Материалы для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых «Все работы хороши!» старший воспитатель Ежова М.В., воспитатель Севастьянихина М.Б.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Материалы для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с профессиями взрослых "Все работы хороши" в ГБДОУ детский сад № 30 комбинированного вида Петродворцового района СПб с целью расширения представлений о применении  педагогических технологий в практической деятельности   воспитателя при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_dlya_kpk_po_trudovomu_vospitaniyu.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

КПК для воспитателей  района по ознакомлению  детей  старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых  «Все работы хороши!»

Проводят старший воспитатель Ежова М.В. (высшая категория)

воспитатель Севастьянихина М.Б. (высшая категория)

 

Цель:  расширение представлений о  применении педагогических технологий в практической  деятельности воспитателя при ознакомлении  детей старшего  дошкольного возраста  с трудом  взрослых.

В процессе обсуждения и проведения  участники КПК смогут:

  •  познакомиться (освежить в памяти) с технологиями  ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых  по расширению и уточнению представлений о разных видах труда, трудовых действий, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы; пробуждению любознательности детей, интересу к деятельности взрослых;
  • обменяться опытом,
  • задать свои вопросы друг другу и ведущим,
  • проанализировать свою работу.

Работать будем по следующему алгоритму:

-  методическое пособие;

- представление технологий:

  • проектный метод,
  • игровая,
  • информационно-коммуникативная,
  • моделирование,

построение модели совместной  образовательной деятельности при ознакомлении старших дошкольников с трудом взрослых,

   -  рефлексия.

Для начала  я хочу убедиться, что  пришли к нам единомышленники, готовые активно включиться в совместную работу.

Упражнение «Разогревки-самооценки»

  • Если вы думаете, что самым богатым ресурсом взрослых является опыт, похлопайте в ладоши;
  • Если вы полагаете, что для взрослых более важна, практическая информация, чем теоретическая , потопайте ногами;
  • Если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения, дотроньтесь до кончика носа;
  • Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети, кивните головой;
  • Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой;
  • Если вы верите в то, что взрослые успешнее всего обучаются, делая что-то, встаньте;
  • Если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
  • Если вы зеваете от скуки, слушая двухчасовые лекции, прикройте рот рукой;
  • Если вам нравится обучаться и быть учеником, улыбнитесь.

К. Д. Ушинский как-то поставил вопрос: какова лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям? Может быть, деньги и вещи? Нет, решительно отвечал педагог. Деньги развращают наследников. Тогда, может быть, образование? И да, и нет, рассуждал Ушинский. Да — если образование воспитывает трудолюбие. Нет — если оно трудолюбия не воспитывает. Воспитание у детей безграничного трудолюбия — вот лучшая форма наследия. И одно из важнейших условий счастья наследников. Невозможно с этим не согласиться. (Что лучше дать еду, рыбу или дать удочку - научить ловить).

А воспитание трудолюбия невозможно  без систематического, целенаправленного вовлечения ребенка с раннего возраста в любые посильные для каждого возраста трудовые процессы.  А значит и знакомства с трудом взрослых, результатом которых  и является все то, что окружает сегодня ребенка. Ничто не появляется в окружающем мире само по себе. Это только благодаря труду его родных и близких и других окружающих его людей.

В какой бы сложный или простой вид труда ни вовлекали мы детей, важно, чтобы этот труд был, как говорится, в радость, — это непременное условие благотворного влияния его на становление человека-труженика. Ясно, что без увлечения трудом не воспитаешь трудолюбия. Но вот как воспитать увлеченность трудом?
Вспомним стихи Некрасова — 5—6-летнему ребенку отец говорит: «Довольно, Ванюша! Гулял ты немало, пора за работу, родной!» С чего отец начинает приучать сына к труду? Отец делает так, что «труд обернется сначала к Ванюше нарядной своей стороной». Нарядной, обратим внимание! После того как Ванюша почувствовал эту «нарядную» сторону, ему показывают другую — «труд — не забава»...

И сегодня в современном мире – это естественно собственный пример родителей, а в детском саду мы с вами для ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых,  ориентируясь  на ту образовательную программу, которая реализуется в нашем ДОУ(основная часть программы ), на те профессии, которые есть у родителей наших воспитанников (часть программы формируемая ) и на требования современного времени - ищем  методы, приемы, технологии для   знакомства детей  с трудом взрослых.

