«Родительская эффективность» (Групповой тренинг)
тест на тему

Зенина Марина Владимировна

«Родительская эффективность»  (Групповой  тренинг)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningi.docx40.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 13 «ВИШЕНКА»

«Родительская эффективность»

(Групповой  тренинг)

Выполнила: воспитатель Зенина М.В.

2015

Занятие: «Я – родитель»

Задачи занятия: 

  1. Формирование доверительных отношений.
  2. Осознание родительской позиции и целей воспитания.

Структура занятия:

  1. Приветствие «Знакомство руками».
  2. Упражнение «Пантомима».
  3. Групповая работа «Цели воспитания».
  4. Упражнение «Родитель-ребенок».
  5. Упражнение «Слепой и поводырь».
  6. Упражнение «Возрастная регрессия».
  7. Упражнение «Диалог сторон моего Я».
  8. Домашнее задание.
  9. Рефлексия занятия.

Материалы: альбомные листы, ватман, ручки, шарфы (платки) по количеству пар участников.

Ход занятия

  1. Приветствие. «Знакомство руками».

Участники работают по двое – садятся таким образом, чтобы можно было взять друг друга за руки. Их задача с закрытыми глазами, обязательно молча, встретиться друг с другом руками: «познакомиться«поссориться», затем «помириться» и «попрощаться». После такого общения все садятся в круг и обсуждают полученный опыт.

Далее психолог сообщает о различных способах общения, об использовании вербальных и невербальных элементов коммуникаций с ребенком.

  1. Упражнение «Пантомима».

Инструкция: Передать друг другу фразу «каратист убил быка одним ударом» невербально. Каждый по очереди записывает на бумаге, как он понял смысл и передает эту фразу следующему участнику.

  1. Работа в парах «Цели воспитания».

Участники садятся друг напротив друга и записывают свои ответы на поставленные вопросы. Затем происходит обмен ответами в парах. Основные моменты, одобренные группой, фиксируются на ватмане.

  • Каковы цели вашего воспитания?
  • Каким своего ребенка вы хотите видеть?
  • Что значит быть хорошим родителем и как им быть?
  1. Упражнение «Родитель-ребенок».

Инструкция: договоритесь, кто из вас будет – А, а кто – Б. В начале пусть А стоит, а Б сидит на полу у его ног. Поговорите друг с другом в этом положении. Что вы при этом чувствуете? Обсудите, насколько приятно вести разговор в таких позициях. Было время, когда мы все время ощущали себя в позиции человека, который сидит на полу, в то время как все остальные стоят. Это – позиция маленького ребенка. Опять займите позиции А и Б. попробуйте хорошенько прочувствовать и определить для себя, чем вызваны ощущения вашего тела. Тот, кто сидит, должен смотреть вверх. Через 30 секунд его шея и плечи начнут болеть, глаза почувствуют напряжение и усталость. Возможно, вы ощутите головную боль. Тот, кто стоит, будет вынужден согнуться и смотреть вниз. Это упражнение помогает осознать внутреннее состояние, потребности и чувства ребенка. Физический дискомфорт, который вы испытываете, находясь в этом положении, отрицательно влияет на ваши чувства и взаимоотношения. Правда, это влияние не всегда осознается. При общении с ребенком очень важен визуальный контакт. Поэтому желательно разговаривать с ним, сидя на корточках или же ставить ребенка на небольшую табуретку.

  1. Упражнение «Слепой и поводырь».

Участники разбиваются на пары. В каждой паре одному из участников завязываются глаза. Задача второго – помочь «слепому» пройти намеченный маршрут.

Обсуждение упражнения:

  • Как вы себя чувствовали в роли «слепого», в роли «поводыря»?
  • В какой роли вам было комфортнее?
  • Какие сложности вызвало данное упражнение?

Психолог сообщает, что данное упражнение демонстрирует модель взаимодействия «взрослый-ребенок».

  1. Упражнение «Возрастная регрессия».

