Выступление из опыта работы.
материал по теме

Васютина Лариса Ивановна

 «Формирование самооценки индивидуальных достижений дошкольника

в спортивно-игровой двигательной деятельности

как инструмента реализации требований ФГОС ДО»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad-vystuplenie.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование самооценки индивидуальных достижений дошкольника

в спортивно-игровой двигательной деятельности

как инструмента реализации требований ФГОС ДО»

     Выполнила:

                                                         Васютина Л. И., инструктор по физкультуре

Старый Оскол

2018

Детство – является одним из наиболее активных этапов становления личности. Ни в одном другом возрасте индивид не постигает такое количество качественно своеобразных стадий жизни как в раннем возрасте. Из абсолютно беззащитного ребенка он преобразуется в индивида с собственными интересами, нуждами, чертами характера, ценностными ориентирами, нравственными принципами, первыми взглядами на жизнь, на мир, на человеческое общество. Главным центром личности считается самооценка человека, которая в свою очередь помогает определить жизненные ориентиры человека, степень его притязаний и всю систему оценок. Самооценка оказывает воздействие на формирование стиля и поведения, обуславливает динамику и направление развития человека.

Самооценка является основой самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и системе отношений с другими людьми.

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие Совпадение реального "Я" с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия ребенка.

Формирование самооценки происходит на протяжении всего дошкольного возраста и зависит от характера общения ребенка со взрослыми и от их оценок его деятельности, поведения, личных качеств.

     Самооценка играет важную роль в регуляции деятельности и поведения ребенка. В зависимости от того, как оцениваются индивидом собственные качества и возможности, он принимает для себя те или иные цели деятельности, формируется то или иное отношение к успехам и неудачам, тот или иной уровень притязаний.

Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в детском возрасте:

1) опыт общения ребенка с взрослыми;

2) опыт общения со сверстниками;

3) индивидуальный опыт ребенка;

4) его умственное развитие

     Опыт общения ребенка со взрослыми является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен.

     Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки.

     Роль взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем:

• сообщение ребенку сведений о его индивидуальных личностных особенностях;

• оценка его деятельности и поведения;

• формирование ценностей, социальных нормативов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам;

• формирование умения и побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.

    Существуют виды самооценки:
1. Адекватная.
2. Завышенная.
3. Заниженная.
Признаки завышенной самооценки: 
«Я самый правильный», «Я лучше всех».
Признаки заниженной самооценки:
Не уверен в себе, застенчив, нерешителен.
Признаки адекватной самооценки:
Адекватное восприятия образа «Я».

    Дети завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе весьма сложные, задачи "сразу". Они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание.

Дети с адекватной самооценкой склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к успеху.

Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними.

Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативны, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.

Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные дети.

    Заниженная самооценка в этом возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей. По мнению ряда авторов, проявление в деятельности и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии.

Для того что бы сформировать позитивную самооценку у ребенка, нужно сформировать в семье ряд таких условий, чтобы ребенок чувствовал, что он охвачен вниманием, заботой и любовью семьи, невзирая на то, какую оценку он заслуживает в данный момент. Родители должны заострять внимание ребенка на его и достижениях, и успехах, а не подчеркивать его промахи и неудачи.                              

        На занятиях физкультуры происходит постоянное взаимодействие с партнерами и соперниками, в котором рождаются, проявляются и закрепляются черты личности ребенка. На занятиях физкультуры формируются положительные черты личности: лидерство, борьба со страхами, развитие соревновательных способностей, воспитание чувства коллективизма, моральная и физическая подготовка к переживанию различных стрессовых состояний. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий.

        В процессе занятий физической культурой у дошкольника формируются морально – волевые и психические личностные качества.

Целеустремлённость – это проявление воли, понимание ребенком целей и задач, его умение планировать свою деятельность и конкретные действия. Целеустремленность определяет содержание и уровень развития следующих волевых качеств.

Настойчивость - это качество личности, проявляющееся в умении ребенка мобилизовать свои силы для преодоления трудностей, преследуя поставленные перед собой цели.

Инициативность - это активная направленность ребенка для выполнения определенных действий. Инициативность тесно связана с самостоятельностью.

Самостоятельность - это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки, дисциплинированности и самоконтроля.

Выдержка - это сдержанность и проявление тормозной функции воли. Она позволяет ``затормозить'' ребенку те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия.

Дисциплинированность - это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам и установленному порядку.

Самоконтроль – это качество ребенка, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач.

Таким образом, можно отметить, что роль взрослого в психическом развитии ребенка имеет особое значение. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Родители для ребенка на первых порах становятся единственными носителями социальных отношений и единственным соединяющим звеном между остальными связями ребенка с миром. Однако, одного только общения с родителями недостаточно для полного развития малыша. Колоссальную роль в формировании самооценки детей дошкольного возраста имеют количество и качество общения с родителями, особенности семьи, родительское отношение к ребенку, супружеское взаимодействие и др. Так же, нельзя не отметить что, в формирование самооценки большую роль играет детский сад и воспитатели. Именно развитие самооценки в младшем возрасте позволяет ребенку в дальнейшем осуществлять активный жизненный выбор, определяет уровень его стремлений и отношения с окружающим обществом. Важно проводить обучающие семинары, для ознакомления родителей с обязательными правилами воспитания, соблюдая которые, родители будут помогать своему ребенку полноценно, гармонично развиваться психически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активные формы методической работы с педагогами в ДОУ"- выступление из опыта работы

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ"Активные формы методической работы с педагогами" МБДОУ д/с ОВ № 6 Красноарского края ст. Кущевской Активные формы методической работы с педагогами ДОУ. Сегодня необходимы...

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ"

Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс  ДОУ"...

Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

выступление из опыта работы на тему: "Использование наглядного моделирования в работе с детьми по развитию речи".

Наглядное моделирование помогает построить связный рассказ или пересказать знакомый текст без помощи взрослых...

Выступление из опыта работы«Инновационные практики в работе с дошкольниками»

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметной среды. Поэтому, создавая развивающую среду, групповой  ко...

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...