Конспект по образовательной области познавательное развитие для детей средней группы общеразвивающей направленности (4-5) лет на тему «Воздух-волшебник», старший воспитатель Ежова М.В., воспитатель Сапежко С.В.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы в ГБДОУ детский сад № 30 комбинированного вида Петродворцового района СПб по теме "Воздух-волшебник" с использованием игровой, информационно-коммуникативной,  познавательно-исследовательнской издоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_vozduh-volshebnik_ezhova_m.v._sapezhko_s.v.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 30 комбинированного вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект

по образовательной области познавательное развитие

для детей средней группы общеразвивающей направленности (4-5) лет

на тему «Воздух-волшебник»

с использованием игровой, информационно-коммуникативной, познавательно-исследовательской здоровьесберегающей технологий.

Старший воспитатель высшей квалификационной категории

Ежова М.В.

Воспитатель высшей квалификационной категории

Сапежко С.В.

Санкт-Петербург

2018 год

Цель: расширять представления детей среднего возраста о свойствах воздуха.

Задачи:

Образовательные:  

  1. Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас.
  2. Способствовать овладению некоторыми способами обнаружению воздуха.
  3. Обобщить и уточнить ранее полученные знания о воздухе.
  4. Обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, воздушный, движется, большой, маленький.
  5. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью мыльных пузырей.
  6. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования органов чувств (зрение, слух, обоняние).

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность.
  2. Развивать внимание, память, речь, обоняние, интерес к экспериментальной деятельности

Воспитательные:

  1. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
  2. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Оборудование:

игрушка Петрушка; 3 воздушных шара (2 больших, 1 маленький ), проектор; полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); апельсин; лук; веера по количеству детей;  стаканы (по количеству детей); трубочки (по количеству детей); разноцветная мыльная вода; альбомные листы; бумажные флюгера.

Предварительная работа:

наблюдения на улице, игра «мыльные пузыри», чтение художественной литературы,  беседы с детьми на тему: «Как воздух помогает людям», рассматривание иллюстраций о явлениях воздуха в энциклопедии для детей. Изготовление вееров, корабликов, эксперименты с водой, песком.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, скажем всем «Здравствуйте!» и подарим свои улыбки.

(Из-за ширмы появляется Петрушка с 2 шариками, плачет)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, у нас еще один гость!

Здравствуй, как тебя зовут, и почему ты плачешь?

Петрушка: Здравствуйте! Меня зовут Петрушка! Я пришел к вам попросить помощи! (показывает два шарика).  Мне вчера подарили два больших шарика.  А сегодня один шарик большой, а второй, почему-то маленьким оказался. Ребята, почему шарик стал маленьким?                                                      

                              (Ответы детей: Один шарик сдулся…)

Воспитатель: Да, я согласна с вами. Ребята, покажем Петрушке, какой у него большой шарик?  (надуть щёчки, бровки приподнять) А теперь покажем,  какой у него стал маленький шарик (щёчки втянуть).

Петрушка: А как вы думаете, что можно сделать, чтобы маленький шарик  снова стал большим ?                  (Ответы детей: Шарик надо надуть) 

Воспитатель: Правильно! Попробуем надуть шарик?  (Ответы детей)

Воспитатель: Становитесь в круг и беритесь за руки!

Подвижная игра «Воздушный шар»

(Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу педагога)

С мамой в магазин ходили, (идут по кругу)

Шар воздушный там купили.

Будем шарик надувать,

Будем с шариком играть. (останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку»)

Шар воздушный надувайся,

Шар воздушный, раздувайся. (идут назад мелкими шагами, надувая шар)

Надувайся большой

Да не лопайся!

(Происходит замена шарика)

Петрушка: Ура! Мой шарик надулся, спасибо, ребята! Вы настоящие волшебники!

Воспитатель: Нет, это не мы волшебники, а вот кто настоящий волшебник    можно узнать, отгадав загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Догадались, кто этот настоящий волшебник?         (Ответы детей: воздух)

Петрушка: Так вот кто настоящий волшебник, воздух! А для чего нам нужен воздух?       (Ответы детей:  чтобы дышать!)

Воспитатель:  Верно! А ну-ка, покажите мне,  как вы правильно умеете дышать? А ты, Петрушка, посмотри!