Но мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Сколько много новых профессий появилось только за последние несколько лет, а какие профессии нам будут нужны в будущем? К чему готовить наших воспитанников?

Какие профессии будут востребованы в будущем в нашей стране?

  1. Айти-специалисты (программисты, вебдизайнеры)
  2. Инженеры
  3. Специалисты в сфере маркетинга  (способность продвинуть товар)
  4. Представители социальных профессий (педагоги, врачи)
  5. Переводчик

        

Но какие бы  профессии не были востребованы в будущем, в любой  области, прежде  всего:

- необходимо быть всерьёз увлечённым ею;  

- стремиться  к  постоянному развитию и повышению навыков и знаний.

Чем мы  и будем сейчас заняты.

- Мы с вами живем в красивой, богатой стране. Как она называется? (Россия) Кто же  делает  

нашу   страну богатой и красивой? (люди)

Во всех городах и селах нашей страны трудятся люди. От их труда зависит,   будет ли наша

страна сильной, красивой и богатой.

У вас на столах иллюстрации с изображением людей разных профессий.

- Посмотрите внимательно на эти картинки и скажите очень коротко, не перечисляя всех по отдельности, кто изображен на них? (люди труда, люди разных профессий)

Мы с вами знаем немало профессий, одни зародились еще в давние времена

«На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник,  портной…» … В

старину профессий было так  мало, и все они вместе с царем могло уместиться на одном

крыльце. С давних пор сохранились письма и книги, в  которых  упоминаются профессиях.

Какие это профессии? (охотник, стрелок,  хлебник, портной, садовник,  псарь, рыболов,

сеятель, пахарь, мельник, плотник, серебряный  мастер, истопник, купец). 

Затем люди научились делать посуду из глины, строить для себя более удобные  жилища (гончары, строители), чтобы преодолевать расстояния человек придумал  транспорт и появились другие профессии (водитель, механик, конструктор). А какие профессии появились в последнее время?   (компьютерщик, программист, банкир, бизнесмен )

  А сейчас мы попробуем разделить людей разных профессий, изображенных на иллюстрациях на несколько групп. Есть люди, создающие предметы, которые нам необходимы. Найдите   иллюстрации людей этих профессий и покажите мне.   (гончар, плотник, каменщик, портной, строитель, животновод, овощевод, пастух, хлебороб, сапожник).

А теперь отберем картинки с изображением людей тех профессий, которые обслуживают

население, как бы служат людям. (продавец, врач, учитель, воспитатель ).

 А еще есть профессии людей, которые своей работой доставляют нам  удовольствие, помогают нам отдыхать. Какие бы картинки вы отобрали? (артист, балерина, пианист, певец).

Посмотрите, какие картинки у нас остались? Как бы вы назвали людей этих профессий?  

(военные). А что они делают?

   А сейчас назовите мне самую важную и нужную  профессию.

   Мы хотим вас познакомить  с методическими пособиями, которые как раз и включают большое количество профессий, с которыми и знакомим  детей.

  • Представление пособия  

Мы видим эти пособия как опосредованный способ ознакомления детей старшего дошкольного возраста с  трудом взрослых. Созданию пособия послужил  мониторинг  представлений о труде взрослых вообще и о труде своих родителей в частности. Как выяснилось, что родители своих детей не знакомят с профессиями, на которых работают  сами. Либо считая это не важным, не способствующим развития ребенку, не сближению членов семей. Или же еще ранним для понимания их возраста. Поэтому  поставили перед собой цель – это  формирование системы знаний,  расширения и обогащения  словаря у дошкольников при ознакомлении с трудом взрослых, для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, сближение между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых посредством методического пособия.

Методическо пособие «Древня Русь. Ремесла», которое не только знакомит с историей Древней Руси, но расширяет представление детей о ремеслах, о значении этого труда для общества (охотник, дружинник, сторитель, кузнец, гночар, хлебороб, мельник, пахарь, сеятель, пасечник, оружейник, лесоруб). Другой вид методических пособий -это ознакомление с трудом современных профессий.  Мы его используем  в различных формах образовательной деятельности (совместной, индивидуальной), в работе со всеми участниками образовательных отношений (детьми, педагогами, родителями). Что оно собой представляет.  Это методическое пособие в виде 16 папок о профессиях (продавец, строитель, военные, шофер, учитель, почтальон, библиотекарь, космонавт, швея, фермер, хлебороб, инспектор дорожного движения, врач, эколог, менеджер, работник сельского хозяйства) Каждая папка содержит: конспекты бесед; экскурсий; стихи; загадки; кроссворды; перечень дидактических игр; иллюстрации атрибутов; предметов;  фото самих представителей той или иной профессии;  изображений  видов транспорта;  раскраски;  планирование; алгоритмы;   фотографии сюжетно-ролевых игр, развернутых в группе;   рисунки детей и взрослых;  рассказы детей («Кем работают мои родители», «Кем бы я хотел быть, когда вырасту»);  художественная литература.

