Пальчиковая гимнастика
консультация (младшая группа) на тему

Белоусова Елена Александровна

Пальчиковая гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_palchiki.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем пальчики у детей, развиваем речь.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» - это высказывание принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому.

Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. Нужно уделять внимание и правой и левой руке в равной степени, только так мозг будет развиваться гармонично. Связь рук и полушарий зеркальная, то есть правая рука связана с левым полушарием, а левая с правым. Воздействуя на моторные зоны всего головного мозга можно обеспечить развитие и творческого правого и мыслительного левого полушария. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. 

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики.

I.Пальчиковый игротренинг.

В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:

Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.

Во-вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.

  1. Пальчиковая гимнастика с предметами: шишками, грецкими орехами, карандашами, катушками от ниток, фасолью, горохом. Предмет вкладывается между ладонями и можно приступать катать туда – сюда в различных направлениях, совершать круговые движения ладоней между собой, зажимать предметы пальцами.
  2. Самомассаж кистей и пальцев рук.
  3. Фольклорные пальчиковые игры: «Солим капусту», «Медвежонок в гости шёл», «Пчёлка» и другие.

II. Творческие упражнения:

  1. Игры с пластилином: картины из кусочков пластилина, выкладывание на пластилиновой основе крупами, пластилиновые узоры.
  2. Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных математических представлений (цвет, счет, форма, размер).
  3. Игры – шнуровки развивают глазомер, внимание, мелкую моторику, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становлению речи.
  4. Рисование -  это не только прекрасный тренинг для развития моторики, но и для развития памяти, внимания, мышления. Рисовать можно веревочкой, обводить плоские фигуры, трафареты…
  5. Мозаика крупная и мелкая.
  6. Игры на базе конструктора «Лего». Эти игры способствуют не только развитию мелкой моторики, а также формирований о цвете, форме и ориентировке в пространстве.
  7.  Пазлы (твёрдые и мягкие).
  8.  Аппликация – учить рвать и мять бумагу, наклеивать.
  9. Конструирование из бумаги (оригами).
  10. Ручной труд (поделки из круп, семян, шишек, желудей) способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, тонкости в выполнении действий.
  11.  Игры с нанизыванием: «Собери пирамидку», «Собери бусы».
  12.  Игры с прищепками. Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М.М.Кольцовой, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».
  13. Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка не только моторику, но и любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора. 

III. Волшебный карандаш.

  • Штриховка
  • Графический диктант.
  • Работа с трафаретами.
  • Лабиринты.
  • Волшебные узоры (раскрасить по цифрам).
  • Рисунок по образцу.
  • Дорисовка по принципу симметрия.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...