Статья "Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей"
статья по логопедии на тему

Павлова Надежда Андреевна

Немаловажную роль в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи, играет создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, кабинете логопеда и дома. Правильно организованная предметно-пространственная среда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности;стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_predmetno-razvivayushchey_sredy.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая деятельность - это одна из высших психических функций. Ее недостатки могут быть проявлением какого-либо неблагополучия в общем развитии ребенка. Задержанное развитие речи на определенных этапах начинает задерживать формирование других психических функций, негативно влияет на общее развитие, общительность, обучаемость ребенка. Даже не грубые недостатки в развитие речи в дошкольном возрасте создают серьезную угрозу для освоения ребенком навыков чтения и письма.

Речь - важный показатель гармоничности и благополучности развития ребенка. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Доказано, чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи - ее звуковой стороны, словарного состава, граРабота по развитию речи - это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи как системы. Своевременная помощь поможет малышу быстрее и легче преодолеть свои речевые недостатки, а в дальнейшем ощущать себя более успешным и счастливым.

Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, социальных явлений и навыкам поведения, основы личностной культуры.

Немаловажную роль в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи, играет создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, кабинете логопеда и дома. Правильно организованная предметно-пространственная среда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности;стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованных занятий и самостоятельной деятельности детей.

Обстановка, созданная в группе и дома, должна уравновешивать эмоциональный фон ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность - одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает все яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

В современном мире одной из составляющих предметно-развивающей среды детей являются информационные технологии. В век технического прогресса, мы уже не можем обойтись без компьютера, планшета, пиэспи и тому подобных гаджетов. Компьютерные технологии являются частью современного образовательного пространства в дошкольных и школьных учреждениях. Все чаще друзьями детей становятся не их сверстники, не реальные игрушки, а цифровые гаджеты. Малыши получают в подарок не книги, а электронные игрушки. С приходом в нашу жизнь умных машин, взрослым нужно очень хорошо задуматься о влиянии их на развитие детей.

При грамотном и целенаправленном использовании умной машины можно выделить ряд положительных моментов. Это:

  1. в первую очередь, способ заинтересованности и мотивации ребенка к занятиям;
  2. компьютер и мультимедийные средства это удобный современный способ оснастить учебное занятие, добавить больше наглядности, привлечь ребенка к учебному материалу;
  3. информационные технологии дают возможность самостоятельного обучения, в любом месте и в любое время;
  4. производители информационных технологий утверждают, что грамотное пользование планшетов и компьютеров позволяют развивать способности ребенка.

Но все эти плюсы (ИТ) актуальны для детей старшего возраста. Как доказали врачи-психиатры дети раннего возраста и дошкольники имеют слабую, неокрепшую психику. Компьютер рассчитан на взрослый мозг, детский мозг только развивается и ему тяжело осваивать сразу и реальную и виртуальную информацию. Отсюда появление у детей агрессивных, возбужденных, тревожных состояний, появление компьютерных зависимостей. И самое актуальное и распространенное это серьезные отставания в речевом развитии. Ведь для того, чтобы ребенок заговорил необходимо развивать в первую очередь эмоционально-личностую сферу, а компьютер лишен этой важной составляющей.

Дозированность виртуальной нагрузки: до 3 лет никакого компьютера, до 6 лет никаких игровых приставок, до 9 лет никакого Интернета, с 12 лет пользование интернета под присмотром взрослого.

Есть определенные естественно-физиологические законы формирования деткой психики. А речь, как всем известно, является высшей психической функцией. Самым синзитивным, благоприятным периодом познания мира является возраст до трех лет. Он должен все понюхать, потрогать, ощупать, попробовать на зуб. При этом все пять чувств включены в исследовательскую работу ребенка. А если они работают, значит ребенок развивается. Ведущей деятельностью возраста до года является эмоциональное общение матери и ребенка. Далее появляется предметная, манипулятивная и игровая деятельность. Высшей формой игры является сюжетно-игровая игра, в процессе которой формируются диалогическая и монологическая формы речи. Параллельно с игровой деятельностью ребенку необходимо осваивать процесс чтения, сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Ведь чтение как говорили К.Д. Ушинский и Д.Б. Эльконин - это инструмент развития души и интеллекта ребенка. Благодаря чтению ребенок учится думать, анализировать, размышлять, принимать важные решения. Как говорил Л.С. Выготский речь не существует сама по себе, речь обслуживает ведущую деятельность возраста. Таким образом, можно сказать, что ребенку раннего и младшего дошкольного возраста для общего и речевого развития компьютер необходим в меньшей степени, нежели чтение, сюжетно-ролевая игра и непосредственное общение с родными.

В логопедической работе игра стала одним из действенных инструментов активизации речевых и познавательных способностей детей, воспитание у них устойчивого интереса к учебной деятельности. Включение разных видов игр в коррекционные занятия обеспечивает познавательный эффект не только в преодолении речевых нарушений, но и в развитии психологической базы (восприятия, внимания, памяти, мышления). Особенно важна роль игры в становлении ребенка как субъекта коммуникативной и учебно-познавательной деятельности.

В оформлении группы, кабинета логопеда и комнат в доме специалисты советуют использовать пастельные цвета, предпочтительнее отдавать нежно-голубой и нежно-зеленой гамме, которые способствуют успешному речевому развитию. Необходимо продумать вопрос о дополнительном освещении. Во всех помещениях, в которых находятся дети, должно быть уютно, светло и радостно. Очень важно, чтобы дети ощущали эмоциональный комфорт. Обстановка в группе и кабинете должна максимально быть приближена к домашней, чтобы снять стрессообразующий фактор.

Дети логопедической группы в своей массе моторно неловкие, плохо координированные и поэтому следует уделять особое внимание соблюдению правил охраны жизни и здоровья. В группе должно быть просторно, в ней должно быть достаточно много места для передвижений детей. Мебель в группе и кабинете необходимо закрепить, острые углы закруглить.

В дошкольных учреждениях создаются условия, приближенные к домашним. Однако следует помнить, что личность ребенка формируется прежде всего в семье. Поэтому важна роль родителей в образовательно-воспитательном процессе, которые выполняя рекомендации педагогов, организуют в домашних условиях предметно-пространственную развивающую среду.

Совместные усилия педагогов и родителей способствует воспитанию гармонично развитой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен учителю - логопеду для  оснащения  как  группового  речевого уголка ,а  также  в виде консультации  для родителей массовых групп....