пространственное мышление, зрительное восприятие; воспитывать умение анализировать свою работу; продолжать знакомить с железной дорогой  

4

Тема: Сюжетно-ролевая игра

«Железная дорога»

Программное содержание: коллективно придумывать сюжет игры; поддерживать ролевой диалог; развивать игровые умения и воображения; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми; продолжать знакомить с железной дорогой  

ДЕКАБРЬ

1

Тема: Беседа с решением проблемных ситуаций «Быть примерным пассажиром разрешается»

Программное содержание: обобщить и систематизировать представления детей о способах передвижения человека по железной дороге; упражнять в навыках правильного поведения в поезде; развивать общение, память, внимание; воспитывать умение сочувствовать, сопереживать

2

Тема: Сюжетно - дидактическая

игра «Как вести себя в поезде»

Программное содержание: уточнить и расширить представления детей о правильном поведении в поезде; совершенствовать двигательные навыки; развивать связную речь, мышление, общение; воспитывать культуру поведения в общественных местах

3

Тема: Заучивание стихотворения «Едет поезд» В. Сута

Программное содержание: познакомить с новым произведением на железнодорожную тематику;

совершенствовать выразительность речи; развивать память, связную речь, восприятие; воспитывать чуткость к художественному слову.

4

Тема: Рисование «Вокзал»

Программное содержание: совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ городского железнодорожного вокзала; выработать навыки рисования контура простым карандашом; развивать чувство цвета, композиционные умения; воспитывать уважение к родному городу; продолжать знакомить с железной дорогой  

ЯНВАРЬ

1

Конструирование «Железная

дорога»

Программное содержание: упражнять в построении схем и последовательности конструирования по ним; развивать пространственное мышление, сообразительность; воспитывать самостоятельность в работе; продолжать знакомить с железной дорогой  

2

Тема: Чтение глав из книги

«Путешествие Голубой стрелы»

Дж. Родари

Программное содержание: формировать умение  внимательно слушать и сопереживать героям произведения; отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному; развивать связную речь, воображение, внимание; воспитывать интерес к художественной литературе

3

Тема: Развлечение «Поезд

«Доремифасолька»

Программное содержание: совершенствовать умение  детей двигаться под ритмичную музыку, петь песни, читать стихи на железнодорожную тематику; развивать певческие и танцевальные способности; воспитывать интерес к музыке; продолжать знакомить с железной дорогой  

4

Тема: Беседа «Все работы хороши, выбирай на вкус» (совместно с родителями)

Программное содержание: расширить знания детей о профессиях  железной дороги; развивать связную речь, общение, память; воспитывать интерес и уважение к труду взрослых

ФЕВРАЛЬ

1

Тема: Беседа «Железная дорога - детям не игрушка»

Программное содержание: познакомить детей с правилами безопасного поведения на железной дороге; уточнить знания об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на отдельных участках железной дороги; развивать внимание, память, мышление; воспитывать осторожность, дисциплинированность

2

Тема: Викторина «В гостях у

семафора»

Программное содержание: закрепить знания детей о правилах поведения на железной дороге и в поезде; развивать художественные способности,

выразительность движений; воспитывать любознательность и активность

3

Спортивное развлечение

«Мы – будущие железнодорожники»

Программное содержание: совершенствовать двигательные навыки детей; развивать волевые качества: выносливость, ловкость; воспитывать самостоятельность; продолжать знакомить с железной дорогой  

4

Тема: Сюжетно - ролевая игра

«Вокзал»

Программное содержание: формировать игровые

умения детей по теме; учить совместно придумывать новый сюжет игры; развивать общение, умение вести ролевой диалог, память; воспитывать дружеские отношения в игре; продолжать знакомить с вокзалом

МАРТ

1

Тема: Конструирование «Макет

вокзала» (коллективное)

Программное содержание: уточнить знания детей о значимости вокзала для пассажиров; упражнять в умении строить конструкции, используя бросовый материал; развивать умение устанавливать связь между постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; развивать конструктивные способности; воспитывать умение работать в коллективе

