Игра как средство воспитания самостоятельности дошкольника
статья (старшая группа) на тему

Каплюченко Любовь Викторовна

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни.Современные психологи советуют приступить к развитию сампостоятености как можно раньше.

Воспитание самостоятельности предпологаетпредоставление ребёнку помощи только тогда, когда он сам этого попросит.  Взрослым следует всячески поощрять малыша к самостоятельности, тем более в руках взрослых есть замечательный козырь - игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каплюченко Л.В.

Игра, как средство воспитания самостоятельности дошкольника

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни, и оно должно воспитываться с раннего возраста. Современные психологи и педагоги рекомендуют приступать к воспитанию самостоятельности у детей как можно раньше. В первую очередь родители не должны выполнять за малыша то, с чем он может справиться сам.

Воспитание самостоятельности у детей данного возраста предполагает предоставление ребенку помощи только тогда, когда он сам этого попросит. Естественно, родители лучше понимают, как осуществить то или иное действие, но обязательно нужно предоставить малышу возможность найти самостоятельное решение. В то же время, если ребенок будет делать то, что представляет для него опасность, крайне необходимо оградить его от этого.

Взрослым следует всячески поощрять стремление малыша к самостоятельности (конечно же, в пределах разумного). Они могут предоставить ребенку возможность попробовать свои силы в некоторой домашней работе: полить цветы, постирать свой платочек, помыть чашку и т.д. В данном случае важен воспитательный момент, а не конечный результат.

Поэтому нужно поддерживать и одобрять действия ребенка и ни в коем случае его не критиковать. Все, что требуется от взрослых - это объяснить малышу, где он допустил ошибку и как ее исправить.

В данном возрасте детям следует уже чаще предоставлять возможность действовать самостоятельно. Например, ребенок может сам выбирать себе одежду, которую он наденет. При этом родители могут ему помочь и объяснить, как сочетать вещи и выбирать предметы гардероба по погоде. Кроме того, при покупке детских вещей взрослым уже нужно учитывать выбор и вкус ребенка.

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста также предусматривает ознакомление малыша с правилами и нормами поведения, которых придерживаются все члены семьи. Для этого желательно закрепить за ребенком какое-то несложное поручение, например, уборку своего уголка с игрушками либо помощь в уходе за домашним питомцем.

Воспитание такого важного навыка как самостоятельность, прежде всего, предполагает формирование у малыша способности самому находить себе занятие и некоторое время заниматься им, не привлекая к этому взрослых

Дети по своей природе очень активны и поэтому задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Тем более в руках у взрослых имеется лучший козырь - детская игра, то есть занятие, которое ребенок любит больше всего на свете.

Игра как ведущая деятельность старших дошкольников, является отличным средством для личностного развития детей. В игре можно формировать почти все полезные качества малышей. Самостоятельность в игре развивается непроизвольно. Ведь в игре ребенок предоставлен самому себе, находится в среде таких же малышей. Тут не нужны просьбы и указания взрослого. Дети сами знают, что делать с игрушками. А придумывая сцены и ситуации, дети незаметным для себя и других приобретают навыки самостоятельности. В игровых ситуациях у ребенка повышается активность. Игровая активность ведет к тому, что ребенок сам ведет игровой сюжет в том направлении, которое кажется ему наиболее интересным.

Игры для развития самостоятельности у дошкольников.

1. «Правый -- левый» (хитрая игра)

Если ваш малыш еще путает правый и левый ботинки, помогите ему при помощи небольшой хитрости. Нарисуйте на ботинках два глазика, которые, если правильно их надеть, смотрят друг на друга.

Можно не рисовать, а купить любую наклейку и, разрезав ее пополам, наклеить на оба ботинка. Попросите малыша собрать картинку -- он с удовольствием согласится.

2. «Мышиные хвостики» (игра, которая облегчает завязывание шнурков)

Разучите вместе с малышом небольшие стихотворения и повторяйте их каждый раз, когда завязываете шнурки.

Запоминалка

Раз шнурок и два шнурок Перекресток. Узелок.