Расскажите нам, на что вы были обижены в детстве. Примите удобное положение и закройте глаза. Представьте, что вы стоите возле дома, где жили, когда были маленьким. Теперь представьте, что:

- Вы упали и разодрали коленку. Вы с рыданиями бежите в дом, а по ноге у вас стекает капля крови.

- Вы вбегаете в дом злым и плачущим, потому что кто-то из детей постарше отобрал у вас игрушку.

- Вы вбегаете в дом, потому что увидели большую собаку.

- Вы вбегаете в дом, смеясь и радуясь тому, что получили в школе приз.

- Вы вбегаете в дом с чувством сильнейшего стыда, потому что промочили одежду, а старшие ребята над вами смеялись.

Посмотрите на выражение лиц членов вашей семьи. Что они говорят вам? Какие чувства они испытывают? Что они делают?

Откройте глаза, разбейтесь на пары и поделитесь впечатлениями.

  1. Упражнение «Диалог сторон моего Я».

В центре круга ставится два стула.

Инструкция: Эта игра поможет нам раскрыть положительные и отрицательные черты характера каждого из участников. В любом человеке два противоположных начала и он не может разумно объединить их – преобладает то одно, то другое. Итак, на первом стуле нужно изобразить ласковую, нежную и внимательную маму, которая всегда наполняет свои отношения с ребенком теплом и заботой, которая любит его. Эту маму никогда не раздражает неумелость ребенка, его медлительность и неловкость. Она никогда не кричит на него и тем более никогда не применяет телесные формы наказаний…

На втором стуле продемонстрируйте ваше поведение в той же ситуации, но с противоположными качествами, качествами строгой мамы (проигрывание ситуаций осуществляется с использованием режимных моментов – подъем, одевание, завтрак, выполнение домашних заданий и др.).

Групповое обсуждение:

  • Что вы чувствовали в первой и второй ситуации?
  • В какой ситуации вы чувствовали себя более комфортно?
  • Какие выводы вы сделали для самих себя?
  1. Домашнее задание.

Записать в дневнике «плохие», оскорбительные слова, которыми в порыве гнева вы называете или называли своего ребенка. Перечеркнуть их и рядом написать нейтральные слова, которые с одной стороны, помогают вам высвобождать свой гнев, а с другой, не позволяют унижать личность ребенка.

Фиксируйте в дневнике как часто вы наказываете ребенка и за что? Как часто хвалите и за что?

  1. Рефлексия занятия.

Групповой тренинг «Родительская эффективность»

Занятие: «Учимся требовать и контролировать».

Задачи занятия:

  1. Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине.
  2. Формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком.

Структура занятия:

  1. Разминка «Ассоциации».
  2. Упражнение «Разожми кулак».
  3. Обсуждение домашнего задания.
  4. Информационный блок.
  5. Работа в парах «Зоны контроля».
  6. Упражнение «Родительские требования».
  7. Упражнение «Анализ общения матери с ребенком».
  8. Упражнение «Испорченный телефон».
  9. Домашнее задание.
  10. Рефлексия.

Материалы: текст к упражнению «Испорченный телефон».

Ход занятия

  1. Разминка «Ассоциации».

Участники садятся в круг. Один называет слово, следующий по кругу называет ассоциацию на это слово и т.д. пока круг не замкнется.

  1. Упражнение «Разожми кулак».

Участники разбиваются на пары. Один из них зажимает руку в кулак. Задача второго – сделать так, чтобы первый разжал кулак, не прикасаясь к нему.

  1. Обсуждение домашнего задания.

Групповая работа. Участникам предлагается обсудить следующие вопросы: легко ли было подобрать нейтральные слова? А как вы хвалите ребенка? Во всех ситуациях вы так хвалите или нет? Меняется ли ваше поведение в общении с ребенком в зависимости от ситуации? Когда вы собираете ребенка в детский сад (школу), что ему говорите? Когда укладываете спать? Когда ужинаете?