В создании пособия большая роль отводится родителям воспитанников. Они являются главными источниками информации, сведений о той или иной профессии. Сначала они приносили информацию о той  профессии, которой они занимаются сами (фотографии, рассказы,  составленные вместе с детьми), затем стали помощниками в поиске иллюстраций,  изображений и других профессий.  

Значение пособия  бесценно, полезно и интересно как  детям, при знакомстве с тем или иным трудом взрослых, так и педагогам ДОУ.

Алгоритм запуска состоит в следующем.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет, на почту, в магазин, к пешеходному переходу, в магазин дети проявляют активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с поварами, продавцом, инспектором ДПС дети обращают внимание на их форму, рассуждают, продавцу, повару – чтобы не пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть инспектора. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Некоторых девочек очень увлекла работа продавца, они подумали и решили стать продавцами, когда вырастут большими. Других детей заинтересовала работа инспектора ДПС, они включали сигнал на машине, работали с жезлом, садились за руль в милицейской машине. Дети решили охранять порядок на улицах города. Для усиления эмоционального воздействия на детей использовала детскую художественную литературу, энциклопедии. Подвела к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Но проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности. Что это?

  • Проектный метод ( отражение во ФГОС ДО)

Схема работы над проектом по «Ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых» (с конкретной профессией)

Вид проекта – социально-педагогический (дети собирают информацию о профессии…….и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы группы).

Адресная группа – педагоги, дети, родители

Актуальность  -

Цель. Знакомить с прошлым и настоящим  профессии…. , ее ролью в современном обществе. Воспитывать интерес, уважение к профессии ….., чувство гордости за своих родителей, работающих ……(если это профессия родителей).

Задачи:

  • Познакомить с профессией…..
  • Познакомить с особенностями работы ......
  • Подвести к обобщению: профессия …… - очень интересная и нужная профессия людей.
  • Воспитывать уважение к  профессии…...

Он может быть  как краткосрочным так и долгосрочным, рассчитанным на учебный год .

Участники педпроцесса

Формы, методы, приемы

Работа с кадрами

  • Консультации для воспитателей.
  • Представление опыта работы. Методические рекомендации  для работы по данной теме.
  • Помощь в организации экскурсии на …..
  • Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с рассказами, стихами по …. тематике.
  • Мастер-классы

Работа с социальными партнерами

  • Организация экскурсии на …….
  • Приглашение представителей данной профессии в ДОУ.

Совместная деятельность воспитателя и специалистов детского сада

  • Прослушивание записей песен, рассказов, стихов…
  • Проведение спортивных игр и физкультурных досугов на данную  тематику.
  • Проведение музыкальных развлечений и театрализованных представлений, праздника  на тему …..

Воспитатель совместно с родителями

  • Индивидуальная консультация  для родителей "Как познакомить детей с профессией….".
  • Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм по теме профессии.
  • Помощь родителей в подготовке и оборудовании интерьера группы.
  • Подбор  методического материала по данной теме (иллюстрации, картинки, рассказы)
  • Создание портфолио дошкольника

Дети вместе с родителями

  • Чтение художественной литературы на тему …...
  • Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления дидактических игр и альбомов на данную тему.
  • Организация экскурсий на .....
  • Беседы о своей профессии
  • Создание страничек портфолио дошкольника

Воспитатель вместе с детьми

  • Диагностика знаний детей в начале и конце учебного года о профессии…..
  • Беседе о  профессии.
  • Чтение художественной литературы: рассказов, стихов о …...
  • Просмотр мультфильмов …..
  • Конкурс рисунков …..
  • Викторина о …...
  • Дидактические игры о …...  
  • Рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций …...
  • Заучивание стихов и песен о …...
  • Встреча с папами и мамами, работающими на …….
  • Сюжетно- ролевые игры.
  • Изготовление макетов …...
  • Экскурсия на …...
  • Театрализованное представление …….