(дыхательная  гимнастика «Радуга, обними меня» Цель: формируем умение у детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах. И.п.: стоя или в движении.

1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2. Задержать дыхание на 3-4 с.

3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.

Воспитатель: Вдыхаем носом воздух, руки разводим в стороны, задержали дыхание, выдыхаем (с-с-с), руками обхватываем плечи. И еще раз повторим. Как хорошо мы подышали!

А каким воздухом полезно дышать?    (Ответы детей: свежим, чистым..).

Воспитатель: Что нам необходимо делать, чтобы дышать свежим воздухом? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и. т. д. (Ответы вместе с детьми)

Мы сейчас с вами узнали, что людям нужен воздух. А кому ещё нужен воздух?

                              (Ответы детей: Рыбам, животным, растениям)

Воспитатель: Да, воздух нужен всему живому.

И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. 

Петрушка: Замечательно, я тоже хочу больше узнать  о воздухе! Ребята, пожалуйста, расскажите мне о нем!

Опыт 1. «Поймай воздух».

Воспитатель:  У меня в руках картинка, что здесь изображено?   (в руках у воспитателя картинка глаза).  Как вы думаете, что мы можем узнать  о воздухе с помощью глаз?  Как можно увидеть воздух? Посмотрите вокруг, вы видите воздух?      (Ответы детей)

 Действительно, ничего не видно. Возьмите по одному полиэтиленовому пакету, какой он? (Ответы детей: тонкий) Раскройте его, что в нём?  (Ответы детей: Он пуст).

Воспитатель: Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. (Все набрали воздух? Кому нужна помощь? Молодцы, все справились. Посмотрите, пакет полон воздуха. На что он похож?                       (Ответы детей: На подушку, кошку, голову, шарик…).

Воспитатель:  Посмотрите внутрь пакета с воздухом, вы видите что-нибудь? Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

                                   (Ответы детей:  В нём нет воздуха).

Воспитатель: Смотри, Петрушка! Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в пакете, а потом выпустили его.

Петрушка: Ух ты, чудеса!

Опыт 2. «Движение воздуха»

Воспитатель: А теперь посмотрим, что ещё здесь нарисовано? (в руках у воспитателя картинка руки). Интересно, что рука может обозначать? Как почувствовать воздух? А почувствовать   воздух можно, только когда он находится в движении.

А что может помочь нам почувствовать движение воздуха в группе ?  

                                    (Ответы детей:  вентилятор, руки, книги…)

Воспитатель:   Посмотрите вокруг, может что-нибудь вам поможет почувствовать  движение воздуха? Возьмите этот предмет  и помашите себе в лицо. Что вы чувствуете? 

                                    (Ответы детей:  чувствуем, как воздух движется.)

Воспитатель: Вот видишь, Петрушка, воздух невидим, зато мы его можем почувствовать.

Петрушка: Здорово! А что еще интересного мы узнаем о воздухе?

Воспитатель: Скоро узнаем, но сначала немного отдохнем! Станьте так, что бы вам было удобно.

Физкультминутка.

Воздух-невидимка,  (руки вверху вправо-влево).
Выходи гулять!  («зовут»).
Воздух-невидимка,  (руки вверху вправо-влево).
Как тебя поймать?  
(хлопки руками в разных местах).
Если быстро-быстро в поле убегу,  
(бегут на месте).
Чистого-пречистого воздуха найду!  
(потирают руки).
Если вместе с дедушкой по лесу пойду,  (шаги на месте).
Самого полезного воздуха найду!  
(руки накрест к плечам).
Если вместе с папой в горы я пойду,  
(тянутся вверх на носочках).
Самого кристального воздуха найду!  («фонарики»).

Опыт 3. «Есть ли запах у воздуха?»

Воспитатель: Итак, какая нас ждет картинка? (в руках у воспитателя картинка носа)  Как вы думаете, что он обозначает?  (воздух имеет запах)? Готовы проверить?  Понюхайте воздух вокруг себя. Он пахнет чем-нибудь?   А теперь закройте глаза. Чур, не подглядывать! Ты, Петрушка, тоже не подглядывай! (дать понюхать детям чеснок, лимон или апельсин по очереди и каждый раз показать, что они нюхали). Угадали, чем пахнет?  А почему вы почувствовали различные запахи, знаете? Потому что воздух может запахи передавать.