Сравните списки, которые вы подготовили. Что у вас получилось? Чаще хвалите ребенка или наказываете? Как вы это делаете? Что при этом может чувствовать ребенок?

  1. Информационный блок.
  • Правила и требования, которым дети должны подчиняться.
  • Значения приобретенных знаний и умения учитывать эмоции, переживания, интересы и потребности ребенка.
  • Главные принципы дисциплины:

Принцип 1: правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Принцип 2: правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Принцип 3: родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

  1. Работа в парах «Зоны контроля».

Определить зоны действий и поступков ребенка (от свободной до абсолютно запретной). На основе предлагаемых психологом ситуаций выделить эти зоны и обозначить их в названиях:

  • зона свободных действий ребенка: действия по его собственному усмотрению.
  • зона относительной свободы: действия по собственному выбору, но в пределах определенных границ.
  • зона особых обстоятельств: допускается, разрешается нарушение правил в силу особых обстоятельств.
  • зона запретов: действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах («нельзя»).

Обсуждение в группе способов внедрения различных форм контроля.

  1. Упражнение «Родительские требования».

Составьте список своих требований к ребенку. Посмотрите, каких сторон жизни касаются ваши требования. Почему вы именно это требуете от своего ребенка? Может быть, это связано с тревогой за безопасность ребенка, или вы привержены к абсолютному порядку дома, поэтому требуете от ребенка абсолютного порядка в его личных вещах. Посмотрите на список требований, как вы считаете, не являются ли ваши требования избыточными. Может ли ваш ребенок выполнить их? Вспомните, а что ваши родители требовали от вас.

Требования, предъявляемые ребенку, должны быть выражены в форме предложения к кооперации. Формулирование требований должно включать:

  • описание  ситуации;
  • ожидания родителей;
  • веру в возможности ребенка.

Следует различать конкретные и тотальные запреты. Тотальные запреты формулируются в безличной, безальтернативной форме по отношению к поступкам ребенка, представляющим опасность для его жизни, затрагивающим достоинство других людей, либо поступкам, которые наносят вред собственности.

Конкретные запреты должны включать следующие компоненты:

  • констатацию чувств и желаний ребенка;
  • четкий запрет;
  • предложение альтернативного действия вместо запрещенного.
  1. Упражнение «Анализ общения матери с ребенком».

Ниже предлагаются высказывания матерей, направленные на ограничение или поощрение детской активности. Проанализируйте их содержание и эффективность.

  • Мама смотрит, как дети играют. Наверное, она будет ругаться, если они что-то натворят (ожидание негативного исхода от детской активности).
  • «Дети не испачкайтесь песком», «Аккуратно играйте, а то можно пораниться», «Играйте аккуратно, никуда не лазайте», «Дети, не балуйтесь, не бросайте песком друг в друга» (регламентация).
  • Мама их отругает и в угол поставит (наказание).
  • «Нельзя песок брать, он грязный» (запрет).
  • «Дети! Молодцы, играйте дружно» (положительная оценка).
  • Мама говорит: «Кидай мне мяч, а я кину тебе» (побуждение к совместной деятельности).
  • «Зачем ты разбросала все кубики? Иди есть, а потом все убирать» (отрицательная оценка, регламентация).
  • «Кубики не теряй, покупать больше не буду» (ожидание негативного исхода)
  • «Собирай игрушки, хватит играть» (ограничение активности).
  • Девочка раскидала игрушки и не хочет убирать. Мама говорит ей: «Убирай, или я твои игрушки выброшу в окно» (угроза наказания).
  • «Доченька, помоги мне собрать игрушки, пожалуйста» (побуждение к совместной деятельности).
  • «Давай с тобой вместе поиграем» (побуждение к совместной деятельности).
  • Мама говорит: «Ты строишь домик? Сколько этажей? Молодец, давай вместе играть» (побуждение к совместной деятельности, позитивная оценка).
  • «Почитай еще, не выйдешь, пока не почитаешь» (угроза наказания).
  • «Положи книгу, хватит читать» (запрет)
  • «Не трогай тетрадку, пока не порвала» (ожидание негативного исхода детской активности).
  • «Хватит читать! Еще не надоело? В школе начитаешься» (запрет).
  • «Учись, дочка, читать. В школе пригодится» (побуждение к деятельности).
  • «Доченька, давай с тобой почитаем» (побуждение к совместной деятельности).
  • «Хорошо читаешь, молодец!» (позитивная оценка).
  • «Зачем нам нужна эта поделка? Куда мы ее повесим?» (игнорирование).
  • «Почему ты так измазалась? Я тебя накажу» (угроза наказания).
  • «Давай мне свою поделку, я ее спрячу в сумку» (игнорирование).
  • Мама: «Откуда ты такой кораблик взял?» Мальчик: «Я сделал». Мама: «Зачем ты сделал?» (игнорирование).
  • «Спасибо, очень красивый кораблик!» (позитивная оценка).
  • «Спасибо, я очень рада, давай поставим его на окошко!» (позитивная оценка).
  1. Упражнение «Испорченный телефон».