 

Направления работы (области)

Виды детской деятельности

Формы работы

Познавательное и речевое направление

Игровая, конструирование,  восприятие худ. литературы,  

коммуникативная,

познавательно-исследовательская

Тематические мероприятия  по теме ….

Экскурсия на….

Творческое рассказывание детей по темам "Я - будущий …..", "Мои родные - …..", "Как мы путешествуем на …….". Словотворчество.

Создание семейных альбомов о ……..

Классификация профессий…….. Составление плана - схемы "Как добраться до ……", "Где находится….". Изготовление макета …….

Учимся счету, различать величину - считаем и сравниваем …...

Конструируем из природного материала,

конструктора, бросового материала …..

Чтение рассказов, стихов, пословиц, поговорок, загадок

Социально-коммуникативное направление

Игровая, восприятие худ. литературы,  самообслуживание и элементарный труд,

коммуникативная,

познавательно-исследовательская

Сюжетно-ролевые игры.

Игры - драматизации по произведениям, в которых рассказывается о профессии …...

Настольно-печатные игры о …..

Физическое направление

Игровая, двигательная,

коммуникативная

Спортивные досуги, соревнования,

тематические мероприятия

Художественно-эстетическое направление  

Игровая, изобразительная,

коммуникативная,

познавательно-исследовательская,

музыкальная

Рисование, аппликация , лепка на тему «…… ….»

Выпуск газет, стендов, коллажей из природного и бросового материала на тему.

Составление сценариев детских развлечений на тему

Слушание и разучивание песен

  • Игровая

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Содержание детских игр развивается последовательно: предметная деятельность, отношение между людьми, выполнение правил общественного поведения.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно – значимой и общественно – оцениваемой деятельности ученья.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда. В нашем ДОУ это:

  • настольно-печатные игры
  • атрибуты для театрализованной деятельности (би-ба-бо персонажи профессий, элементы костюмов)
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр (костюмы, элементы костюмов, атрибуты, изготовленные  родителями и педагогами) (см.  результат-фото)
  • многофункциональные настенные панно (с атрибутами плоскостных изображений различных объектов и предметов, отражающих трудовые процессы)
  • маркеры игрового пространства (маркеры - своеобразные знаки пространства - игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит (например, магазин);
  • наглядная информация (иллюстрации представителей разных профессий, методические пособия и альбомы)
  • детская художественная литература по теме
  • картотека дидактических игр, загадок, стихов

Игровая форма непрерывной  образовательной деятельности  (занятия) создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к  познавательной деятельности.

Игра  «Назови профессии, которые начинаются на заданную букву».

Ведущий поочерёдно показывает карточку с буквой, участники называют слова с названиями профессий, которые начинаются на заданную букву. Выигрывает тот, кто последним правильно назовет профессию.

А – артист, автомобилист, авторемонтник, авиаконструктор.

У – учитель, учёный,

Б – балерина, библиотекарь, балетмейстер, бортпроводник.

Д – доктор, дворник, дирижёр, директор.

Л – лётчик, лесник, лодочник

К – космонавт, конструктор, компьютерщик, кузнец.

М –  моряк, модельер, медсестра.

П – повар , пожарный, пекарь, продавец.

С – строитель, спасатель, слесарь, смотритель.

Т – танкист, тракторист, телефонист, таксист,

В – военный, воспитатель, врач, водитель.

Игра  «Угадай, какая профессия у человека». 

Ведущий называет набор слов, участники называют профессию человека. Выигрывает тот, кто первым  правильно назовет профессию человека.

Cложные  приборы, компьютеры, радары, взлётная полоса - Авиадиспетчер  

вклад, деньги, налоги, бизнес - Бизнесмен

причёска, макияж, стрижка, искусственный румянец - Визажист

напитки, чай, кофе, табак, продукты, цвет, вкус, аромат - Дегустатор

сообщение, студия, телекамеры, телецентр- Диктор  

рецепт, сладость- Кондитер  

управление, управляющий, организация работы служащих, «второй директор»- Менеджер

«сидящий впереди, стоящий во главе, председательствующий», руководитель,  главный человек страны - Президент

угроза, смертельная опасность, риск, беда, подвиг - Спасатель

эксперименты , исследования ,знания, учение, прошлое и будущее,   занятие наукой- Учёный  

помогает узнать, «ходячая  энциклопедия», посещение достопримечательностей, экскурсия - Экскурсовод  

         

Игра «Найди общий предмет»

Подберите общий предмет,  нужный для людей двух разных профессий и объясните свой ответ. Выигрывает тот, кто первым  правильно назовет профессию человека.