2

Тема: Чтение «Как самовар запрягали» Е. Пермяка

Программное содержание: расширить представление детей об истории железнодорожного транспорта; развивать внимание, связную речь, мышление, память; воспитывать внимательного слушателя

3

Тема: Рисование «Паровоз

новенький, блестящий…»

Программное содержание: упражнять детей в рисовании паровоза, выполнять набросок, прорисовывая отдельные детали; развивать образное мышление, цветовое восприятие, память; воспитывать творческие способности детей

4

Тема: Математический КВН

«Путешествие в Москву»

Программное содержание: упражнять в навыках счета от 1 до 10; в различении величин; в рисовании по точкам; развивать логическое мышление; память, воображение, зрительное восприятие, связную речь; воспитывать активность, самостоятельность на занятии; продолжать знакомить с железной дорогой  

АПРЕЛЬ

1

Тема: Беседа «Знакомство с различными видами железнодорожного транспорта»

Программное содержание: формировать представления детей о локомотивах и вагонах разного вида и назначения; развивать внимание,

мышление, связную речь, общение; воспитывать желание получить новые знания

2

Тема: Лепка «Поезд»

Программное содержание: упражнять в основных приемах лепки, передавая характерные особенности предмета; развивать умение использовать дополнительные детали для передачи образа; развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие, воображение; воспитывать навыки аккуратной лепки; продолжать знакомить с железной дорогой  

3

Тема: Литературная гостиная

«Самовар в упряжке ходит»

Программное содержание: познакомить с новым произведением на железнодорожную тематику; совершенствовать выразительность речи; развивать память, связную речь, восприятие; воспитывать чуткость к художественному слову; знакомить с историей железной дороги

4

Тема: Ручной труд «Едет поезд»

Программное содержание: формировать умение изготавливать поделки из бросового материала; развивать творческую фантазию, зрительное восприятие, память, общение; воспитывать доброжелательность и отзывчивость в отношениях со сверстниками; продолжать знакомить с железной дорогой  

МАЙ

1

Тема: Творческое рассказывание «Как я путешествовал на поезде»

Программное содержание: формировать умение детей составлять небольшой рассказ на тему, предложенную педагогом; развивать связную речь, память, образное мышление, воображение; воспитывать навыки культурного поведения; продолжать знакомить с железной дорогой  

2

Тема: Коллаж «Матушка - железная дорога» (коллективная)

Программное содержание: развивать умение  детей составлять коллаж, используя ранее приобретенные навыки и умения на занятиях по изобразительному искусству; развивать творческие способности, композиционные умения; воспитывать у детей желание работать на железной дороге

3

Тема: Выпускной утренник «В добрый путь»

Подвести итоги работы по данной теме

4

Итоговая диагностика знаний детей

Цель: выявить уровень знаний детей о железной дороге; о соблюдении правил поведения на железной дороге и в поезде; о профессиях, связанных с железной дорогой.

3.Организационный раздел.

Создание полноценной предметно – развивающей среды путем:

- организации работы «Мини - музея железнодорожного транспорта», где проводятся циклы познавательных занятий, развлечения, встречи с родителями- железнодорожниками;

- оформления в каждой возрастной группе железнодорожных уголков с наличием автоматических железных дорог, макетов железнодорожных станций и вокзалов, фотовыставки «Мои родители – железнодорожники», атрибутов для игр в железную дорогу, рабочих инструментов и  формы железнодорожников разных специальностей;

- создания в группах накопительных папок по ознакомлению с железной дорогой, куда вошли рисунки, фотографии, конспекты разных видов деятельности детей, загадки, кроссворды, стихотворения о железной дороге;

- оформления и постоянного обновления информационного  блока «Железнодорожные династии» — это семейные железнодорожные родословные, которые учат наших воспитанников гордиться профессией железнодорожника;

- пополнения атрибутов для организации сюжетно - ролевых и театрализованных игр с  железнодорожной тематикой;

- собрания  видеоматериалов: «Профессии на железнодорожном транспорте», «Предприятия железнодорожного транспорта России», «Предприятия железнодорожного транспорта Бикина»;

-оформления и систематического обновлениястенда  «Мы  и железная дорога».