Инструкция: Участник слушает и запоминает предложенный текст, а затем передает его по цепочке.

Текст «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что если он не вернётся к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И ещё, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».

В конце упражнения психолог акцентирует внимание участников на том, что это упражнение демонстрирует особенности восприятия детьми требований взрослых.

  1. Домашнее задание.

Записать в дневнике, когда в течение недели вы испытывали счастливые минуты и с чем они были связаны?

  1. Рефлексия.

Групповой тренинг «Родительская эффективность»

Занятие: «Счастливая семья».

Задачи занятия: 

  1. Оказание эмоциональной поддержки родителям.
  2. Снятие чувства напряжения и тревоги.

Структура занятия:

  1. Упражнение «Ластик».
  2. Упражнение «Привет».
  3. Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка».
  4. Упражнение «Я – ребенок».
  5. Упражнение «Безоценочное восприятие».
  6. Упражнение «Я забочусь …».
  7. Упражнение «Я-высказывание».
  8. Упражнение «Передай сигнал».
  9. Арт-терапия «Мой ребенок».
  10. Музыкальная релаксация.
  11. Работа по подгруппам «Права родителей и детей».
  12. Рефлексия занятия. Прощание.

Материалы: ластик, бумага, ручки, краски, спокойная музыка, ватман.

Ход занятия

  1. Упражнение «Ластик».  

Ведущий прячет в помещении ластик (на видном месте). Участникам необходимо найти его и, не подавая вида, сообщить об этом ведущему на ухо, а затем сесть в круг. Обратная связь.

  1. Упражнение «Привет».

Участники встают лицом в круг. Водящий ходит за спинами других касается кого-нибудь. Затем он должен оббежать весь круг, а тот, кого коснулись, бежит в противоположном направлении. Когда они встретятся на противоположной стороне круга, им необходимо поздороваться, обратившись по имени (напр. «Привет, Ирина!»). Затем они стремятся добежать до свободного места. Тот, кто не успел, становится водящим.

  1. Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка».

Инструкция: разделите лист бумаги на две части. В первой части составьте список положительных качеств ребенка. Во второй опишите те качества ребенка, которые вам не нравятся в нем. Сравните эти два списка.

Посмотрите на список нежелательных качеств ребенка, подумайте какие качества можно изменить, какие нельзя, какие зависят от вас, вашего отношения к ребенку, а какие нет.

Попытайтесь посмотреть на негативные качества по-другому, найдите в них что-нибудь положительное. Например, вы написали, что ребенок очень медлителен. Что можно найти положительного в этом качестве? Оборотной стороной медлительности, возможно, является то, что ребенок все выполняет без спешки и качественно.

