"Создание - предметно развивающей среды для развития речи детей"
консультация на тему

"Создание - предметно развивающей среды для развития речи детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для  воспитателя

« Создание предметно-развивающей среды для развития речи детей»

1 Книжный уголок.

Работа в книжном уголке должна планироваться и быть целенаправленной. Уголок должен быть оборудовать так, чтобы в нем решались все вопросы развития речи в индивидуально-ориентированной форме.

Место для книжного уголка.

Книжный уголок должен быть хорошо освященным ( естественный свет) или с дополнительным освящением и находиться вне зоны занятий.

Наглядное оформление и оснащение:

а) Если на занятиях мы беседуем с детьми о творчестве писателя или поэта, его портрет выноситься на занятие, а потом остается в книжном уголке ( приблизительно на месяц). В методическом кабинете хорошо бы иметь несколько разных портретов одного писателя.

б) Эстампы или фотоиллюстрации:

- по теме занятия по ознакомлению с окружающим миром;

- по теме занятия по ознакомлению с художественной литературой – книжная графика, иллюстрации к прочитанным книгам;

- по временам года.

в)  Горизонтальная плоскость для выставочных материалов:

- желательно, чтобы  был журнальный столик на 2-3 ребенка.

- может быть магнитофон или проигрыватель для прослушивания сказок.

Содержание книжного уголка:

а) детская художественная литература:

- во- первых , та, которую воспитатель читает на занятии, именно детские книги с иллюстрациями, а не хрестоматии, не по одному экземпляру.

- во- вторых, та , которую воспитатель читает для расширения сюжета детских игр ( эти книги подбираются на месяц);

В- третьих, любимые книги детей, которые читаются по желанию детей, с продолжением;

- в младших и средних группах одна и та же книга в нескольких экземплярах; в старшем возрасте- одно и то же произведение, но проиллюстрированное разными художниками, в разном оформлении.

б) Иллюстрированный материал:

- иллюстрации, которые прошли через занятия и все виды деятельности детей ( срок назад по плану воспитателя- месяц);  еженедельно иллюстрации обновляются;

- иллюстрации, касающиеся профессиональной деятельности людей, явлений социальной жизни; в иллюстрациях о природе желательны не пейзажи, а сюжетные картинки « Ребенок в данное время года»

- Предметные картинки- по каждой тематике по 2-3 , не более.

- размер картинок и фотоиллюстраций  от половины альбомного листа до альбомного

листа;  все картинки наклеены на паспарту в одном стиле.

- все иллюстрации связаны не только с темами художественной литературы, но и с темами занятий по ознакомлению с окружающим  миром. В старшем дошкольном возрасте этих  тем 3-4 в месяц; из них 2-3 темы о социальной жизни, 1 тема- о природе; 2-3 картинки по каждой теме.

Все эти материалы должны быть в книжном уголке ежедневно. Ежедневно, но не одни

и те же. Содержание должно постоянно меняться, обогащаться! Примерно  раз в неделю, вместе  с изменением темы занятий, появляются и новые иллюстрации. Они остаются в книжном уголке примерно месяц. Одновременно с появлением новых материалов убираются старые.

в) Тематические выставки.

Оформляются по двум направлениям: памятные даты страны, юбилеи или дни рождения писателей.

В младшей группе выставки организуются только к концу учебного года, по сказкам; в средней группе- 3-4 выставки в год; в старшем возрасте- 4-5  выставок в год, может быть и более.

Одна из форм работы в книжном уголке и один из видов  выставок- презентация детьми любимых книг, которые они принесли из дома. Эта работа проводится в тесном контакте с семьей- родителей просят принести иллюстрации , семейные фотографии, о которых рассказывают дети.

Материал для выставки собирается за месяц, а выставляется накануне, вместе с детьми: «Посмотрите , дети , вот у нас картины, книги, посвященные….. …, давайте

подумаем , как их лучше расставить, разместить, чтобы было удобнее их рассматривать…»

Выставки могут устраиваться в разных группах по различным темам.

Потом дети приглашают  друг друга в гости – одна группа идет в гости к другой, совместные полдники, чаепития. Воспитатель ненавязчиво проводит подготовку к приему гостей: напоминает детям правила хорошего тона, этикета при походе в гости и встрече гостей, правила сервировки стола.

Можно пригласить и родителей посетить выставку в группе: опять подключаются этикет, эмоциональный подтекст.