Библиотекарь, корректор – книга.

Парфюмер, парикмахер – духи.

Программист, системный администратор – компьютер.

Ювелир, геолог – драгоценные металлы.

Столяр, плотник – дерево.

Стоматолог ,  фармацевт – лекарство.

Турагент ,  рекламист – реклама.

Реставратор, музейный работник – музейный экспонат.

Костюмер,  дизайнер – одежда.

Музыкант,  дирижёр – ноты. 

Игра  «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете».

Ведущий.  Я говорю  предложение, а участники договаривают фразу. Выигрывает тот, кто первым  правильно закончит по смыслу предложение.

  1. Если бы не было  учителей, то…
  2. Если бы не было врачей, то…
  3. Если бы не было дворников, то…
  4. Если бы не было водителей, то…
  5. Если бы не было строителей, то…
  6. Если бы не было военных, то…
  7. Если бы не было спасателей, то…
  8. Если бы не было воспитателей, то…
  9. Если  бы  не было президента, то…..

Игра  «Изобрази человека любой профессии».

Ведущий.  Приглашает в круг всех участников. Говорим со  мной слова.

Мы в профессии играем,

По душе их выбираем

И  мечтаем поскорее

Мамы с папой стать взрослее.

Чтоб не просто так мечтать,

Кем ты, Саша (Маша, Миша), хочешь стать?

С помощью жестов, мимики, телодвижений изобрази человека  любой профессии. Остальные участники  должны угадать профессию. Если они затрудняются ответить, то просят назвать свои действия.

  • Информационно-коммуникативная

Внедрение компьютерных технологий на сегодняшний день является новой ступенью в образовательном процессе.

В настоящее время организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на различных мероприятиях. И использование компьютера в работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом.

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. Это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей.

Компьютер это путь к интеллектуализации ребенка, помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона.

А сейчас мы хотим предложить  различные готовые презентации,  имеющиеся на различных сайтах по нашей теме. Многие из них готовы уже сейчас к работе. Некоторые можно использовать как образец для составления своей собственной.

Презентации: «Назови профессию», «Угадай профессию», «Чем пахнут ремесла?»,«Профессии в загадках», «Кому что нужно?»

  • Моделирование

Первоначально были сделаны алгоритмы для проведения сюжетно-ролевых игр, в дальнейшем мы увидели, что их можно использовать для работы  с детьми по ознакомлению с трудом  взрослых, например: « угадай профессию человека и место его работы».

В дальнейшем созданы предметно-схематические  модели трудовых  процессов, взятые за основу   из методического пособия М.В. Крулехт «Дошкольник и рукотворный мир», где она предлагает предметно-схематические  модели трудовых  процессов для обучения детей приготовлению винегрета или торта. А мы доработали и создали предметно-схематические  модели  для ознакомления детей с процессом строительства дома, шитья платья, создания прически, работы врача, ветеринара, фермера.

Цель: освоение детьми способа осуществления трудового процесса и развития

          аналитических умений при действии по алгоритму.

Этапы конструирования образовательной ситуации (с использованием игрового персонажа):

  1. Составляется  из отдельных карточек «лесенка», обозначающая последовательность действий от замысла до получения результата. Отбираются   картинки с изображением необходимых продуктов, инструментов, оборудования, располагаются в нужной последовательности карточки, изображающие трудовые действия.

  1. Рассматривается  схема-рецепт или  схема-модель , где наглядно представлена   последовательность действий, необходимых инструментов и оборудования. Педагог или игровой персонаж учит  детей «читать» схему, чтобы ребенок приобрел умение действовать по алгоритму.

( помочь игровому персонажу разобраться с проблемной житейской ситуацией: сюрприз для сказочного героя, помощь для сказочного героя).

  • Рефлексия.

Рефлексия  предполагает ретроспективную оценку в двух аспектах: эмоциональном (понравилось,  было хорошо - было плохо и почему) и смыслом (почему это важно, зачем это делали)

  •  «Свободный микрофон» (связано с профессией журналиста)

Любой ребенок по желанию может высказаться о проведенном мероприятии, держа в руках микрофон. Микрофон м.б. имитированным, нарисованным.