Часто отвержение ребенка связано с тем, что самого родителя отвергали в детстве. Задача родителя принять, полюбить самого себя.

  1. Упражнение «Я – ребенок».

Инструкция: выберите какой-нибудь тяжелый период вашего детства. Каким вы видите себя – ребенка? Он сидит, стоит… обратитесь к нему, скажите ласковые слова, посоветуйте ему что-нибудь. Будьте ему таким родителем, какого вы сами хотели бы иметь. Возьмите в руки мягкую игрушку, которая будет изображать ребенка, которым вы были. Приласкайте, побаюкайте ее.

Данное упражнение следует проводить только опытному тренеру и только в зрелой группе, т.к. оно вызывает сильные переживания, которые не всегда могут быть поняты и приняты менее зрелой группой. Ведущий группы должен быть подготовлен к тому, чтобы помочь членам группы справиться с эмоциями.

Общение в нашей культуре поведения очень оценочно. Вспомните, сколько ярлыков мы навешиваем, говоря о ком-то: «он глупый», «она ничего не умеет делать хорошо» и.т.д. Однако, для психологического благополучия ребенка важно, чтобы общение с ним было безоценочным.

  1. Упражнение «Безоценочное восприятие».

Участники в парах по очереди описывают друг друга в течение 5 мин. Все характеристики должны носить безоценочный характер. Обратная связь в парах.

Затем родителям необходимо переключить внимание на своего ребенка и постараться посмотреть на него совершенно новым взглядом.

Обсуждение:

  • Замечаете что-нибудь новое?
  • Что вы склонны оценивать в своем ребенке, может быть вы найдете то, за что постоянно его критикуете?
  1. Упражнение «Я забочусь …».

Инструкция: представьте себе всех тех людей, о которых вы должны заботиться, за жизнь и поведение которых чувствуете ответственность. Составьте свой список. Озвучивание списков. Обсуждение:

  • «Включил(а) ли я себя в этот список?»

Многие родители вкладывают много сил и энергии в заботу о людях и с готовностью распространяют эту заботу на кого угодно, за исключением самих себя. Разве не очевидно, что это является непосильной ношей для внутреннего «Я» любого человека?

Можно сказать, что у нас есть еще один ребенок, которому мы уделяли мало внимания. Этот ребенок – ваше собственное внутреннее «Я». Не кажется ли вам, что в каком-то смысле вы похожи на мачеху из сказки, ведь вы обращаетесь с вашим внутреннем ребенком как с Золушкой? Проверьте, насколько подходит для вас такого рода идея: «Я не должен(на) посвящать всего себя кому-либо еще. Я в долгу, прежде всего, перед самим(ой) собой».

  • Какие чувства вызывают у вас следующие утверждения?

 Я имею право:

- побыть в одиночестве;

- на уважительное обращение;

- быть счастливым(ой);

- свободно распоряжаться своим временим.

  • Кто несет ответственность за то, чтобы я обладал(а) этими правами? Примерьте на себя также идею: «Я должен(на) предоставить эти права своему внутреннему Я».

Нужно, чтобы вы вернули самих себя – ваши нужды, потребности и переживания – в ситуацию общения с ребенком. Для этого надо научиться думать и говорить на языке вашего внутреннего «Я», т.е. на языке положительных Я-высказываний.

  1. Упражнение «Я-высказывание».

Инструкция: прямо сейчас сформулируйте несколько я-мыслей. Закончите каждое из предложений тремя различными способами, просто для того, чтобы почувствовать вызываемые ими ощущения:

  • Я чувствую себя…возбужденным (преисполненным надежды, озадаченным, голодным, раздосадованным).
  • Я хочу…(иметь больше хороших друзей, отдохнуть, уважительного отношения к себе).
  • Я собираюсь… (пойти спать, поехать на отдых, заботиться о себе).

Возьмите за правило каждый день на следующей неделе составлять и произносить вслух, по крайней мере, по три таких предложения: я чувствую, я люблю, я хочу.