Выставка планируется в годовом плане, перспективном планировании. Когда в книжном уголке оформляется выставка, все остальные материалы убираются.

г) Детские журналы.

2. Библиотека.

В дошкольном учреждении библиотека может трех видов: библиотека  в группе, одна библиотека на две группы, отдельная библиотека для всего детского сада в отдельном помещении.

Библиотека в группе.

Оформляется  только после того, как дети побывают на экскурсии в настоящей библиотеке, где их познакомят  с предназначением, правилами работы, размещением книг, формами работы с читателями. Упор делается на то, зачем людям нужны библиотеки. Можно сотрудничать со школьной библиотекой – обмениваться книгами.

После этого организуется своя библиотека в группе. Устройство библиотеки – дело детей, а не воспитателя. Поэтому при размещении книг на стеллажах, при распределении книг по разным разделам воспитатель прежде всего выслушивает  мнение детей.

Детская литература в методическом кабинете храниться не должна. Здесь могут быть хрестоматии, особенно ценные , редкие книги, альбомы.

Работа в библиотеке .

- Устройство библиотеки- ритуал, который можно повторять много раз. Он несет огромное воспитательное значение: дети учатся бережно относиться к книге.

- Иллюстрации книг – помощь в понимании содержания.

- Распределение книг: сказки, книги о животных, стихи…- важно, чтобы дети договорились и решила сами. Здесь затрагивается и социальный аспект, и познавательный ( дети придумывают знаковую систему, формируется их умение самостоятельно находить информацию)

- Очень ценно, если в библиотеке будут книги, изготовленные и придуманные самими детьми, - рисунки, рассказы детей, воспитатель помогает делать обложку, родители помогают записать рассказ.

- Воспитатель помогает детям внимательно всматриваться, изучать иллюстрации, самостоятельно находить нужную книгу по знаковой системе, определенным обозначениям.

- Важно, чтобы книги читались и рассматривались не только в детском саду, но и давались для прочтения домой: здесь подключается работа с родителями. Дети могут приносить и книги из дома – для обмена с друзьями.

Библиотека  на две группы. Организуется по тем же принципам – для детей одного возраста, если в дошкольном учреждении есть две подготовительные или две старшие группы.

Отдельная библиотека в свободном помещении.

Здесь собирается детская художественная литература, и распределяется она не только по предметным принципам, но и по возрастным.

Оборудование: стеллажи с книгами, доступные детям.

Технический уголок: аудиоаппаратура, кассеты. Пластинки, диафильмы.

Работа в библиотеке. Сюда может уйти часть работы из книжного уголка, например тематические выставки.

3. Материалы для театрализованной и самостоятельной художественно-речевой деятельности.

Младшая группа.

- фланелеграф  или магнитная доска ( коврограф) с набором тех персонажей из произведений художественной литературы, которые читаются по возрасту, - сказок, песенок, потешек.

- уголок ряжения с элементами костюмов;

- театр на ложках;

- театр на варежках;

- театр игрушки ( небольшие игрушки высотой 10-12 см)

- ширма.

Средняя группа.

- те же материалы, что и в младшей группе, но с учетом тех литературных произведений, которые читаются по возрасту.

- театр на ложках, варежках, театр игрушки обогащаются дополнительными  персонажами;

- куклы бибабо.

Старший возраст.

- остаются те же виды театра, что в средней группе, расширяется их содержание, но плоскостного театра становиться меньше;

- куклы бибабо;

- марионетки;

- тростевые куклы;

- элементы костюмов и декораций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда для развития речи детей

Этот материал содержит важную  информацию для родителей о вреде и пользе компьютерных технологий....

Статья "Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей"

Немаловажную роль в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи, играет создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, кабинете логопеда и дома. Правильно организов...

«Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»

Данный материалл будет полезен педагогам младших групп ДОУ. Раскрывает особенности и тебования к организации предметно-развивающей седы по развитию речи в группе. Какие зоны необходимо создать в групп...

Создание предметно - развивающей среды, стимулирующей развитие творчества детей дошкольного возраста

Среда, созданная в непосредственной образовательной деятельности,  позволяет детям прочувствовать ситуацию, закрепить определённые навыки, узнать новое. Эта среда отражает содержание образователь...

Доклад для педагогов На методичемком обьединении « Создание предметно – развивающей среды для развития речи дошкольников

Доклад для педагогов На методичемком  обьединении Создание  предметно – развивающей среды для                         ...