Опыт 4. «Слышим воздух»

Воспитатель: Посмотрите, а что здесь нарисовано? (в руках у воспитателя картинка уха) Что с помощью уха мы можем узнать? Можно ли услышать воздух? Я предлагаю вам послушать, как звучит воздух в природе.    (ВИДЕО)

Что вы слышали? (ветер)  Ветер-это движение воздуха.

Воспитатель: А знаете, ребята, что воздух есть не только вокруг, но и внутри нас. У тебя, Петрушка, есть внутри воздух?

Петрушка: Не знаю!

Воспитатель: А хочешь узнать?

Петрушка: Очень хочу!

Воспитатель: Подойдите, ребята к столам. Здесь стоят стаканчики с мыльным раствором и рядом с ними лежат пластмассовые трубочки. Возьмите трубочки и опустите  их в стаканчики. Обратите внимание, пить из стаканчиков нельзя! Наберите  в нос воздух и выдувайте  его через трубочку в стакан. Посмотрите, что происходит? (Ответы детей.) Появились пузырьки, а внутри пузырьков воздух. Мы снова его увидели! А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Сейчас мы убедились в том, что в человеке  есть воздух! Мы им дышим!  

Опыт 5. «Волшебные пузыри»

Воспитатель:  А знаешь ли ты, Петрушка, о том, что с помощью воздуха можно рисовать?  

Петрушка: Не может быть!

Воспитатель: Может! Ведь воздух у нас – Волшебник! И мы с ребятами сейчас тебе это покажем. Подуйте еще раз в стаканчики, чтобы образовалось много пузырьков. Теперь вытащите трубочки, возьмите по одному листу бумаги и прижмите им стакан сверху. Посмотрите, что получилось?  Попробуйте еще раз и прижмите бумагу, немного сдвинув ее.

Положите, пожалуйста, ваши рисунки на этот стол. На что похожи ваши рисунки?

(Ответы детей:  облачко, пузыри, шарики, голова…)

Воспитатель: Посмотри, Петрушка, что у нас получилось! Тебе нравится?

Петрушка: Очень нравится, какая красота!

Воспитатель: Ребята, понравилось вам сегодня играть с воздухом? А что вы сегодня узнали нового  о воздухе? Что нам помогало узнавать о воздухе?  (Ответы детей)

Воспитатель:  И мне сегодня очень понравилось с вами играть. А тебе, Петрушка, понравилось?

Петрушка: Очень понравилось, особенно, как вы рисовали с помощью воздуха!  Ваши рисунки.

Воспитатель: Ребята, а может, подарим Петрушке на память наши рисунки?

Петрушка: Спасибо! А у меня для вас тоже есть подарочек! Я дарю вам эти вертушки.

Воспитатель: А что это такое ты подарил ребятам?  Вы знаете, что это?

                                                                      (Ответы детей)

 Петрушка:  Это что бы вы могли  играть с воздухом и в группе и  на прогулке.

Воспитатель: Скажем спасибо, Петрушке за подарки? До свидания, Петрушка!             Петрушка:  Прощается с детьми. До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Путешествие в страну Эрудитов» по познавательно-математическому развитию в интеграции с образовательной областью «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьног...

Конспект нод по образовательной области "Познавательное развитие" для детей средней группы. Тема: путешествие по сказке "Гуси-лебеди".

Конспект нод по образовательной области "Познавательное развитие" по теме: "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди"" для детей средней группы. Перед собой ставила следующие задачи: закрепить умение считат...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Развитие речи» образовательная область «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Формирование целостного картины мира» образовательная область «Познавательное развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...

КОНСПЕКТ НОД по ОО «Познавательное развитие» для детей средней группы общеразвивающей направленности на тему: «В волшебной стране»

Открытое занятие для родителей группы. Цель:   Доставить радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Закреплять навыки детей в работе с логическими блоками, упражнять в ум...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» «Животный мир России» (группа общеразвивающей направленности в возрасте от 6 до 7 лет)

Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о животных, обитающих на территории России  в разных природных зонах.Задачи:- Формировать представления детей о животных России, обитающих в ...