В ситуации общения с ребенком старайтесь ориентироваться на собственные ощущения. Ваш внутренний сигнальщик подскажет, что вам сказать и что сделать. Например, подросток включил очень громкую музыку. Наиболее распространенная реакция будет: «Выключи сейчас же. Можно оглохнуть!» вы выражаете свое недовольство, но не осознаете, почему вас не устраивает эта громкая музыка. Прислушайтесь к своим внутренним ощущениям. Может быть, вы устали и хотели тишины? Скажите об этом: «Я устала и хочу побыть в тишине».

  1. Упражнение «Передай сигнал».

Участники с закрытыми глазами встают в круг, в затылок друг к другу и по очереди передают какое-либо движение. Оно должно вернуться к участнику и тогда следующий по очереди передает другое движение.

  1. Арт-терапия «Мой ребенок».

Инструкция: вспомните ваши ощущения, с которыми  вы ожидали своего ребенка. Изобразите их красками. Не бойтесь несовершенства вашей техники. Для вас главное – совершенствование ваших ощущений и чувств.

Каким вы видите вашего ребенка теперь? Не стремитесь передать в рисунке все проблемы, которые связываются в вашем сознании с ним. Участники приступают к рисованию. Затем родители комментируют свои работы.

Психолог подводит итог: «Каким бы он ни был, он все равно РЕБЕНОК, ваш ребенок. Он нуждается в вашей любви и заботе. А эти чувства всегда во все времена существования человечества были прекрасны. Желаю вам успехов на этом пути».

  1.  Музыкальная релаксация.

Инструкция: займите удобное положение. Полностью расслабьтесь. Сосредоточьтесь только на моем голосе. Старайтесь выполнять то, что я говорю. Слушайте только меня. Отвлекитесь от ваших проблем. Сейчас этих проблем нет. Есть только вы и ваши ощущения. Почувствуйте, как расслабляется все ваше тело, каждая часть вашего тела. Голова легкая. Она свободна от тяжести и проблем. Расслабьте вашу грудь. Ей легко. Почувствуйте, как легко дышится вашей груди. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Расслабьте ваши руки. Почувствуйте легкость в руках. Ваши руки легкие, сильные. Ощутите расслабленными ваши ноги. Все тяжесть и усталость ваших ног ушли вниз, в пол, в землю. У вас легкие, быстрые ноги. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Вы легки, проворны, сильны (3 раза). Ваше тело легкое, проворное, сильное (3 раза)…и вы отдохнули…открывайте глаза…как вы себя чувствуете?

  1. Работа по подгруппам: «Права родителей и детей».

Участники делятся на подгруппы, одна из которых  формулирует права ребенка, а другая – права родителя. Далее происходит взаимное предъявление этих прав друг другу и утверждение всего списка при взаимном согласии. Принятые права фиксируются на листе ватмана.

  1.  Рефлексия занятия. Прощание.

Занятие: Что такое ответственность и как ее передавать ребенку?

Цели: 1. Проблематизировать представление родителей об ответственности. Показать значение ответственности для развития самопонимания подростка.

2.        Обучение передачи ответственности.

3.        Приобретение навыков аутентичного (понимающего) общения.

Содержание занятия.

1. Информационная часть.

а) Понятие об ответственности.

В ответственности выделяются две стороны:

1)ответственность в смысле нормативности, послушности, социального долга;

2)        ответственность как сопричастность бытию,   как ответственность прежде всего перед самим собой. В первом ответственность отражает подотчетность в плане реализации им требований общества с последующим применением санкций в зависимости от степени вины или заслуг. Следовательно, ответственность выступает здесь как средство внешнего контроля и внешней регуляции деятельности личности. С такой ответственностью (социальной нормативностью) тесно связано понятие конформизма (отказ от себя, тяга к объединению, общности с другими, подчинение в противовес автономии и независимости). Во втором случае ответственность отражает отношение к самому субъекту, его расположенность, принятие, готовность осуществлять должное. Здесь ответственность - следствие самопонимания, которое служит средством внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции  (саморегуляции) деятельности личности. Принять ответственность на себя – значит осознать свою причастность и готовность действовать, невзирая на обстоятельства, часто даже вопреки им, менять что-либо в себе или окружающей действительности.