Предметно-пространственная среда

Работу начинается со знакомства детей с предметно-пространственной средой, поиска новых подходов к организации педагогического процесса на основе свободы детского выбора, обеспечивающего развитие самостоятельности, целеустремленности, произвольности поведения дошкольника. Предметная среда в группе детского сада выступает условием творческого развития личности ребенка, фактором оздоровления, предоставляет детям значительную самостоятельность, способствует формированию представлений о профессиональной деятельности взрослых.

Предметная среда в группах организуется с учетом полоролевой специфики используемого дидактического и игрового материала, так, чтобы дети могли найти для себя то, что больше всего их интересует, позволяет создать комфортные условия для проявления свободного выбора детьми вида деятельности, к которой у них наблюдается предрасположенность.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности. Игры группируются с учетом сезонного труда, профессионального праздника. Широко используются игры, отражающие новые профессии железной дороги.

В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.

Наблюдения показывают, что в ходе игры дети начинают отражать содержание деятельности представителей железнодорожных профессий, ориентируются в их взаимосвязях, выражают предпочтение определенной группе профессий или какой-то конкретной профессии.

Требования к условиям для эффективной реализации программы:

  • Динамическое наблюдение за развитием ребенка, его эмоциональным самочувствием (на уровне специальной диагностики и наблюдения. Подбор диагностического инструментария).
  • Соблюдение двигательного режима.
  • Личностно-ориентированная, индивидуальная форма работы.
  • Программное содержание занятий строится с учетом возраста.
  • При построении занятий опора на интересы, способности и потенциальные возможности ребёнка, создание ситуаций успеха.
  • Организация работы в рамках ведущей деятельности.
  • Тесное взаимодействие с родителями и ближайшим окружением ребёнка.

Связь с администрацией детского сада

  1. Консультации для воспитателей.
  2. Методические рекомендации специалистам для работы по данной теме.
  3. Помощь в организации экскурсии на вокзал, на пожарный поезд.
  4. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с рассказами, стихами по железнодорожной тематике.

Работа с общественными организациями

  1. Организация экскурсии на вокзал, на пожарный поезд, ПЧ-7, ПМС -217  др.
  2. Выступление с концертами в ПЧ-7  в честь Дня железнодорожника и Дня 8 марта.
  3. Организация взаимодействия с музеем, библиотекой, начальной школой (МБОУ НОШ № 23 г.Бикина).

 

Совместная деятельность воспитателя и специалистов детского сада

  1. Прослушивание записей песен о железной дороге, заучивание их.
  2. Праздник в честь Дня железнодорожника.
  3. Проведение спортивных игр и физкультурных досугов на железнодорожную тему.
  4. Проведение музыкальных развлечений и театрализованных представлений на тему «Железная дорога».

Взаимодействие с родителями в работе по ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта

Годовой перспективный план работы с родителями  

Срок

Мероприятия

Ответственные

Ознакомление родителей с данным направлением работы детского сада – ранней профориентацией дошкольников на профессию железнодорожника.

Оформление наглядности в «Уголках для родителей» на тему «Что должен знать ребенок о железной дороге» (в каждой возрастной группе).

Консультация для родителей «Роль семьи и детского сада в воспитании будущего железнодорожника».

Индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей о профориентационной работе на профессию железнодорожника.

заведующий

воспитатели

воспитатели

 воспитатели

Консультация для родителей на тему «Как познакомить ребенка со своей профессией железнодорожника».

Оформление материала в «Уголках для родителей» для родителей на тему «Железная дорога – детям не игрушка».

Оформление выставки детских работ на тему «Наша железная дорога».

Оформление в группах газет для родителей «В добрый путь!».

Физкультурное состязание «Мама, папа, я – железнодорожная семья».

воспитатели

воспитатели

воспитатели

инструктор по физкультуре

Оформление наглядности в «Уголках для родителей» на тему «Дети и железная дорога» (старший возраст),

Выставка литературы для родителей на тему «Детям о железной дороге»

воспитатели

 воспитатели

Консультация для родителей на тему «Железнодорожные игрушки-самоделки из подручного материала».