Вот поссорились концы, Разбежались молодцы,

Спинки сделали дугой -- Вот один, а вот другой.

Помирились -- повстречались И опять узлом связались.

3. Игра с мышиными хвостиками

Хвостик, хвостик, перекрест,

Хвостик в дырочку пролез.

Потянули, завязали,

Вместо мышек ушки стали.

Ушко, ушко, снова крест,

В норку заюшка залез.

Расскажите ребенку о мышиных хвостиках и заячьих ушках. Примерно так: «Вот смешные мышиные хвостики. Вот один, а вот другой. Один кладем на другой -- перекрест. Один хвостик пролезает в серединку заячьей норы. Испугались хвостики зайца -- разбежались в разные стороны. А вот и сам зайка появился. Вот одно ушко, а вот другое. Ушки играют в ту же игру». Эти образы помогут малышу запомнить последовательность в завязывании шнурков.

4. «Веселая шнуровка» (игра)

Чтобы научить ребенка шнуровать ботинок, вам понадобится дырокол и плотная бумага или картон. Сделайте дыроколом отверстия, можно в произвольном порядке, можно в виде шнуровки на ботинках. Возьмите шнурок, плотную веревку или проволоку и покажите, как можно продевать ее через дырочки. А еще можно делать небольшие узоры.

Даже самые маленькие дети включаются в игру, в которой нужно провести червячка (шнурок) через картонное или деревянное яблочко.

5. «Научи меня» (прием)

Иногда малыш уже умеет все делать сам, но почему-то не хочет. Он говорит: «Не могу, не умею, сделай сама, помоги...» В такой ситуации мама вдруг становится очень-очень беспомощной: «Ой, что-то у меня не получается. А что теперь надеть? А как это делать? Может, ты поможешь? Научи меня». Если сыграть искренне (ну, разучилась мама или заболела), ребенку придется спасать ситуацию, и он почувствует себя очень важным и все умеющим.

6. «Наглядные напоминания» (прием)

Чтобы было проще запомнить последовательность каких-либо действий, рисуйте «напоминалки».

Такие рисунки очень помогают ребенку стать самостоятельным, потому что не мама его контролирует, а он сам вспоминает.

Проходя мимо такого рисунка, малыш с удовольствием выполнит то, что нарисовано. Когда картинка станет привычной и перестанет привлекать внимание - нарисуйте новую.

Придумывайте и рисуйте «напоминалки» вместе!

Примеры напоминаний: рисунки «как сделать бутерброд», «как убрать постель», «как собрать игрушки», «как почистить зубы».

7. Ролевые игры

Используя игрушки, разыграйте следующие ситуации.

О зайце, который не умел есть. Каждый раз, когда он хотел съесть сладкую морковку, он звал маму, она выкапывала ее и кормила зайчика. Но однажды он был очень голодным, а мамы не было рядом. Пусть ребенок сам придумает, как справился зайчик.

О пингвине, который не умел раздеваться. Все пингвины отправились плавать в море, а он стоял на берегу и не мог снять свой пингвиний фрак.

Таким образом, первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.

В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в игре уделено особое место. У ребенка дошкольного возраста, усвоившего достаточный запас знаний и умений, в рамках этой деятельности развиваются такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения осознания необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников

В этом материале рассккзывается о пользе игры для детей при формировании их активности и самостоятельности....

"Игра, как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников".

Данная статья поможет в воспитание активности,самостоятельности и успешного развития дошкольников через игру....

«Центр ПДД как средство воспитания самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольников при соблюдении безопасного поведения на дороге»

Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию с...

Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников

Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников          Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у де...

Игра - как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников

И снова немного об игре....В нашей работе без неё никуда!...

Театрализованные игры, как средство воспитания у дошкольников интонационной выразительности речи

Развивать выразительность речи,надо начинать,ещё с дошкольного детства.В этом могут помочь театрализованные игры и игры драматизации....

Консультация "Игра как средство воспитания младших дошкольников"

Игра является важным видом деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Поэтому особое внимание воспитатели заостряют именно на игровой деятельности дошкольников....