б) Три стадии ответственности родителей по К. Роджерсу:

ответственность абсолютная; родители начинают передавать свое «Нет» ребенку; родители приходят к взаимопониманию с ребенком, предлагая объяснение.

в) Технология Р.Т. и Дж. Байярдов, трансактный анализ Э. Берна: Родитель, Взрослый, Ребенок.

г) «Я-высказывания» - это способ сообщения кому-либо информации о ваших собственных нуждах, чувствах или оценках без оскорбления или осуждения того, к кому обращено высказывание.

2.        Взаимосвязь ответственности и целей воспитания.

3.        События жизни родителя и события жизни ребенка. Передача ответственности за события жизни ребёнка.

4.        Тренировка аутентичного общения.

Методические приемы.

1. Дискуссия на тему «Что такое ответственность?». Диспут осуществляется по следующему плану: 1. Родители письменно отвечают на два вопроса: Что такое ответственность? Цель (идеал) воспитания? 2. Родителей просят найти взаимосвязь этих понятий и высказаться.

2. Дискуссия «Как передать ответственность ребенку?».

Родители в свободной форме высказываются по этому вопросу.

Что такое ответственность?

Цель(идеал) воспитания

3. Составление списка событий жизни родителя и событий жизни ребенка. Передача ребенку решения его проблем.

«Составьте список, что беспокоит вас в отношении ребенка. Выберите из него то, что имеет определённые последствия для жизни ребенка, но никак не влияет на вас. После этого решите, какие пункты из событий жизни ребёнка вы можете передать прямо сейчас».

16. Техники аутентичного общения:

а)        активное слушание (пересказ, молчание, резюме и др.). Это упражнение хорошо выполнять в парах. Например, один родитель рассказывает о своем ребенке, а другой активно слушает.

б)        «Я-высказывания» и «ты-высказывания». «Вспомните какую-нибудь ситуацию общения со своим ребенком. В парах разыграйте ее. Используйте «Я-высказывания»;

в)        трансактный анализ. «Проанализируйте ваше общение с ребенком с точки зрения эго-состояний: Родитель, Взрослый, Ребенок. Выявите наиболее часто встречающееся у вас эго- состояние. Определите его внешние признаки. Потренируйтесь в использовании других эго-состояний».

Примечание. Возможно следующее подведение итогов занятий.

Ведущий: «Будьте «живым» родителем, который не просто разрешает-запрещает, а свободно общается на языке своих ценностей. Это создает условие, чтобы ребенок стал причастным к вашей жизни, а следовательно, имел возможность согласиться-не согласиться с вашими ценностями, найти собственную цель, то есть лучше понимать себя и в итоге стать ответственным».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский клуб «Развитие» как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями в целях развития потенциальных возможностей ребенка.

В статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по организации работы детско-родительского клуба «Развитие»,  в  основе которой  лежит   совместная детско-родительская...

«Тренинг родительской эффективности»

Проект работы с родителями...

Консультация с тренингом для родителей «Родительская эффективность»

Создание образовательного пространства для эффективного детско – родительского взаимодействия...

Тренинг родительской эффективности

Пояснительная записка.В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании ...

Отчет о работе с родителями по системе «Родительская эффективность»

Семья и детский сад — два кита, на которых стоит наше будущее. Не редко им не хватает взаимопонимания, компромисса, чтобы услышать друг друга и взаимодействовать в согласии. Как же изменить тако...

Консультация с тренингом для родителей «Родительская эффективность»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19471907","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"277","width":"156"}}]]Создание образовательного пространства для эффективного детско...