Выставка детских рисунков и поделок «Наша железная дорога».

Экскурсия с родителями на вокзал, к пожарному поезду, в ПЧ-7, ПМС -217 и др..

воспитатели

воспитатели

воспитатели

Литературная викторина для детей и родителей «Все о железной дороге»

Тематическая выставка рисунков детей и их отцов «Мой папа работает на железной дороге».

Оформление очередного номера стенгазет для родителей «В добрый путь!»

Концерт для родителей.

воспитатели

воспитатели

воспитатели

музыкальный руководитель

Оформление материала в «Уголках для родителей» тему «Дети и железная дорога несовместимы».

Открытый показ спектакля-занятия для родителей «Как вести себя в поезде»

Выпуск информационной газеты для родителей «Паровозик»  

 воспитатели

воспитатели

старшей группы

воспитатели

воспитатели

День юного железнодорожника.

Оформление материала в «Уголках для родителей» на тему «Игры с детьми по ранней профориентации».

Анкетирование родителей на тему «Как вы оцениваете работу сотрудников детского сада по ранней профориентации детей?».

Диагностика уровня знаний детей о железной дороге и профессии железнодорожника. Знакомство родителей с результатами диагностики.

педколлектив

воспитатели

психолог

Родительские собрание - подведение итогов по ранней профориентации детей на тему «Мы – будущие железнодорожники».

Подведение итогов конкурса «Железнодорожные династии»  

заведующий

воспитатели

Контроль за реализацией программы

Контроль за реализацией программы осуществляет воспитатель в рамках должностных компетенций.

Содержание мониторинга динамики развития детей представлено в виде критериев и показателей, отражающих задачи программы.

Знания, умения и навыки детей  

дата проведения______ проверку проводили_________

Представления, навыки, умения, отношение к труду железнодорожников

Уровень  

сентябрь

май

сформировано

В стадии формирования

Не сформировано

С.

С.Ф.

Н.Ф.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

1

Имеет представление о роли труда железнодорожников

2

Имеет представление о разнообразии железнодорожных профессий

3

Имеет представление о роли современной техники, машин, механизмов в трудовой деятельности железнодорожников

4

Имеет обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (железнодорожников)

5

Имеет общее представление о развитии железной дороги

6

Имеет общее представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, РЕЧЕВЫЕ, ТРУДОВЫЕ И ИГРОВЫЕ НАВЫКИ

7

Воспринимает трудовой процесс дифференцированно (последовательность компонентов)

8

Умеет строить наглядно- схематическую (и мысленную) модель трудового процесса

9

Умеет самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников из разных источников

10

Соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии

11

Пользуется речью, как доказательством для обоснования суждений о видах труда, профессиях

12

Владеет соответствующим словарем - профессия, материал, инструменты

13

Включает в игровой процесс деятельность людей различных железнодорожных профессий

14

Использует предметы- заместители в качестве атрибутов для сюжетно-ролевых игр железнодорожных направлений

УМЕНИЯ

15

Переносит знания о способах и нормах

взаимоотношений в труде на собственную детскую трудовую деятельность

16

Знает и называет различные виды

железнодорожного транспорта, его назначение

17

Знает стихи, загадки, песни (на железнодорожную тематику)

18

Активен в различных играх (на железнодорожную тематику)

19

Умеет рассказать о транспортной среде окружающего микрорайона (вокзал, виадук, транспортный узел)

20

Знает и умеет объяснить правила поведения вблизи железнодорожных объектов

21

Знает и объясняет правила поведения на железнодорожном транспорте

22

Знает и называет знаки «железнодорожный переезд» и др.

ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ

23

Проявляет устойчивый интерес к железнодорожным профессиям

24

Испытывает чувство уважения и благодарности к людям, создающим своим трудом разнообразные ценности, необходимые человеку

АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ

дата проведения________ группа_____________ проверку проводили ________________

Вопросы

Положительный

ответ

Отрицательный ответ

1

Кем работают твои папа и мама?