  • «Фотосъемка» (связно с профессией фотографа)

Педагог задает ситуацию: «Ребята, представьте, что сегодня все мероприятие снимал фотограф. Все, что вы  сегодня делали, он фотографировал. Но, из-за неумелости фотографа в фотоаппарате не оказалось ни одного кадра. Давайте сейчас попробуем восстановить каждый кадр сегодняшнего мероприятия.

«Восстанавливаются»:

- самые яркие, эмоциональные, веселые кадры;

- и кадры, которые получились «не очень».

Происходит коллективное обсуждение удач и неудач.

  • «Ниточка» (связано с профессией портного, ткача)

Перед началом педагог предлагает детям взять кусочек нитки. Разноцветные нитки длиной от 10 до 30 см. лежат на столе. Обсуждение происходит по схеме:

- Что получилось?

- Что не получилось?

- Что надо сделать, чтобы было лучше?

- С каким настроением ухожу?

Каждый ребенок, высказывая свою точку зрения, наматывает ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается. Намотанную нитку можно положить в корзину, расположенную, к примеру, в середине комнаты или круга. Таким образом, выбрав нитку той или иной длины, ребенок «заявляет» о своем желании выступать и настраивается на развернутую оценку  или на короткую реплику. Немаловажен момент, какой цвет выбрал ребенок.

  • по технике «Строительство настроения». (Л.В.Свешникова, «Рефлексивные техники эмоционального состояния детей»)

            Необходимый инструментарий техники: лист бумаги (ватман), на котором  

            изображение  дома, состоящего из кирпичиков, с названием техники; клей-карандаш;  

            разноцветные  кирпичики (строительные блоки) на каждого участника.

             Описание техники: на листе бумаги изображен силуэт дома, состоящего из

            строительных  блоков. На столах участников строительные блоки разного цвета, как

            отражение    определенного настроения от сегодняшней встречи.  Розовый –        

            настроение отличное,  коричневый- хорошее, серый- плохое.  Участники техники          

            должны определить свое   настроение  и начать строить дом, приклеивая блок один за

           другим. Можно подписать свой  блок.          

            Алгоритм техники:

           -  Определить свое настроение

           -  Выбрать соответствующий настроению блок

           -  Приклеить строительный блок.

Уважаемые коллеги, мы продемонстрировали вам некоторые приёмы,  технологии ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых. И результатом всех представленных технологий, приемов, методов, форм работы может быть  разработанная  общая  модель непрерывной  образовательной деятельности или выход на сюжетно-ролевую игру.  

Рефлексия  «Телеграмма»

Каждый участник получает  чистый бланк телеграммы. Заполнение бланка телеграммы начинается с указания адресата детского сада № 30. Участник пишет о личностном впечатлении о сегодняшнем мастер - классе. Главное условие: сообщение должно состоять из 11 слов. И писаться должно очень разборчиво. В конце указать свои имя и фамилию.

Далее участники передают заполненные телеграммы быстро, не читая,  по кругу из рук в руки до звукового сигнала. После этого каждый зачитывает текст той телеграммы, которая оказалась в его руках в этот момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по образовательной области познавательное развитие для детей средней группы общеразвивающей направленности (4-5) лет на тему «Воздух-волшебник», старший воспитатель Ежова М.В., воспитатель Сапежко С.В.

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы в ГБДОУ детский сад № 30 комбинированного вида Петродворцового района СПб по теме "Воздух-волшебник" с использовани...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей среднего возраста по теме «В поисках Неумейки», старший воспитатель Ежова М.В.,воспитатель Лиховид Е.А.

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме "В поисках Неумейки" в ГБДОУ детский сад № 30 комбинированного вида Петродворцового района С...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы «Мой аквариум», старший воспитатель Ежова М.В., воспитатель Сапежко С.В. ГБДОУ детский сад № 30 Петродворцового района СПб

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы общеразвивающей направленности "Мой аквариум" с использованием игровой, здоровьесберегающей, информационно-коммуникативной т...

Проект по ознакомлению дошкольников старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых «Много есть профессий разных — важных, нужных и прекрасных!»

Проектпо ознакомлению дошкольниковстаршего дошкольного возраста с профессиями взрослых«Много есть профессий разных —важных, нужных и прекрасных!»...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых»

    Трудолюбие, как нравственное качество, формируется в сложном многогранном процессе, который требует от воспитателей не только большого терпения, но и определенных знаний возрастно...

План управления проектом "Формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых "Первые шаги в мир профессий"

План управления проектом "Формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых "Первые шаги в мир профессий"...