2

Что делает на работе мама?

3

Что делает на работе папа?

4

Люди каких профессий работают на железной дороге?

5

Что делает машинист?

6

Что делает проводница?

7

Что делает кассир?

8

Что делает монтер пути?

9

Что делает диспетчер?

10

Что делает начальник станции?

11

Какие профессии железной дороги ты еще знаешь?

12

Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Почему?

железнодорожник

другая профессия

Сведения о практической апробации программы:

Программа была апробирована на базе муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад № 118» г. Бикина.

Срок апробации - 1 год (2017-2018 уч. год).

Количество участников – 24 человека. Возраст -  5 - 7 лет.  

В 2018-2019 году продолжится работа с детьми по данной программе.

Заключение

     Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней «профессиональной ориентации».

Достижениями в данной работе можно считать:

  • уважение ребенка к труду взрослого человека и материальным ценностям, как результату такого труда;
  • сознание детьми важности каждого человека в получении конечного совместного результата;
  • чувство сопричастности с окружающим миром, желание созидать для других;
  • гордость за достижение своих родителей, желание быть похожими на них;
  • стремление продолжать дело своих родителей, как основа зарождения (или продолжения) профессиональных династий.
  • создание детско-родительского сообщества.

 Дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире железнодорожных профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем, возможно, сделать профессиональный выбор в пользу профессий  железной дороги.

Литература

  1. Арон К., Сахарнов С., Едем, плаваем, летаем. М., Издательство

«Детская литература», М., 1993

  1. Большая энциклопедия дошкольника. – М., Издательство «Махаон», 2002
  2. Бирюков В.Е. Жизнь особого назначения. - М. Вече, 2004
  3. Маршак С.В поезде. //Дошкольное воспитание. № 11 2007 г.)
  4. Некрасова Н.Жизнь моя - железная дорога.//Читаем, учимся, играем.2002.№.7
  1. Нефедова К. Транспорт. Какой он? - М., «Гном и Д» 2006
  2. НуждинаТ.Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду мир вещей и машин.-Ярославль.»Академия развития», «Академия и К», 1998 8. Павловский И. Проблемы и перспективы развития транспорта. – М.,

Транспорт, 1980

9. Соболева А.Загадки-смекалки. – М., Издательство «Гном и Д», 2000 10. Троицкий Л.Ф. Горжусь профессией путейца. -М.: Транспорт, 1985.200с.

  1. Филиппова М.Железные дороги, М., Транспорт, 1981
  2. Хакурате А, Ершова В., Самовар в упряжке ходит. //Читаем, учимся, играем. 2002, № 7
  3. Царенко А. Поезд отправляется в путь.-М., Транспорт. 1987
  4. Чарноцкая Л.П. Железная дорога от А до Я.- М., «Транспорт», 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ» ПО ТЕМЕ: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЕЙ ПОГРАНИЧНИК»

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ»ПО ТЕМЕ:  «Ознакомление детейстаршего дошкольного возраста с профессией пограничник»....

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессией ветеринара.

Цель: Формировать у детей представления о труде врача для животных (ветеринара). Задачи: Воспитывать у детей любовь к животным, желание им помочь. Учить детей отображать в игре знания об окружающ...

Презентация по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессией спасателя МЧС. "Есть такая профессия - людей спасать".

Цель: Закрепление знаний детей о профессии спасателя. Задачи:  Продолжать знакомить, расширять и уточнять знания детей о профессии спасатель, о содержании работы сотрудников МЧС;знакоми...

Материалы для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых «Все работы хороши!» старший воспитатель Ежова М.В., воспитатель Севастьянихина М.Б.

Материалы для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с профессиями взрослых "Все работы хороши" в ГБДОУ детский сад № 30 комбинированного вида Петро...

Сборник дидактических материалов «Мир музыкальных профессий» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями, связанными с искусством

Ранняя       профессиональная       подготовка ребенка старшего дошкольного  возраста понимается нами как создание условий, способствую...